Введение
1 Теоретические аспекты структурированных финансовых продуктов 8
1.1 Структурированные финансовые продукты в системе финансового инжиниринга 8
1.2 Задачи и классификация структурированных финансовых продуктов 13
1.3 Текущее состояние Российского рынка структурированных финансовых продуктов: проблемы и пути их преодоления 20
2 Конструирование структурированных финансовых продуктов 27
2.1 Технологии конструирования структурированных финансовых продуктов 27
2.2 Архитектура структурированных финансовых продуктов: понятие и принципы расчета 35
2.3 Принципы анализа и оценки структурированных финансовых продуктов 58
3 Разработка стратегии моделирования структурированных финансовых продуктов 67
3.1 Архитектура структурированных финансовых продуктов 67
3.2 Анализ чувствительности доходности структурированных продуктов 75
Заключение 79
Список использованных источников
Приложение А
Структурированные продукты приобретают все большую популярность на российском рынке. В частности, такому повышению интереса способствовал мировой финансовый кризис 2008 года, который изменил отношение российских инвесторов к данному типу продуктов.
Колоссальные потери от падения котировок, которые понесли большинство участников финансового рынка, заставили их пересмотреть свои стратегии инвестирования. Приоритетными становятся не только задачи увеличения отдачи от вложений, но и требования по контролю риска.
Структурированные продукты являются передовыми решениями в данной области, представляя собой готовые, заранее «упакованные» стратегии, с заранее предопределенными характеристиками. Инвесторов в них привлекает прежде всего то, что в соответствии со своими предпочтениями они могут выбрать приемлемые для себя сочетания доходности и риска, чего нельзя сказать об инструментах классического рынка. Кроме того, данный способ инвестирования позволяет заработать при любом сценарии развития рыночной ситуации, не рискуя при этом вложенным капиталом, что в условиях высокой волатильности рынков и снижения доходности по традиционным инструментам становится крайне актуальным.
За два-три последних года ускорились темпы накопления сбережений гражданами Российской Федерации, образовался широкий круг инвесторов, нацеленный на долгосрочное инвестирование, то есть сформировался достаточный «пассив Активов» населения. Это дает основания полагать,что наступил подходящий момент для переключения внимания населения от депозита к структурированным продуктам и схемам коллективного инвестирования.
Учитывая повышенный спрос на продукты данного типа, вполне естественно, что все большее число инвестиционных компаний и банков стремится создать успешный бизнес в данном сегменте. Чтобы выдержать возрастающую конкуренцию, им приходится быть все более изобретательными в создании максимально интересных продуктов, способных удовлетворять любые предпочтения клиентов.
Бизнес по созданию структурированных продуктов не является простым. Начало работы с ними требует от управляющих восприятия новых понятий и принципов, не представленных на рынках классических финансовых инструментов. В связи со сложностью и специфичностью структурированных продуктов для добавления их в продуктовую линейку компании требуется немало усилий, затрат ресурсов и знаний. Без понимания того, как устроен продукт, без умения оценивать и модифицировать его параметры, формулировать четкие и понятные любому клиенту условия невозможно преуспеть в данной индустрии.
Популярность данного типа продуктов, а также недостаточность знаний и опыта в конструировании, оценке и хеджировании структурированных продуктов российскими компаниями обуславливают актуальность темы исследования.
Необходимо также отметить, что, несмотря на появление в последнее время множества исследований и статей в периодических изданиях по различным аспектам, касающимся темы структурированных продуктов, в отечественной литературе практически не встречается публикаций или каких-либо рекомендаций, посвященных непосредственно процессу конструирования данного класса продуктов.
Неполнота теоретических обобщений в рассматриваемой сфере проявляется, в частности, в отсутствии общепринятого определения понятия «структурированный финансовый продукт» и единого взгляда на внутреннее устройство данных продуктов, недостаточной развитости понятийного аппарата в данной области. Отечественных исследований, затрагивающих структурированные продукты, практически не имеется. Данные продукты упоминаются в некоторых работах, посвященных рынку производных инструментов . В периодических изданиях время от времени появляются статьи по данной тематике, однако большинство из них носят практический характер. Таким образом, степень разработанности данной сферы является недостаточной - не только в России, но и за рубежом. Это в еще большей степени обусловливает актуальность и необходимость диссертационной работы.
Целью данного исследования является разработка методики конструирования структурированных инвестиционных финансовых продуктов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи.
• Анализ подходов к определению сущности и специфических черт структурированных продуктов.
• Рассмотрение теоретических аспектов конструирования структурированных продуктов.
- Конструирование на основе предложенной технологии структурированных продуктов со встроенными опционами, обладающими разными соотношениями риска и доходности.
• Выявление основных факторов, влияющих на стоимость структурированных продуктов различных типов, анализ чувствительности параметров СП к этим факторам.
Объектом исследования является класс инвестиционных структурированных финансовых продуктов.
Предмет исследования - технология разработки внутреннего устройства, условий и параметров структурированных продуктов.
Теоретической основой данной работы послужили исследования как отечественных, так и зарубежных ученых и специалистов в области финансовых рынков, структурированных продуктов и деривативов, в частности, Х. М. Кэта, Р. Кнопа, П. Вилмотта, Дж. Халла, Дж. Ф. Маршалла,В. Бансала, С. Даса, С. Вайна, Э. Г. Хога, Я. М. Миркина, Б. Б. Рубцова, А. Б.Фельдмана, З. А. Воробьевой, М. Ю. Глухова, С. Бублика и др.
Научная новизна работы заключается в формировании теоретического представления о структурированных финансовых продуктах и разработке на этой основе методики их конструирования для управления рисками и доходностью на финансовом рынке
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Первая глава носит теоретический характер. В ней, в первую очередь, проведен анализ и сравнительная характеристика подходов к сущности объекта исследования, выявлены особенности, отличающие структурированные продукты от других типов финансовых инструментов. Рассмотрены вопросы, связанные с аспектами разработки финансовых продуктов в целом, на основании которых предложен собственный алгоритм конструирования структурированных продуктов, опирающийся на подход, принятый в работе. Кроме того, в данной главе вводятся понятия конструирования, параметра структурированного продукта, даются необходимые пояснения и базовые вычисления, на основе которых строится дальнейшая логика работы.
В следующих главах внимание акцентируется на практическом применении предложенной технологии конструирования на примере наиболее часто используемых структурированных продуктов как на российском, так и на зарубежных рынках.
Во второй главе демонстрируется процесс конструирования структурированных продуктов.
В третей главе разработаны варианты стратегий структурированных финансовых продуктов для коммерческого банка, в зависимости от предпочтений клиента.
В заключении обсуждаются основные результаты и выводы, полученные в ходе исследования, после чего рассматриваются возможности их практического применения.
В данной работе была предпринята попытка рассмотрения теоретических и практических аспектов конструирования структурированных финансовых продуктов.
Среди наиболее значимых выводов, полученных в ходе исследования,можно выделить следующие положения. В теоретической части работы был проведен сравнительный анализ подходов к сущности и устройству структурированных продуктов, подчеркнуты их различия, достоинства и недостатки.
Исходя из рассмотренных подходов, дальнейшие рассуждения были построены на концепции «инструментального» подхода, важным моментом которой является рассмотрение структурированного продукта как набора финансовых инструментов или их комбинаций, среди которых были выделены инструменты с фиксированной доходностью и деривативы.
Необходимо подчеркнуть, что данные положения могут быть распространены как на теоретическое представление о данном классе финансовых продуктов, так и на анализ их внутреннего устройства и методики конструирования
Поэтому далее, исходя из принятой концепции, был уточнен понятийный аппарат и предложено более полное определение термина «конструирование» структурированного продукта.
Итогом теоретического анализа явилось предложение на основе рассмотренных подходов к разработке финансовых продуктов технологии конструирования структурированных продуктов.
Важно отметить, что, несмотря на то, что объектом исследования был класс инвестиционных структурированных продуктов, предложенная схема является универсальной и может быть использована для разработки СП,предназначенных для решения любой другой финансовой задачи.
Главный принцип конструирования состоит в том, что, отталкиваясь от простейших финансовых инструментов с разной степенью риска и доходности, мы их комбинируем таким образом, чтобы в результате получить новый синтетический инструмент с определенными характеристиками, удовлетворяющими требованиям и пожеланиям клиента.
Согласно предложенной схеме, процесс конструирования структурированного продукта выглядит следующим образом:
1) анализ предпочтений потенциальных клиентов, их целей и намерений;
2) моделирование внутреннего устройства продукта на основе выявленных потребностей путем «склеивания» финансовых инструментов;
3) оценка и анализ чувствительности параметров продукта;
4) подстройка условий продукта и его возможные модификации.
На первый взгляд может показаться, что, изучив пожелания клиентов и скомбинировав финансовые инструменты, необходимые для воспроизведения требуемой инвестиционной стратегии, процесс конструирования заканчивается. Однако на самом деле это не так.
Прежде чем предлагать такой продукт клиенту, необходимо сформулировать четкие и понятные условия инвестирования, т. к. ему важен именно результат, а не то, посредством какой стратегии он достигается.
Кроме того, в случае продуктов с более сложной структурой выплат не каждый инвестор сможет самостоятельно вникнуть в их устройство. Поэтому в процессе разработки структурированного продукта важным моментом является выделение экономических параметров продукта, позволяющих количественно оценить результат процесса конструирования.
В данной работе параметры СП были разделены на блок входных и блок выходных параметров.
Значения входных параметров целиком зависят от предпочтений клиентов: это условия, которые они могут выбрать сами в соответствии с собственными представлениями возможного развития ситуации на финансовом рынке. Это такие параметры, как базовый актив, сценарий его поведения, срок, степень гарантии возврата капитала и пр.
Выходные параметры рассчитываются банком или инвестиционной компанией, разрабатывающей продукт, на основе выбранных входных параметров, комиссии и рыночных данных. Выходные параметры еще называются стоимостными, поскольку именно они позволяют оценить привлекательность продукта как с точки зрения его разработчика, так и с точки зрения потенциальных клиентов. Примерами таких параметров являются коэффициент участия и максимальная доходность, принципы расчета которых детально продемонстрированы в работе.
Сам факт выделения набора параметров у каждого типа продуктов не несет особой ценности без их соответствующего анализа. Чтобы повысить привлекательность продукта, необходимо понимать, какие переменные оказывают влияние на стоимость продукта и насколько его параметры чувствительны к изменению выявленных факторов.
В результате проведенного анализа были выявлены основные группы факторов, влияющих на стоимость и выходные параметры структурированных продуктов, среди которых:
- депозитная и безрисковая процентные ставки;
- волатильность базового актива;
- встраиваемая комиссия;
- срок продукта;
- степень гарантии возврата капитала;
- цена начала участия в динамике базового актива (страйк продукта);
- сценарий поведения базового актива, на который рассчитан продукт и др.
Для наглядного анализа воздействия перечисленных факторов и сопоставимости сравнений в практической части работы были смоделированы разные типы структурированных продуктов с одинаковыми исходными данными.
Проведенные вычисления показали, что степень и характер чувствительности стоимости и выходных параметров СП неоднозначны и зависят от типа и внутреннего устройства продукта. Важно отметить также то, что варьируя данные параметры, можно модифицировать продукт,повышая его привлекательность.
Подводя итог, отметим, что результатом процесса конструирования является четкое определение устройства, набора параметров и условий структурированного продукта. Последние представляются в виде формулы выплаты и графика доходности, которые наглядны и понятны любому инвестору и позволяют ему оценить конечный результат вложений.
Повышенное внимание в практической части работы было уделено детальному рассмотрению каждого из этапов конструирования на примере реальных типов структурированных продуктов, включающих стандартные инструменты.
Во второй главе внимание акцентировано на достаточно простых сточки зрения внутреннего устройства продуктах, которые особенно популярны на российском рынке. В частности, здесь были рассмотрены СП,состоящие из депозита и стандартных опционов Колл. Выплата по данным СП зависит от значения базового актива, лежащего в их основе, только на момент истечения срока продукта.
В третьей главе были рассмотрены возможности конструирования продуктов со встроенными опционами Колл, но уже
предлагается использовать опционную стратегию «спрэд». «Бычий» спрэд на основе опционов колл (bullcallspread) представляет собой покупку опциона колл и одновременную продажу опциона колл с более высоким страйком. Это приводит к установлению верхней границы выплаты по опциону. За счет этого стоимость спрэда ниже стоимости одиночного опциона. Это дает возможность встроить в продукт большее количество спрэдов, и увеличить коэффициент участия – например, коэффициент участия может вырасти с 50% до 100%.83
Рассмотрение каждого типа продуктов во второй и третьей главах начиналось с анализа потребностей их потенциальных пользователей, на основе которых моделировалось внутреннее устройство путем комбинации финансовых инструментов в требуемой пропорции для воспроизведения нужной структуры выплат по продукту.
На основе сконструированного устройства выделялись параметры продукта, которые у каждого типа СП различны.
Далее осуществлялась их оценка. После оценки и анализа чувствительности параметров СП к выявленным переменным, были продемонстрированы приемы, позволяющие, варьируя параметры и не меняя самого устройства продукта, его модифицировать, улучшая тем самым его привлекательность.
В заключение хотелось бы отметить, что результаты, полученные входе данного исследования, могут быть использованы банками и инвестиционными компаниями при разработке структурированных продуктов любой степени сложности. Не имея опыта работы с простейшими типами продуктов, не зная базовых принципов их разработки, невозможно сконструировать и успешно продавать продукт с более интересными условиями и сложными формулами выплат.
Кроме того, некоторые положения данной работы могут найти широкое применение и среди рядовых инвесторов. Детальный анализ внутреннего устройства структурированных продуктов может способствовать более глубокому пониманию их сущности с точки зрения клиентов, что позволит им лучше оценить их достоинства и недостатки и приведет к популяризации данного способа инвестирования.
1. Федеральный закон от 22.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»// Консультант-плюс - справочная правовая система.
2. Приказ ФСФР РФ от 4.03.2010 г. № 10-13/пз-н "Об утверждении Положения о видах производных финансовых инструментов» // Консультант- плюс - справочная правовая система.
3. Приказ ФСФР РФ от 15.12.2004 г. № 04-1245/пз-н "Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг"// Консультант-плюс - справочная правовая система.
Книги, монографии, диссертации
4. Буренин А. Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. - М.: Научно-техническое общество имени академика С. И.Вавилова, 2011. - 394 с.
5. Буренин А. Н. Форварды, фьючерсы, опционы, экзотические и погодные производные. - М.: Научно-техническое общество имени академика С. И. Вавилова, 2011. - 466 с.
6. Вайн С. Опционы: Полный курс для профессионалов / С. Вайн. - М.:Альпина Бизнес Букс, 2008. - 466 с.
7. Воробьева З. А. Финансовый инжиниринг на рынке корпоративных облигаций: дисс. канд. экон. наук / Финансовая Академия при ПравительствеРФ. - Москва, 2004.
8. Глухов М. Ю. Структурированные финансовые продукты в системе финансового инжиниринга, диссертация к.э.н. / Финансовая Академия при Правительстве РФ. - Москва, 2007. - 211 с.
9. Коротеева А. С. Мировой рынок структурированных продуктов, диссертация на соискание степени магистра экономики. / Финансовая Академия при Правительстве РФ. - Москва, 2010. - 104 с.111
10. Маршалл Джон Ф., Бансал Випул К. Финансовая инженерия: полное руководство по финансовым нововведениям. / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М,1998. - 784 с.
11. Миркин Я. М., Миркин В. Я. Англо-русский толковый словарь пофинансовым рынкам (2-е издание). - М: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 778с.
12. Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок: Профессиональный курс в Финансовой Академии при Правительстве РФ. - М: Перспектива,1995. - 536 с.
13. НатенбергШелдон, Ник Антилл. Опционы: Волатильность и оценка стоимости. Стратегии и методы опционной торговли. / Пер. с англ. - М.:Альпина Паблишерз, 2011. - 546 с.
14. Омельченко В. В. Оценка стоимости розничных структурированных финансовых продуктов, диссертация к.э.н. / ГУ ВШЭ. - Москва, 2010. - 173с.
15. Панин Д. П. Оценка структурированных продуктов, диссертация на соискание степени магистра экономики. / Финансовая Академия приПравительстве РФ. - Москва, 2010. - 81 с.
16. Рубцов Б. Б. Современные фондовые рынки. - М.: Альпина БизнесБукс, 2007. - 928 с.
17. Фельдман А. Б. Производные финансовые и товарные инструменты:Учебник. - Финансы и статистика, 2003. - 304 с.
18. Bateson, Richard. Financial Derivative Investments: An Introduction toStructured Products. - Imperial College Press, 2011.
19. Bluemke, Andreas. How to Invest in Structured Products: A Guide forInvestors and Asset Managers. - Wiley Finance, 2009.
20. Bublik, Stanislav. The Use of Structured Products for Increasing InvestmentEfficiency of Institutional Investors, Bachelor thesis. / Plekhanov RussianAcademy. - Moscow, 2009.
21. Chisholm, Andrew. Derivatives Demystified: A Step-by-Step Guide toForwards, Futures, Swaps and Options. - John Wiley & Sons Ltd, 2010.112
22. Das, Satjayit. Structured products and hybrid securities. - John Wiley &
Sons, 2001.23. Haug, EspenGaarder. The complete guide to options pricing formulas. - 2nded. - McGraw-Hill Professional, 2007.
23. Haug, EspenGaarder. The complete guide to options pricing formulas. - 2nded. - McGraw-Hill Professional, 2007.
24. Hull, John. Options, futures and other derivatives. - 8th ed. - Prentice- Hall,2011.
25. Kat, Harry M. Structured equity derivatives: the definitive guide to exotic options and structured notes. - John Wiley & Sons Ltd, 2001.
26. Knop, Roberto. Structured Products, A Complete Toolkit to Face Changing Financial Markets. — John Wiley & Sons Ltd., 2002.
27. Kwok, Y. - K. Mathematical models of financial derivatives. - Springer Finance, 2008.
28. Structured Finance, The Object-Oriented Approach, Umberto Cherubini, Giovanni Della Lunga, John Willey & Sons Ltd., 2007.
29. Wilmott, Paul. Frequently Asked Questions in Quantitative Finance. - 2nded. - John Wiley & Sons, 2009.
30. Wilmott, Paul. Paul Wilmott on Quantitative Finance 3 Volume Set (2nd Edition). - John Wiley & Sons,
2006. Брошюрыистатьивпериодическойлитературе
Брошюры и статьи в периодической литературе
31. Глухов М. Ю. Конструирование структурированных продуктов с произвольным профилем доходности // Futures&Options. - 2009. - № 12. - с.28-33.
32. Глухов М. Ю. Оценка опционов методом Монте Карло// Futures&Options. - 2009. - № 4. - с. 38 - 43, № 5. - с. 40 - 45.
33. Глухов М. Ю. Российский рынок структурированных продуктов. //Рынок ценных бумаг. - 2009. - №18.
34. Глухов М. Ю. Структурированные продукты: что внутри? // Рынок ценных бумаг. -2007. - № 15. - с. 32-35.113
35. Глухов М. Ю. Структурированные финансовые продукты: понятие и устройство. // Вестник Финансовой Академии. - 2007. - № 3 (43). - с. 124¬132.
36. Иванов М., Сердюков Е. Практическое применение структурных продуктов на основе биржевых опционов FORTS. // Рынок ценных бумаг.Срочный рынок. - 2008. - №7 (358). - с.62-65.
37. Маковская Н. Эпоха великих комбинаторов. // Прямые инвестиции. -2009. - № 4 (84). - с. 86 - 89.
38. Морозов М. Практические аспекты инвестиций в структурные продукты со встроенным кредитным риском. // Рынок ценных бумаг. - 2009.- № 9/10 (384/385). - с. 58 - 61.
39. Armstrong, Grant F..Valuation formulae for window barrier options. //Applied Mathematical Finance, Vol. 8, Issue 4, Dec. 2001. - p. 197 - 208.
40. Baule R., Tallau C. The Pricing of Path-Dependent Structured FinancialRetail Products: The Case of Bonus Certificates. // The Journal of Derivatives,April 26, 2011.
41. Brian J. Henderson, Neil D. Pearson. Patterns in the Payoffs of Structured Equity Derivatives, 2007, 51 pages.
42. Broadie M., Glasserman P. and Kou S. G. A continuity correction for discrete barrier options // Mathematical Finance, 7, № 4, October 1997. - p. 325 - 349.
43. Plank K. Diversification Potential of Structured Securities. // The Journal ofFixed Income, № 4, 2011. - pp. 24-32.114
44. The pricing model of discrete barrier options. // International ResearchJournal of Finance and Economics, Issue 35, 2010.
Интернет-ресурсы
45. Агентство структурированных продуктов //http://sproducts.ru.
46. Банк России http://www.cbr.ru/
47. ИК «КИТ Финанс» // http://www.kf.ru.
48. ИК «БКС» // http://www.bcs.ru.
49. Инвестиционная Группа «Норд-Капитал» // http://ncapital.ru.
50. Инвестиционная Группа «Ренессанс Капитал»
/http://www.renaissancegroup.com.
51. Миркин. ру//http: //www. mirkin.ru.
52. Московская биржа // http://moex.com/
53. МГ Софт // http://mgsoft.ru.