Введение 4
1 Теоретические и методологические основы производственной
физической культуры 7
1.1 Общая характеристика и назначение производственной физической
культуры 7
1.2 Влияние научно-технической революции 13
1.3 Социальное значение использования физической культуры в жизни
трудящихся людей старшего возраста 15
1.4 Классификация видов труда. Умственный труд и проблемы
связанные с ним 17
1.5 Производственная гимнастика 23
2 Организация и методы исследования 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Методика проведения педагогического эксперимента 34
3 Результаты исследования и их обсуждение 39
3.1 Оценка эффективности разработанной методики 39
3.2 Интерпретация результатов исследования и рекомендации по
устранению выявленных проблем 44
Заключение 47
Список использованных источников 48
Приложения
Успех всей страны зависит от эффективности трудовой деятельности и достижений каждого члена общества. По мнению Евсеева Ю.И. «Одна из доминирующих черт 20 в. - ограничение двигательной активности
современного человека. 100 лет назад 96 % трудовых операций выполнялось за счет мышечных усилий. В настоящее время 99 % - с помощью различных механизмов». Наступило своеобразное противоречие с условиями окружающей среды: в то время, как все эволюционное формирование человека проходило под знаком высокой физической активности, в современных условиях эти качества оказываются малоприменимыми. Необходима компенсация дефицита двигательной активности, иначе наступает состояние, при котором многие функции, органы и системы человеческого организма утрачивают свои качества. Наступает расстройство, дисгармония сложной системы организма человека.
Многими исследованиями уже давно доказана взаимосвязь между умственным трудом и физическими нагрузками. Физические упражнения становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых, но и как средство сохранения здоровья и работоспособности.
Недостаточная двигательная активность создает особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функцию всех тканей организма человека. В этих условиях задерживается развитие молодого поколения и ускоряется старение старшего и пожилого поколения людей.
При отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движений происходят нежелательные и существенные изменения функционального состояния мозга и сенсорных систем. Для данного состояния
характерны повышенная крайняя неустойчивость настроения, ослабление самообладания, неторопливость, нарушение сна, утрата способности к длительному труду или физическому напряжению. Все эти симптомы могут проявляться в различной степени.
Многолетние научные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, как в зрелом, так и в старшем возрасте [8, 54]. В отличие от физического, интеллектуальный труд предъявляет повышенные требования к психической устойчивости, длительным нервным напряжениям и способности человека перерабатывать большие потоки самой разнообразной информации [48]. А поскольку основную часть современного труда, составляет именно интеллектуальный труд [35], остается малоизученным профилактика заболеваний, связанных с ним, а также осуществление производственной физической культуры у работников умственного труда старшего возраста.
Объект исследования - процесс физического воспитания работников пенсионного фонда.
Предмет исследования - производственная гимнастика работников пенсионного фонда Российской федерации.
Цель - исследование влияния производственной гимнастики, на организм работников пенсионного фонда.
Задачи:
1) Рассмотреть формы и признаки производственной физической культуры.
2) Выявить особенности трудовой деятельности работников Пенсионного фонда.
3) Разработать комплекс физических упражнений направленных на содействие работоспособности трудящихся и его эффективность проведения.
4) Определить эффективность предложенной формы занятий на процесс трудовой деятельности работников ПФ.
Гипотезу эксперимента составит следующее предположение:
внедрение физической культуры на производстве будет способствовать высокой работоспособности, а так же является профилактикой важных психофизических качеств, необходимых для выполнения трудовой деятельности.
Методы исследования. В работе использованы аналитические и экспериментальные методы
1. Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы.
2. Интервьюирование и беседа
3. Антропометрия
4. Контрольные испытания.
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической статистики.
1. Формами производственной физической культуры являются - вводная
гимнастика, Физкультурная пауза, Физкультурная минута и микропауза, Рекреативные физкультурные занятия в обеденный перерыв и в после рабочее время. Признаки (ПФК): Физические упражнения, используемые в ПФК, отбираются не произвольно, а с обязательным учетом содержания и характера выполняемой работы, не носят значительного развивающего характера и по своей величине являются умеренными, не вызывающими утомления и снижения работоспособности. Продолжительность одноразовых,
добровольных, занятий кратковременна и обычно не превышает порядка 10 минут.
2. Рабочее время, пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). Время начала и окончания работы устанавливается при пятидневной рабочей недели, с 8:00 до 17:00, для женщин с 8:45 до 17:00 часов, в пятницу с 9:00 до 17:00 часов, перерыв на обед - 1 час, с 12:00 до 13:00 часов. Профессиональная деятельность проходит в условиях недостаточно проветриваемых помещений, сидя, при недостаточном освещении при постоянном контакте с компьютерной техникой.
3. Разработан комплекс физических упражнений направленных на содействие работоспособности трудящихся, в него включены физкультурные паузы, физкультурные минутки и микропаузы направленные на снятие усталости с глаз, снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища и ног и т. д. Во вне рабочее время отлично зарекомендовала программа подготовки по К. Куперу.
4. Определена эффективность предложенной методики ПФК для работников Пенсионного фонда РФ. По всем проведенным тестам произошли положительные изменения.
1. Агаларова Л.С. Роль врача общей практики в формировании здорового образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации.-2016.- № 6.- С. 44-47.
2. Амосов Н.М. Физическая активность и сердце. Издание 3, переработанное - Киев: Здоровье, 2015. - 230 с.
3. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2014. - 312 с.
4. Анищенко В.С. Методико-практические занятия студентов. - М.: Изд-во РУДН, 2009. - 168 с.
5. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М. Просвещение, 2014г.
6. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 2015.
7. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. - СПб.: Питер, 2013. - 318 с.
8. Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента; КноРус - Москва, 2012. - 304 c
9. Бодров, В. А. Профессиональное утомление: Фундаментальные и прикладные проблемы / В. А. Бодров. - М.: Ин-т психологии РАН, 2015. -560 с.
10. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 144 с.
11. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 331 с.
12. Визитей Н.Н. Физическая культура личности: Методологические, социально-философские, педагогические аспекты. М.: Физкультура и спорт, 2012. - 147 с.
13. Воротова А.Ю. Влияние занятий профессионально-прикладной физической культурой на формирование готовности специалиста аграрного профиля / Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. М.: 2013- С. 165-167.
14. Выдрин В.М. Производственная физическая культура. - М.: Знание, 2012 - 64 с.
15. Гелецкая Л.Н., Бирдигулова И.Ю., Шубин Д.А., Коновалова Р.П. Физическая культура студентов специального учебного отделения: учеб.пособие. - Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2014, - 220с.
16. Гранкин, Н.А. Экспериментальная проверка эффективности методики воспитания выносливости и формирования индивидуального ритма дыхания курсантов-гиревиков / Н.А. Гранкин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10. - № 4. - С. 57-66.
17. Гришина Ю. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка; Феникс - Москва, 2014. - 256 c
18. Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: "ФиС". 2012 - 190 с., ил.
19. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Изд.6-е, доп. и испр. - Ростов и/Д: Феникс, 2010. - 444, [1] c.: ил. - (Высшее образование).
20. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение". 2012 - 130 с., ил.
21. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А.; под общ.ред. Карасева А.В. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств. - М.: Лептос, 2012. - 368 с.
22. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.:
Просвещение, 1980. - 199 с.
23. Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние на физическую активность людей старшего возраста. - СПб.: Издательство «Питер», 2012. - 448 с.
24. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 2014. - 199 с.
25. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая культура: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, по специальности Физическая культура и спорт - М.: Высш.шк.
2014. - 222 с.
26. Кадневский В.М. История тестов: Монография. М.: Народное образование, 2004. 464 с.
27. Кобринский Б.А. ЛФК и медицина в системе практического здравоохранения. М.: МЦФЭР, 2002. - 176 с.
28. Коваленко В.А. Физическая культура: Учебное пособие. - М.: Изд- во АСВ, 2000. - 432 с., с илл.
29. Комаров Г.А., Бабурин А.Н., Манько М.В. Консолидация усилий органов здравоохранения, врачей и работников интеллектуальной сферы // Здравоохранение Российской Федерации.-2015.- № 5.- С. 50
30. Константинов В.Б., Копейкин Н.Ф. Здоровье - индикатор развития человека и общества // Здравоохранение Российской Федерации.-2011.- № 3.- С. 56-57.
31. Косилина Н.И., Колтановский А.П. Производственная гимнастика. - М.: ФиС, 2010. - 88 с.
32. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - Изд.2. М.: Физкультура и спорт, 2011. - 224 с.
33. Ладейщикова Л. Офисная гимнастика. 50 упражнений для отдыха тела / Физкультура и спорт, М., 2014. - 125 с.
34. Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 2010.
35. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник. М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2012. - 544 с.
36. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры. - 2-е изд, испр. и доп. - М.: Физическая культура, 2009. - 496 с.
37. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А., Рябинина С.К. Физическая культура. Методико-практические занятия со студентами: учеб.пособие. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 216с.
38. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана; авт.сост. Г.И. Погадаев и др. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 226 с.
39. Носкова О.Г.; под ред. Климова Е.А. Психология труда: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 384 с.
40. Петрушин В. И. Валеология: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2009.- 431с.
41. Положение об отделении медицинской профилактики. - Ижевск.
2015. -7 с.
42. Полянский, В. П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально- прикладной физической культуры как особого социокультурного образования / В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 5. - С. 12-17.
43. Попова И.П. Поведение в отношении здоровья и материальное положение: гендерные аспекты (на данных лонгитюдного опроса) // Здравоохранение Российской Федерации.-2017.- № 1.- С. 47-50
44. Рвачев, В. А. Актуальность использования средств П-ПФК для обеспечения профессионально значимого уровня психофизической подготовленности трудящихся / В. А. Рвачев, И. В. Адамова // Актуальные вопросы реализации стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации : материалы итоговой конференции профессорско- преподавательского и научного состава РГУФКСМиТ, 1 марта 2012 г. - 2012.
45. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической
культуры и спорта: учебник для студ.учрежденийвысш.проф.образовани. - 12-е изд, испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2014, - 480 с. -
(Сер.Бакалавриат).
46. Федорова Е.В. Профессионально-прикладная физическая культура как основа при формировании ценностей к занятиям физической культурой у студентов профессионально-педагогического колледжа / Ученые записки университета Лесгафта. - 2014. - С. 18-21.
47. Черносвитов Е. В. Прикладные методы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. - М.: Владос-пресс,2012.- 253 с.
48. Черносвитов Е.В. Лекции по социальной медицине. - М.: Владос, 2011. - 145 с.
49. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 254 с.
50. Чумаков Б. Н. Валеология. - М.: Российское педагогическое агенство, 2014.- 245 с.
51. Шиян Б.М. и др. Теория и методика физического воспитания: Учеб.пособие для студентов пединститутов по специальности «физическое воспитание». - М.: Просвещение, 2010. - 452 с.
52. Десять привычек здорового образа жизни. - Режим доступа: http: //www.click.began.ru
53. Чернецкий А.Г. ЛФК в профессионально-прикладной физической культуре. - Режим доступа: http://www. pr-life. Ru
54. Чимаров В.М. Здоровый образ жизни. Режим доступа: http: //www.region.utmn.ru