УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТД КМК-1»)
|
Введение 3
1 Теоретические основы и методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия 5
1.1 Понятие и виды дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.2 Методы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью 9
1.3 Влияние задолженности на финансовое состояние предприятия 19
2 Оценка финансового состояния и его взаимосвязь с дебиторской и кредиторской задолженностью ООО «ТД КМК-1» 24
2.1 Анализ состояния российского рынка мебельный компаний 26
2.2 Характеристика предприятия ООО «ТД КМК-1» 28
2.3 Финансово-экономический анализ ООО «ТД КМК-1» и анализ влияния задолженности на финансовое состояние предприятия 30
3 Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «ТД КМК-1» 36
3.1 Анализ дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «ТД КМК-1» 36
3.2 Пути совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностями. 48
Заключение 61
Список сокращений 63
Список использованных источников 64
Приложение А-П 68-101
1 Теоретические основы и методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия 5
1.1 Понятие и виды дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.2 Методы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью 9
1.3 Влияние задолженности на финансовое состояние предприятия 19
2 Оценка финансового состояния и его взаимосвязь с дебиторской и кредиторской задолженностью ООО «ТД КМК-1» 24
2.1 Анализ состояния российского рынка мебельный компаний 26
2.2 Характеристика предприятия ООО «ТД КМК-1» 28
2.3 Финансово-экономический анализ ООО «ТД КМК-1» и анализ влияния задолженности на финансовое состояние предприятия 30
3 Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «ТД КМК-1» 36
3.1 Анализ дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «ТД КМК-1» 36
3.2 Пути совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностями. 48
Заключение 61
Список сокращений 63
Список использованных источников 64
Приложение А-П 68-101
В настоящее время стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Важным в обеспечении финансовой устойчивости предприятия является своевременный учет, анализ и погашение дебиторской и кредиторской задолженности.
Если имеется разрыв времени между предъявлением платежных документов к оплате и их фактической оплаты при денежных расчетах между организациями, то образуется дебиторская и кредиторская задолженность. Существование постоянной дебиторской и кредиторской задолженности стали атрибутом хозяйственных отношений в условиях рынка, и в этом нет угрозы для предприятия, если соблюдена мера управления задолженностью.
Актуальность вопроса дебиторской и кредиторской задолженностей имеют очень большое значение для предприятий, функционирующих в условиях рынка, так как эффективное управление неотъемлемым условием поддержания требующегося уровня ликвидности и платежеспособности, а, следовательно, позволяет улучшить в целом финансовое состояние предприятия. Оптимальное управление дебиторской и кредиторской задолженностью позволяет высвободить средства из оборота, которые могут быть использованы для других целей без привлечения дополнительных источников финансирования, что увеличивает финансовую устойчивость и платежеспособность организации.
Контроль состояния кредиторской задолженности - важная часть управления компанией в целом, поскольку при умелом управлении такая задолженность может стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемных средств. Поэтому от того, как выстраиваются отношения с контрагентами, согласовываются условия заключаемых договоров, отслеживаются сроки их оплаты, во многом зависит эффективность использования полученных средств. С другой стороны, компания не должна попадать в зависимость от кредиторов и сопоставлять выгоды от использования привлеченных средств с расходами по их обслуживанию. Правильно разработанная стратегия управления кредиторскими долгами позволяет своевременно и в полном объеме выполнять возникшие обязательства перед клиентами, что способствует созданию репутации надежной и ответственной фирмы.
В качестве объекта исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью «ТД КМК-1».
Предметом исследования в бакалаврской работе выступают теоретические основы и методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
Цель данной работы заключается в оценке управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «ТД КМК-1» и разработке мероприятий по его совершенствованию.
Для выполнения поставленной цели решаются следующие задачи:
-рассмотрение сущности и видов дебиторской и кредиторской задолженности;
-изучение методов анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью;
-анализ состояния российского рынка мебельных компаний;
-изучение общей характеристики деятельности организации ООО «ТД КМК-1»;
- анализ финансово-экономических показателей предприятия
- анализ влияния задолженности на финансовое состояние предприятия
- оценка управления дебиторской и кредиторской задолженностью ООО «ТД КМК-1»;
- рассмотрение путей совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью организации.
Теоретической и методической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме: Г.И.Алексеева, А. М. Богомолов, Ван Хорн Дж, А. В. Жикин, В.Б Ивашкевич, В. В. Ковалева, Н.П. Кондраков, О. М. Кулик, И.Я Лукасевич, А.М. Парагульгов, Е.А. Рубцова, И.М. Семенова, В. А. Слепов и другие.
Методы исследования:
Для оценки эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью ООО «ТД КМК-1» использовались формы годовой бухгалтерской отчетности организации. Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов в практической деятельности, а именно внедрение в деятельность ООО «ТД КМК-1».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе изучается сущность, виды, теоретические методы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью, а также теоретический анализ влияния задолженности на финансовое состояние предприятия.
Во второй главе изучается рынок мебели в России и деятельность анализируемого предприятия. Также рассчитываются основные финансово-экономические показатели, изучается динамика бухгалтерского баланса, проводится анализ влияния задолженности на финансовое состояния ООО «ТД КМК-1».
В третьей главе производится оценка управления дебиторской и кредиторской задолженностью, а также разработка мер, необходимых для эффективного управления задолженностью ООО «ТД КМК-1».
Если имеется разрыв времени между предъявлением платежных документов к оплате и их фактической оплаты при денежных расчетах между организациями, то образуется дебиторская и кредиторская задолженность. Существование постоянной дебиторской и кредиторской задолженности стали атрибутом хозяйственных отношений в условиях рынка, и в этом нет угрозы для предприятия, если соблюдена мера управления задолженностью.
Актуальность вопроса дебиторской и кредиторской задолженностей имеют очень большое значение для предприятий, функционирующих в условиях рынка, так как эффективное управление неотъемлемым условием поддержания требующегося уровня ликвидности и платежеспособности, а, следовательно, позволяет улучшить в целом финансовое состояние предприятия. Оптимальное управление дебиторской и кредиторской задолженностью позволяет высвободить средства из оборота, которые могут быть использованы для других целей без привлечения дополнительных источников финансирования, что увеличивает финансовую устойчивость и платежеспособность организации.
Контроль состояния кредиторской задолженности - важная часть управления компанией в целом, поскольку при умелом управлении такая задолженность может стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемных средств. Поэтому от того, как выстраиваются отношения с контрагентами, согласовываются условия заключаемых договоров, отслеживаются сроки их оплаты, во многом зависит эффективность использования полученных средств. С другой стороны, компания не должна попадать в зависимость от кредиторов и сопоставлять выгоды от использования привлеченных средств с расходами по их обслуживанию. Правильно разработанная стратегия управления кредиторскими долгами позволяет своевременно и в полном объеме выполнять возникшие обязательства перед клиентами, что способствует созданию репутации надежной и ответственной фирмы.
В качестве объекта исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью «ТД КМК-1».
Предметом исследования в бакалаврской работе выступают теоретические основы и методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
Цель данной работы заключается в оценке управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «ТД КМК-1» и разработке мероприятий по его совершенствованию.
Для выполнения поставленной цели решаются следующие задачи:
-рассмотрение сущности и видов дебиторской и кредиторской задолженности;
-изучение методов анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью;
-анализ состояния российского рынка мебельных компаний;
-изучение общей характеристики деятельности организации ООО «ТД КМК-1»;
- анализ финансово-экономических показателей предприятия
- анализ влияния задолженности на финансовое состояние предприятия
- оценка управления дебиторской и кредиторской задолженностью ООО «ТД КМК-1»;
- рассмотрение путей совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью организации.
Теоретической и методической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме: Г.И.Алексеева, А. М. Богомолов, Ван Хорн Дж, А. В. Жикин, В.Б Ивашкевич, В. В. Ковалева, Н.П. Кондраков, О. М. Кулик, И.Я Лукасевич, А.М. Парагульгов, Е.А. Рубцова, И.М. Семенова, В. А. Слепов и другие.
Методы исследования:
Для оценки эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью ООО «ТД КМК-1» использовались формы годовой бухгалтерской отчетности организации. Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов в практической деятельности, а именно внедрение в деятельность ООО «ТД КМК-1».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе изучается сущность, виды, теоретические методы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью, а также теоретический анализ влияния задолженности на финансовое состояние предприятия.
Во второй главе изучается рынок мебели в России и деятельность анализируемого предприятия. Также рассчитываются основные финансово-экономические показатели, изучается динамика бухгалтерского баланса, проводится анализ влияния задолженности на финансовое состояния ООО «ТД КМК-1».
В третьей главе производится оценка управления дебиторской и кредиторской задолженностью, а также разработка мер, необходимых для эффективного управления задолженностью ООО «ТД КМК-1».
Грамотное управление дебиторской и кредиторской задолженностью способствует не только ускорению оборачиваемости оборотных средств, но и улучшению платежной дисциплины предприятия, а в целом и улучшению финансового состояния предприятия. Каждое предприятие должно контролировать свои расходы и доходы, так как благодаря контролю можно не только минимизировать затраты, следить за движением дебиторской и кредиторской задолженностью, но и нормировать ее. Обобщая результаты проведенной оценки управления дебиторской и кредиторской задолженностью ООО «ТД КМК-1» за 2012 - 2015 гг., можно сделать следующие выводы. В отчетном году отмечено увеличение объема выручки на 5987,5 тыс.руб. или более чем в 1,8 раза по сравнению с 2014 годом, что привело к увеличению прибыли в 1,2 раза в условиях роста себестоимости в 1,9 раза. В ходе анализа финансового состояния выявился значительный рост дебиторской задолженности и кредиторской задолженности, что существенно снижает ликвидность баланса, финансовую устойчивость организации.
Дебиторская задолженность выросла на 629,6 тыс.руб., что привело к увеличению отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность с 68,74% в 2013 году до 99,52% в 2015 году, при этом оборачиваемость снизилась с 8,9 оборотов в 2013 году до 1,48 оборотов в 2015 году, а срок погашения вырос с 41 до 244 дней. Просроченная дебиторская задолженность с 2013 года увеличивалась и в 2015 году составила 73,03% от общей дебиторской задолженности. Пассив в 2015 году увеличился на 20579,4тыс. руб за счет появления долгосрочных заемных средств на 88000 тыс. рублей и увеличения краткосрочных обязательств в виде кредиторской задолженности на 2456,2 тысяч рублей. Также наблюдается тенденция уменьшения оборачиваемости общей суммы кредиторской задолженности с 8,7 оборотов до 3,3, а период погашения изменился с 42 до 109 дней. Изучив кредитную политику ООО «ТД КМК-1», позволяет понять, что организации необходимо осуществление продуманной стратегии кредитной политики.В целях улучшения управления дебиторской задолженности на ООО «ТД КМК-1» необходимо:
1. на начальном этапе работы необходимо ранжировать покупателей и заказчиков по принципу надежности. Для этого перед подписанием договора проверить деловую репутацию потенциального клиента, проверить его банковские счета, провести предварительный анализ и расчет коэффициентов, чтобы оценить уровень финансовой устойчивости партнера. Далее, на основе собранного материала о будущем партнере, можно сделать вывод о том, какую выбирать по отношению к нему кредитную политику.
Можно разбить клиентов на три группы, и для каждой группы покупателей можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за продукцию:
- группа риска. Для таких потребителей можно предложить введение штрафных санкций за несвоевременную оплату продукции, без предоставления отсрочки. При работе с такими клиентами можно воспользоваться услугой факторинга.
- обычные покупатели. Для таких потребителей возможно предложение предоставления скидок за предоплату продукции, а также предоставление отсрочки в ограниченном объем.
- надежные покупатели. Для таких покупателей может быть предложено предоставление скидок при покупке большого объема товаров, за своевременную и (или) досрочную уплату продукции, скидок за предварительную оплату продукции, предоставлять отсрочку по реализации.
2. постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, на данный момент особенно по отсроченным задолженностям свыше 60 дней. Также обратить особое внимание именно на пяти основных фирм-покупателей, на счетах которых сконцентрировано 60,28 % от всей суммы дебиторской задолженности (ИП Андриянова О. М., ИП Пермякова Е.С., ООО «Вертиго», ООО «Оптмебель»-2, ООО «Лавэн»).
3. разработать определенные условия кредитования дебиторов, среди которых могут быть: скидки покупателям в случае уплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее. Фирме можно предложить своим клиентам скидку в 2 и 3% за предоплату, благодаря которой увеличится скорость оборачиваемости дебиторской задолженности.
4. воспользоваться факторинговой услугой, благодаря которой на примере 1 поставщика увеличился коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.
5. Проводить мероприятия, в том числе с привлечением органов власти по взысканию просроченной дебиторской задолженности.
6. Для уменьшения кредиторской задолженности можно предложить следующие меры: реализовать непроизводственные мощности и сдать в аренду свободные помещения в собственном торговом комплексе «Панорама» и получить денежные средства в размере 3400000 рублей.
7. отслеживать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, чтобы не допускать сильного расхождения друг от друга.
Указанные способы оценки и методы управления задолженностью должны способствовать снижению степени риска неполучения денег от должников. От того, каким образом будет построена кредитная политика и финансирование оборотных средств, может зависеть все финансовое состояние фирмы, ее стабильность, прибыльность и рентабельность.
Дебиторская задолженность выросла на 629,6 тыс.руб., что привело к увеличению отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность с 68,74% в 2013 году до 99,52% в 2015 году, при этом оборачиваемость снизилась с 8,9 оборотов в 2013 году до 1,48 оборотов в 2015 году, а срок погашения вырос с 41 до 244 дней. Просроченная дебиторская задолженность с 2013 года увеличивалась и в 2015 году составила 73,03% от общей дебиторской задолженности. Пассив в 2015 году увеличился на 20579,4тыс. руб за счет появления долгосрочных заемных средств на 88000 тыс. рублей и увеличения краткосрочных обязательств в виде кредиторской задолженности на 2456,2 тысяч рублей. Также наблюдается тенденция уменьшения оборачиваемости общей суммы кредиторской задолженности с 8,7 оборотов до 3,3, а период погашения изменился с 42 до 109 дней. Изучив кредитную политику ООО «ТД КМК-1», позволяет понять, что организации необходимо осуществление продуманной стратегии кредитной политики.В целях улучшения управления дебиторской задолженности на ООО «ТД КМК-1» необходимо:
1. на начальном этапе работы необходимо ранжировать покупателей и заказчиков по принципу надежности. Для этого перед подписанием договора проверить деловую репутацию потенциального клиента, проверить его банковские счета, провести предварительный анализ и расчет коэффициентов, чтобы оценить уровень финансовой устойчивости партнера. Далее, на основе собранного материала о будущем партнере, можно сделать вывод о том, какую выбирать по отношению к нему кредитную политику.
Можно разбить клиентов на три группы, и для каждой группы покупателей можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за продукцию:
- группа риска. Для таких потребителей можно предложить введение штрафных санкций за несвоевременную оплату продукции, без предоставления отсрочки. При работе с такими клиентами можно воспользоваться услугой факторинга.
- обычные покупатели. Для таких потребителей возможно предложение предоставления скидок за предоплату продукции, а также предоставление отсрочки в ограниченном объем.
- надежные покупатели. Для таких покупателей может быть предложено предоставление скидок при покупке большого объема товаров, за своевременную и (или) досрочную уплату продукции, скидок за предварительную оплату продукции, предоставлять отсрочку по реализации.
2. постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, на данный момент особенно по отсроченным задолженностям свыше 60 дней. Также обратить особое внимание именно на пяти основных фирм-покупателей, на счетах которых сконцентрировано 60,28 % от всей суммы дебиторской задолженности (ИП Андриянова О. М., ИП Пермякова Е.С., ООО «Вертиго», ООО «Оптмебель»-2, ООО «Лавэн»).
3. разработать определенные условия кредитования дебиторов, среди которых могут быть: скидки покупателям в случае уплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее. Фирме можно предложить своим клиентам скидку в 2 и 3% за предоплату, благодаря которой увеличится скорость оборачиваемости дебиторской задолженности.
4. воспользоваться факторинговой услугой, благодаря которой на примере 1 поставщика увеличился коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.
5. Проводить мероприятия, в том числе с привлечением органов власти по взысканию просроченной дебиторской задолженности.
6. Для уменьшения кредиторской задолженности можно предложить следующие меры: реализовать непроизводственные мощности и сдать в аренду свободные помещения в собственном торговом комплексе «Панорама» и получить денежные средства в размере 3400000 рублей.
7. отслеживать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, чтобы не допускать сильного расхождения друг от друга.
Указанные способы оценки и методы управления задолженностью должны способствовать снижению степени риска неполучения денег от должников. От того, каким образом будет построена кредитная политика и финансирование оборотных средств, может зависеть все финансовое состояние фирмы, ее стабильность, прибыльность и рентабельность.



