Уголовная ответственность за организацию террористического сообщества и участие в нём как направление обеспечения национальной безопасности
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРОРИЗМА И
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА КАК УГРОЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Определение терроризма и террористического сообщества 6
1.2 Классификация терроризма 28
1.3 Содержание террористической деятельности 34
2 ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
2.1 Объективные, субъективные и квалифицирующие признаки,
характеризующие состав преступления, предусмотренного ст. 205.4 УК РФ и назначение наказания за него 37
2.2 Смежные составы с преступлениями, предусмотренными ч.1 и ч.2
ст. 205.4 УК РФ: анализ и соотношение 51
3 ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ, БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
3.1 Актуальные проблемы совершенствования противодействия
терроризму и организации террористического сообщества 71
3.2 Профилактика терроризма и организации террористического
сообщества 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРОРИЗМА И
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА КАК УГРОЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Определение терроризма и террористического сообщества 6
1.2 Классификация терроризма 28
1.3 Содержание террористической деятельности 34
2 ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
2.1 Объективные, субъективные и квалифицирующие признаки,
характеризующие состав преступления, предусмотренного ст. 205.4 УК РФ и назначение наказания за него 37
2.2 Смежные составы с преступлениями, предусмотренными ч.1 и ч.2
ст. 205.4 УК РФ: анализ и соотношение 51
3 ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ, БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
3.1 Актуальные проблемы совершенствования противодействия
терроризму и организации террористического сообщества 71
3.2 Профилактика терроризма и организации террористического
сообщества 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
В настоящее время терроризм становится все более глобальной, масштабной проблемой XXI века. В результате преступной деятельности наиболее опасных террористических и экстремистских организаций странам наносится огромный экономический, социальный и политический ущерб.
Статистика преступлений террористического характера очень разнообразна и зависит от многих факторов, таких как наличие политического, религиозного или социального конфликта в регионе, уровень безработицы, образования и т.д. Вот некоторые общие цифры по миру:
Согласно Global Terrorism Index 2020, в 2019 году было зарегистрировано 16 000 террористических событий в 95 странах. В
некоторых странах, таких как Ирак, Афганистан, Сирия, Нигерия и Сомали, террористические акты являются более распространенными, чем в других регионах.По данным Национального конртеррористического центра США (National Counterterrorism Center), в 2019 году было зафиксировано 8 443 террористических инцидента в мире, из которых 37% произошло в Северной и Южной Америке, 30% - в Азии и 28% - в Африке.Террористические атаки, зарегистрированные в Европе в 2019 году, в основном были связаны с исламским крайним экстремизмом, и чаще всего происходили в Великобритании, Франции и Германии.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации по состоянию на 2022 год было зарегистрировано 2 109 преступлений
террористического характера, из общего числа зарегистрированных преступлений - 1 823 348, их доля составляет 0,12 % в общей преступности. «Если обратиться к статистическим данным десятилетней давности (2012 год), то зарегистрировано было 637 преступлений указанного характера, из
общего числа зарегистрированных преступлений - 2 302 168, их доля
составляла 0,03 % в общей преступности» .
Также за период с 2010 по ноябрь 2022 гг. статистика зарегистрированных преступлений террористического характера выглядит следующим образом: в 2010 году было зарегистрировано 581 преступление, в 2011 году - 622, в 2012 году - 637, в 2013 году - 661, в 2014 году - 1 128, в 2015 году - 1 588, в 2016 году - 2 227, в 2017 году - 1 871, в 2018 году - 1 679, в 2019 году - 1 806, в 2020 году - 2 342, в 2021 году - 2 136, по состоянию на ноябрь 2022 - 2 109 .
Особую актуальность в сложившихся условиях приобретает осмысление феномена современного терроризма, а также механизмов противодействия ему. Проблема привлечения к уголовной ответственности за терроризм является крайне актуальной, так как терроризм остается одним из наиболее серьезных вызовов глобальной безопасности. В последние годы случаи террористических атак увеличились, а уровень угрозы терроризма остается высоким.
Кроме того, террористические группировки связаны с организованной преступностью, от которой страдают не только граждане, но и экономика. Терроризм угрожает демократическим институтам и ценностям и может противостоять властям и порядку в любой стране.Привлечение к уголовной ответственности за терроризм играет важную роль в борьбе с террористической деятельностью и обеспечении безопасности граждан и государства. Оно направлено на выявление и пресечение преступлений, уведомление общественности о серьезности угрозы терроризма и предупреждение будущих атак.
Таким образом, привлечение к уголовной ответственности за терроризм является важным элементом государственной политики, направленной на защиту граждан и сохранение безопасности государства.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании уголовной ответственности за организацию террористического сообщества и участия в нем как направления обеспечения национальной безопасности.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
1) дать определения терроризма и террористического сообщества;
2) классифицировать терроризм;
3) раскрыть содержание террористической деятельности;
4) изучить зарубежный опыт противодействия террористической деятельности;
5) рассмотреть проблемы квалификации преступлений, связанных с организацией террористического сообщества и участия в нем;
6) выявление основных проблем совершенствования противодействия терроризму;
7) выявление мер профилактики терроризма;
8) выявить проблемы и предложить возможные пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе предотвращения терроризма.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие терроризм в Российской Федерации, а также монографическая и учебная литература, научные статьи по теме исследования.
При подготовке выпускной квалификационной работы были использованы работы Т.Ю. Ивановой, Д.В. Ольшанского, Н.М. Сажиной, А.Л. Шихова и др.
В процессе исследования использованы следующие методы: изучение и анализ научной и специальной юридической литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сбор эмпирических данных, изучение нормативно-правовых актов, обработка информации (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, методы прогнозирования и т.д.).
Нормативной основой исследования являются: Конституция
Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В ходе работы также проанализированы международно-правовые документы, касающиеся исследуемой проблематики.
Результаты исследования могут быть использованы для преподавания курсов, освещающих вопросы террористической деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, которая включает в себя три главы и семь параграфов, заключение, библиографический список.
Статистика преступлений террористического характера очень разнообразна и зависит от многих факторов, таких как наличие политического, религиозного или социального конфликта в регионе, уровень безработицы, образования и т.д. Вот некоторые общие цифры по миру:
Согласно Global Terrorism Index 2020, в 2019 году было зарегистрировано 16 000 террористических событий в 95 странах. В
некоторых странах, таких как Ирак, Афганистан, Сирия, Нигерия и Сомали, террористические акты являются более распространенными, чем в других регионах.По данным Национального конртеррористического центра США (National Counterterrorism Center), в 2019 году было зафиксировано 8 443 террористических инцидента в мире, из которых 37% произошло в Северной и Южной Америке, 30% - в Азии и 28% - в Африке.Террористические атаки, зарегистрированные в Европе в 2019 году, в основном были связаны с исламским крайним экстремизмом, и чаще всего происходили в Великобритании, Франции и Германии.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации по состоянию на 2022 год было зарегистрировано 2 109 преступлений
террористического характера, из общего числа зарегистрированных преступлений - 1 823 348, их доля составляет 0,12 % в общей преступности. «Если обратиться к статистическим данным десятилетней давности (2012 год), то зарегистрировано было 637 преступлений указанного характера, из
общего числа зарегистрированных преступлений - 2 302 168, их доля
составляла 0,03 % в общей преступности» .
Также за период с 2010 по ноябрь 2022 гг. статистика зарегистрированных преступлений террористического характера выглядит следующим образом: в 2010 году было зарегистрировано 581 преступление, в 2011 году - 622, в 2012 году - 637, в 2013 году - 661, в 2014 году - 1 128, в 2015 году - 1 588, в 2016 году - 2 227, в 2017 году - 1 871, в 2018 году - 1 679, в 2019 году - 1 806, в 2020 году - 2 342, в 2021 году - 2 136, по состоянию на ноябрь 2022 - 2 109 .
Особую актуальность в сложившихся условиях приобретает осмысление феномена современного терроризма, а также механизмов противодействия ему. Проблема привлечения к уголовной ответственности за терроризм является крайне актуальной, так как терроризм остается одним из наиболее серьезных вызовов глобальной безопасности. В последние годы случаи террористических атак увеличились, а уровень угрозы терроризма остается высоким.
Кроме того, террористические группировки связаны с организованной преступностью, от которой страдают не только граждане, но и экономика. Терроризм угрожает демократическим институтам и ценностям и может противостоять властям и порядку в любой стране.Привлечение к уголовной ответственности за терроризм играет важную роль в борьбе с террористической деятельностью и обеспечении безопасности граждан и государства. Оно направлено на выявление и пресечение преступлений, уведомление общественности о серьезности угрозы терроризма и предупреждение будущих атак.
Таким образом, привлечение к уголовной ответственности за терроризм является важным элементом государственной политики, направленной на защиту граждан и сохранение безопасности государства.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании уголовной ответственности за организацию террористического сообщества и участия в нем как направления обеспечения национальной безопасности.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
1) дать определения терроризма и террористического сообщества;
2) классифицировать терроризм;
3) раскрыть содержание террористической деятельности;
4) изучить зарубежный опыт противодействия террористической деятельности;
5) рассмотреть проблемы квалификации преступлений, связанных с организацией террористического сообщества и участия в нем;
6) выявление основных проблем совершенствования противодействия терроризму;
7) выявление мер профилактики терроризма;
8) выявить проблемы и предложить возможные пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе предотвращения терроризма.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие терроризм в Российской Федерации, а также монографическая и учебная литература, научные статьи по теме исследования.
При подготовке выпускной квалификационной работы были использованы работы Т.Ю. Ивановой, Д.В. Ольшанского, Н.М. Сажиной, А.Л. Шихова и др.
В процессе исследования использованы следующие методы: изучение и анализ научной и специальной юридической литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сбор эмпирических данных, изучение нормативно-правовых актов, обработка информации (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, методы прогнозирования и т.д.).
Нормативной основой исследования являются: Конституция
Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В ходе работы также проанализированы международно-правовые документы, касающиеся исследуемой проблематики.
Результаты исследования могут быть использованы для преподавания курсов, освещающих вопросы террористической деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, которая включает в себя три главы и семь параграфов, заключение, библиографический список.
В результате проведенного в выпускной квалификационной работе исследования можно сформулировать следующие основные выводы.
В настоящее время терроризм является одной из самых острых угроз национальной безопасности, поэтому борьба с ними является важнейшей мерой по улучшению общественного порядка и благополучия граждан.
Профилактика террористической деятельности - это комплекс мер, направленных на предотвращение возможных террористических атак или выявление и задержание их организаторов и исполнителей. Некоторые меры профилактики терроризма включают в себя:
1. Профилактика радикализации: это включает в себя создание программ по обучению и воспитанию, предоставление возможностей найти себя в обществе, сотрудничество со школами и университетами, профилактические кампании и курсы по противодействию радикализации.
2. Обучение персонала на предмет противодействия террористической деятельности: это включает в себя обучение населения, консультации по обеспечению безопасности, проведение учений и тренировок по действиям в случае террористических актов.
3. Улучшение взаимодействия между правоохранительными органами: это включает сотрудничество между правоохранительными органами разных стран, обмен информацией и разработку действенных стратегий.
4. Изучение и контроль использования социальных медиа: это включает распознание и блокирование аккаунтов, связанных с террористическими группировками, создание системы отслеживания онлайн- действий потенциальных террористов.
5. Проведение регулярных проверок безопасности в общественных местах, включая аэропорты, железнодорожные вокзалы, торговые центры и другие объекты.
Однако, профилактика террористической деятельности является сложной мерой и требует совместных усилий со стороны государства, общества и самих граждан. Кроме того, важно помнить, что эффективность мер по профилактике терроризма также зависит от глобальной политической ситуации на мировой арене.
Между тем в исследовании были несколько практических проблем и предложено ряд их решения:
Интересна правовая конструкция ст. 205.5 УК РФ, поскольку в ней криминализованы лишь организация деятельности террористической организации (ч. 1) и участие в ее деятельности (ч. 2). Подобное содержание криминализованных действий диссонирует с названием статьи «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации».
В ч. 3 ст. 33 УК РФ определено, что организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.
Возникает резонный вопрос: почему же в наименовании нормы используется более широкая по смыслу и содержанию правовая категория - организация? Эта коллизия привела А.Г. Хлебушкина к выводу о том, что террористическая организация не может быть признана формой соучастия .
Однако подобная точка зрения все же не безошибочна. Так, согласно ч. 1 ст. 24 Закона, в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 220, 221, 277¬280, 282.1-282.3 и 360 УК РФ.
В связи с этим само создание подобных организаций является системообразующим элементом соучастия, равно как и участие в них. Резюмируя изложенное, необходимо еще раз обратить внимание на следующие аспекты означенной проблемы:
- Несмотря на то что в Общей части УК РФ нормативно формализованы понятия организованной группы и преступного сообщества, они не отражают в полной мере всех специфических признаков названных форм соучастия, что формирует сложности в их применении на практике. -
Действующая редакция ст. 205.4 УК РФ дает основание для выделения относительно самостоятельной формы соучастия - террористического сообщества, поскольку предусмотренные в ч. 1 названной статьи его признаки имеют «уникальное» содержание, не закрепленное в нормах Общей части уголовного закона о соучастии.
В силу необходимости соблюдения соответствия между положениями Общей и Особенной частей УК РФ в сложившейся ситуации следует дополнить ст. 35 УК РФ указанием на еще одну форму соучастия - террористическое сообщество, что позволит избежать разночтений в правоприменительной деятельности.
Вместе с тем думается, что более верный путь - это оптимизация содержания ч. 1 ст. 205.4 УК РФ посредством приведения указанных в ней признаков террористического сообщества в соответствие с общим понятием преступного сообщества, закрепленным в ч. 4 ст. 35 УК РФ.
Исходя из двух изложенных способов, можно выдвинуть следующие предложения, которые позволят снять часть проблем квалификации склонения к осуществлению террористической деятельности и финансирования терроризма (ст. 205.1 УК РФ):
1. Абзац 2 пункта 14 Постановления № 1 необходимо изложить в следующей редакции: «Склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных в части 1 статьи 205.1 УК РФ, следует считать оконченным преступлением с момента совершения указанных действий, независимо от того, совершило ли вовлекаемое лицо соответствующее преступление террористической направленности, в том числе в связи с тем, что высказывания фактически не были восприняты тем лицом, к которому эти высказывания обращались (например, в силунезнания вовлекаемым языка, на котором обращался виновный, сбоев аппаратуры, посредством которой проходило общение, и т. п.)».
2. Пункт 16 Постановления № 1 следует дополнить абзацем 2:
«Дальнейшее перечисление виновным поступивших от иного лица на счет виновного денежных средств, предназначенных для финансирования терроризма, террористической организации или лицу, осуществляющему сбор средств на финансирование терроризма, представляет собой финансирование терроризма и не требует при квалификации ссылки на ст. 33 УК РФ».
3. Примечание 1 к ст. 205.1 УК РФ после слов «для совершения хотя бы одного из этих преступлений» необходимо дополнить словами «.. ,,а также обеспечение поступления средств на финансирование терроризма от третьих лиц».
По нашему мнению, террористическая деятельность представляет собой такие модели поведения, которые указаны в ст.ст. 205-205.6 действующего УК РФ. В то же время, предлагаем отказаться от использования данной формулировки. Понятие «террористическая деятельность» должно быть отражено в соответствующем Федеральном законе.
На основании изложенного предлагаем внести в ч.1 ст. 205.1 УК РФ, следующее определение: «Террористическая деятельность - это
использование насилия или угрозы насилия, направленных на достижение политических, религиозных или иных целей. Террористические действия могут включать в себя нападения на гражданских лиц и объекты, похищения, убийства, взрывы и т.д. А также могут быть осуществлены как отдельными лицами, так и организованными группами, которые стремятся привлечь внимание к своим требованиям и вызвать панику в обществе».
Несовершеннолетние, как и взрослые люди, могут стать объектами радикализации и вовлечения в терроризм. Они могут стать членами террористических группировок, подвергаться обучению и участвовать в террористических актах. Часто несовершеннолетние привлекаются к террористической деятельности через социальные сети, где им предлагаются различные идеологические наставления, а также путешествия и обучение зарубежом.
Проблема несовершеннолетних в терроризме является крайне серьезной и требует комплексного подхода и превентивных мер. Это может включать в себя укрепление гражданского общества, создание просветительских программ, направленных на профилактику радикализации молодежи, а также сотрудничество между правоохранительными органами разных стран для выявления и предотвращения террористических актов.
Исходя из анализа, действующего УК РФ, в некоторых тяжких и особо тяжких преступлениях законодатель выделяет в качестве квалифицирующего признака «вовлечение несовершеннолетнего», так как при вовлечении данного лица страдает его физическое, нравственное и психическое здоровье.
Исходя из вышесказанного, предлагаем внести в действующую редакцию ст. 205.1 УК РФ ч. 2, которая будет выглядеть следующим образом: «ч. 2. То же деяние, совершенное в отношении
несовершеннолетнего - наказывается...».
Также спорные моменты имеются в ч. 1 данной уголовно-правовой нормы. Отметим, что ч. 1 ст. 205.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за вербовку, склонение и иное вовлечение лица в совершение одного из преступлений, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 205.1 УК РФ.
По нашему мнению, законодатель слишком сильно дифференцировал и конкретизировал различные формы вовлечения в данное преступление, а также смешал все это с институтом соучастия, в частности, с видами соучастия (подготовка лица, вооружение, финансирование терроризма). Все это никак нельзя признать логичным и обоснованным.
Предлагаем оставить в диспозиции ч. 1 ст. 205.1 УК РФ только уголовную ответственность за вовлечение лица в совершение террористической деятельности.
Из этого следует вывод, что под вовлечением нужно понимать совершение вовлеченным лицом хотя бы одного из преступлений террористической направленности, иных преступлений против общественной безопасности, против государственной власти или против мира и безопасности человечества.
Исходя из этого, также предлагаем в ст. 206 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за захват заложника, внести ч. 5, и закрепить в ней следующее: «деяния, предусмотренные частями 1-4 данной нормы, прямо сопряженные с совершением преступлений террористического характера».
В настоящее время терроризм является одной из самых острых угроз национальной безопасности, поэтому борьба с ними является важнейшей мерой по улучшению общественного порядка и благополучия граждан.
Профилактика террористической деятельности - это комплекс мер, направленных на предотвращение возможных террористических атак или выявление и задержание их организаторов и исполнителей. Некоторые меры профилактики терроризма включают в себя:
1. Профилактика радикализации: это включает в себя создание программ по обучению и воспитанию, предоставление возможностей найти себя в обществе, сотрудничество со школами и университетами, профилактические кампании и курсы по противодействию радикализации.
2. Обучение персонала на предмет противодействия террористической деятельности: это включает в себя обучение населения, консультации по обеспечению безопасности, проведение учений и тренировок по действиям в случае террористических актов.
3. Улучшение взаимодействия между правоохранительными органами: это включает сотрудничество между правоохранительными органами разных стран, обмен информацией и разработку действенных стратегий.
4. Изучение и контроль использования социальных медиа: это включает распознание и блокирование аккаунтов, связанных с террористическими группировками, создание системы отслеживания онлайн- действий потенциальных террористов.
5. Проведение регулярных проверок безопасности в общественных местах, включая аэропорты, железнодорожные вокзалы, торговые центры и другие объекты.
Однако, профилактика террористической деятельности является сложной мерой и требует совместных усилий со стороны государства, общества и самих граждан. Кроме того, важно помнить, что эффективность мер по профилактике терроризма также зависит от глобальной политической ситуации на мировой арене.
Между тем в исследовании были несколько практических проблем и предложено ряд их решения:
Интересна правовая конструкция ст. 205.5 УК РФ, поскольку в ней криминализованы лишь организация деятельности террористической организации (ч. 1) и участие в ее деятельности (ч. 2). Подобное содержание криминализованных действий диссонирует с названием статьи «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации».
В ч. 3 ст. 33 УК РФ определено, что организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.
Возникает резонный вопрос: почему же в наименовании нормы используется более широкая по смыслу и содержанию правовая категория - организация? Эта коллизия привела А.Г. Хлебушкина к выводу о том, что террористическая организация не может быть признана формой соучастия .
Однако подобная точка зрения все же не безошибочна. Так, согласно ч. 1 ст. 24 Закона, в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 220, 221, 277¬280, 282.1-282.3 и 360 УК РФ.
В связи с этим само создание подобных организаций является системообразующим элементом соучастия, равно как и участие в них. Резюмируя изложенное, необходимо еще раз обратить внимание на следующие аспекты означенной проблемы:
- Несмотря на то что в Общей части УК РФ нормативно формализованы понятия организованной группы и преступного сообщества, они не отражают в полной мере всех специфических признаков названных форм соучастия, что формирует сложности в их применении на практике. -
Действующая редакция ст. 205.4 УК РФ дает основание для выделения относительно самостоятельной формы соучастия - террористического сообщества, поскольку предусмотренные в ч. 1 названной статьи его признаки имеют «уникальное» содержание, не закрепленное в нормах Общей части уголовного закона о соучастии.
В силу необходимости соблюдения соответствия между положениями Общей и Особенной частей УК РФ в сложившейся ситуации следует дополнить ст. 35 УК РФ указанием на еще одну форму соучастия - террористическое сообщество, что позволит избежать разночтений в правоприменительной деятельности.
Вместе с тем думается, что более верный путь - это оптимизация содержания ч. 1 ст. 205.4 УК РФ посредством приведения указанных в ней признаков террористического сообщества в соответствие с общим понятием преступного сообщества, закрепленным в ч. 4 ст. 35 УК РФ.
Исходя из двух изложенных способов, можно выдвинуть следующие предложения, которые позволят снять часть проблем квалификации склонения к осуществлению террористической деятельности и финансирования терроризма (ст. 205.1 УК РФ):
1. Абзац 2 пункта 14 Постановления № 1 необходимо изложить в следующей редакции: «Склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных в части 1 статьи 205.1 УК РФ, следует считать оконченным преступлением с момента совершения указанных действий, независимо от того, совершило ли вовлекаемое лицо соответствующее преступление террористической направленности, в том числе в связи с тем, что высказывания фактически не были восприняты тем лицом, к которому эти высказывания обращались (например, в силунезнания вовлекаемым языка, на котором обращался виновный, сбоев аппаратуры, посредством которой проходило общение, и т. п.)».
2. Пункт 16 Постановления № 1 следует дополнить абзацем 2:
«Дальнейшее перечисление виновным поступивших от иного лица на счет виновного денежных средств, предназначенных для финансирования терроризма, террористической организации или лицу, осуществляющему сбор средств на финансирование терроризма, представляет собой финансирование терроризма и не требует при квалификации ссылки на ст. 33 УК РФ».
3. Примечание 1 к ст. 205.1 УК РФ после слов «для совершения хотя бы одного из этих преступлений» необходимо дополнить словами «.. ,,а также обеспечение поступления средств на финансирование терроризма от третьих лиц».
По нашему мнению, террористическая деятельность представляет собой такие модели поведения, которые указаны в ст.ст. 205-205.6 действующего УК РФ. В то же время, предлагаем отказаться от использования данной формулировки. Понятие «террористическая деятельность» должно быть отражено в соответствующем Федеральном законе.
На основании изложенного предлагаем внести в ч.1 ст. 205.1 УК РФ, следующее определение: «Террористическая деятельность - это
использование насилия или угрозы насилия, направленных на достижение политических, религиозных или иных целей. Террористические действия могут включать в себя нападения на гражданских лиц и объекты, похищения, убийства, взрывы и т.д. А также могут быть осуществлены как отдельными лицами, так и организованными группами, которые стремятся привлечь внимание к своим требованиям и вызвать панику в обществе».
Несовершеннолетние, как и взрослые люди, могут стать объектами радикализации и вовлечения в терроризм. Они могут стать членами террористических группировок, подвергаться обучению и участвовать в террористических актах. Часто несовершеннолетние привлекаются к террористической деятельности через социальные сети, где им предлагаются различные идеологические наставления, а также путешествия и обучение зарубежом.
Проблема несовершеннолетних в терроризме является крайне серьезной и требует комплексного подхода и превентивных мер. Это может включать в себя укрепление гражданского общества, создание просветительских программ, направленных на профилактику радикализации молодежи, а также сотрудничество между правоохранительными органами разных стран для выявления и предотвращения террористических актов.
Исходя из анализа, действующего УК РФ, в некоторых тяжких и особо тяжких преступлениях законодатель выделяет в качестве квалифицирующего признака «вовлечение несовершеннолетнего», так как при вовлечении данного лица страдает его физическое, нравственное и психическое здоровье.
Исходя из вышесказанного, предлагаем внести в действующую редакцию ст. 205.1 УК РФ ч. 2, которая будет выглядеть следующим образом: «ч. 2. То же деяние, совершенное в отношении
несовершеннолетнего - наказывается...».
Также спорные моменты имеются в ч. 1 данной уголовно-правовой нормы. Отметим, что ч. 1 ст. 205.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за вербовку, склонение и иное вовлечение лица в совершение одного из преступлений, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 205.1 УК РФ.
По нашему мнению, законодатель слишком сильно дифференцировал и конкретизировал различные формы вовлечения в данное преступление, а также смешал все это с институтом соучастия, в частности, с видами соучастия (подготовка лица, вооружение, финансирование терроризма). Все это никак нельзя признать логичным и обоснованным.
Предлагаем оставить в диспозиции ч. 1 ст. 205.1 УК РФ только уголовную ответственность за вовлечение лица в совершение террористической деятельности.
Из этого следует вывод, что под вовлечением нужно понимать совершение вовлеченным лицом хотя бы одного из преступлений террористической направленности, иных преступлений против общественной безопасности, против государственной власти или против мира и безопасности человечества.
Исходя из этого, также предлагаем в ст. 206 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за захват заложника, внести ч. 5, и закрепить в ней следующее: «деяния, предусмотренные частями 1-4 данной нормы, прямо сопряженные с совершением преступлений террористического характера».
Подобные работы
- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА И УЧАСТИЕ В НЁМ КАК
НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - Ответственность за организацию преступного сообщества (преступной
организации) и участие в нем (ней)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Преступное сообщество (преступная организация)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Террористический акт: квалификация и уголовная ответственность (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Санкт-Петербургский филиал))
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Уголовно-правовая характеристика преступлений террористического характера
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Уголовная ответственность за террористическую деятельность по российскому уголовному праву
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Уголовная ответственность за преступления против основ конституционного
строя
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Актуальные проблемы уголовной ответственности за экстремистскую деятельность
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2019 - Актуальные проблемы уголовной ответственности за
экстремистскую деятельность
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы квалификации организации преступного сообщества (преступной организации)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023





