ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И 6 РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Товарная политика предприятия: этапы формирования и 6 сущность реализации
1.2 Процесс формирования товарного ассортимента и управления 13 им
1.3 Формирование товарной стратегии предприятия 23
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ 29 ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ИП МАКАЛОВА Т.Г. МАГАЗИН «ГАРО»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности 29 магазина «ГАРО»
2.2 Анализ структуры ассортимента магазина «ГАРО» 32
2.3 Ассортиментная концепция магазина «ГАРО» 38
ГЛАВА 3.ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ 47
ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
3.1 Исследование спроса и структуры покупательских предпочтений 47 на продукцию магазина «ГАРО»г.Красноярск
3.2 Выбор товарной стратегии магазина «ГАРО 53
3.3 Оценка эффективности выбранной товарной стратегии 57 (усиление позиций на рынке)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателя благодаря приобретению определенного товара приносят прибыль.
Для того, чтобы производимые товары были конкурентоспособными и имели спрос, необходима выработка и реализация множества
управленческих, в том числе маркетинговых решений. В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникационной политики.
Актуальность выбранной темы заключается в том, товарная политика является ядром маркетинговых вопросов, вокруг которого формируются решения, связанные с условием приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному потребителю.
Целью бакалаврской работы является формирование товарной стратегии предприятия ИП Макалова Т.Г. магазин «ГАРО», спецификой которого является реализация гаражного оборудования.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрена сравнительная характеристика понятия «товарная политика»;
- выделены основные этапы формирования товарной политики предприятия;
- определены товарные стратегии предприятия;
- проанализирована деятельность предприятия на рынке;
- проанализирована структуру ассортимента;
- рассмотрена ассортиментная концепция;
- определены и проанализированы основные потребители на рынке;
- выявлен целевой сегмент рынка для предприятия;
- разработана товарная стратегия предприятия и дана оценка эффективности выбранной стратегии.
Объектом исследования выступает Индивидуальный предприниматель Макалова Татьяна Геннадьевна магазин «ГАРО»
Предметом исследований являются процессы планирования, формирования и оптимизации товарного ассортимента предприятия, за счет разработки товарной стратегии.
При написании бакалаврской работы большую помощь оказали теоретические источники ведущих зарубежных и отечественных авторов в области маркетинга. В качестве учебных пособий использовались издания, особое внимание которых уделено маркетинговым направлениям в формировании товарной политикой предприятия, а также специализированная литература. В периодической печати изучались используемые в торговле современные подходы к разработке товарной стратегии предприятия розничной торговли. Были рассмотрены журналы: «Маркетинг», «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Маркетинг в России за рубежом», «Менеджмент в России и за рубежом», «Практический маркетинг», «Маркетолог», «Менеджмент: теория и практика», «Консультант директора».
В теоретической части уделяется внимание определению понятий товарной политики, управлению ей, разработке товарной политики. Были изучены учебные пособия С.С.Фирсенко и Е.В.Щербенко, А.Н.Романова,В.А. Алексухина, А.П. Градова, Е.П. Голубкова и многих других авторов.
Для раскрытия методологических аспектов использовалось учебное пособие Беляевского И. К. «Маркетинговое исследование», в котором подробно описывается один из методов изучения ассортимента, АВС - анализ.
Нормативно - информационную основу бакалаврской работы составили: Законы Российской Федерации, материалы периодической печати, справочные материалы по теме исследования, результаты собственных исследований.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и сформулированы задачи, обозначены объекты и методы исследования.
В первой главе работы описываются теоретические аспекты разработки и реализации товарной стратегии предприятия. Раскрывается понятие, сущность товарной политики, рассматривается процесс формирования товарного ассортимента и управление им, а также рассматриваются товарные стратегии предприятия.
Во второй главе исследуется деятельность ИП Макалова Т.Г. магазин «ГАРО» в формировании и реализации товарной политики. Дается организационно-экономическая характеристика предприятия,
анализируется структура ассортимента ИП Макалова Т.Г. магазин «ГАРО», рассматриваются направления реализации товарной политики.
В третьей главе дается оценка спроса и потребительских предпочтений, разрабатывается товарная стратегия ИП Макалова Т.Г. магазин «ГАРО».
В заключении, на основе обобщения результатов проведенного исследования сформулированы основные выводы и положения выносимые на защиту.
Политика работы с товаром для каждого конкретного предприятия будет специфична своими решениями в области конкурентоспособности продукции, структуры ассортимента, вариантов упаковки и т.д. Все эти особенности будут определять как вид деятельности предприятия (производственной, торговой, сферы услуг), характеристики предприятия (мощность, финансовая устойчивость, показатели сбыта и другое), так и особенности рынков предприятия в совокупности с другими факторами.
Все это подтверждает важность изучения вопросов формирования и реализации товарной политики предприятия. Именно политика работы с товаром, определяющая параметры его качества, структуру ассортимента его видов и наименований, будет основой для дальнейших решений предприятия в области ценообразования, выбора метода сбыта, продвижения продукции. Тщательное ознакомление с теоретическими и методическими аспектами разработки товарной стратегии предприятия в первой части работы дало возможность точно проанализировать этапы формирования товарной политики предприятия, структуру ассортимента и управление им на предприятии и разработать управленческие решения по оптимизации товарной политики.
Магазин «ГАРО» реализует следующие ассортиментные группы: разборное и секционное оборудование, ручной пневмо- и электроинструмент, оборудование для автосервиса и другое оборудование и инструмент.
Наибольшую долю в обороте розничной торговли магазина, как в прошлом (29,51% или 1926 тыс. руб.), так и в отчетном (31,01% или 2710 тыс. руб.) периоде занимают разборное оборудование. Рост по данной товарной группе составил 40,74% или 785 тыс. руб.
Ассортиментный портфель магазина «ГАРО» насчитывает около 200 наименований продукции, которую предприятие преимущественно поставляет предприятиям автомобильной и тракторной промышленности.
Таким образом, в настоящее время магазина «ГАРО» придерживается ценовой стратегии ориентации на цены конкурента, а также страхует риск возврата недолговечного оборудования увеличением цены на них при помощи торговой надбавки на долговечность.
Наиболее перспективной для предприятия при существующих условиях будет стратегия усиления позиций на рынке магазина «ГАРО» которая поможет осуществлению общей стратегии деятельности предприятия.
На основании проведенного в работе анализа предприятию была дана рекомендация по расширению ассортимента за счет продукции, пользующейся повышенным потребительским спросом.
По результатам опроса было выявлено, что в ассортименте магазина по мнению покупателей недостаточно представлен ассортимент секционного оборудования, а именно пуско-зарядных устройств.
Магазину предлагается ввод в ассортимент новых пусковых устройств NORDBERG, DECA (США). Предприятие получит выручку от реализации новой товарной группы в размере 600 тыс. руб.
При условии осуществления мероприятий, повысится
конкурентоспособность предприятия торговли.
1. Акулич И. Л. Маркетинг : учеб. пособие / И. Л. Акулич, И. 3. Гречинов. -Москва.: Интерпрессервис ; Мисанта, 2003. - 397 с.
2. Александров Ю. Л. Исследование рынка потребительских товаров: методологические основы, практика использования / Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко. - Красноярск : КГУ, 2000. - 320 с.
3. Алексеев А. А. Маркетинговые принципы оптимизации глубины продукции / А. А. Алексеев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2011. - №6. - С. 4-12.
М. Арефьева Е. Н. Ассортиментная политика : слабое звено в формировании прибыли / Е. Н. Арефьева // Маркетинг. - 2013. - №89. - С. 21¬
25.
М. Аристархова М. Маркетинговое исследование поведения потребителей / М. Аристархова, А. Крахмалева // Маркетинг. - 2011. - №6. - С. 21-25.
4. Багиев Г. Л. Маркетинг - статистика / Г. Л. Багиев, Е. Л. Богданова // www. marketing. spb. ru/.
5. Воскун M. Д. Требования к системам управления качеством : зарубежный и российский опыт / М. Д. Воскун // www. subcontract. ru.
6. Градов А. П. Экономическая стратегия фирмы : учеб.пособие / А. П. Градов. - СПб. : Специальная лит., 1995.
7. Жуковец М.В. Товарная политика / М. В. Жуковец // Современная торговля. - 2015. - №9. - С. 17-18.
8. Звягинцев В. Б. Разработка маркетинговой стратегии предприятия и контроль над ее реализацией / В. Б. Звягинцев // Маркетинг и маркетинговые исследования . - 2015. - №1. - С. 72-81.
9. Зотов В. В. Ассортиментная политика фирмы : учеб. -практ. Пособие /В.В. Зотов. - М. : Эксмо, 2006. - 240 с.
10. Зуев О. ИСО 9000:2000 Выбор и применение стандартов / О. Зуев // Технология управления. - 2004. - №5. - С. 47-51.
11. Ким, С. А. Маркетинг: учебник / С. А. Ким. — Москва.: «Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 260 с.
12. Кисилев В. Формирование товарного ассортимента в сфере торговли / В. Киселев // Маркетинг. - 2013. - №2 (69). - С. 107 - 112.
13. Козленко, Н.Н. Маркетинг: Учебное пособие (в схемах) /Н. Н. Козленко, Г. В. Ларионов. — Москва.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 106 с.
14. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. - Санкт-Петербург. : Питер, 2001. - 785 с.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга : пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг. - 9-е изд. - Москва. : Вильямс, 2003. - 1200 с.
16. Кузин Б. Методы и модели управления фирмой / Б. Кузин, В. Юрьев, Г.Шахдинаров. - Санкт-Петербург.: Питер, 2001. - 432 с.
18. Маркетинговый анализ: учебное пособие / Н.А. Казакова. - Москва.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.:
19. Маркетинг: учебник / Наумов В.Н - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.:
20. Маркетинг товаров и услуг: Учебное пособие / А.В. Лукина. - 2-e изд.,доп. - Москва.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 с.:
21. Маркетинг : учеб. пособие / под. ред. А. М. Немчина, Д. В. Минаева. - Санкт-Петербург.: Бизнес-пресса, 2011. - 512 с.
22. Маркетинг: учебник для вузов / Н. Д. Эриашвили, к. Ховард, Ю. А. Ципкин и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 631 с.
23. Маркетинговые исследования рынка: учебник / О. А. Лебедева, Н. И. Лыгина. - Москва: ИД Форум; Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
24. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз:
учебное пособие: [по специальности "Маркетинг"]: соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту 3-го
поколения / И. К. Беляевский. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва: КУРС: ИНФРА-М, 2013.- 394 с.
25. Мешалкина Ю. В. Поставщики маркетинговой информации / Ю. В. Мешалкина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №1. - С.58-64.
26. Мешков А. А. Модели маркетинговых решений / А. А. Мешков, Б. А. Соловьев. - Москва. : АМИР, 1995.
27. Николайчук В. Е. Промышленный маркетинг / В. Е. Николайчук, М. И. Белявцев. - Донецк : ООО ПКФ «БАО», 2004. - 384 с.
28. Матанцев А. Н. 600 способов продвижения торговой марки / А. Н. Матанцев. - Москва. : Дело и Сервис, 2003. - 352 с.
29. Морозов, Ю. В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / Ю. В. Морозов; Под ред. проф. Ю. В. Морозова, доц. В. Т. Гришиной. - 8-е изд. - Москва.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 448 с.
30. Основы предпринимательской деятельности: учебник / В.И. Наумов. - Москва.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 313 с.:
31. Панкрухин А. П. Маркетинг : учебник / А. П. Панкрухин. - Москва. : Омега-Л, 2003. - 656 с.
32. Пешкова Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е. П. Пешкова. - Москва. : Ось-89, 1999. - 80 с.
33. Пигунова О. Ассортиментная концепция предприятия торговли / О. Пигунова // Маркетинг. - 2003. - №1. - С. 68-74.
34. Писарев В. В. Современные системы управления качеством на предапиятии / В. В. Писарев //.
35. Питер Р. Управление маркетингом / Р. Питер. - Москва. : БИНОМ, 1998. - 541 с. 38. Попов Е. В. Разработка нового товара / Е. В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №3. - С. 12-15.
36. Попов Е. В. Сегментация рынка / Е. В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №2. - С. 10-14.
37. Портер М. Конкуренция : учеб. пособие / М. Портер. - Москва. : Вильямс, 2000.- 495 с.
38. Прыкин Б. В. Экономический анализ предприятия / Б. В. Прыкин. - Москва. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 360 с.
39. Рекитова О. Анализ конкурентоспособности товаров народного потребления / О. Рекитова, Ф. Николаев // Практический маркетинг. -2002. - №10. - С. 15-21.
40. Рычкова Н. В. Особенности маркетинговых инноваций : учеб. пособие /Н.В. Рычкова. - Москва.: КНОРУС, 2005. - 240 с.
41. Синяева, И. М. Маркетинг услуг: учебник / И. М. Синяева, О. Н. Романенкова, В. В. Синяев; под ред. д. э. н., проф. Л. П. Дашкова. - Москва.: Дашков и К, 2014. - 252 с.
42. Фаихутдинов Р. А. Организация производства: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - Москва.: ИНФРА-М, 2000. - 672 с.
43. Фирсенко С. С. Товарная политика предприятия : учеб. пособие / С. С. Фирсенко, Е. В. Щербенко ; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. - Красноярск, 2008. - 278 с.
44. Фирсенко, С. С. Конкурентная среда регионального продовольственного рынка : монография / С. С. Фирсенко, Л. В. Юшкова ; Краснояр. гос. торг.-эконом. ин-т. - Красноярск : КГТЭИ, 2011. - 292 с.
45. Щербенко, Е. В. Маркетинг в формировании системы продовольственного обеспечения региона / Е.В. Щербенко. - Новосибирск : Наука, СО РАН, 2011. - 480 с.
46. Цахаев, Р. К. Маркетинг : учебник / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. - 2-е изд. - Москва.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 552 с.
47. Экономическая стратегия фирмы : учеб.пособие / под ред. А. П. Градова.- 3-е изд., испр. - Санкт-Петербург. : Спец-Лист, 2000. - 589 с.
48. Юрашев В. Количественные показатели контроля конкурентоспособности торговой марки / В. Юрашев // Маркетинг. - 2002. - №6. - С. 55-58.
49. Юшкова, Л. В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг: учеб. пособие / Л. В.Юшкова ; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2008. -294 с.
50. Интернет-ресурсы. Ассортиментная политика // www/ Retail.ru/.
51. Интернет-ресурсы. Реализация стратегии маркетинга //
www.management.com/.
52. Интернет-ресурсы. Проблемы, связанные с разработкой новых товаров // www.referats.spb.ru/.
53. Интернет-ресурсы. www/gks.ru