АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 7
1.1 Описание конструкций муфт и их назначение 7
1.2 Материал изделия и его свариваемость 9
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 11
2.1 Базовый вариант технологического процесса 11
2.2 Проектируемый вариант технологического процесса 20
2.3 Выбор способа сварки 20
2.4 Выбор сварочных материалов 21
2.5 Расчет режимов сварки 29
2.6 Выбор сборочного и сварочного оборудования 36
3 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ 39
4 ОХРАНА ТРУДА и БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 46
4.1 Требования к организации и производству ремонтных работ на
действующем газопроводе под давлением 46
4.2 Огневые работы 48
4.3 Электросварочные работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Россия является первой страной по рейтингу запасов природного газа. Транспортировка газа осуществляется по крупнейшей в мире газотранспортной системе - Единой системе газоснабжения (ЕСГ) России, которая включает 161,7 тысяч километров магистральных газопроводов. ЕСГ принадлежит ПАО «Газпром».
Стабильность функционирования газотранспортной системы обеспечивается благодаря постоянному контролю технического состояния газопровода, дефектоскопии труб, поддержанию в исправном состоянии газопровода и своевременному выполнению регламентно-профилактических работ и реконструкции, прогнозированию и предупреждению аварийных ситуаций.
Ежегодно дочерними предприятиями «Газпрома» ремонтируется около 2500 километров газопроводов, но несмотря на это 36000 километров нуждаются в ремонте, так как средний возраст магистральных газопроводов страны равняется 27-ми годам.
Проектными организациями «Газпрома» разработаны несколько технологий ремонта магистральных газопроводов. Одной из них является технология ремонта стальными сварными муфтами, которая позволяет не прекращать транспортировку газа на время ремонта. Это в свою очередь снижает недопоставки газа потребителю, затраты на замену трубы, потери газа при опорожнении в атмосферу и потери газа при продувке газопровода.
Целью дипломного проекта является модернизация существующей технологии ремонта магистральных газопроводов стальными сварными муфтами. Усовершенствование достигается внедрением современных сварочных комплексов, способствующих автоматизации сварочных процессов. В дипломном проекте разрабатывается технологический процесс, контроль качества сварных соединений, а так же рассмотрены вопросы охраны труда и безопасности жизнедеятельности. Внедрение новой технологии позволит значительно повысить качество сварных соединений, а так же производительность труда, что в свою очередь снизит себестоимость ремонта.
В первом разделе дипломного проекта проведен аналитический обзор, а именно были рассмотрены различные конструкции муфт и их особенности, рассмотрен вопрос выбора конструкции муфты, дана характеристика применяемого материала и оценка его свариваемости.
Второй раздел дипломного проекта посвящен технологическому процессу сборки и сварки: дано описание базового варианта технологического процесса, выявлены его недостатки и предложены меры по их устранению. Кроме того раздел содержит: расчет режимов сварки; выбор и описание сварочных материалов; выбор современного сварочного оборудования, которое позволит автоматизировать процесс сварки.
Третий раздел - контроль качества, где указаны наиболее распространенные физические методы контроля качества сварных соединений и, в частности, методы необходимые для контроля муфт газопроводов.
В разделе безопасности жизнедеятельности и охраны труда произведен расчет допустимого давления при работе на действующем газопроводе, были выявлены опасные и вредные производственные факторы присущие выбранному способу сварки, предъявлены требования к огневым и электросварочным работам.
Технология, предлагаемая в дипломном проекте позволит увеличить производительность труда, снизить затраты средств и времени на производство ремонта магистральных газопроводов, а так же повысить качество сварных соединений.