Совершенствование методики силовой подготовки в старшем школьном возрасте
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СИЛОВОЙ
ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 9
1.1 Сила как физическое качество 9
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития старших школьников 18
1.3 Методика силовой подготовки старших школьников 22
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПООБОСНОВАНИЮ МЕТОДИКИ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 15-17 ЛЕТ НА
УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Программа занятий по силовой подготовке школьников 15-17 лет 38
2.3 Анализ эффективности программы силовой подготовки школьников 1517 лет 42
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СИЛОВОЙ
ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 9
1.1 Сила как физическое качество 9
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития старших школьников 18
1.3 Методика силовой подготовки старших школьников 22
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПООБОСНОВАНИЮ МЕТОДИКИ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 15-17 ЛЕТ НА
УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Программа занятий по силовой подготовке школьников 15-17 лет 38
2.3 Анализ эффективности программы силовой подготовки школьников 1517 лет 42
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность исследования. Основными задачами физического воспитания школьников являются укрепление их здоровья, гармоническое развитие, повышение уровня двигательной подготовленности, важнейшей стороной которой является развитие силовых способностей.
По сведениям научно-методической литературы старший школьный возраст характеризуется активным увеличением мышечной массы, что является, в свою очередь, предпосылкой к увеличению силы. Одновременно активно формируется суставно-связочный аппарат, достигает высокого уровня способность управлять мышечной силой.
Результаты ряда работ свидетельствуют о положительном воздействии и силовых нагрузок на физическое развитие, функциональное положение систем кровообращения и дыхания юношей, регулярно выполняющих упражнения с отягощениями (Д.И.Ярков,2004; Т. Лисицкая, 2005; Д.Н. Черногорова, Ю.Л.Тушер,2005).
Все это характеризует старший школьный возраст как наиболее благоприятный период для воспитания силовых способностей.
Вместе с тем практика свидетельствует о том, что уровень двигательной и особенно силовой подготовленности многих юношей старшего школьного возраста недостаточен для будущей трудовой деятельности в различных сферах современного производства и прохождения службы в Вооруженных силах РФ. Поэтому весьма актуален поиск новых методических подходов развития мышечной силы у старшеклассников. Перспективным направлением повышения результативности уроков физической культуры в этом плане может стать использование средств атлетической гимнастики.
Атлетическая гимнастика — это система физических упражнений, направленная на всестороннюю силовую подготовку и совершенствование телосложения путём развития мышц [22]. Занятия атлетической гимнастикой
являются профилактикой атрофии мышц и остеопороза, делают человека уверенным в себе и внешне привлекательным. Объектами тренинга на занятиях атлетической гимнастикой являются: опорно-двигательная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы; мышечная сила, скоростная и силовая выносливость [31].
Как показали многочисленные исследования, более эффективно сила поддается тренировке, когда используются отягощения, причем отягощения дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного атлета [13, 22, 31]. Совместно с тем нет единого понятия относительно использования отягощений для тренировки силы, тем более школьном возрасте. Ряд авторов считают нецелесообразным применять любые отягощения в данном возрастном периоде [1, 6].
Вышеизложенное свидетельствует о наличии противоречий между теорией и практикой силовой подготовки школьников, что в свою очередь говорит о необходимости доработки методики силовой подготовки учащихся 15-17 лет, а также конкретизации системы занятий атлетической гимнастикой для старших школьников по основным компонентам тренировочного процесса. Это в полной мере соответствует концепции развития отечественной науки в области физической культуры и спорта, направленной на поиск эффективных средств и методов физического воспитания подрастающего поколения с учетом социально-экономических условий жизни общества на современном этапе.
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Совершенствование
методики силовой подготовки в старшем школьном возрасте».
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику силовой подготовки старших школьников ( 15-17 лет) на уроке физической культуры средствами атлетической гимнастики.
Объект исследования: силовая подготовка старших школьников на уроке
физической культуры.
Предмет исследования: особенности методики силовой подготовки старших школьников на уроке физической культуры средствами атлетической гимнастики в плане критериев их отбора.
Задачи исследования:
– Проанализировать проблему совершенствования силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики по данным литературных и других источников информации.
– Выявить методические особенности и разработать программу силовой подготовки старших школьников (15-17) лет на уроке физической культуры.
– Экспериментально обосновать и проверить эффективность разработанной программы силовой подготовки старших школьников (15-17 лет)
средствами атлетической гимнастики, разработать соответствующие методические рекомендации.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ Школа-интернат №9 города Челябинска.
Методологическая база исследования: исследования по проблеме силовой подготовки учащихся старшего школьного возраста средствами атлетической гимнастики (В.Н.Андреев, В.Г.Витун, Н.Л.Волкова, С.Е.Воложанин, А.А.Готовцев, С.М.Гузь, Л.С.Дворкин, Р.Н.Дорохов, Л.В.Еремина, Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, В.А.Третьяков,
A.A.Хабаровидр.).
Организация, этапы и методы исследования. Цель, задачи и методологическая основа работы определили ее ход, который осуществлялся в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов.
На первом поисково-теоретическом этапе (сентября по октябрь2020г.) изучалась научно-методическая литература по теме выпускной
квалификационной работы. Разрабатывались исходные позиции исследования: цель, объект, предмет.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы.
На втором, экспериментально-констатирующем этапе (сентябрь 2020 – февраль 2021 гг.), разрабатывалась методика силовой подготовки старших школьников. Проведена оценка уровня физической подготовленности учащихся 15-17 лет. Проведен формирующий
педагогический эксперимент. Учебные занятия в контрольной и экспериментальной группах проводились в течение 6-ти месяцев. Данная методика применена в учебном процессе экспериментальной группы.
Методы исследования: педагогические наблюдения; педагогический эксперимент.
На третьем, обобщающем этапе (апрель – май 2021 г.) осуществлены анализ, математическая обработка и интерпретация экспериментального материала с формулированием выводов и практических рекомендаций, литературное оформление работы.
Методы исследования: методы математической статистики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы силовой подготовки старших школьников (15-17 лет)
средствами атлетической гимнастики
Квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
По сведениям научно-методической литературы старший школьный возраст характеризуется активным увеличением мышечной массы, что является, в свою очередь, предпосылкой к увеличению силы. Одновременно активно формируется суставно-связочный аппарат, достигает высокого уровня способность управлять мышечной силой.
Результаты ряда работ свидетельствуют о положительном воздействии и силовых нагрузок на физическое развитие, функциональное положение систем кровообращения и дыхания юношей, регулярно выполняющих упражнения с отягощениями (Д.И.Ярков,2004; Т. Лисицкая, 2005; Д.Н. Черногорова, Ю.Л.Тушер,2005).
Все это характеризует старший школьный возраст как наиболее благоприятный период для воспитания силовых способностей.
Вместе с тем практика свидетельствует о том, что уровень двигательной и особенно силовой подготовленности многих юношей старшего школьного возраста недостаточен для будущей трудовой деятельности в различных сферах современного производства и прохождения службы в Вооруженных силах РФ. Поэтому весьма актуален поиск новых методических подходов развития мышечной силы у старшеклассников. Перспективным направлением повышения результативности уроков физической культуры в этом плане может стать использование средств атлетической гимнастики.
Атлетическая гимнастика — это система физических упражнений, направленная на всестороннюю силовую подготовку и совершенствование телосложения путём развития мышц [22]. Занятия атлетической гимнастикой
являются профилактикой атрофии мышц и остеопороза, делают человека уверенным в себе и внешне привлекательным. Объектами тренинга на занятиях атлетической гимнастикой являются: опорно-двигательная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы; мышечная сила, скоростная и силовая выносливость [31].
Как показали многочисленные исследования, более эффективно сила поддается тренировке, когда используются отягощения, причем отягощения дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного атлета [13, 22, 31]. Совместно с тем нет единого понятия относительно использования отягощений для тренировки силы, тем более школьном возрасте. Ряд авторов считают нецелесообразным применять любые отягощения в данном возрастном периоде [1, 6].
Вышеизложенное свидетельствует о наличии противоречий между теорией и практикой силовой подготовки школьников, что в свою очередь говорит о необходимости доработки методики силовой подготовки учащихся 15-17 лет, а также конкретизации системы занятий атлетической гимнастикой для старших школьников по основным компонентам тренировочного процесса. Это в полной мере соответствует концепции развития отечественной науки в области физической культуры и спорта, направленной на поиск эффективных средств и методов физического воспитания подрастающего поколения с учетом социально-экономических условий жизни общества на современном этапе.
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Совершенствование
методики силовой подготовки в старшем школьном возрасте».
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику силовой подготовки старших школьников ( 15-17 лет) на уроке физической культуры средствами атлетической гимнастики.
Объект исследования: силовая подготовка старших школьников на уроке
физической культуры.
Предмет исследования: особенности методики силовой подготовки старших школьников на уроке физической культуры средствами атлетической гимнастики в плане критериев их отбора.
Задачи исследования:
– Проанализировать проблему совершенствования силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики по данным литературных и других источников информации.
– Выявить методические особенности и разработать программу силовой подготовки старших школьников (15-17) лет на уроке физической культуры.
– Экспериментально обосновать и проверить эффективность разработанной программы силовой подготовки старших школьников (15-17 лет)
средствами атлетической гимнастики, разработать соответствующие методические рекомендации.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ Школа-интернат №9 города Челябинска.
Методологическая база исследования: исследования по проблеме силовой подготовки учащихся старшего школьного возраста средствами атлетической гимнастики (В.Н.Андреев, В.Г.Витун, Н.Л.Волкова, С.Е.Воложанин, А.А.Готовцев, С.М.Гузь, Л.С.Дворкин, Р.Н.Дорохов, Л.В.Еремина, Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, В.А.Третьяков,
A.A.Хабаровидр.).
Организация, этапы и методы исследования. Цель, задачи и методологическая основа работы определили ее ход, который осуществлялся в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов.
На первом поисково-теоретическом этапе (сентября по октябрь2020г.) изучалась научно-методическая литература по теме выпускной
квалификационной работы. Разрабатывались исходные позиции исследования: цель, объект, предмет.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы.
На втором, экспериментально-констатирующем этапе (сентябрь 2020 – февраль 2021 гг.), разрабатывалась методика силовой подготовки старших школьников. Проведена оценка уровня физической подготовленности учащихся 15-17 лет. Проведен формирующий
педагогический эксперимент. Учебные занятия в контрольной и экспериментальной группах проводились в течение 6-ти месяцев. Данная методика применена в учебном процессе экспериментальной группы.
Методы исследования: педагогические наблюдения; педагогический эксперимент.
На третьем, обобщающем этапе (апрель – май 2021 г.) осуществлены анализ, математическая обработка и интерпретация экспериментального материала с формулированием выводов и практических рекомендаций, литературное оформление работы.
Методы исследования: методы математической статистики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы силовой подготовки старших школьников (15-17 лет)
средствами атлетической гимнастики
Квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В результате проведенного анализа литературных и других источников информации осуществлен теоретический анализ проблемы развития силы старшеклассников с помощью атлетической гимнастики (бодибилдинга, пауэрлифтинга, культуризма). Это позволило заключить, что несмотря на разные толкования ряда названий и словосочетаний у различных авторов, средства атлетической гимнастики выступают потенциально доступными, эффективными безопасными упражнениями в плане повышения физической подготовленности и оптимизации физического развития школьников. При этом атлетическая гимнастика рассматривается нами как прикладная система физических упражнений оздоровительной направленности, основанная на научных знаниях методики применения силовых упражнений, выполняемых преимущественно с отягощением. В качестве тренировочных средств применяются упражнения с различными отягощениями: штангой, гантелями, резиновыми и пружинистыми амортизаторами, блочными устройствами, специальными тренажерами, партнёром и собственным телом.
Учитывая морфологическую точку зрения, метод функционирования мускул определяется как изменение их внутреннего состояния в таких параметрах, как длина и напряжение. Существует три главных режима работы мышц: изотонический, изометрический и ауксотонический. Тип работы мускулы и проявление силы зависят от биомеханических факторов взаимодействия наружных и внутренних сил и обрисовывают внешние изменения как в мышце, так и в критериях тела, в каких движется мускула. Как обычно она содержит в себе преодоление, транспортировку и исполнение работы (постуральная). Центральная нервная система координирует либо координирует работу мускул. Сила (физическая величина) - это творение массы сообщенного ей ускорения. Физиологи
различают максимальную, абсолютную и относительную силу. Сила сокращения мышц отличается от силы мускул, так как производительность - это общий объем работы, исполняемой за время.
Таким образом, сила определяется не только силой сокращения мышц, но и расстоянием контрактуры и количеством сокращений в единицу времени. В соответствии с режимами и характером мышечной деятельности силы человека делятся на достаточные силы, проявляющиеся в статическом режиме и в условиях замедленного движения, и силы, сочетающиеся с другими физическими способностями (скоростные возможности, силовая ловкость и силовая выносливость).
В спортивной практике при описании методов развития мышечнойсилыимощностирассматриваетсяпротеканиеэтихизмененийвовре мени, величина сопротивления, особенности смены видов и режимов работы мышц. С этой точки зрения речь идет о режимах мышечной активности, используемых для развития различных проявлений силовых способностей.
На следующем этапе была разработана и апробирована программа силовой подготовки школьников 15-17 лет на уроках физической культуры средствами атлетической гимнастики на основе индивидуализации нагрузки и учета особенностей разделов школьной программы. Выбирая силовые упражнения для создания комплекса, руководствуемся следующими принципами: для основных упражнений должны быть упражнения мышечных групп — для мышц шеи, плечевого пояса и рук, мышц спины, брюшного пресса, ног; используя в занятии силовые упражнения, необходимо учитывать три режима мышечной деятельности: а) напряжение мышц без изменения их длины (статический, изометрический режим); б) сокращение мышц с уменьшением их длины; в) увеличение длины мышц (уступающий режим).
В ходе экспериментальной работы было изучено влияние программы
силовой подготовки средствами атлетической гимнастики на силовую подготовленность школьников 15-17 лет. Для оценки физического развития и силовой подготовленности школьников 15-17 лет использовались следующие методы: антропометрия, контрольно-педагогические испытания (тестирование), методы статистической обработки полученных данных.
В ходе проведения нашего исследования обучающихся возраста 15-17 лет было выявлено, что силовые показатели находятся в норме, но респонденты, которые приняли участие в разработанной программе отмечаются силовые показатели выше, чем у респондентов которые не приняли участие в экспериментальной программе.
Уроки физической культуры с использованием упражнений атлетической гимнастики на основе индивидуализации нагрузки и учете особенностей разделов школьной программы способствовать более интенсивному развитию силовых навыков. На последнем этапе нашего педагогического эксперимента респонденты, которые находились в экспериментальной группе продемонстрировали нам результаты намного лучше, чем респонденты, которые находились в контрольной группе.
Таким образом, результаты вышеизложенные показывают нам, что разработанная нами программа по силовой готовности обучающихся старших классов является эффективной и может использоваться в работе педагогов физической культуры. Цель, задачи и гипотеза, поставленные вначале исследования были достигнуты.
Учитывая морфологическую точку зрения, метод функционирования мускул определяется как изменение их внутреннего состояния в таких параметрах, как длина и напряжение. Существует три главных режима работы мышц: изотонический, изометрический и ауксотонический. Тип работы мускулы и проявление силы зависят от биомеханических факторов взаимодействия наружных и внутренних сил и обрисовывают внешние изменения как в мышце, так и в критериях тела, в каких движется мускула. Как обычно она содержит в себе преодоление, транспортировку и исполнение работы (постуральная). Центральная нервная система координирует либо координирует работу мускул. Сила (физическая величина) - это творение массы сообщенного ей ускорения. Физиологи
различают максимальную, абсолютную и относительную силу. Сила сокращения мышц отличается от силы мускул, так как производительность - это общий объем работы, исполняемой за время.
Таким образом, сила определяется не только силой сокращения мышц, но и расстоянием контрактуры и количеством сокращений в единицу времени. В соответствии с режимами и характером мышечной деятельности силы человека делятся на достаточные силы, проявляющиеся в статическом режиме и в условиях замедленного движения, и силы, сочетающиеся с другими физическими способностями (скоростные возможности, силовая ловкость и силовая выносливость).
В спортивной практике при описании методов развития мышечнойсилыимощностирассматриваетсяпротеканиеэтихизмененийвовре мени, величина сопротивления, особенности смены видов и режимов работы мышц. С этой точки зрения речь идет о режимах мышечной активности, используемых для развития различных проявлений силовых способностей.
На следующем этапе была разработана и апробирована программа силовой подготовки школьников 15-17 лет на уроках физической культуры средствами атлетической гимнастики на основе индивидуализации нагрузки и учета особенностей разделов школьной программы. Выбирая силовые упражнения для создания комплекса, руководствуемся следующими принципами: для основных упражнений должны быть упражнения мышечных групп — для мышц шеи, плечевого пояса и рук, мышц спины, брюшного пресса, ног; используя в занятии силовые упражнения, необходимо учитывать три режима мышечной деятельности: а) напряжение мышц без изменения их длины (статический, изометрический режим); б) сокращение мышц с уменьшением их длины; в) увеличение длины мышц (уступающий режим).
В ходе экспериментальной работы было изучено влияние программы
силовой подготовки средствами атлетической гимнастики на силовую подготовленность школьников 15-17 лет. Для оценки физического развития и силовой подготовленности школьников 15-17 лет использовались следующие методы: антропометрия, контрольно-педагогические испытания (тестирование), методы статистической обработки полученных данных.
В ходе проведения нашего исследования обучающихся возраста 15-17 лет было выявлено, что силовые показатели находятся в норме, но респонденты, которые приняли участие в разработанной программе отмечаются силовые показатели выше, чем у респондентов которые не приняли участие в экспериментальной программе.
Уроки физической культуры с использованием упражнений атлетической гимнастики на основе индивидуализации нагрузки и учете особенностей разделов школьной программы способствовать более интенсивному развитию силовых навыков. На последнем этапе нашего педагогического эксперимента респонденты, которые находились в экспериментальной группе продемонстрировали нам результаты намного лучше, чем респонденты, которые находились в контрольной группе.
Таким образом, результаты вышеизложенные показывают нам, что разработанная нами программа по силовой готовности обучающихся старших классов является эффективной и может использоваться в работе педагогов физической культуры. Цель, задачи и гипотеза, поставленные вначале исследования были достигнуты.
Подобные работы
- Применение специальной программы атлетической гимнастики как средства развития силовых способностей обучающихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие скоростно-силовой выносливости у обучающихся старшего школьного возраста во время занятии лыжной подготовкой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Развитие скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование скоростно-силовых качеств волейболисток 15-17 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2024 - ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие выносливости обучающихся старшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Развитие силовых способностей у обучающихся старшего школьного возраста, занимающихся в секции общефизической подготовки.
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств
баскетболистов старшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Развитие выносливости обучающихся старшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019





