🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Работа №198668

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… 6
1 СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ С СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
1.1 Понятие, задачи и принципы взаимодействия следователей
Следственного комитета Российской Федерации с
сотрудниками оперативных подразделений
правоохранительных органов………………………………… 10
1.2 Особенности взаимодействия следователей Следственного комитета Российской Федерации с сотрудниками
оперативных подразделений правоохранительных
органов………………………………………………………….. 29
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ С СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ОПРЕДЕЛЕННЫХ
ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………….………… 51
2.1 Взаимодействие следователей Следственного комитета
Российской Федерации с сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов по
расследованию преступлений против жизни и здоровья…… 51
2.2 Взаимодействие следователей Следственного комитета Российской Федерации с сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов по
расследованию преступлений против половой
неприкосновенности и половой свободы
65
личности…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
82


Значение оперативно-розыскной деятельности для выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, и в целом для реализации основных задач уголовного судопроизводства, к которым современное отечественное законодательство относит защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, очень велико. На текущий момент развития отечественного уголовного судопроизводства практически нет уголовного преследования без тех или иных форм оперативного сопровождения.
Раскрытие и расследование некоторых преступлений, в силу особенностей их криминалистической характеристики, в частности: способов совершения, способов сокрытия следов преступления, применяемых и используемых для этого сил и средств, в том числе технического характера, становится возможным только лишь в результате успешного применения возможностей оперативно-розыскной деятельности. Нередки ситуации, когда доказательства в уголовном деле почти в полной мере основываются на результатах оперативно-розыскной деятельности.
Эффективность раскрытия и расследования, предотвращения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья личности, против половой свободы и половой неприкосновенности личности в значительной степени зависит от четко налаженной и согласованной деятельности следователя Следственного комитета Российской Федерации и сотрудников подразделений правоохранительных органов, наделенных отечественным законодательством правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Оперативное сопровождение предварительного следствия в настоящее время является неотъемлемой составляющей уголовного преследования.
В соответствии с п. 55 ст. 5 УПК РФ уголовное преследование представляет собой процессуальную деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Выявление и раскрытие преступлений, по которым предварительное расследование осуществляется Следственным комитетом Российской Федерации в большинстве случаев возможно благодаря качественному, своевременному и взаимовыгодному взаимодействию следователя Следственного комитета Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Для реализации и других приоритетных направлений в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации - раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья, против половой свободы и половой неприкосновенности, в отношении несовершеннолетних, необходимо работать в тесном взаимодействии с органами, наделенными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, поскольку во многом такие преступления выявляются методами оперативно-розыскной деятельности. Для качественного расследования необходима качественная основа, которая закладывается на стадии осуществления оперативно-розыскных мероприятий, результаты которых впоследствии и используются в доказывании по уголовному делу.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в существовании недостатков существующих организационно-правовых форм взаимодействия следственных органов, в том числе Следственного комитета Российской Федерации, с органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность. Существование таких недостатков в настоящее время очевидно для практических работников Следственного комитета Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении особенностей взаимодействия следователей Следственного комитета Российской Федерации с сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в рассмотрении проблем названного взаимодействия, а также в формулировании соответствующих выводов.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
1. изучение системы взаимодействия следователей Следственного комитета Российской Федерации с сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов
2. рассмотрение понятия, задач и принципов взаимодействия следователей Следственного комитета Российской Федерации с сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов
3. анализ особенностей и пробелов организационно-правовых форм взаимодействия следователей Следственного комитета Российской Федерации с сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов
4. изучение порядка взаимодействия следователей Следственного комитета Российской Федерации с сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов по расследованию преступлений против жизни и здоровья
5. изучение порядка взаимодействия следователей Следственного комитета Российской Федерации с сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов по расследованию преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
6. разработка предложений в целях совершенствования дальнейшего развития законодательства и практики применения
Объектом выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, связанные с законодательными и правоприменительными особенностями взаимодействия следователей Следственного комитета Российской Федерации с сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают нормы российского законодательства, устанавливающие возможность, задачи, принципы и порядок взаимодействия субъектов, проводящих предварительное расследование, с органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность.
В качестве теоретической основы выпускной квалификационной работы использованы труды таких отечественных ученых как: Багмет А.М., Антонян Ю.М., Бычков В.В., Саркисян А.Ж. и другие.
Нормативную и эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О следственном комитете Российской Федерации», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Приказы Председателя Следственного комитета РФ, а также межведомственные приказы о взаимодействии.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является диалектический метод, а также общенаучные методы познания: анализа, синтеза, индукции.
Структура выпускной квалификационной работы определена характером исследуемых в ней вопросов. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
Работа органов предварительного следствия, в том числе Следственного комитета Российской Федерации, и подразделений правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность представляют собой единство процессуального и не процессуального. Это единство заключается не только в проведении следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий, т.е. включает не только процедурные вопросы, но и предполагает наряду с добыванием информации ее использование, принятие решений как процессуального, так и не процессуального характера.
Представление о процессе взаимодействия сотрудников следственных и оперативных подразделений можно сформировать как процесс, заключающийся в использовании в основе своей деятельности профессиональных навыков и знаний в различных областях наук и имеющих различную рабочую компетенцию, основанную принципе законности и направленную на достижение значимых результатов деятельности, состоящей в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений. Также важно отметить, что взаимодействие следователей СК России и сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов является сложным как со стороны процессуальной, так и со стороны психологической. Соответственно в таком взаимодействии существуют особенности, сформировавшиеся в результате развития законодательства и практики взаимодействия.
Организация взаимодействия следственных органов и оперативных служб в ходе работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений всегда являлась и является приоритетным вопросом в
деятельности Следственного комитета Российской Федерации. Об этом свидетельствует ряд обстоятельства. В частности, создаются межведомственные рабочие группы, осуществляются специальные встречи, данный вопрос обсуждается на координационных совещаниях правоохранительных органов.
В настоящее время имеет место быть пробел в современном законодательстве, который заключается в единоличном принятии решения начальником подразделения правоохранительного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о необходимости рассекречивания результатов проведенных оперативно-розыскных мероприятий, а также об объеме рассекречиваемой информации. При этом на практике встречаются ситуации, когда объем предоставленной информации не является достаточным в рамках проведения следователем Следственного комитета Российской Федерации доследственной проверки или расследования уголовного дела.
Предоставление фрагментарной информации о результатах оперативно-розыскной деятельности, проведенной в рамках дела оперативного учета или по поручению следователя СК России, может привести к невозможности ее использования с целью доказывания, что может повлечь несостоятельность уголовного преследования виновных.
Для решения существующих проблем представляется возможным внесение изменений в пункт 14 раздела II Инструкции от 27 сентября 2013 г., а именно - закрепление в порядке рассекречивания результатов оперативнорозыскной деятельности положений о процессуальном и не процессуальном участии следователя СК России, а также руководителя следственного органа в процессе рассекречивания.
К процессуальной форме такого участия можно отнести поручение о необходимости рассекречивания результатов оперативно-розыскной деятельности в случае, если следователю СК России известны факты о
наличии у осуществляющих оперативное сопровождение подразделений правоохранительных органов, интересующих его в рамках проведения доследственной проверки или расследования уголовного дела конкретных результатов оперативно-розыскной деятельности, будь то акты осмотра, акты проведенных исследований, протоколы проведенных оперативно-розыскных мероприятий. Возможность процессуального участия следователя или руководителя следственного органа должна быть прямо отражена в Инструкции от 27 сентября 2013 года.
К не процессуальной форме можно отнести возможность проведения совместных совещаний между начальником и работниками оперативного подразделения конкретного правоохранительного органа и следователем Следственного комитета Российской Федерации с участием руководителя следственного органа. На таких межведомственных совещаниях возможно решение вопроса об объеме необходимой для рассекречивания информации, которая затем будет использована следователем в рамках проведения доследственной проверки или расследования уголовного дела.
Таким образом, после внесения изменений в пункт 14 раздела II Инструкции от 27 сентября 2013 года содержание указанного пункта может быть следующим: «При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение № 3). Рассекречивание сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, возможно по мотивированному поручению о необходимости рассекречиванию результатов оперативно-розыскной деятельности, направленным следователем (или руководителем следственного органа) начальнику (или его заместителю) органа, осуществляющего ОРД. Указанное постановление составляется в двух
экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, - к материалам номенклатурного дела. В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.
Расследование следователями Следственного комитета Российской Федерации преступлений против жизни и здоровья, преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности, как, впрочем, и любых других совершаемых преступлений эффективно в случае, если оно осуществляется в тесном деловом сотрудничестве всех участников расследования.
Взаимодействие следователя Следственного комитета Российской Федерации с сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений против жизни и здоровья, преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности обычно складывается из трех этапов. Первый этап заключается в выезде на место происшествия, розыске лица, совершившего преступления по «горячим» следам. Взаимодействие здесь необходимо в целях более полного изучения обстановки на месте преступления, обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления, которые на стадии следствия могут быть признаны доказательствами, получения исходной информации о личности преступника и преследование его по «горячим следам». На втором этапе следователь и оперативный работник совместно анализируют полученные на первом этапе данные о событии преступления и возможных его участниках. На основе этого обмена информацией разрабатываются следственные версии, согласовываются меры по их проверке, определяются конкретные исполнители, вырабатываются
согласованный план расследования. Основная третьего этапа - получить
доказательства, подтверждающие или опровергающие возникшие подозрения, установить всех участников преступления, выявить обстоятельства, способствующие совершению преступления и разработать меры по их устранению.
Важно отметить, что согласованное планирование должно охватывать все этапы раскрытия и расследования преступлений против жизни и здоровья и против половой свободы и неприкосновенности. Своевременное и умелое планирование позволяет проработать основные направления раскрытия и расследования, определить тактику и последовательность производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, эффективно использовать требующиеся силы, средства и время для выполнения определенного объема оперативной и следственной работы, что в целом положительно повлияет на раскрытие и расследование преступлений указанных категорий.
Таким образом, взаимодействие следователя Следственного комитета Российской Федерации и оперативных сотрудников правоохранительных органов является одной из форм организации расследования преступлений, которая заключается в сотрудничестве, которое основано на действующем законодательстве, согласованное по целям, месту и времени проведения следственных, процессуальных действий и оперативно -розыскных мероприятий. Работа по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений должна базироваться на качественной совместной работе вышеназванных субъектов, основывающейся на требованиях нормативных правовых актов с использованием всего многообразия как процессуальных, так и не процессуальных (организационно-тактических) форм взаимодействия.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52.Ст. 4921.
3. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 № 403-ФЗ // Российская газета. 2010. № 296. Ст. 5375.
4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 № 144-ФЗ// СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
5. Указ Президента Российской Федерации«Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» от 27 сентября 2010 № 1182 // Российская газета. 2010. № 218. Ст. 5297.
6. Приказ МВД России«Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» от 27 сентября 2013№ 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155629/
7. Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» от 20 июля 1996 № 334 // Бюллетень текущего законодательства МВД РФ. 1996. Выпуск16. Часть III.
8. Приказ МВД РФ«О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» от 19 июня 2012 г. № 608 // Российская газета. 2012. № 177. Ст. 5850.
РАЗДЕЛ II ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Авдийский, В.И. Криминологи и предупреждение преступлений: учебник /В.И. Авдийский, Л.А. Букалерова, Р.М. Кашапов и др. М., Юрайт, 2016. – 351 с.
2. Азаров, В.А. Теоретические основы формирования отрасли оперативно-розыскного права: монография / В.А. Азаров, Е.В. Кузнецов. М.: Юрлитинформ, 2016. 208 с.
3. Антонян, Ю.М. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор / Ю.М. Антонян, Д.А. Бражников, М.В. Гончарова. М., 2018. 86 с.
4. Багмет, А.М. Взаимодействие следователя с правоохранительными органами и органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений: учебное пособие / А.М. Багмет, В.В. Бычков. М., 2018. – 343 с.
5. Багмет, А.М. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений: проблемы и пути их решения / А.М. Багмет // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2016. № 2. С. 13–16.
6. Багмет, А.М. Квалификация и расследование преступлений, связанных с сексуальным насилием: учеб. Пособие / А.М. Багмет, В.В. Бычков. М.: Юрлитинформ, 2017. – 368 с.
7. Багмет, А.М. Некоторые аспекты взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации / А.М. Багмет // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2018. № 2. С. 24–26.
..62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ