Введение 3
1 Теоретические основы обеспечения конкурентоспособности предприятия
на основе сбалансированных показателей 6
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия на основе
сбалансированных показателей 6
1.2 Эффективность применения системы сбалансированных показателей в
современной организации 15
Заключение
Список использованных источников
Для современной рыночной ситуации характерно нарастание конкуренции между предприятиями, интернационализация и глобализация бизнеса, постоянное обновление и совершенствование информационных технологий, возрастание роли человеческого капитала. Это определяет новый взгляд на процесс стратегического управления предприятиями.
Понимание того, что применяемые методы оценки и анализа результативности деятельности предприятий уже не соответствуют целям стратегического управления, привело к разработке новой и перспективной системы сбалансированных показателей, которая является инструментов стратегического и оперативного управления, обеспечивает контроль за реализацией стратегии и взаимосвязь стратегических целей с внутренними и внешними бизнес-процессами и действиями сотрудником на каждом уровне управления. Российская специфика функционирования предприятий в целом и торговле, в частности, обусловливает существенные затруднения при внедрении данных показателей без их соответствующей адаптации, проведение которой возможно в системе управленческого учета и отчетности. Поэтому исследование отечественной и зарубежной практики, а также анализ преимуществ и недостатков сбалансированных показателей обеспечивает выбор способов их внедрения в российских условиях хозяйствования, что и предопределило актуальность темы исследования.
Сбалансированная система показателей позволяет четко обозначить стратегию развития организации и способствует претворению ее в жизнь.
Цель дипломного проекта изучение обеспечения конкурентоспособности предприятия на основе системы сбалансированных показателей.
В связи с этим, необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие обеспечения конкурентоспособности предприятия на основе системы сбалансированных показателей;
- изучить эффективность применения системы сбалансированных показателей в современной организации;
- провести мониторинг факторов организационной среды ООО «Комбинат Рекламы Красноярск»;
- оценить конкурентоспособность анализируемой организации;
- изучить систему сбалансированных показателей ООО «Комбинат Рекламы Красноярск»;
- разработать проект обеспечения конкурентоспособности ООО «Комбинат Рекламы Красноярск» на основе системы сбалансированных показателей;
- дать оценку эффективности разработанных мероприятий.
Объектом исследования дипломной работы является предприятие ООО «Комбинат Рекламы Красноярск».
Вопросам обеспечения конкурентоспособности и системе сбалансированных показателей, а также исследованию отдельных аспектов формирования системы сбалансированных показателей уделено внимание в работах таких зарубежных авторов, как Р.Л. Акофф, И. Ансофф, М.Г. Браун, Р. Каплан, Д. Нортон, М.В. Мейер, Ж. Рой и др. Среди российских исследователей, занимающихся оптимизацией деятельности хозяйствующих субъектов на основе внедрения системы сбалансированных показателей следует отметить Алмазова Н.И., Головко В.А., Гусева Ю.В., Елисеева Д.В., Зенкину И.В., Калинина С., Маленкова Ю.А., Маслову И.А., Рябову Т.Ф., Шишкина А.Ф. и др.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области формирования и внедрения системы сбалансированных показателей, законодательные, нормативные и инструктивные акты по вопросам организации учетной деятельности, финансовой отчетности в Российской Федерации.
Методологической основой исследования послужили следующие основные методы, используемые для достижения цели дипломной работы: анализ литературных источников (экономической литературы, нормативно-правовых актов), стандартные методы экономического анализа (метод сравнительного, балансового и факторного анализа, синтез, обобщение, классификация, системный и графический методы), структурный и функциональный подходы, методы системного, экономического, статистического анализа, методы прогнозирования, а также приемы группировки, сравнения, обобщения, графической интерпретации.
Информационную базу исследования составили нормативные и законодательные акты; монографии, научные статьи зарубежных и отечественных ученых по применению системы сбалансированных показателей; данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат); информационная база сети Интернет; финансовая и налоговая отчетность исследуемого предприятия.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Сбалансированная система показателей появилась в конце 80-х - начале 90-х гг. как инструмент для управления динамично развивающимися компаниями. В то время компании столкнулись со множеством изменений: доля некоторых отраслей на рынке стала стремительно сокращаться из-за глобализации, либерализации торговли, появления технических новшеств. Потребности компаний также менялись. Необходимость в более качественной информации и умении оперативно реагировать на изменения рынка стала очевидна.
Сбалансированная система показателей позволяет четко обозначить стратегию развития организации и способствует претворению ее в жизнь. ССП в классическом варианте содержит 4 проекции, представляющие собой стратегически важные аспекты деятельности организации.
Создание стратегической карты - необходимый шаг для определения перспектив, целей и показателей, а также причинно-следственных связей между ними.
Ключевыми показателями эффективности являются финансовые и нефинансовые показатели, используемые для оценки роста организации, они показывают насколько успешно организация функционирует и развивается. В большинстве случаев ключевые показатели эффективности (KPI) используются для оценки выполнения долгосрочных планов организации. Ключевые показатели эффективности (KPI) помогают организации, занимающейся розничной торговлей выполнять свою миссию, выявлять ключевые процессы и их участников, определяют цели. Ключевые показатели эффективности (KPI), также известны как ключевые показатели успеха (KSI).
Уже более 50 лет слаженный коллектив ЗАО «Комбинат рекламы» работает на рекламном рынке г. Красноярска и края. Являясь до середины 90¬х годов прошлого века монополистом в области изготовления и распространения рекламы, он был автором и изготовителем всех существовавших рекламных вывесок. За полувековую историю развития изменилась не только структура комбината (из «Комбината торговой рекламы» , созданного приказом Министерства торговли СССР от 14 марта 1959 г. за №595, он реорганизовался в ООО «Комбинат Рекламы Красноярск») но и методы работы , технология изготовления вывесок.
Целью данного проекта является обеспечить потребителей товаров и рекламодателей качественной рекламой, показать, какой должна быть реклама высокого уровня.
Организация находиться в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Задача управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. На сегодняшний кадровая обеспеченность ООО «Комбинат Рекламы Красноярск» считается достаточной. На предприятии работает 70 человек, Персонал ООО «Комбинат Рекламы Красноярск» обладает достаточно высокой квалификацией, все распоряжения руководителя выполняются работниками в точности и в кратчайшие сроки, что обеспечивает эффективную работу предприятия.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют об эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Комбинат Рекламы Красноярск», как в 2014, так и в 2015 году, что выражается в прибыли, полученной предприятием. В отчетном году товарооборот увеличился на 24366 тыс. руб. или на 25,57% и составил 119660 тыс.руб. Данное увеличение является положительным моментом деятельности предприятия.
Анализируя матрицу выбора оптимальной стратегии можно сделать вывод, что фирме следует придерживаться трех основных направлений в развитии, причем два из этих направлений проходят примерно в одном русле. Фирме необходимо расширять свой ассортимент, добавляя в него не только услуги - новинки из предложенного ассортимента, но и услуги, которые не присутствуют в ассортиментном перечне.
Это направление предполагает стратегию развития продукта и усиления позиций на рынке. Также фирме необходимо срочно заняться поиском новых поставщиков с более низкими ценами, это позволит укрепиться на рынке, а главное серьезно улучшить свое финансовое состояние. В данном случае следует применить стратегию концентрированного роста.
Количественное сравнение уровня конкурентоспособности системы управления в период 2014-2015гг. (2,973/3,012*100,0% = 98,71 %) соответственно, по соотношению комплексного показателя позволяет сделать вывод о том, что в 2014 г. по сравнению с 2015 г. в организации наблюдается незначительное понижение уровня конкурентоспособности, что связано с ухудшением финансового положения и организацией сбыта и продвижения продукции.
В условиях нарастающей конкуренции необходимо использовать все возможности для укрепления позиций на рынке. Клиенты и конкуренты выдвигают перед ООО «Комбинат Рекламы Красноярск» ряд требований относительно постоянной готовности к изменениям рынка, а использование стратегического контроллинга позволяет быстро и эффективно реагировать на эти изменения. Закрепление имеющихся в предприятии клиентов и на этой базе планирование системного привлечения новых - следующий уровень. Для реализации данной задачи ООО «Комбинат Рекламы Красноярск» необходимо разработать новую программу, позволяющую проводить анализ в разрезе клиентов и получать информацию по остаткам на счетах, по оборотам, приносимым доходам.
Еще одной из задач развития предприятия является планирование - определение действий, необходимых для достижения оперативных и стратегических целей, т.е. превращения целей в планы. Знание сотрудниками миссии ООО «КРК», целей, вырабатываемых на его основе, служит базой для осознания общих задач и выработки различных вариантов их достижения. ООО «Комбинат Рекламы Красноярск» разработан стратегический план на пять лет (2016-2021 гг.), который включает четыре направления развития предприятия: перспективы расширения охвата рынка, финансовые перспективы; перспективы по клиентам; перспективы по развитию персонала.
На сегодняшний день согласно проведенному анализу ООО «КРК» имеет 8 ключевых клиентов, для подтверждения данного утверждения приведем определение и основные критерии отнесения клиента к ключевым.
Стратегия взаимоотношений с ключевыми клиентами ООО «КРК» должна изначально строиться на принципах партнерства, предусматривающего полное и честное выполнение взаимных обязательств в долгосрочном периоде. Следовательно, немаловажное значение будет иметь преодоление нежелания или неспособности сотрудников ООО «КРК» вникать в суть проблемы и соотносить это со стратегией компании. Позиция членов команды по работе с ключевыми клиентами должна быть принципиально иной, чем у менеджеров по продаже, которые склонны поддаться искушению, считать себя исключительно носителями информации, лишь иногда оказывая некоторое воздействие на компанию от имени своих клиентов. Они должны (по меньшей мере) играть роль «защитников интересов» ключевых клиентов ООО «КРК» и взять на себя ответственность за управление взаимоотношениями между ними и компанией.
По этой причине ООО «КРК» разработаем программу повышения квалификации и аттестации персонала отдела продаж при введении в данном отделе должностей менеджеров по работе с ключевыми клиентами.
На основании результатов аттестации двое работников отдела продаж будут переведены на должность менеджеров по работе с ключевыми клиентами. Для них будет проведен бизнес - тренинг по обучению для работы с ключевыми клиентами.
Важным фактором повышения эффективности системы сбалансированных показателей ООО «КРК» является правильная система мотивации работников отдела продаж с целью увеличения объема реализуемых рекламных услуг. Данное мероприятия должно касаться всех работников отдела продаж.
Важным фактором системы крупных продаж является работа с ключевыми клиентами, которую зачастую являются и основными дебиторами компании. В 2015 году предприятие имело дебиторскую задолженность на сумму 88847 тыс.руб. 49% от данной суммы приходится на дебиторскую задолженность ключевых клиентов компании.
Поскольку за исследуемый период было выявлено увеличение дебиторской задолженности с 2013 по 2015 год, что привело к значительному вовлечению средств в оборот предприятия, то предприятию необходимо разработать пути снижения дебиторской задолженности, которое можно достигнуть путем выбор способа расчета с покупателями и заказчиками, например, предоставлять скидки покупателям при внесении предоплаты за услуги.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что при внедрении предлагаемых нами мероприятий по внедрению должности менеджера по работе с ключевыми клиентами, аттестации и обучения работников отдела продаж, предприятие приобретет положительно направленный бренд ООО «КРК» как надежного, стабильного поставщика рекламных услуг.
Количественное сравнение уровня конкурентоспособности системы управления в 2015 и планируемое при внедрении разработанного проекта. (3,838/2,973*100,0% = 129,10 %) соответственно, по соотношению комплексного показателя позволяет сделать вывод о том, что при внедрении проекта обеспечения конкурентоспособности ООО «Комбинат Рекламы Красноярск» на основе реализации человеческого потенциала его конкурентоспособность на данном рынке возрастет на 29,10%, что является значительным ростом для данного предприятия.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: по состоянию на 1 февраля. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2015. - 206 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч.: по состоянию на 20 апр. 2015 г. - Москва: Омега-Л, 2015. - 681с.
3. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер.- 7-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 369 с.
4. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / Ф. Аналоуи. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 396 с.
5. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - Москва: Экономика, 2010. — 519 с.
6. Бесхмельницына С.Н. Роль и значение сбалансированных показателей в деятельности производственных предприятий / С.Н. Бесхмельницына // Экономические и гуманитарные науки. - 2014. - №10. - С. 13 - 17.
7. Бесхмельницына С.Н. Формирование системы управленческого учета и отчетности как основы построения информационного контура модели сбалансированных показателей деятельности предприятия / С.Н. Бесхмельницына // Экономические и гуманитарные науки. - 2014. - №9. - С. 16 - 18
8. Браун Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / Марк Г. Браун. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 226 с.
9. Велесько Е.И. Стратегический менеджмент / Е.И. Велесько., А.А. Неправский. - Минск: БГЭУ, 2014. - 307 с.
10. Веснин В.Р. Стратегическое управление. / В.Р. Веснин. - Москва: ТК Велби; Проспект, 2013. - 328с.
11. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. / Х. Виссема. - Москва: Финпресс, 2014. - 272с.
12. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский учебник - 5-е изд., перераб и доп. - Москва: Гардарика, 2013. - 296с.
13. Внедрение сбалансированной системы показателей; пер. с нем. - 2-е изд. - Москва: ДАНА, 2015. - 201 с.
14. Волкогонова О. Д. Стратегический менеджмент / О. Волконогова. - Москва: Форум ИНФРА-М, 2013. - 254 с.
15. Гертман М. Стратегический менеджмент: пер. с франц. / М. Гертман, под ред. Д. О. Ямпольской. - Санкт - Петербург: Нева, 2013. - 418 с.
16. Гершун А.М. Разработка сбалансированной системы показателей: практическое руководство с примерами / А.М. Гершун, Е.С. Нефедьева. - Москва: Олимп-Бизнес, 2015. - 128 с.
17. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014. - 93 с.
18. Горностаева А. Н. Теоретические основы менеджмента: учеб.пособие /А.Н. Горностаева; Брянск: БГТУ, 2005-198с.
19. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учеб. пособие для вузов. / А.Т. Зуб - Москва: Аспект Пресс, 2014. - 415 с.
20. Каплан Р.С. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей: пер. с англ. / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - Москва, 2014. - 419 с.
21. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: пер. с англ. / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - Москва, 2014. - 415 с.
22. Каплан, Р.С. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: пер. с англ. / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - Москва, 2015. - 319 с.
23. Керцнер Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости: пер. с англ. / Г. Керцнер. - Москва: Компания Ай-Ти, 2013. - 320 с.
24. Кожина Е.В. Современные принципы и подходы к стратегическому управлению конкурентоспособностью предприятия. / Е.В. Кожина // Актуальные проблемы экономики и управления современной России, секция «Актуальные проблемы менеджмента»: сборник III Всероссийской научно-практической конференции преподавателей с международным участием. / Е.В. Кожина. - Пермь, 2014. - С. 5 - 9.
25. Кожина Е.В. Трудовой потенциал - как важнейший фактор стратегического обеспечения конкурентоспособности предприятия / Е.В. Кожина // Экономика и управление: сб. научных трудов. Часть II / под ред. А.Е. Карлика.- Санкт-Петербург, 2015.- ч.2.- С. 44-49
26. Кожина Е.В. Управление формированием трудового потенциала персонала предприятия как важнейший инструмент обеспечения конкурентоспособности// Российское предпринимательство. / Е.В. Кожина. - 2015. - №11(1) - С. 16 - 19.
27. Кулеева, Е.В. Этапы построения системы сбалансированных показателей на предприятии текстильной промышленности / Е.В. Кулеева // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. - 2014. - №2. - С. 20-25.
28. Кулеева, Е.В. Состав и структура системы сбалансированных основных экономических показателей деятельности промышленного предприятия / Е.В. Кулеева //Вестник ИНЖЭКОНа. - 2014. - № 2 (21). - С. 401-405.
29. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 236с.
30. Люкманов В.Б. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.Б. Люкманов. - Москва: МИТХТ, 2013. - 100 с.
31. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник / Ю.А. Маленков. - Москва: Велби, Проспект, 2012. - 224с.
32. Малинин С. Мы вступаем в полосу высокой инфляции / С Малинин // Эксперт.- 2015. - №4. - С. 12 - 16.
33. Мальчикова С.Н Информационная база формирования сбалансированных показателей / С.Н. Мальчикова Гармонизация международных и отечественных информационных потоков учетно¬налоговых систем: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: (г. Орел, 23-25 апреля 2013 г.). - Орел, 2013. - С. 1 5 - 19.
Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. пер. с англ, под ред. Ю.Н. Каптуревского. — Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 336с.
35. Никифорова Е. Система сбалансированных показателей: интегрированный менеджмент / Е. Никифорова, Н. Резникова // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - №3. - С. 19 - 22.
36. Парамонова, Л. Сбалансированная система показателей в управлении сервисными организациями / Л. Парамонова, Э. Низанова // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - №1. - С. 29 — 32.
37. Разработка стратегии развития: учеб.пособие / под ред. А.Н. Бурмистрова, М.П. Синявиной.- Санкт-Петербург: Решение, 2013. — 68 с.
38. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь: пер. с англ. / Майкл Ковени, Деннис Гэнстер, Брайан Хартлеи, Дейв Кинг.- Москва: Альпина Бизнес Букс, 2013. - 232с.
39. Сухарев О.С. Стратегия эффективного развития фирмы: учебник /О.С. Сухарев. - Москва: Экзамен, 2013. - 287с.
40. Фридаг Х.Р. Сбалансированная система показателей: пер. с нем. / Х.Р. Фридаг, В. Шмидт. - Москва, 2015. - 301 с.
41. Хорин А.Н. Стратегический анализ: учебное пособие / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. - Москва: Эксмо, 2012. - 288с..