Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование конкурентоспособности предприятия на основе инструментария оценки стоимости бизнеса

Работа №99625

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 7
1.2 МЕСТО И РОЛЬ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 14
1.3 ОБЗОР МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2 ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСШИРЕННОЙ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ
БИЗНЕСА 27
2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 29
2.3 ОБЗОР ДОХОДНОГО, ЗАТРАТНОГО, РЫНОЧНОГО ПОДХОДА ОЦЕНКИ
СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 33
2.4 КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 43
3 ВЕРИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ РАСШИРЕННОЙ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 49
3.1 ФОРМАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ РАСШИРЕННОЙ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 49
3.2 АПРОБАЦИЯ РАСШИРЕННОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 76
ПРИЛОЖЕНИЕ В 81

Задачи, стоящие перед собственниками бизнеса, могут быть рассмотрены в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.
В краткосрочной перспективе - задача получить прибыль от использования капитала. Стремление эффективного использования капитала позволяет увеличить его стоимость. Стоимость бизнеса отражает вложенные в него средства, и его способность генерировать прибыль. В связи с этим, появляется возможность привлечь дополнительные денежные средства для расширения присутствия на рынке, выводить новые товарные групп, наделять товары новыми свойствами или же диверсифицировать деятельность, выходя на новые рынки.
В долгосрочной перспективе - задача обеспечить безопасное использования капитала. При достижении стадии зрелости в жизненном цикле организации перед владельцем капитала встает вопрос либо перехода на 8 - образную траекторию развития, либо об уходе с рынка при минимальных финансовых потерях. Первый вопрос связан с обоснованием целесообразности проведения инвестиционной деятельности, второй с ожидаемой динамикой стоимости бизнеса при отсутствии инвестиций или недостаточной капитализацией, что предполагает угрозу потери капитала. Например, такой угрозой может быть заинтересованность третьей стороны поглотить или провести слияние с данным капиталом.
В совокупности данные параметры можно исследовать с помощью расширенной оценки уровня конкурентоспособности предприятия.
Но перед собственниками капитала возникает научно-практическая проблема: как оценить уровень безопасного использования капитала, если в научной литературе отслеживается тенденция сокращения количества работ и в недостаточной мере описаны методы с взаимосвязью краткосрочных и долгосрочных задач.
В связи с актуальностью вышеприведенной проблемы, нами выдвигается гипотеза. Расширенную конкурентоспособность предприятия можно определить через безопасность использования капитала с позиции соответствия стоимости бизнеса с занимаемой долей рынка, среднеотраслевой прибыльностью и прочих ключевых показателей, определенных в изучаемой отрасли.
С каждым годом поток данных растет, и руководителю приходиться принимать не типичные управленческие решения с дефицитом информации, работать в условии неопределенности. Поэтому, необходимы механизмы отбора, отсеивания информации для соответствующей реакции на изменение среды. Таким образом, одним из ключевых факторов конкурентной борьбы является не только скорость принятия управленческих решений и адаптации организации к внешней среде, но исследование конкурентоспособности предприятия и конкурентов.
Методика оценки конкурентоспособности предприятия на основе стоимости бизнеса, как комплексное, рыночное понятие, выражающее уровень конкурентоспособности может позволить создать представление о предприятии в сравнении с конкурентами в одной отрасли. Информационная база, полученная в результате расчета показателя конкурентоспособности предприятия, и, которая содержит достаточный объем объективной информации, делает метод недорогим и доступным аналитическим инструментом.
В научной литературе, как российской, так и зарубежной достаточно широко рассмотрены методики оценки конкурентоспособности предприятия, но потребность в поиске новых и улучшения существующих методов всегда актуальна, с использованием стоимости бизнеса или иных определенных ключевых показателей в отрасли. Проблема оценки уровня конкурентоспособности предприятия с использованием стоимости бизнеса и иных ключевых показателей с целью определения лидера рынка и уязвимых капиталов обусловило выбор темы данного исследования, его актуальность, методическую и практическую значимость.
Целью исследования, результаты которого представлены в диссертации на соискание степени магистра, является теоретическое обоснование целесообразности формирования стратегических планов организации с учетом реальной конкурентной позиции, определяемой на базе инструментария оценки стоимости бизнеса и создание методики для практического применения теоретических положений.
Для достижения цели решены следующие задачи:
• дополнено понятие конкурентоспособности предприятия путем введения дополнительного качественного признака, описывающего безопасность использования капитала;
• определено влияние оценки расширенного понятия
конкурентоспособности предприятия на стратегическое управление;
• проведен сравнительный анализ общепризнанных и применяемых методов оценки конкурентоспособности предприятия;
• отобраны наиболее значимые факторы, влияющие на стоимость бизнеса;
• разработана методика расширенной оценки конкурентоспособности организации.
Объектом исследования является конкурентоспособность предприятия.
Предмет исследования связан с разработкой методики установления конкурентных позиций предприятия на основе инструментария оценки бизнеса.
В основе методологической и теоретической базе диссертационной работы заложены труды российский и зарубежных авторов, среди который можно отметить Завьялов П.С., Максимова И., Ансофф И., Павловец В., Линг Р. И многие другие.
Исследование базируется на основе различных теорий: конкуренции, категории конкурентоспособности, экономического анализа, системного моделирования. Использовались следующие методические инструменты: экономико-математические расчеты, метод сравнения и аналогии, синтез, логика, структурный анализ.
В качестве источников информации использовались финансовые отчеты предприятий, и официальных сайтов Интернета.
В диссертационной работе сформулирован и получен следующий результат, обладающий научной новизной и являющийся предметом защиты: разработана методика для расширенной оценки конкурентоспособности предприятий различного масштаба и отраслевой принадлежности, позволяющая оценить степень безопасности использования капитала посредством измерения соответствия стоимости бизнеса занимаемой доле рынка и угрозу его отчуждения.
Существующие методики оценки конкурентной позиции предприятия не учитывают реальную стоимость бизнеса, и в соответствие с выдвинутой гипотезой могут быть существенно улучшены. Таким образом, теоретическая значимость предложенного подхода состоит в том, что автор дополняет содержание понятия конкурентоспособности предприятия путем введения дополнительного свойства, описывающего безопасность использования капитала.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что характеристика безопасности использования капитала легко моделируется, имеет доступные информационные ресурсы для расчета и может быть использована без существенных финансовых затрат, что минимизирует транзакционные издержки на поиск информации.
Диссертационная работа включает введение, три главы, девять параграфов, заключение, список использованных источников из 61 наименований, три приложения, 16 таблиц и 8 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С помощью полученные результатов проведенного исследования, можно сделать вывод, что цель диссертации достигнута, и задачи решены.
Разработан метод оценки уровня конкурентоспособности предприятия, в основе которого лежит оценка соответствия стоимости бизнеса с занимаемой долей рынка и поддержки ключевых показателей на уровне среднеотраслевых или выше.
Предложена структура мультипликаторов оценки конкурентоспособности предприятия, разработана формализованная методика оценки, алгоритм основывается на построение математической модели на объективных и доступных данных с минимальным применением экспертных оценок и максимальным применением методов непосредственных измерений и экономико-математических расчетов.
Методика проверена проведением численного эксперимента на примере группы предприятий нескольких отраслей.
В диссертации уточнены определения понятия конкурентоспособности предприятия.
Одной из важных характеристик положения предприятия на рынке является доля рынка. Большинство наступательных маркетинговых стратегий выдвигает в качестве главной цели увеличение доли, стремление к лидерству на рынке. Для получения качественной оценки необходимо оценивать количество генерируемой доли рынка единицей стоимости капитала .
Проблема оценки уровня конкурентоспособности в управлении деятельностью предприятия является значительной, в связи, как и с ростом российской экономики, так и с улучшением инвестиционного климата. Но к сожалению исследования, в области методик оценки конкурентоспособности предприятия за последние 7 лет уменьшились в 5 раз (с 112 работ в 2010 году до 23 в 2017 году). Это связано с самой категорией конкурентоспособности, т.к. она является сложно поддающемуся описанию.
Результатами исследования являются количественные измерения уровня конкурентоспособности предприятия, где в основе метода лежит соответствие стоимости бизнеса с занимаемой долей рынка и прочими ключевыми показателями, определенных в отрасли.
Автор столкнулся с трудностями. Построение модели оценки уровня конкурентоспособности предприятия осложнялись недостатком литературы об содержании категории конкуренции, конкурентоспособности предприятия. С большим количеством общепринятых показателей и критериев, характеризующих определенную сторону деятельности предприятия. При этом большинство критериев, характеристик предприятия формализуются с затруднением, в большей части являются качественными, безразмерными параметрами и определяются экспертными методами, что снижает объективность.
Поэтому мы предпочли использовать показатели количественные, простые и которые можно достоверно измерить, доступны в применении, и легко понимаемы менеджерами.
По результат исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации:
• уточнено определение конкурентоспособности предприятия: единица капитала, генерирующая большую долю рынка, с прибыльностью выше среднерыночных значений и иных ключевых показателей, определенных в отрасли, характеризующая уровень безопасности капитала в определенный момент времени и по сравнению с предприятиями-конкурентами характеризует конкурентоспособность предприятия.
• для определения уровня конкурентоспособности предприятия необходимо использовать результирующей количественный показатель из множества относительных показателей, характеризующих предприятие;
• оценка конкурентоспособности предприятия на основе инструментария оценки стоимости бизнеса является инструментом для принятия управленческих решений. Это позволит менеджменту организации иметь инструмент, для определения уровня конкурентоспособности предприятия по сравнению с конкурентами в отдельно взятой отрасли;
• с помощью проведенного сравнительного анализа методов, подходов и алгоритмов оценки конкурентоспособности предприятия сформулированы требования к методике количественной оценки;
• субъектом оценки стоимости в методике является менеджмент высшего звена (собственники, менеджмент организации), а тип решаемой задачи с нашей точки зрения является определение соответствия стоимости бизнеса с ключевыми показателями (рентабельность, доля рынка и т.д.), на основе исходных данных;
• проведена аналитическая оценка различных подходов и методов оценки стоимости бизнеса, на основе анализа был обоснован выбор метода оценки стоимости бизнеса;
• выбранный метод оценки стоимости бизнеса позволил использовать результат оценки в системе показателей конкурентоспособности предприятия, определены ключевые показатели конкурентоспособности организации;
• формализована модель оценки конкурентоспособности предприятия, ее структура, этапы оценки;
• в результате апробации методики на примере 4 отраслей и 23 компаний определено, что функцией показателя конкурентоспособности предприятия является функция суммирования взвешенных по значимости частных оценок отдельных факторов конкурентоспособности;
• разработанная методика оценки конкурентоспособности предприятия позволяет выявить риск потери капитала в условиях постоянной конкуренции, определить ближайших конкурентов, лидера рынка, аутсайдера. Позволяет использовать методики, как практический инструмент для корректировки управленческих решений;
Таким образом, теоретическая значимость предложенного подхода состоит в том, что авторы дополняют содержание понятия конкурентоспособности предприятия путем введения дополнительного признака, описывающего безопасность использования капитала.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что характеристика безопасного использования капитала легко моделируется, имеет доступные информационные ресурсы для расчета и может быть использована без существенных финансовых затрат, что минимизирует транзакционные издержки на поиск информации.


1 Гладышева И. В. Прогнозирование конкурентоспособности промышленного предприятия. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. экон. наук. СПб., 2006
2 Максимова Е.В. Проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий. Экономические реформы в России. Материалы III международной научно-практической конференции. - СПб.: Нестор, 2000. -520 с.
3 Завьялов П.С. Как выбрать рынок и оценить свои экспортные возможности. - М.: Финвест, 1993 г. - 86 с.
4 Завьялов П. Конкурентоспособность в экономической политике стран // Маркетинг. - 1996. - №2. - С.22.
5 Завьялов П. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей и пути их решения // Маркетинг. - 1996. - №5. - С.21-33.
6 Erlich M., Hein J. The competitive position of US Exporters №4 // The conference Board - 1968.- № - 3 101.P.7-70.
7 Молчанов Н.Н., Метод оценки конкурентоспособности нововведений // Инновации. -1996. - №2. - С.33-37
8 Корманов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Вопросы экономики. 1996. - №11. -0.12
9 Яновский A.M. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Стандарты и качество. - 1997. - №2. - С.43-44
10 Лещенко Е.С. Повышение конкурентоспособности
предпринимательских структур промышленности: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 - М, 2013. - 193 с.
11 Карась Л, Управленческая диагностика - основа совершенствования менеджмента // Международный журнал. Проблемы теории и практики управления - 1996. - № - 6. с.96-98.
12 Рудольф Грюниг, Франк Хекнер, Аня Цойс. Методы идентификации стратегических факторов успеха // Международный журнал. Проблемы теории и практики управления. - 1996. - №6. - С.85-89. Руководство по кредитному менеджменту: Пер. с англ. / Под ред. Б. Эдвардса. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 464 с.
13 Адамеску А., Воскресенский В. Коньюктура рынка и инвестиционная привлекательность отрасли // Маркетинг. - 1997. - №5. - С.37-42
14 Томас Иеннер Стратегические факторы успеха на рынках потребительских товаров //Международный журнал. Проблемы теории и практики управления. - 1997. - №1. -С. 110-115
15 Качалин В., Ритвельдт Д. Сравнительный анализ эффективности предприятий как инструмент стратегического планирования // Международный журнал. Проблемы теории и практики управления. - 2000. -№3.-С.96-98...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ