Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ Н.С. Хрущева в советских средствах массовой информации (1953 - 1964 гг.)

Работа №197935

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы130
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Изменение институтов формирования официального образа
H. С. Хрущева в 1953 - 1964 гг 22
I.1. Совершенствование системы партийной печати в контексте
политической деятельности Н.С. Хрущева 22
1.2. Новые политические задачи и перемены в работе органов радио и телевидения в соответствии с новыми политическими задачами 39
Глава 2. Дискурсивные стратегии построения репрезентаций Н.С. Хрущева51
2.1. Авторитетный дискурс и формирование образа Н.С. Хрущева в
советской прессе 51
2.2. Создание официально-пропагандистского образа Н.С. Хрущева
средствами радиовещания 61
Глава 3. Визуальные репрезентации Н.С. Хрущева в средствах массовой информации 71
3.1. Динамика визуального образа Н.С. Хрущева в периодических изданиях 71
3.2. Репрезентации Н.С. Хрущева на телевидении 85
Заключение 96
Список источников и литературы 103
Приложения

Десятилетие 1953-1964 гг. занимает одно из важнейших мест в истории России XX века. Изменения во внутренней и внешней политике, начавшиеся в эти годы, существенно повлияли на дальнейшее развитие страны. Эпоха «оттепели» являлась переломной, поскольку выразилась в демократизации политической жизни и повседневных практик, разоблачении культа личности Сталина, расширении зарубежных контактов.
Во время «оттепели» наряду с существованием норм предыдущего периода создавались новые культурные каноны. В том числе изменилась официальная идеологическая риторика, в рамках которой трансформировался образ руководителя страны. Никита Сергеевич Хрущев был первым советским лидером, выступавшим как публичный политик. Он выделялся как среди прочих руководителей СССР, так и иностранных лидеров своей непосредственностью, безусловными ораторскими способностями.
В результате деятельности пропагандистского аппарата и самого Н.С. Хрущева официальный образ советского руководителя подвергся изменению в глазах советских граждан. В сознании же иностранцев трансформировался образ всей страны в целом. Однако этот процесс не завершился и был крайне противоречив, как и другие преобразования эпохи «оттепели». Тем не менее, данный исторический опыт по-прежнему актуален и представляет собой научный и практический интерес.
Таким образом, непосредственное рассмотрение особенностей визуального и аудиовизуального элементов образа Н.С. Хрущева в СМИ может способствовать формированию более комплексного представления о политической истории СССР 1953 - 1964 гг., более глубокому пониманию механизма функционирования средств массовой информации. Изучение авторитетного, официального дискурса прессы позволяет раскрыть основные паттерны репрезентаций Н.С. Хрущева и определить их уроки для современности.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является образ Н.С. Хрущева в официальных советских средствах массовой информации 1953 - 1964 гг.
Предметом исследования выступают механизмы СМИ по формированию образа Н.С. Хрущева.
Хронологические рамки работы - 1953 - 1964 гг. Нижняя хронологическая граница исследуемого периода - весна 1953 г. Смерть Сталина вызвала изменения в составе высшего руководства. Избрание Первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущева стало началом новой политики государства и трансформации прежнего канона в репрезентации руководства СССР. Верхняя хронологическая рамка - 1964 г. Ее выбор обусловлен, с одной стороны, окончательным разрушением официального образа Н.С. Хрущева как политического лидера, с другой - его вынужденным уходом с политической арены.
В историографии рассматриваемой проблемы, можно выделить два хронологических периода, в рамках которых изучались различные аспекты «оттепели» в целом и деятельности Н.С. Хрущева в частности - с 1985 по 1991 гг. и с 1991 г. до наших дней. Историография периода 1964 - 1985 гг. не был затронута нами, поскольку в эпоху «застоя» изучение реформ предыдущего периода и личности самого Н.С. Хрущева находилось под идеологическим запретом.
Первый этап историографии включает работы, написанные в 1985 - 1991 гг. Как известно, в последней четверти ХХ в. политические оценки эпохи «оттепели» начали меняться. М.С. Горбачев в своем докладе по случаю 70 - летия Великой Октябрьской социалистической революции отмечал важность реформ Н.С. Хрущева для осуществления «перестройки». Тематика исследований на данном этапе затрагивала особенности личности Н.С. Хрущева и его влияния на преобразования в экономической и политической сферах.
Политический портрет Н.С. Хрущева в своих статьях составлял Р.А. Медведев. Известный советский историк и публицист осветил основные вехи деятельности Н.С. Хрущева на посту главы партии и государства, причины успехов и неудач его преобразований .
Пионерами исследования «оттепели» в период 1980-х гг. стали Е.Ю. Зубкова и Н.Н. Разуваева , достаточно полно осветившие политические и социально-экономические аспекты хрущевских реформ в своих аналитических статьях.
Изменениям внешнеполитического курса СССР 1953 - 1964 гг. посвящены работы С.А. Микояна и Г.И. Мирского .
Причины неудач реформаторской деятельности Н.С. Хрущева освещаются в исследованиях О. Волобуева и С. Кулешова , Г. Федорова .
Наиболее плодотворным с точки зрения историографии является второй период - с 1991 г. Распад СССР, смена социально-экономических и политических реалий в стране вызвали новый виток интереса к изучению проблематики политики «оттепели». После 1993 г. в изучении новейшей отечественной истории был совершен прорыв, одной из предпосылок которого стала передача в ГАРФ сотен тысяч дел ликвидированных министерств, ведомств, а также ЦК КПСС. С середины 1990-х гг. вышло значительное количество работ, тематически и хронологически охватывающих вопросы, связанные с выяснением природы советской системы 1953 - 1964 гг.
Продолжилось изучение социально-экономического и политического потенциала хрущевских реформ.
О проблемах экономического развития СССР во второй половине 1950х - начале 1960-х гг. писали В.А. Шестаков и А.В. Пыжиков . Авторы попытались критические осмыслил динамику экономического развития СССР с учетом не только проведенных реформ, но также облика и характера власти в то время.
Исследованию советского социума посвящено исследование Ю.В. Аксютина «Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 - 1964 гг.» . В ней автор попытался дополнить классическую политическую историю результатами социологических опросов и репрезентировать более многогранную картину взаимоотношений власти и общества.
Среди новейших отечественных исследований, затрагивающих период 1953 - 1964 гг. выделим работу Н.Б. Лебиной «Повседневность эпохи космоса и кукурузы: деструкция большого стиля: Ленинград, 1950 - 1960-е годы» . В ней тема повседневности раскрыта посредством изучения хрущевских реформ и их претворения в жизнь на примере Ленинграда.
Не ослабел интерес и к составлению политического портрета Н.С. Хрущева.
В 1990-е гг. было проведено наибольшее количество исследований, основанных на биографическом методе. Фигуру Хрущева как политического лидера тогда изучали Н.А. Барсуков, Н.К. Байбаков, Д.А. Волконогов, Р.Г. Пихоя и уже упомянутая Е.Ю. Зубкова . Их работы посвящены анализу советской политической системы, механизмам принятия внутри- и внешнеполитических решений, деятельности высшего эшелона власти.
В начале XXI века интерес к личности Н.С. Хрущева не ослаб. Появились исследования, посвященные советскому аппарату пропаганды. Несмотря на немногочисленность подобных исследований как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке, в их рамках были изучены вопросы функционирования системы агитпропа на протяжении истории как Советского Союза в целом, так и «оттепели» в частности.
Большой вклад в анализ работы агитпропа и эволюцию его методов внесла Т.М. Горяева. В своей монографии «Политическая цензура в ССР. 1917 - 1991» она проследила динамику изменения советского аппарата пропаганды и сделала вывод о статичности его целей, но трансформации методов работы .
Иконический поворот в мировой гуманитаристике второй половины 1990-х гг. вызвал к жизни целый ряд работ, затрагивавших проблему значения и функционирования образа.
В начале 2000-х гг. начали появляться отечественные работы, рассматривающие категорию образ на основе аудио- и визуальных источников, а также репрезентации власти в СМИ. Одним из первых отечественных исследователей данного вопроса стал И.В. Нарский. В монографии «Фотокарточка на память: семейные истории, фотографические послания и советское детство (автобио-историо-графический роман)» он показал возможности для дешифровки визуального образа и создания с его помощью контекста эпохи, используя в качестве источников семейные фотоснимки, а в качестве методологии - синтез социо- и культурологических подходов .
Визуальной антропологии посвящены сборники статей Е.Р. Ярской- Смирновой и П.В. Романова . В них собраны работы, рассматривающие изменения способов мышления населения в соответствии с векторами изменений политики в различные периоды советской истории, а также особенностями советской визуальной культуры.
Однако все вышеперечисленные исследования визуальных репрезентаций посвящены не конкретно эпохе «оттепели» в СССР. Работ, касающихся непосредственно образа Н.С. Хрущева в медиа-пространстве, практически нет.
Среди отечественных исследований данной проблематики стоит упомянуть лишь статьи С.А. Зубкова о формировании международного имиджа Н.С. Хрущева . Автор провел достаточно интересные, на наш взгляд, исследования, посвященные особенностям западного восприятия советского руководства, созданию и трансляции проекта «Хрущев для мира».
Схожий круг тем представлен в исследованиях зарубежных историков.
Один из последних по времени политических портретов Н.С. Хрущева создал У. Таубман. На основе широкого круга источников он исследовал влияния личности Н.С. Хрущева на проводимую им политику. Автор характеризовал руководителя СССР как «безжалостного аппаратчика» и «неуверенного в себе лидера», самым главным достижением которого стало выступление «против Сталина и сталинизма» .
Британский историк С. Вольф сосредоточил внимание на вопросе деятельности журналистов в послесталинский период . Изучая влияние прессы на формирование «социалистического» человека, Вольф пришел к выводу о большой роли в данном процессе фигуры журналиста. Особое место он отвел А.И. Аджубею - главному редактору «Известий», который, по мнению ученого, наиболее ярко репрезентировал собой тип нового, «оттепельного», сотрудника СМИ.
Наиболее свежим исследованием о роли радиовещания в системе СМИ является работа С. Ловелла «Russia in the Microphone Age. A History of Soviet Radio, 1919 - 1970» . Автор не только обращается к практически не изученной теме функционирования советского радио, но и рассматривает систему партийной пропаганды через трансформацию именно этого средства массовой информации.
В монографии Я. Плампера «Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве» на основе материалов газеты «Правда» и при помощи диахронического анализа прослеживается динамика изменения образа И.В. Сталина с 1929 по 1949 гг., выявляются особенности его репрезентации и элементы «сталинского» визуального канона . Однако данный подход применим к анализу и иных советских государственных деятелей, в том числе Н.С. Хрущева.
Среди работ о функционировании образов в СМИ, выделим сборник статей «Советская власть и медиа» под редакцией Х. Гюнтера и С. Хэнсген . В нем была сделана попытка собрать результаты международных исследований, касающихся места аудио-, принт- и визуальных медиа в конструировании официального образа власти. Несмотря на то, что все статьи сборника посвящены изучению сталинского периода в истории СССР, некоторые из их теоретических разработок представляется возможным экстраполировать на почву эпохи «космоса и кукурузы».
Британская исследовательница С. Рейд при помощи анализа журнальных фотографий выявила особенности «оттепельного» визуального канона, распространявшегося и на репрезентации Хрущева .
В итоге, как в зарубежной, так и в отечественной историографии наиболее полно были изучены вопросы личности Хрущева, проводимой им внутренней и внешней политики. Проблематика образа Н.С. Хрущева, наоборот, была обделена вниманием со стороны исследовательского сообщества. Внимание историков было по большей части сосредоточено на анализе составных элементов образа И.В. Сталина. Лишь с середины 2000-х гг. стал наблюдаться интерес к медийному образу Н.С. Хрущева. Однако чрезмерность изучения вопросов политического и социальноэкономического аспектов «оттепели» и недостаточная проблематизация визуальной, дискурсивной и аудиовизуальной репрезентаций Н.С. Хрущева в СМИ рождают потребность в изучении и осмыслении данного элемента культурной истории СССР.
Целью выпускной квалификационной работы бакалавра является реконструкция механизма деятельности советских СМИ по созданию официального образа Н.С. Хрущева в 1953 - 1964 гг.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Проанализировать совершенствование системы партийной печати в контексте политической деятельности Н.С. Хрущева;
2. Осветить перемены в работе органов радио и телевидения в соответствии с новыми политическими задачами;
3. Рассмотреть особенности авторитетного дискурса и формирование образа Н.С. Хрущева в прессе;
4. Проанализировать место радиовещания в создании официальных репрезентаций Н.С. Хрущева;
5. Проследить динамику изменений визуального образа Н.С. Хрущева в периодической печати;
6. Исследовать репрезентации Н.С. Хрущева на телевидении.
На основе комплекса источников предпринята попытка проанализировать особенности репрезентаций Н.С. Хрущева в СМИ. Рассматриваются такие малоизученные вопросы, как роль радио и телевидения, сочетание визуального и дискурсивного в создании официального образа советского лидера на разных этапах изучаемого периода. Кроме того, в рамках выпускной квалификационной работы была выявлена тематика репрезентаций Хрущева, проведена их систематизация. К исследуемому материалу была применена теоретическая база культурноисторических исследований (визуальных, дискурсивных). Исследование показывает взаимосвязь между официальным образом Н.С. Хрущева и культурно-историческими процессами.
В число источников выпускной квалификационной работы вошли архивные источники, законодательные акты, делопроизводственная документация, справочно-статистические материалы, пресса, периодическая печать, источники личного происхождения, а также кино-, фото-, фонодокументы.
Законодательные акты включают советское законодательство, представленное законом СССР «О завершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день» и указом Президиума Верховного Совета СССР «О сокращении продолжительности рабочего дня для рабочих и служащих в предвыходные и предпраздничные дни» . Они позволяют воссоздать правовые условия, способствовавшие расширению присутствия средств массовой информации в повседневной жизни советских граждан, выявить направления государственной социальной политики.
К документам ЦК КПСС отнесены записки, постановления, стенограммы заседаний Президиума партии и Совета министров СССР, взятые из специальных сборников опубликованных материалов центральных архивов РФ . Благодаря ним было сформировано представление об основных решениях, направляющих процесс трансформации партийных средств массовой информации. Кроме того, данный блок документов имеет большое значение для анализа облика и характера власти, эволюции как властных институтов, так и проводимой ими политики в 1950-е - середине 1960-х годов.
Важный вид источников составили неопубликованные материалы Объединенного государственного архива Челябинской области . Изучение документов фонда П-288, касающихся работы отдела агитации и пропаганды Челябинского обкома, способствовало выявлению региональной специфики в проведении общесоюзных реформ. В годы «оттепели» административными структурами обсуждались конкретные формы и методы пропагандистской работы, определялись задачи улучшения качества местной прессы и радиопередач в соответствии с установками Москвы. Доклады с пометками и замечаниями по ним, неправленные стенограммы, записки и справки позволяют достаточно полно воссоздать всю совокупность условий, в которых формировались основные направления партийной пропаганды советского государства в рассматриваемый период на примере Челябинской области.
Одним из главных видов источников в выпускной квалификационной работе являются текстовые и визуальные материалы газет «Известия», «Правда», «Труд», «Комсомольская правда», журналов «Огонек», «Советский Союз» и «Советское фото» за 1953 - 1964 гг. Несмотря на ангажированность, они сформировали представление о борьбе за власть, роли партийного руководства в проведении внутренней и внешней политики СССР в указанный период. Однако большое количество эмпирического материала с трудом умещается в рамках одного исследования. В связи с этим были использованы лишь некоторые статьи, фотографии и заметки и т.д. Данный подход позволил более репрезентативно отразить трансформации визуального и дискурсивного образа Н.С. Хрущева в советской печати.
Следующая группа - источники личного происхождения, представленные мемуарами. В воспоминаниях активных участников изучаемых событий, особенно самого Н.С. Хрущева и его зятя А.И. Аджубея , несмотря на их субъективный характер, содержится немало фактического материала, проливающего свет на личные взаимоотношения высших советских руководителей, интерпретации ими характера вызовов и угроз. Ценность мемуарных свидетельств определяется, не столько достоверностью описания событий, информированностью авторов, что само по себе важно, но и субъективностью восприятия их оценки и последующего осмысления.
Интереснейшими и мало изученными отечественными исследователями являются кино-, фото-, фонодокументы. Выпускная квалификационная работа основана на визуальных материалах центральных советских журналов и газет, аудиодокументов Центрального радио СССР. Несмотря на кажущуюся объективность данный вид источников также нуждается в критике, т.к. подбор фото, видео и аудио материалов зависел не только от личности главного редактора, но и от официальных партийных установок. Кроме того, советские СМИ быстро реагировали на все изменения в политической сфере, вследствие чего репрезентация тех или иных элементов действительности в них была политизирована.
Для анализа роли радио в создании официально-пропагандистского образа Н.С. Хрущева были использованы материалы передачи «Последние известия», выходившей ежедневно. Имя Н.С. Хрущева и его деятельность подробно освещались в ней. Именно поэтому на ее основе возможно проследить изменения в образе Первого секретаря ЦК КПСС в дискурсе радиовещания. Из всего массива аудиодокументов нами были выбраны лишь те, которые посвящены наиболее важным и значимым событиям внутри Советского Союза и на международной арене. Это выпуски за ноябрь 1953 г., декабрь 1956 г, август 1957 г., июнь 1961 г., январь 1964 г. В репортажах подобного содержания наиболее наглядно просматриваются черты официального образа Н.С. Хрущева и средства его конструирования.
Источником для исследования визуальной репрезентации Н.С. Хрущева на советском телевидении послужили репортажи телепередачи «Последние известия», найденные на сайте Youtube.com. В рамках исследования были изучены видеоматериалы за отдельные даты 1953 - 1964 гг. Представление всех новостных блоков за период с марта 1953 по сентябрь 1964 гг. является, на наш взгляд, излишним, т.к. основные элементы трансформации официального образа партийного лидера СССР и его закрепления были связаны со значимыми эпизодами внутри- и внешнеполитической истории (съезды, дипломатические встречи, достижения в науке и технике). В связи с этим, нами были проанализированы репрезентации Н.С. Хрущева в новостях за март и июль 1959 г., январь 1960 г., февраль, апрель, июнь, август, 1961 г., июль 1962 г., январь 1964 г.
Фотодокументы были взяты из выпусков журналов «Огонек», «Советский Союз», «Советское фото», газет «Известия», «Правда», «Комсомольская правда», «Труд». Эти издания являются наиболее характерными для демонстрации тех изменений, которые происходили с визуальным образом Н.С. Хрущева на протяжении периода его руководства партией и страной. Кроме того, привлечение и прессы, и периодической печати позволило проследить взаимосвязь образа лидера и формата издания.
В итоге, использование кино-, фото-, фонодокументов способствовало более полному исследованию официального образа Хрущева, демонстрации технических новшеств, получивших при нем широкое распространение, а также необходимости органов пропаганды подстраиваться под изменившиеся вкусы населения в эпоху «технической воспроизводимости» изображения. Особый исследовательский интерес представляет подбор материалов, порядок их построения, особенности наложения звука. Все это способствовало складыванию и утверждению в сознании населения определенного канона репрезентации Н. Хрущева.
Теоретико-методологической основой работы явился междисциплинарный подход. Для анализа образа Н.С. Хрущева использовались идеи и положения культурной истории, теории массовой коммуникации и «новой политической» истории. Комбинирование данных подходов в выпускной квалификационной работе позволило расширить границы теоретического инструментария, а также дополнить традиционную политическую историю «человеческим измерением».
Важное значение для теоретико-методологической основы выпускной квалификационной работы имел вопрос о трактовке понятия «образ». В гуманитарных науках данный термин рассматривается с разных позиций. Сторонники семиотики (Ю.М. Лотман, Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко) понимают образ как особого рода язык, поддающийся прочтению. А. Шкловским, П.А. Флоренским отдельно был выделен художественный образ в качестве отдельной семантической единицы. Лингвистический анализ отношения образа и слова проведен в работах Н.Г. Брагиной, О.Г. Ревзиной.
В рамках выпускной квалификационной работы термин «образ» рассматривается через призму масс-медиа, а потому под ним подразумевается «конструкт общественного сознания, формирующийся в медиапространстве и выстраивающий систему ценностей и оценок с опорой на культурные особенности и традиции» .
Синонимично понятию «образ» в работе трактуется понятие «репрезентация».
Определяющей для исследования стала парадигма культурной истории. Она трактуется в соответствии со своей «максималистской» версией, согласно которой в рамках культурной истории особое внимание уделяется субъективной реальности - «миру восприятия и толкования происходящего современниками <...> культурная история понимается не как движение к истине, а как одна из форм символического самопознания» . Культурная история изучает культурные практики, придавая им статус одного из важнейших факторов исторического развития. В качестве важных источников она предполагает использование вербальных и невербальных практик, «диалог историка с источником». Также работа в парадигме культурно-исторического исследования предполагает обращение пристального внимания на значения и смыслы, имеющиеся внутри источника, но внешне скрытые от глаз исследователя . Эти смыслы как раз и являются коллективными и ценностно нагруженными предположениями о людях и обществе.
Обращение к данной парадигме в качестве основной в выпускной квалификационной работе обусловило, во-первых, оперирование категориями «образ», «репрезентация», «дискурс», «визуальность». Во- вторых, выделение внутри единого образа Н.С. Хрущева дискурсивных и визуальных характеристик. В-третьих, использование материалов печати, радио и телевидения как основы корпуса источников.
Дискурсивные, культурные и символические практики были рассмотрены при помощи концепции М. Фуко, согласно которой «власть не принадлежит отдельным институтам или лицам, а проявляет себя как эффект исторически сложившихся культурных практик» .
Фуко понимал дискурсы как группы утверждений, ограниченных правилами, с помощью которых люди определяют, какие высказывания считать истинными. Если эти правила Фуко анализировал в «археологической» фазе, то в «генеалогической» он рассматривал связь власти и знания. Универсальная истина невозможна, как и невозможно избежать репрезентации, представления реальности с определенной позиции.
Представления о власти для Фуко являются порождением определенного дискурса. Исходя из этой предпосылки, мы можем рассматривать репрезентацию Н.С. Хрущева в «оттепельной» периодической печати и на радио как выражение властного дискурса. Подобный анализ дал нам способ прочтения того, как власть репрезентировала себя обществу.
В соответствии с теорией М. Фуко были использованы методы контент- и дискурсивного анализов для работы с текстовыми материалами периодической печати и радио, а также анализ репрезентаций для исследования визуальных источников.
Символьный контент-анализ позволил выделить в качестве информационной единицы фамилию Н.С. Хрущева и подсчитать частоту ее употреблений в текстах советской прессы периода «оттепели» . Обращение внимания на соответствующий упоминаниям контекст также позволил выявить характеристики Хрущева.
Положения дискурсивного анализа позволили интерпретировать тексты исторических источников, путем выявления авторитетного (официального) дискурсов, раскрыть взаимосвязи различных значений дискурса и конкретных символов в текстах, их эволюцию в течение 1953 - 1964 гг.
Визуальные репрезентации Хрущева, предполагающие изучение источников с точки зрения содержащейся в них информации о внешности политического лидера, его одежде, вербальных жестах, особенностях поведения на публике, была проанализирована посредством использования теории Э. Панофски.
Немецкий исследователь культуры Э. Панофски предложил трехступенчатую структуру изучения визуальных образов. На первом этапе - уровень анализа - производится доиконографическое описание, включающее «идентификацию на изображении отдельных предметов и событий». Второй этап - иконографический анализ - «сопровождается раскрытием конкретного значения идентифицированных деталей изображения, репрезентированных тем, аллюзий и аллегорий». Третий - иконологическая интерпретация - способствует «расшифровке значений и смыслов, неосознаваемых фотографом и воплощающих дух времени» .
В итоге, совокупность данных концепций позволила провести анализ и декодировать фото-, видеорепрезентации Н.С. Хрущева в указанный период. Благодаря изучению информации о внешности Хрущева, его одежде, характерных жестах, особенностях поведения на публике был сделан вывод о доминантности образа руководителя СССР. Цель репрезентаций Хрущева заключалась в воспроизведении институциализированной версии реальности.
Также особое внимание уделялось формату опубликованных в печати снимков, сопоставлению текста и изображения, режиму их просмотра. Идеологическое значение фотографий определялось исходя из тематики работ, подписей к ним, используемых формальных приемов, распространенности сюжетов, из места в газетном и журнальном контексте.
Аудиовизуальные репрезентации Н.С. Хрущева были проанализированы при помощи метода структурированного наблюдения. В его основе лежит принцип неоднократного просмотра/прослушивания радио- или телепередач . При первичном просмотре/прослушивании было определено общее содержание материала, его сюжет, основные события и герои, оценены основные жанровые приемы создания образов. Повторное наблюдение позволило сосредоточить основное внимание на сюжетах, репрезентирующих непосредственно Н.С. Хрущева. Оно сопровождалось фиксацией информации, с уточнением места и роли Хрущева в контексте выбранных эпизодов.
При изучении влияния СМИ на складывание официальнопропагандистского образа Н.С. Хрущева были использованы теории массовой коммуникации С. Холла и Н. Лумана.
Н. Лумана утверждал, что образ, конструируемый массмедиа, является образом «второй реальности» . Следовательно, содержание массмедиа определяется всеми общественными учреждениями, использующими технические средства для распространения сообщений (журналы и газеты, фотографии) . По мнению Н. Лумана, у когнитивных систем есть доступ только к той реальности, которую они сами и конструируют. Следовательно, медийный образ - это не отражение реального объекта, а конструкт, произведенный массмедиа.
По мнению С. Холла, средства массовой информации поддерживают господство политической элиты. Основная функция прессы, радио и телевидения заключается в убеждении читателей и зрителей, в том, что они разделяют одинаковые с представителями власти интересы. Кроме того, в рамках своих культурных исследований и критической традиции Холл писал о том, что корпоративно контролируемые СМИ конструируют официальный дискурс, который структурирует интерпретацию событий . Аудитории остается только принять готовый вариант либо сопротивляться ему и пытаться его изменить.
В рамках данных концепций создание официального образа Н.С. Хрущева в СМИ рассматривалось в качестве одной из главных составляющих пропагандистской деятельности СМИ, обусловленной спецификой политической ситуации периода «оттепели». С ее помощью были проанализированы законодательные и нормативные акты ЦК КПСС и Челябинского обкома с точки зрения их влияния на конструирование официального пропагандистского образа Хрущева.
В рамках «новой политической истории» использовались исследовательские подходы исторической биографии и биографический метод, которые по большей части применялись для конструирования политической фигуры Н.С. Хрущева посредством анализа источников личного происхождения. Они способствовали выявлению и интерпретации психологических, деловых, интеллектуальных особенностей личности Н.С. Хрущева в различные периоды его жизни. На этих основаниях была выявлена степень отличия методов государственного руководства Хрущева от Сталина.
Кроме прочих, в выпускной квалификационной работе были использованы традиционные исторические методы, как например, генетический и типологический.
Таким образом, использование инструментария культурной и «новой политической» истории, теории массовой коммуникации, во-первых, открыло новые возможности для анализа исторических источников, дополнив традиционный исторический инструментарий. Во-вторых, сделало возможным попытку более полно конструировать способы институциализации и репрезентации власти в советских СМИ эпохи «оттепели».
Выпускная квалификационная работа бакалавра состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Образ Н.С. Хрущева в советских средствах массовой информации тесно связан с контекстом эпохи «оттепели». Период «культа личности» и жесткой конфронтации с Западом сменился «потеплением». Вследствие этого изменение вектора репрезентации политического лидера было вполне закономерным.
В выпускной квалификационной работе бакалавра были проанализированы структура и формы деятельности советских СМИ в создании официального образа Н.С. Хрущева 1953 - 1964 гг. При этом формирование позитивного имиджа в противовес образу И.В. Сталина как внутри страны, так и за рубежом представляло одно из главных направлений деятельности советских масс-медиа указанного периода.
Совершенствования системы партийной печати эпохи «оттепели» осуществлялось в контексте политической деятельности Н.С. Хрущева. Несмотря ряд изменений в ее работе, вызванных изменениями в политической и общественной среде, пресса оставалась довольно традиционной. Продолжалась практика публичных разгромов и критики литературных произведений, празднования памятных дат и вручения знаков почета, сохранялась монополия партии и ее лидера на истинность суждений.
С одной стороны, в конце 1950-х гг. наблюдался активный рост числа печатных партийных органов и их тиражей. Однако, с другой стороны, находившаяся под подавляющим влиянием Хрущева система партийной печати эпохи «великого десятилетия» несмотря на обновление официальной партийной риторики, продолжала преследовать цели мобилизации общества и поддержания в нем иллюзии стабильности и порядка в советской системе. Население преимущественно доверяло ей из-за существующей культуры подданства, и патернализма в отношении властей.
В отличие от прессы, на радио и телевидении произошли более важные перемены, обусловленные, правда, также новыми политическими задачами. Практически каждая новая партийная установка, новый призыв Н.С. Хрущева вызывали ответную реакцию. Аудиовизуальные средства массовой информации тут же бросались поддерживать его, подбирать материал исходя из новых задач. Расширение сети радио- и телевещания, в том числе и за рубеж, увеличения числа соответствующих аппаратов в квартирах людей делали возможность партийной пропаганды активнее воздействовать на сознание граждан.
Авторитетный дискурс образа Н.С. Хрущева формировался в советской прессе 1953 - 1964 гг. Его значения и формы происходили из событийных моделей, политических репрезентаций, метафор, лозунгов, партийных установок, идеологии и личности Первого секретаря ЦК. Дискурс сыграл ключевую роль в реализации власти, поскольку непосредственно воплощал ее посредством заголовков и текстов газетных статей. В эпоху «оттепели» авторитетный дискурс тесно сплелся с официальным и политическим. С лингвистической точки зрения это выразилось в усложнении грамматических форм, цитируемости одних и тех же лексических оборотов. Однако большая часть тематических единиц дискурса сохранилась от предыдущей эпохи. Лозунги борьбы за мир во всем мире и борьбы с Западом были артикулированы еще И.В. Сталиным. Тем не менее, важными новшествами стали изменение фигуры лидера и фактажное наполнение текстов. Появилось и новое средство мобилизации населения - объявление о строительстве коммунизма за 20 лет. Язык журналистов стал более раскованным. В прессе активизировалось употребление терминов «мирная победа социализма», «империализм - это война», «контрреволюционеры Запада» и т.д. Однако в сравнении с другими средствами массовой информации пресса продолжала оставаться более консервативной, поскольку имела больший опыт работы и традиции взаимодействия с властью и населением в предыдущие периоды советской истории.
В эпоху «оттепели» радиовещание стало занимать важное место в создании официальных репрезентаций Н.С. Хрущева. Благодаря тому, что граждане слушали одни и те же передачи, в СССР стало возможным формирование единого политического и культурного пространства, а радиовещание начало играть значительную роль в формировании официально-пропагандистского образа Н.С. Хрущева. В середине 1950-х - начале 1960-х гг. быстро росла и расширялась сеть радиовещания и профессионализация кадров. Появились передачи, нацеленные на расширение зоны советского влияния за рубежом. Благодаря этим шагам руководство страны пыталось популяризовать в обществе идеи ХХ и XXI съездов ЦК КПСС, в частности о развенчании культа личности Сталина. Вследствие этого язык репортажей стал менее официальным и более демократичным, что соответствовало характеру личности самого Никиты Хрущева. Однако вождизм и амбивалентность, характерные для периода руководства Советским Союзом Хрущевым также были репрезентированы в радиопрограммах. Первая особенность выражена в синонимичности слов «Хрущев - КПСС - мир», «отцовской заботе» к населению страны Советов, росте частоты упоминаний Первого секретаря ЦК. Неоднозначность характера проявилась во внешнем дружелюбии по отношению к другим государствам, но снятии с себя любой ответственности за внешнеполитическую напряженность. Кроме того, несмотря на очевидные изменения сохранялись архетипы сталинского соцреалистического канона. При нивелировании образов Отца и Матери продолжали существовать образы Героя и Врага, что также свидетельствует о двоякости «оттепельного» официально-пропагандистского дискурса.
После смерти И.В. Сталина началась трансформация официального репрезентативного канона власти на страницах советских периодических изданий. Законы прямой линейной перспективы (а не сталинской - обратной) стали господствующими в официально-идеологических репрезентациях Н.С. Хрущева. Лицо главного героя снимка теперь стало развернуто к зрителю, подвижное туловище апеллировало к моторным составляющим зрительской психики, расположение рук поддерживало общее направление движения и ассоциировалось с трудовыми победами, а жесты подкрепляли его. Эти изменения привели к демократизации и медиатизации образа Н.С. Хрущева из-за необходимости его трансляции в капиталистические страны. Тем не менее, на страницах советской периодической печати поэтика «оттепели» (эмоциональность жестов и мимики, объятия, толпы народа, казуальность одежды, репортажный стиль фотографий) продолжала соседствовать с наследием «сталинской» визуальности (фотомонтаж, выделение фигуры лидера).
Одновременно с приходом к власти Н.С. Хрущева в СССР началось стремительное распространение телевидения, которое вобрало в себя элементы как визуального, так и дискурсивного. Несмотря на преобладание идеологических схем в официальных репрезентациях Н.С. Хрущева, кинематографическая выразительность, свойственная телевидению, начала выходить из-под их контроля, отвоевывая все новые пространства (построение кадра, внутрикадровая атмосфера, интонационная выразительность диктора, звуковое наполнение и др.). Вследствие распространения телевизионного вещания официально-пропагандистский образ Н.С. Хрущева стал более доступным. С его помощью советский лидер в буквальном смысле мог войти в большую часть домов и квартир. Казуальности его образу придавали звуковая дорожка, прямая перспектива, тактильность (иногда чрезмерная). Никита Сергеевич Хрущев был первым советским руководителем, который не побоялся выступать перед советскими жителями с отчетами о положении внутри страны и на международной арене. Однако сохранение закадрового голоса в репортажах, архетипов сталинской Большой семьи и авторитарной манере выступлений привели к амбивалентности информационного образа Н.С. Хрущева. Преобладание то старых, то новых элементов в образе руководителя крупнейшей социалистической державы сделало его визуальные репрезентации противоречивыми.
Итак, образ Н.С. Хрущева в советских средствах массовой информации (прессе, радио, телевидение) складывался из дискурсивной, визуальной и аудиовизуальной составляющих.
Первая составляющая преимущественно представлена в советских газетах и журналах, частично - на радио. Дискурс, сформировавший официальный образ Н.С. Хрущева, носил черты политического и авторитарного. Любое событие освещалось через призму присутствия на нем Хрущева, его речи и поведения. По мере усиления единоличной власти, увеличивалась частота цитирования лозунгов, метафор, партийных установок, которые артикулировал Первый секретарь ЦК КПСС. Однако тезисы Хрущева, несмотря на их применение как средств мобилизации населения, частично были заимствованы из риторики предыдущих руководителей СССР. Тем не менее, с одной стороны, в репортажах использовались более раскованные лексические конструкции с более мягкой коннотацией («горячо любящий Родину», «дружеский визит»), апеллирование к погодным явлениям («потепление отношений», «барометр идет на ясно»), преобладание гуманистической составляющей («Людям!», «надобно учиться ценить людей»). Но, с другой стороны, сохранялись ссылки на В.И. Ленина, Н.С. Хрущева, решения последнего съезда или пленума ЦК - т.е. обязательные атрибуты текста/репортажа; грамматические формы усложнялись и превращались в универсальный шаблон, к началу 1960-х гг. использовавшийся практически во всех новостях о деятельности Н.С. Хрущева. У Хрущева появились свои слова-синонимы, часть из которых досталась ему от предшественников. Например, слова «мир» и «партия» активно применялись еще к В. Ленину и И. Сталину, а вот «кукуруза», «космос», «коммунизм», «квадратно-гнездовой способ посадки» стали частью дискурсивного образа исключительно Хрущева.
Визуальный компонент официального образа Никиты Сергеевича Хрущева включал наибольшее количество новационных элементов. С точки зрения приемов фотографирования широкое распространение получили репортажные, а не постановочные, снимки, частично ушли в прошлое монтаж и ретушь, стала применяться прямая перспектива. Хрущев изображался, по большей части, в анфас, в движении, с активной мимикой. С позиции анализа содержания Н.С. Хрущев по-прежнему оставался центральным персонажем на фотографиях, что подчеркивало его высокий статус и положение лидера. Однако, он, в отличие от Сталина, не отгораживался от народа, а, наоборот, проникал в самую его гущу. Не скрывал Первый секретарь ЦК и своих физических недостатков. Казуальность обстановки и одежды позволяли увидеть в нем не вождя, а рядового партийца, сумевшего проделать путь от простого шахтера до руководителя сверхдержавы, но не потерять при этом черт народности.
Наконец, аудиовизуальный аспект репрезентаций Н.С. Хрущева сам по себе являлся новым, т.к. до начала эпохи «оттепели» в СССР телевидение не имело широкого распространения. С появлением же нового средства массовой информации возникла потребность задействовать его как еще одного канала трансляции официального образа советского лидера рядовым гражданам. Данные обстоятельства обусловили выступление Хрущева по телевидению с обращением к населению впервые в советской истории. Однако радио и телевидение делали невозможным сокрытие или исправление не только физических, но и речевых дефектов руководителя СССР, что не мешало ему появляться в каждом выпуске новостей. Из прежних способов создания благоприятного образа лидера в сознании населения продолжали активно использоваться включение бодрой музыки в качестве фона для репортажа, закадрового голоса диктора, который зачастую замещал собой речь самого Н.С. Хрущева, освещение событий внутренней и внешней политики Советского Союза исключительно в положительном ключе.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что образ Никиты Сергеевича Хрущева в советских средствах массовой информации был многомерен и неоднозначен. Он складывался под влиянием официальной идеологии, особенностей времени и личности советского лидера СССР. От первой он взял подчиненность идее строительства коммунизма, веру в преимущество социалистического строя перед капиталистическим и монополию на правду. В свою очередь, эпоха «оттепели» способствовала демократизации, коммерциализации и медиатизации образа Хрущева, его превращению в лидера «народного» и из народа. В образе Никиты Сергеевича Хрущева органично сплелись традиционное и новаторское, социалистическое и интернационалистическое.



1. Закон СССР от 07.05.1960 «О завершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день» [Текст] : официальный документ // Ведомости Верховного Совета СССР - 30.04.1960. - № 18. - Статья 1. - С. 117.
2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09.03.1956 «О сокращении продолжительности рабочего дня для рабочих и служащих в предвыходные и предпраздничные дни» [Текст] : официальный документ // Сборник законодательных актов о труде / отв. ред. Д.С. Карев. - М.: Госюриздат, 1961. - С. 164.
Документы
Объединенного государственного архива Челябинской области
3. Атеистическая пропаганда и вопросы борьбы за здоровый быт [Текст] : официальный документ // ОГАЧО, Ф. П - 288 (Челябинский обком), Оп. 17, Д. 194, Л. 120 - 126.
4. Больше внимания научно-атеистической пропаганде! [Текст] : официальный документ // ОГАЧО, Ф. П - 288 (Челябинский обком), Оп. 17, Д. 194, Л. 113 - 116.
5. Вопросы подготовки к 40-летию Октября на страницах газет «Кыштымский рабочий» и «Карабашский рабочий» [Текст] : официальный документ // ОГАЧО, Ф. П - 288 (Челябинский обком), Оп. 21, Д. 144, Л. 50 - 55.
6. Докладная записка о школе рабочих корреспондентов при редакции газеты «Магнитогорский рабочий» [Текст] : официальный документ // ОГАЧО, Ф. П - 288 (Челябинский обком), Оп. 22, Д. 156, Л. 31 - 53.
7. Докладные записки Челябинского отдела радиоинформации по пропаганде передового опыта в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве [Текст] : официальный документ // ОГАЧО, Ф. П - 288 (Челябинский обком), Оп. 21, Д. 146, Л. 2 - 13.
8. Карта телевизионных вышек Челябинской области [Текст] : официальный документ // ОГАЧО, Ф. П - 288 (Челябинский обком), Оп. 23, Д. 157, Л. 56.
9. Обзор районных и городских газет Челябинской области [Текст] : официальный документ // ОГАЧО, Ф. П - 288 (Челябинский обком), Оп. 17., Д. 244., Л. 1 - 7.
10. Пропаганда решений июньского пленума по телевидению [Текст] : официальный документ // ОГАЧО, Ф. П - 288 (Челябинский обком), Оп. 23, Д. 157, Л. 89 - 95.
11. Решение бюро Челябинского обкома по радиовещанию [Текст] : официальный документ // ОГАЧО, Ф. П - 288 (Челябинский обком), Оп. 24, Д. 156, Л. 29 - 30.
12. Справка о расширении сети телевизионного вещания в Челябинской области [Текст] : официальный документ // ОГАЧО, Ф. П - 288 (Челябинский обком), Оп. 23, Д. 157, Л. 53 - 55.
13. Справки о ходе подписки на центральные и местные газеты в Челябинской области в 1961 - 1962 гг. Пропаганда решений июньского пленума по телевидению [Текст] : официальный документ // ОГАЧО, Ф. П - 288 (Челябинский обком), Оп. 25, Д. 140, Л. 31 - 33; 103 - 104.
14. Справка по распространению периодической печати Пропаганда решений июньского пленума по телевидению [Текст] : официальный документ // ОГАЧО, Ф. П - 288 (Челябинский обком), Оп. 24, Д. 156, Л. 97 - 98.
15. Справка [Текст] : официальный документ // ОГАЧО, Ф. П - 288 (Челябинский обком), Оп. 23, Д. 156, Л. 24 - 28.
...157


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ