ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ТРАДИЦИИ АМЕРИКАНСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Г. Д. ТОРО)
|
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ
1 ПУБЛИЦИСТИКА США ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ РОМАНТИЗМ Г. Д. ТОРО
1.1 Основные тенденции развития гражданской журналистики США первой
половины XIX века: социально-политический контекст
1.2 Принципы гражданской журналистики в публицистическом творчестве
«трансценденталистов» (Р.У. Эмерсон, М. Фуллер, А.Б. Олкотт)
1.3Публицистика Генри Дэвида Торо: от социальной утопии - к социальному индивидуализму
2 ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Г. Д. ТОРО В ТРАДИЦИИ ПУБЛИЦИСТИКИ США ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
2.1 Особенности гражданской публицистики Г. Д. Торо: социальнополитический протест
2.2Художественно-стилистические особенности граждаской журналистики в публицистике Г. Д. Торо: романтический идеализм
2.3 Натурфилософский концепт истилистическое новаторство Г.Д. Торо в
контексте гражданской журналистики США первой половины XIX века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК ПРОАНАЛИЗИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПУБЛИЦИСТИКА США ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ РОМАНТИЗМ Г. Д. ТОРО
1.1 Основные тенденции развития гражданской журналистики США первой
половины XIX века: социально-политический контекст
1.2 Принципы гражданской журналистики в публицистическом творчестве
«трансценденталистов» (Р.У. Эмерсон, М. Фуллер, А.Б. Олкотт)
1.3Публицистика Генри Дэвида Торо: от социальной утопии - к социальному индивидуализму
2 ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Г. Д. ТОРО В ТРАДИЦИИ ПУБЛИЦИСТИКИ США ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
2.1 Особенности гражданской публицистики Г. Д. Торо: социальнополитический протест
2.2Художественно-стилистические особенности граждаской журналистики в публицистике Г. Д. Торо: романтический идеализм
2.3 Натурфилософский концепт истилистическое новаторство Г.Д. Торо в
контексте гражданской журналистики США первой половины XIX века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК ПРОАНАЛИЗИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Начавшись с Войны за независимость (1775-1783 гг.), американская нация на тот период представляет собой огромный мультикультурный сплав, из которого впоследствии предстоит создать особое национальное создание. Примечательно, что минуя предшествующие культурные направления, литература США берет своеначало именно с романтизма. Такие авторы как В. Ирвинг (1783-1859 гг.) и Д. Ф. Купер (1789-1851 гг.) начинают развивать своеобразную колонизаторскую литературу, с типом «нового героя в новых условиях». Однако даже в их произведениях мы можем наблюдать мотивы социально-политической несправедливости, стремления к преумножению достатка и уничтожению границ изначальной природной нравственности человека. Так, в трактатах Бенджамина Франклина пропагандируется сугубо рациональная идея к финансовому обогащению, сам же капитал воспринимается как единственно возможная форма достижения счастья.
В активную конфронтацию с действующей материалистической моралью того времени вступают отдельные группы интеллектуалов, воспитанные на идеях гуманизма и просветительства. Огромный вклад в реформы «американской мечты» внесла литературно-философская группа, прозванная в народе как «трансценденталисты». Идеи «доверия к себе», индивидуальной независимости, поиск духовной красоты во внешнем мире стали основными в доктрине философа Р.У. Эмерсона (1803-1882 гг.) и других представителей трансцендентализма, среди которых особый интерес представляет Г.Д. Торо (1817-1862 гг.).
Своим знаменитым «уолденским экспериментом» Торо доказал мнимость и ненадежность бытующей философии, предложив взамен философский аскетизм и осознанное стремление к совершенству, выраженное в его главном произведении «Уолден, или жизнь в лесу». Кроме того, важной вехой его творчества становится трактат «О гражданском неповиновении», которым позже восторгались Толстой, Ганди, Мартин Лютер Кинг и т.д. Особый интерес представляют и литературнокритические произведения, равно как и дневники Торо.
В данном исследовании мы рассмотрим основные положения новаторства гражданской журналистики в публицистическом наследии Г.Д. Торо на фоне главных представителей трансцендентализма, а также в контексте американской публицистики и литературы первой половины XIX века.
Актуальностьработы состоит в:
1. Недостаточной изученности творчества Г. Д. Торо для российской журналистики и литературоведения;
2. Необходимости исследования принципов гражданской публицистики Г.Д. Торо для последующего изучения как теоретической, так и практической стороны вопроса.
3. Более детальном рассмотрении особенностей стилистической составляющей публицистической критики Г.Д. Торо как одного из ярких и наименее изученных представителя американской литературы и журналистики.
Новизна исследования заключается в попытке актуализации творчества Торо, путем выявления эстетико-философских принципов в гражданской публицистике автора и стилистического анализа основных произведений.
В качестве теоретической базы исследования были использованы базовое учебное пособие по теории журналистских жанров А.А. Тертычного, научных работ по стилистике Г.Я. Солганика, Т.В. Маркеловой; литературоведческие исследования Э.Ф. Осиповой, А.Н. Николюкина, Я. Н. Засурского, Д. и Х. Клумпьян, А. И. Старцевой, А. Красильщикова.
Объект исследования - творчество американского писателя и философа Генри Торо в традициях публицистики США первой половины Х1Хвека.
Предмет исследования - принципы гражданской журналистики в литературноми публицистическом наследии Г. Д. Торо.
Цель работы: - изучить новаторство принципов гражданской журналистики в публицистическом творчестве Г.Д. Торо, с опорой на контекст основных тенденций американской публицистики первой половины XIX века.
Задачи:
1. Рассмотреть историко-литературный контекст американской публицистики первой половины XIX века;
2. Выявить влияние эстетико-философских принципов трансцендентализма в публицистике Г.Д. Торо;
3. Проанализировать основные положения гражданской и литературнокритической публицистики Г.Д. Торо;
4. Рассмотреть стилистическое новаторство и периодизацию идейнотематической направленности в публицистике Г.Д. Торо.
5. Сделать вывод по исследованному материалу.
Эмпирическую базу составили публицистические произведения Генри Дэвида Торо - «Уолден, или жизнь в лесу», «О гражданском неповиновении», «Дневники», «Рабство в Массачусетсе» и т.д. Также, наиболее значимые произведения представителей американской публицистики первой половины XIX века (У.К. Брайента, Д.Ф. Купера, У.Л. Гаррисона, У.Э. Чаннинга, Э.А. По, Г. Мелвилла, М. Фуллер, и т.д.), публицистика основных представителей трансцендентализма (Р.У. Эмерсона, М. Фуллер, А.Б. Олкотта и т.д.).
Практическая значимость работы состоит в возможности детальногоанализа принципов гражданской журналистики в публицистическом творчестве Генри Дэвида Торо, как одного из ярких представителей американской публицистики XIX века. Соотношение гражданской и художественной публицистики предоставляет возможность актуализации творчества Торо и в наше время. Наибольшую пользу работа представляет для исследователей контекста американского литературного процесса, журналистов и литературоведов.
В ходе исследования были использованы такие методы как: работа с литературными источниками, анализ, синтез, дедукция и индукция, сравнение, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе «Публицистика США первой половины XIX века и трансцендентальный романтизм Г. Д. Торо» параграфа «Основные тенденции развития гражданской журналистики США первой половины XIX века: социально-политический контекст» рассматриваются главные направления политической, социальной и культурной жизни США (в частности северовосточные штаты) в период с 1800 - по 1850 гг., рассматривается динамика развития гражданской публицистики в материалах основных ее представителей.
Для полноты исследуемой темы, в параграфе «Принципы гражданской журналистики в публицистическом творчестве «трансценденталистов» (Р.У. Эмерсон, М. Фуллер, А.Б. Олкотт)» рассматривается гражданская публицистика литературно-философского объединения «трасценденталистов»,как одного из наиболее ярких литературных течений США первой половины XIX века. Также, на примере творчества Р.У. Эмерсона, М. Фуллер, А.Б. Олкотта проводится анализ ключевых принципов социальной, философской и этической составляющей их публицистического наследия, и последующего влияния на творчество Г.Д. Торо В третьем параграфе «Публицистика Генри Дэвида Торо: от социальной утопии - к социальному индивидуализму» приводится подробный анализ творчества в разные периоды жизни автора, с целью прослеживания динамики развития мотивов, приведших Торо к пересмотру взглядов от социальной утопии - к публицистике социального индивидуализма.
Во второй главе «Отражение принципов гражданской журналистики Г.Д. Торо в традиции публицистики США первой половины XIX века» параграфа «Особенности гражданской публицистики Г.Д. Торо: социально-политический протест»выявляется индивидуально-авторская позиция в гражданской публицистике Г.Д. Торо, структурированы этические каноны принципа «гражданского неповиновения» как основного положения социальнополитического протеста. Во втором параграфе«Художественно-стилистические особенности гражданской журналистики в публицистике Г.Д. Торо: романтический идеализм» выявляются художественно-стилистические приемы отображения авторской позиции в основных произведениях автора,соотносятся эстетические каноны американского романтизма с этической доктриной «трансцендентализма» как основы для авторского подхода к гражданской публицистике в творчествеГ.Д. Торо. В третьем параграфе «Натурфилософский концепт и стилистическое новаторство Г.Д. Торо в контексте гражданской журналистики США первой половины XIX века» рассматривается идеи натурфилософской эстетики в творчестве Г.Д. Торо, такжеисходя из проведенного семантико-стилистический анализ основных векторов публицистического творчества выявляется новаторство авторского стиля в контексте гражданской публицистики США первой половины Х1Хвека.
В активную конфронтацию с действующей материалистической моралью того времени вступают отдельные группы интеллектуалов, воспитанные на идеях гуманизма и просветительства. Огромный вклад в реформы «американской мечты» внесла литературно-философская группа, прозванная в народе как «трансценденталисты». Идеи «доверия к себе», индивидуальной независимости, поиск духовной красоты во внешнем мире стали основными в доктрине философа Р.У. Эмерсона (1803-1882 гг.) и других представителей трансцендентализма, среди которых особый интерес представляет Г.Д. Торо (1817-1862 гг.).
Своим знаменитым «уолденским экспериментом» Торо доказал мнимость и ненадежность бытующей философии, предложив взамен философский аскетизм и осознанное стремление к совершенству, выраженное в его главном произведении «Уолден, или жизнь в лесу». Кроме того, важной вехой его творчества становится трактат «О гражданском неповиновении», которым позже восторгались Толстой, Ганди, Мартин Лютер Кинг и т.д. Особый интерес представляют и литературнокритические произведения, равно как и дневники Торо.
В данном исследовании мы рассмотрим основные положения новаторства гражданской журналистики в публицистическом наследии Г.Д. Торо на фоне главных представителей трансцендентализма, а также в контексте американской публицистики и литературы первой половины XIX века.
Актуальностьработы состоит в:
1. Недостаточной изученности творчества Г. Д. Торо для российской журналистики и литературоведения;
2. Необходимости исследования принципов гражданской публицистики Г.Д. Торо для последующего изучения как теоретической, так и практической стороны вопроса.
3. Более детальном рассмотрении особенностей стилистической составляющей публицистической критики Г.Д. Торо как одного из ярких и наименее изученных представителя американской литературы и журналистики.
Новизна исследования заключается в попытке актуализации творчества Торо, путем выявления эстетико-философских принципов в гражданской публицистике автора и стилистического анализа основных произведений.
В качестве теоретической базы исследования были использованы базовое учебное пособие по теории журналистских жанров А.А. Тертычного, научных работ по стилистике Г.Я. Солганика, Т.В. Маркеловой; литературоведческие исследования Э.Ф. Осиповой, А.Н. Николюкина, Я. Н. Засурского, Д. и Х. Клумпьян, А. И. Старцевой, А. Красильщикова.
Объект исследования - творчество американского писателя и философа Генри Торо в традициях публицистики США первой половины Х1Хвека.
Предмет исследования - принципы гражданской журналистики в литературноми публицистическом наследии Г. Д. Торо.
Цель работы: - изучить новаторство принципов гражданской журналистики в публицистическом творчестве Г.Д. Торо, с опорой на контекст основных тенденций американской публицистики первой половины XIX века.
Задачи:
1. Рассмотреть историко-литературный контекст американской публицистики первой половины XIX века;
2. Выявить влияние эстетико-философских принципов трансцендентализма в публицистике Г.Д. Торо;
3. Проанализировать основные положения гражданской и литературнокритической публицистики Г.Д. Торо;
4. Рассмотреть стилистическое новаторство и периодизацию идейнотематической направленности в публицистике Г.Д. Торо.
5. Сделать вывод по исследованному материалу.
Эмпирическую базу составили публицистические произведения Генри Дэвида Торо - «Уолден, или жизнь в лесу», «О гражданском неповиновении», «Дневники», «Рабство в Массачусетсе» и т.д. Также, наиболее значимые произведения представителей американской публицистики первой половины XIX века (У.К. Брайента, Д.Ф. Купера, У.Л. Гаррисона, У.Э. Чаннинга, Э.А. По, Г. Мелвилла, М. Фуллер, и т.д.), публицистика основных представителей трансцендентализма (Р.У. Эмерсона, М. Фуллер, А.Б. Олкотта и т.д.).
Практическая значимость работы состоит в возможности детальногоанализа принципов гражданской журналистики в публицистическом творчестве Генри Дэвида Торо, как одного из ярких представителей американской публицистики XIX века. Соотношение гражданской и художественной публицистики предоставляет возможность актуализации творчества Торо и в наше время. Наибольшую пользу работа представляет для исследователей контекста американского литературного процесса, журналистов и литературоведов.
В ходе исследования были использованы такие методы как: работа с литературными источниками, анализ, синтез, дедукция и индукция, сравнение, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе «Публицистика США первой половины XIX века и трансцендентальный романтизм Г. Д. Торо» параграфа «Основные тенденции развития гражданской журналистики США первой половины XIX века: социально-политический контекст» рассматриваются главные направления политической, социальной и культурной жизни США (в частности северовосточные штаты) в период с 1800 - по 1850 гг., рассматривается динамика развития гражданской публицистики в материалах основных ее представителей.
Для полноты исследуемой темы, в параграфе «Принципы гражданской журналистики в публицистическом творчестве «трансценденталистов» (Р.У. Эмерсон, М. Фуллер, А.Б. Олкотт)» рассматривается гражданская публицистика литературно-философского объединения «трасценденталистов»,как одного из наиболее ярких литературных течений США первой половины XIX века. Также, на примере творчества Р.У. Эмерсона, М. Фуллер, А.Б. Олкотта проводится анализ ключевых принципов социальной, философской и этической составляющей их публицистического наследия, и последующего влияния на творчество Г.Д. Торо В третьем параграфе «Публицистика Генри Дэвида Торо: от социальной утопии - к социальному индивидуализму» приводится подробный анализ творчества в разные периоды жизни автора, с целью прослеживания динамики развития мотивов, приведших Торо к пересмотру взглядов от социальной утопии - к публицистике социального индивидуализма.
Во второй главе «Отражение принципов гражданской журналистики Г.Д. Торо в традиции публицистики США первой половины XIX века» параграфа «Особенности гражданской публицистики Г.Д. Торо: социально-политический протест»выявляется индивидуально-авторская позиция в гражданской публицистике Г.Д. Торо, структурированы этические каноны принципа «гражданского неповиновения» как основного положения социальнополитического протеста. Во втором параграфе«Художественно-стилистические особенности гражданской журналистики в публицистике Г.Д. Торо: романтический идеализм» выявляются художественно-стилистические приемы отображения авторской позиции в основных произведениях автора,соотносятся эстетические каноны американского романтизма с этической доктриной «трансцендентализма» как основы для авторского подхода к гражданской публицистике в творчествеГ.Д. Торо. В третьем параграфе «Натурфилософский концепт и стилистическое новаторство Г.Д. Торо в контексте гражданской журналистики США первой половины XIX века» рассматривается идеи натурфилософской эстетики в творчестве Г.Д. Торо, такжеисходя из проведенного семантико-стилистический анализ основных векторов публицистического творчества выявляется новаторство авторского стиля в контексте гражданской публицистики США первой половины Х1Хвека.
За период минувшего ХХвека в США, как и за их пределами, произошел процесс повсеместного пересмотра личности Генри Дэвида Торо, переоценка его творчества, литературного и публицистического наследия. Повсеместно возрастающая слава автора свидетельствует об актуальности описываемых им проблем в настоящее время. К сожалению, при жизни Торо его произведения оставались, в большинстве случаев, не замечены публикой, а идейное новаторство долгое время находилось в тени философии Эмерсона. Однако благодаря постепенному пересмотру творчества Торо грядущими поколениями стало ясно, что мировая литература приобрела в своих рядах значительного американского классика, столь незаслуженно забытого в начале первой половины XIX века.
В 1893 году в бостонском издании «Houghton Mifflin» выходит полное собрание сочинений Г.Д. Торо в 12 томах.Такие писатели как Генри Джеймс, Теодор Драйзер, Лев Толстой, и другие авторы начала ХХвека начинали постепенный процесс переосмысления творчества Торо. Далее, уже к середине ХХвека, в литературном мире стали популярны философские воззрения Торо, отразившиеся в произведениях «битников» (Дж. Керуак, Г. Снайдер, А.Гинзберг, К. Кизи и т. д.), а еще раньше произведения Торо повлияли на авторов, так называемого, «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Ф.С. Фицджеральд, К. Воннегут, отчасти Д.Д. Сэлинжер).
В 1941 году организуется«Общество любителей Торо» - крупнейшее литературное общество США. В 1960 году бронзовый бюст Торо удостаивается пьедестала в Зале Славы Нью-Йорка, рядом с бюстом Эмерсона, Готорна и Мелвилла. В 1967 году к 150-летию Торо выпускается почтовая марка с профилем автора, ранее выходит одна за другой исследования жизни и творчества Торо, наиболее популярностью пользуется книга Шермана Поулзна «Берега Америки» (1958 г.).
Что же касается гражданской публицистики Генри Дэвида Торо, пожалуй, эта часть его творчества пользуется наибольше популярностью и что примечательно - за пределами США. Так, социалисты Великобритании («Фабианское общество») уже в начале ХХвека начинают распространять малотиражные, «самиздатские» книги Торо. Европейские лейбористы и провинциальные профсоюзы называют себя «Уолденским клубом».
Распад британских и французских колоний в Африке и Индии приводит к национальном подъему местных жителей, чему активно способствует Махатма Ганди, популяризирующий эссе «О Гражданском неповиновении», и далее - берет за основу своему освободительному движению в индии принцип ненасильственного сопротивления («гражданского неповиновения»).Лев Толстой всецело воплощает этические постулаты Торо, заявленные в «Уолдене», способствует первым переводам «американского отшельника» в Российской Империи; да и проект «Ясной поляны» во многом был перенят у новоанглийских трансценденталистов (Эмерсон, Торо, Олкотт).
Относительно популярности гражданской публицистики Торо на родине, здесь безусловную роль сыграла личность Мартина Лютера Кинга, который восхищался идеями заложенными в эссе «Рабство в Массачусетсе» гораздо больше чем аналогичными мыслями того же Фредерика Дугласа в «Когда я был рабом» и многими публицистическими материалами аболиционистовХХХвека. Кроме того, постепенно набирающее популярность движения хиппи в США 5060-х годов, и знаменитые социальные «Майские события во Франции» 1968 года, настолько возвысили личность Генри Торо, что в 1951 году Комитет по антиамериканской деятельности, под руководство Дж. МакКарти постановил изъять все экземпляры «О Гражданском неповиновении» из всех библиотек США.
Натурфилософские и естественнонаучные работы Торо стали вдохновлять защитников окружающей среды. Наиболее яркий «кумир» Торо - Джон Мьюр организует первый в США национальный парк «Сьерра-клуб», а для организации «Друзья земли» и «Greenpeace» - «Уолден, или жизнь в лесу» является
своеобразной «зеленой Библией», рекомендуемой для прочтения каждому участнику организации.
В данной выпускной квалификационной работе, в теоретической части нами былоизучено политическое, социальное и культурное пространство США первой половины Х1Хвека иисторико-литературный контекст американской публицистики «эпохи романтизма». Определена роль публицистического наследия «трансценденталистов», и значение гражданской публицистики Г.Д. Торо, в контексте журналистской деятельности США первой половины ХХХвека. Также, нами были сформулированы основные принципы гражданской публицистики в творчестве Р.У. Эмерсона, М. Фуллер, и А.Б. Олкотта, как главных представителей литературно-философского объединения
«трансценденталистов», показаны различные формы проявления гражданской позиции, сообразно с философским и эстетическим представлениям данных авторов. Исходя из анализа принципов гражданской публицистики трансценденталистов выявлено влияние эстетико-философских предпосылок данного направления в гражданской публицистике Г.Д. Торо.
В практической части работы была доказана значимость и новизна идейнотематического разнообразия гражданской публицистики Г.Д. Торо. Выявлены основные положения принципа «гражданского неповиновения», и обоснована постепенная смена социальной критики автора в разные периоды исторического развития США в ХХХвеке. В ходе художественно-стилистического и семантического анализа произведений автора- проанализированы основные положения гражданской и литературно-критической публицистики Г.Д. Торо, важнейшие литературные и стилистические приемы, используемые автором в художественном творчестве. Кроме того, было исследовано идейное пространство натурфилософских представлений Г.Д. Торо, роль Природы как главной темы большинства произведений автора, непосредственно повлиявшей на стилистического новаторства всего творчества.
Таким образом, рассмотрев основные положения художественного и публицистического творчества Г.Д. Торо,мы можем говорить об уникальном явлении в мировой литературе и публицистики ХХХвека, не теряющим своей значимости в интерпретации на актуальные вопросы ХХХвека.
В 1893 году в бостонском издании «Houghton Mifflin» выходит полное собрание сочинений Г.Д. Торо в 12 томах.Такие писатели как Генри Джеймс, Теодор Драйзер, Лев Толстой, и другие авторы начала ХХвека начинали постепенный процесс переосмысления творчества Торо. Далее, уже к середине ХХвека, в литературном мире стали популярны философские воззрения Торо, отразившиеся в произведениях «битников» (Дж. Керуак, Г. Снайдер, А.Гинзберг, К. Кизи и т. д.), а еще раньше произведения Торо повлияли на авторов, так называемого, «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Ф.С. Фицджеральд, К. Воннегут, отчасти Д.Д. Сэлинжер).
В 1941 году организуется«Общество любителей Торо» - крупнейшее литературное общество США. В 1960 году бронзовый бюст Торо удостаивается пьедестала в Зале Славы Нью-Йорка, рядом с бюстом Эмерсона, Готорна и Мелвилла. В 1967 году к 150-летию Торо выпускается почтовая марка с профилем автора, ранее выходит одна за другой исследования жизни и творчества Торо, наиболее популярностью пользуется книга Шермана Поулзна «Берега Америки» (1958 г.).
Что же касается гражданской публицистики Генри Дэвида Торо, пожалуй, эта часть его творчества пользуется наибольше популярностью и что примечательно - за пределами США. Так, социалисты Великобритании («Фабианское общество») уже в начале ХХвека начинают распространять малотиражные, «самиздатские» книги Торо. Европейские лейбористы и провинциальные профсоюзы называют себя «Уолденским клубом».
Распад британских и французских колоний в Африке и Индии приводит к национальном подъему местных жителей, чему активно способствует Махатма Ганди, популяризирующий эссе «О Гражданском неповиновении», и далее - берет за основу своему освободительному движению в индии принцип ненасильственного сопротивления («гражданского неповиновения»).Лев Толстой всецело воплощает этические постулаты Торо, заявленные в «Уолдене», способствует первым переводам «американского отшельника» в Российской Империи; да и проект «Ясной поляны» во многом был перенят у новоанглийских трансценденталистов (Эмерсон, Торо, Олкотт).
Относительно популярности гражданской публицистики Торо на родине, здесь безусловную роль сыграла личность Мартина Лютера Кинга, который восхищался идеями заложенными в эссе «Рабство в Массачусетсе» гораздо больше чем аналогичными мыслями того же Фредерика Дугласа в «Когда я был рабом» и многими публицистическими материалами аболиционистовХХХвека. Кроме того, постепенно набирающее популярность движения хиппи в США 5060-х годов, и знаменитые социальные «Майские события во Франции» 1968 года, настолько возвысили личность Генри Торо, что в 1951 году Комитет по антиамериканской деятельности, под руководство Дж. МакКарти постановил изъять все экземпляры «О Гражданском неповиновении» из всех библиотек США.
Натурфилософские и естественнонаучные работы Торо стали вдохновлять защитников окружающей среды. Наиболее яркий «кумир» Торо - Джон Мьюр организует первый в США национальный парк «Сьерра-клуб», а для организации «Друзья земли» и «Greenpeace» - «Уолден, или жизнь в лесу» является
своеобразной «зеленой Библией», рекомендуемой для прочтения каждому участнику организации.
В данной выпускной квалификационной работе, в теоретической части нами былоизучено политическое, социальное и культурное пространство США первой половины Х1Хвека иисторико-литературный контекст американской публицистики «эпохи романтизма». Определена роль публицистического наследия «трансценденталистов», и значение гражданской публицистики Г.Д. Торо, в контексте журналистской деятельности США первой половины ХХХвека. Также, нами были сформулированы основные принципы гражданской публицистики в творчестве Р.У. Эмерсона, М. Фуллер, и А.Б. Олкотта, как главных представителей литературно-философского объединения
«трансценденталистов», показаны различные формы проявления гражданской позиции, сообразно с философским и эстетическим представлениям данных авторов. Исходя из анализа принципов гражданской публицистики трансценденталистов выявлено влияние эстетико-философских предпосылок данного направления в гражданской публицистике Г.Д. Торо.
В практической части работы была доказана значимость и новизна идейнотематического разнообразия гражданской публицистики Г.Д. Торо. Выявлены основные положения принципа «гражданского неповиновения», и обоснована постепенная смена социальной критики автора в разные периоды исторического развития США в ХХХвеке. В ходе художественно-стилистического и семантического анализа произведений автора- проанализированы основные положения гражданской и литературно-критической публицистики Г.Д. Торо, важнейшие литературные и стилистические приемы, используемые автором в художественном творчестве. Кроме того, было исследовано идейное пространство натурфилософских представлений Г.Д. Торо, роль Природы как главной темы большинства произведений автора, непосредственно повлиявшей на стилистического новаторства всего творчества.
Таким образом, рассмотрев основные положения художественного и публицистического творчества Г.Д. Торо,мы можем говорить об уникальном явлении в мировой литературе и публицистики ХХХвека, не теряющим своей значимости в интерпретации на актуальные вопросы ХХХвека.
Подобные работы
- Становление общественно-философских взглядов А.А. Григорьева (опыт историко-психологической биографии)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003





