Введение 9
1 Теоретические аспекты торгово-технологического процесса предприятия
розничной торговли 12
1.1 Понятие, сущность торгово-технологического процесса 12
1.2 Факторы, влияющие на торгово-технологический процесс 17
1.3 Место торгово-технологического процесса в системе коммерческой
деятельности 21
Заключение 106
Список использованных источников 110
Розничная торговля это-вид торговой деятельности, который связан с покупкой и реализацией торгово-материальных ценностей для применения их в личных, домашних, семейных и других целях, которые не связанны с дальнейшей продажей или использовании в производстве - это розничная торговля[3].
Ориентирование производства для достижения оптимальных окончательных результатов, направление рыночной экономики на полное удовлетворение различных личных и общественных потребностей населения определяют необходимость повышения эффективности торговли - отрасли, социальное и экономическое значение которой всегда увеличивается.
Торгово-технологический процесс на предприятиях розничной торговли представляет собой комплекс взаимосвязанных технологических операций и торговых (коммерческих) и являющихся последней стадией всего торгово-технологического процесса товароведения [6].
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что торговая розничная сеть является одной из составных частей материально-технической базы торговли и в ней оканчивается процесс обращения товаров.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в совершенствовании организации торгово-технологического процесса на выбранном предприятии.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
• определить значение оптимальной организации торгово-технологического процесса в торговом предприятии;
• выяснить содержание торгово-технологического процесса в торговом предприятии;
провести оценку эффективности торгово-технологического процесса торгового предприятия;
• проанализировать организационную характеристику магазина «Радуга»;
• разработать мероприятия по совершенствованию торгово-технического процесса магазина.
• изучить характеристику торгово-технологического процесса магазина;
Предметом исследования является торгово-технологический процесс предприятия.
Объект исследования - магазин «Радуга», юридически оформленный как ИП, согласно свидетельству о государственной регистрации №307245420400036 от 23 июля 2007 г.
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы являются законодательные и нормативные документы; труды отечественных экономистов, таких как: Аникина Б.А., Дашков Л.П., Виноградова С.Н., Егоршин А. П., Брагин Л. А., Смоленцева Л.Т., Памбухчиянц В.К.; бухгалтерская и статистическая отчетность торгового предприятия; материалы собственных исследований. В процессе написания курсовой работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», . ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги розничной торговли. Общие требования».
В процессе исследования использовались общенаучные методы и принципы познания: синтез, анализ, комплексность, системность; особые методы экономического сравнения, графические изображения, группировка.
Структура курсового проекта определяется ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа содержит 37 таблицы, 26 рисунка и схем, 5 приложений. В данной выпускной квалификационной работе использовано 37 наименования источников.
Розничная торговля - одна из важных сфер жизнеобеспечения населения, которая выполняет и социальные и экономические задачи.
Деятельность розничных организаций по торговому обслуживанию включает ряд торгово-технологических операций, находящихся в тесной зависимости друг от друга, реализация каждой из которых содействует достижению общей цели - ублажению спроса населения в товарах и услугах при одновременном обеспечении выгодной работы.
Оптимальный торгово-технологический процесс в магазине обеспечивается точным выполнением управленческих и хозяйственных функций, которые по отношению к нему выступают как обеспечивающие этот процесс.
Характер и содержание каждой операции, издержки труда и времени на их выполнение зависят от способа реализации, вида торгового оборудования, типа магазина, размера его торговой площади, ассортимента реализуемых продуктов, состава подсобных помещений, используемых средств механизации, организации труда [29].
Качественное торговое обслуживание покупателей - это основа для устойчиво развивающихся предприятий розничной торговли. Магазин «Радуга» стремится держать крепкие позиции на рынке и завоевать определенный сегмент покупателей.
В выпускной квалификационной работе были даны правовая и организационная характеристики магазина «Радуга», указаны цели и задачи деятельности предприятия.
Организационная структура торгового предприятия в целом может быть оценена положительно. Положительным моментом можно считать рост производительности труда обслуживающего персонала, при этом его доля в структуре снижается. Образовательный уровень позволяет персоналу решать
постоянные задачи по возможным перспективам развития. Отрицательным моментом можно считать снижение производительности всего персонала
Анализ материального и технического оснащения магазина «Радуга» показал, что произошло увеличение его движимой части на XX% и незначительное изменение в его структуре. Положительным моментом является увеличение коэффициентов фондоемкости, фондовооруженности и фондооснащенности.
Анализ основных экономических показателей деятельности торгового предприятия позволил выявить следующие тенденции его развития: в 2017 году наблюдается снижение товарооборота на XX% по сравнению с предыдущим годом.
Производительность труда всех работников в целом уменьшилась на XX%.
Валовая прибыль в 2017 году уменьшилась на XX тыс. руб. и составила XX тыс. руб. Следует отметить, что в отчетном году возросли издержки обращения за счет повышения налогов и затрат на страховые взносы.
Прибыль от продаж уменьшилась на XX тыс. руб., прибыль до налогообложения уменьшилась на XX тыс. руб.
В итоге чистая прибыль составила XX тыс. руб. и стала меньше на XX% по сравнению с 2016 годом. Также рентабельность конечной деятельности предприятия снизилась и составила XX%.
Сильными сторонами с точки зрения конкурентоспособности магазина являются: уровень цен, внешний вид, удобное расположение, высокий уровень качества реализуемых товаров.
К недостаткам можно отнести: оказание дополнительных услуг и широту ассортимента, которые, тем не менее, выше, чем у конкурентов.
В процессе изучения данной темы было определено содержание торгово-технологического процесса в розничном магазине сети; выяснено значение рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине; проанализирована организационная характеристика магазина
Торгово-технологический процесс магазина «Радуга» состоит из операций, которые делятся на:
• операции с продуктами до предложения их покупателям;
• операции, связанные с обслуживанием покупателей;
• дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
При организации торгово-технологического процесса магазина «Радуга» учитываются все главные нормы и правила, обеспечивающие его эффективную работу.
Приемка продуктов осуществляется в согласовании с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического предназначения и продуктов народного употребления по количеству и качеству», Гражданским кодексом Российской Федерации и договором поставки.
Хранение продуктов организовано в особых складских помещениях, с учетом оптимальных режимов хранения, соблюдением правил товарного соседства.
Все продукты перед подачей в торговый зал подготавливают к продаже. Выполнение этого требования содействует ускорению отпуска продуктов, росту производительности труда персонала и увеличению эффективности работы магазина.
Подготовленные к продаже продукты перемещают в торговый зал магазина, где их выкладывают на торгово-технологическом оборудовании, при всем этом употребляется комбинированная система выкладки продуктов.
Заключительной стадией торгово-технологического процесса в магазине «Радуга» является продажа продуктов, которая осуществляется с помощью такового способа продаж как самообслуживание.
В современных критериях предприятие торговли нацелено не только лишь на структурное и организационное развитие, да и на увеличение эффективности коммерческой деятельности. Для того, чтоб магазин удачно работал, нужно проводить глубочайший анализ его экономических характеристик [19].
Анализируя деятельность магазина, наблюдается высокий уровень в организации торгового обслуживания покупателей.
Осуществляя свою торговую деятельность на потребительском рынке, магазин «Радуга» думает о покупателе, о предоставлении ему лучших товаров и услуг, т.е. о комплексном удовлетворении потребительского спроса и качественном торговом обслуживании.
Проведенный анализ основных экономических показателей деятельности магазина «Радуга», позволяет сделать вывод о достаточно эффективной работе предприятия в отчетном году.
В целом было выявлено, ИП Непомнящий А. М. работает с соблюдением правил работы предприятия. Грубых нарушений не выявлено.
Для улучшения результатов деятельности предприятия в курсовой работе были предложены рекомендации по совершенствованию торгово-технологических процессов магазина, благодаря которым предполагается повышение эффективности этих процессов и увеличение прибыли магазина.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: В 4 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 №51-ФЗ ред. от 29.12.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ ред. от 03.07.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
3. ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и определения. - Введ. 2014-04-01.-М.: Изд-во стандартов, 2013. - 12 с.
4. ГОСТ Р 51304-2009.Услуги розничной торговли. Общие требования. - Введ. 15.10.09.-М.: Изд-во стандартов, 2009. - 8 с.
5. Аникин Б.А. Коммерческая логистика : учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. - М. :Велби ; Проспект, 2012. - 432 с.
6. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев и др.; под ред. д.э.н., проф. А. П. Агаркова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 400 с.
7. Брагин Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация / Л. А. Брагин, Т. П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 560 с
8. Большая книга директора магазина 2.0 Новые технологии : практ. рекомендации / ред. С. В. Сысоева, Г.Крок -СПб. : Питер, 2016. - 449 с.
9. Голова, А. Г. Управление продажами [Электронный ресурс] : Учебник / А. Г. Голова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 280 с.
10. Горфинкель, В. Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям
«Экономика», «Управление» / В. Я. Горфинкель; под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с.
11. Гуняков Ю.В. Коммерциология: предчувствие перемен. Инновационные бизнес-модели коммерческой деятельности : монография / Ю. В. Гуняков, Д. Ю. Гуняков ; Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т. - Красноярск : СФУ, 2015. - 158 с.
12. Гуняков Ю. В. Коммерциология. Организация коммерческой деятельности : учебное пособие / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Ю. В. Гунякова ; Красноярск гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2009.- 366с.
13. Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли : учебник для вузов / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2012. - 699 с.
14. Дашков Л. П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. - 6-е изд, перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2012 - 913 с.
15. Дашков Л. П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник для вузов / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2015. - 512 с.
16. Дашков Л. П. Справочник руководителя торгового предприятия / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. - М. : Дашков и К, 2012. - 868 с.
17. Дашков Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью: Учебник / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2012. - 688 с..
18. Диянова С.Н. Оптовая торговля. Организация и управление коммерческой деятельностью: Учебное пособие / С.Н. Диянова, Н.И. Денисова. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 384 с.
19. Егоршин А. П. Организация труда персонала : учебник для вузов / А. П. Егоршин, А. К. Зайцев. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 319 с.
20. Жулидов С.И. Организация торговли : учебник / С.И. Жулидов. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 352 с
21. Канке А.А. Логистика: Учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 384 с
22. Каплина С. А. Технология торговли : учеб.пособие / С. А. Каплина. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 333 с.
23. Кент, Т. Розничная торговля: учебник для студентов вузов,: пер. с англ. / Т. Кент, О. Омар. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 719 с.
24. Куликова Н.Р. Управление ассортиментом товаров: Учебное пособие / Н.Р. Куликова, Т.А. Трыкова, Н.С. Борзунова. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
25. Линдере М. Управление закупками и поставками [Электронный ресурс] : Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100), «Коммерция» (080300), «Логистика» (080506) / М. Линдере, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон; пер. с англ. под ред. Ю. А. Щербинина. - 13-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 751 с
26. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность : учебник для студентов высших учебных заведений / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. - 13-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2013
27. Парамонова Т. Н. Мерчандайзинг: учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.А. Рамазанов. — 5-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. — 144 с.
28. Памбухчиянц О. В. Организация коммерческой деятельности : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 4-е изд., перераб. и доп. / О. В. Памбухчиянц. - М. : Дашков и К, 2014. - 452 с.
29. Памбухчиянц, О. В. Основы коммерческой деятельности [Электронный ресурс] : Учебник / О. В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2014.-284 с
30. Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли: Учебник для нач. проф. образования по профессии "Продавец, контролер-кассир"/ О.В. Памбухчиянц. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2012.
31. Парамонова Т. Н. Мерчандайзинг : учеб.пособие / Т. Н. Парамонова, И. А. Рамазанов. - 5-е изд., стереотип. - М. :КноРус, 2016.-144 с.
32. Памбухчиянц, О. В. Организация торговли [Электронный ресурс] : Учебник / О. В. Памбухчиянц. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2014.
33. Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Практика. Результаты: монография/ В. В. Куимов, Ю. В. Гуняков, Д. Ю. Гуняков. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. - 204 с.
34. Склады в оптовой торговле. Методические указания./ Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т ; сост. Л. Т. Смоленцева. - Красноярск, 2007. - 26 с.
35. Сысоева С. В. Стандарт розничного магазина. Разработка инструкций и регламентов / С. В. Сысоева. - СПб. : Питер, 2012. - 171 с.
36. Чкалова О. В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник / Чкалова О.В. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
37. Экономика предприятия : учебник для вузов / ред. В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2014. -718с.