Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Анализ социально-экономического развития региона, - выпускная квалификационная работа


🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Анализ социально-экономического развития региона

Работа №197119

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 8
1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития региона
.••••••••••• ...................................................................... ^8
1.2 Система показателей социально-экономического развития региона 15
1.3 Методологические аспекты стратегического управления социальноэкономического развития региона 20
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 30
2.1 Анализ социально-экономических показателей развития региона
Тюменская область 30
2.2 Оценка социально-экономического положения Тюменской области как показателя эффективности управления развитием региона 36
2.3 Ресурсный потенциал и экономическая политика региона Тюменская область 46
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО
ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 57
3.1 Алгоритм разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона 57
3.2 Анализ эффективности направлений совершенствования социальноэкономического развития региона 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Рейтинг регионов-субъектов РФ по валовому регионал- ному продукту 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Показатели экономического развития РФ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В Прогнозные сценарии развития Российской Федерации до 2030 года 94


Актуальность темы. Наша страна, Россия, находится в процессе формирования конкурентоспособной, эффективной и социально справедливой внутренней экономической системы, которая могла бы обеспечить стабильное экономическое развитие на всей территории.
В современной России построение, как политической вертикали власти, так и экономической системы начинается на федеральном уровне, а заканчивается на уровне местного самоуправления.
Целью развития экономики России является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения, а это невозможно без устойчивого экономического развития, сопровождающегося выполнением социальных функций государства. Приоритетами государственной политики Российской Федерации являются эффективное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов.
Для прогнозирования сценариев социально-экономического развития муниципального образования учитываются внутренние и внешние факторы, ограничения и риски, которые выявляются в ходе анализа экономического потенциала региона.
В связи с этим особую актуальность приобретает анализ социальноэкономического развития регионов, муниципальных образований, который позволяет спланировать сбалансированное, всесторонне обоснованное социальноэкономическое развитие региона.
Объект исследования - анализ социально-экономического развития региона.
Предмет исследования - управление социально-экономические отношениями, возникающие в процессе развития региона.
Цель исследования - разработка рекомендаций по повышению
эффективности управления социально-экономическим развитием региона Тюменской области.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность социально-экономического развития региона;
- изучить показатели социально-экономического развития региона;
- изучить методологические аспекты стратегического управления социально - экономическим развитием;
- провести анализ социально-экономического развития Тюменской области
- дать направления совершенствования управления социально-экономическим развитием региона Тюменской области.
- разработать рекомендации по повышению уровня социально-экономического развития Тюменской области.
Степень разработанности проблемы. При анализе стратегического развития региона возникает необходимость исследований социально-экономического развития как сложной системы, носящих междисциплинарный характер.
Научной разработке вопросов государственного управления развитием социально-экономических процессов, планирования социально-экономического развития регионов посвящены труды отечественных экономистов, таких как Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, С.А. Глазьев, Данилов Н.И., Лексин В.Н., Райзберг Б.А., Фархутдинов Р.А., Хореев Б.С., Шнипер Р.И. и др.
Проблемы управления социально-экономическим развитием на муниципальном уровне и современного стратегического управления исследовали Авдеева Т.Т., Елисеев Е.А., Жилкин С.Ф., Ильин И.А., Панкрухин А.П., Рохчин В.Е., Татаркин А.И., Юркова С.Н. и др.
В зарубежной науке разработкой проблем развития и государственного управления экономикой регионов занимались К. Боумен, Дж. Гелбрейт, Ф. Ойкен, Дж. Сакс, Д. Стиглиц, Й. Шумпетер и др.
Вместе с тем, несмотря на значительное число публикации, посвящённых социально-экономическому развитию регионов, вопросы совершенствования управления социально-экономическим развитием на муниципальном уровне, на наш взгляд, недостаточно исследованы.
Наблюдаются разночтения в понятиях, определяющих содержание управления социально-экономическим развитием региона. Отсутствует необходимая методическая база оценки воздействия муниципальной власти на социальноэкономическое развитие и эффективности управления социально-экономическим развитием, что и предопределило выбор темы, объекта и предмета исследования, постановку цели и задач, структуру и логику исследования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили положения экономического анализа, маркетинговых исследований, стратегического менеджмента, теории государственного и муниципального управления.
В работе были использованы логические, математические и статистические методы. Исследование базировалось на синтезе методов познания: общетеоретического и конкретно-исторического. Фактический материал носит открытый характер, использовались отечественные и зарубежные источники.
Информационную базу исследования составили работы отечественных и зарубежных учёных, материалы периодической печати, законодательные, нормативные правовые и программные документы РФ по вопросам экономики в области муниципального управления, инструктивные и методические документы, архивные материалы. Базой данных явились материалы государственной статистики, отчётные и программные документы Администрации Тюменской областиа и района, Комитета по региональным отношениям Администрации ХМАО.
Результаты исследования, в частности разработанные рекомендации по повышению уровня социально-экономического развития Тюменской области, могут быть использованы при формировании стратегий социально-экономического развития регионов.
Информационной базой для написания учебно-исследовательской работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам социально - экономического развития регионов РФ, периодическая печать, материалы Госкомстата, Министерства экономического развития РФ, материалы, собранные в период прохождения практики в Администрации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализируя всё вышенаписанное можно сделать следующие выводы.
Методология исследований по созданию нормативной правовой и методической базы для стратегического управления регионом, должна быть направлена на разработку целостной системы документов стратегического планирования в Российской Федерации. Целью развития и внедрения новых механизмов управления государственными программами для органов исполнительной власти являются повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг.
Управленческие знания и умения в сфере стратегического управления, обеспечивающие информационные интеллектуальные технологии - это сфера высокого уровня научного обеспечения, высококвалифицированной экспертной работы.
Современный высокоинтеллектуальный стратегический анализ и синтез (в который входят прогнозирование, проектирование, программирование, планирование, разработка соответствующих порядков и методик) - это многокомпонентная интеллектуальная конструкция, которая требует органического сочетания методологического, научно-методического, организационно-институционального и кадрового обеспечения. Для разработки таких документов необходимо мощное методологическое, научно-теоретическое, эмпирическое и экспертноаналитическое обеспечение исследования.
В соответствии с поставленной целью в работе:
- дана оценка современного состояния ключевых внешних и внутренних факторов развития экономики Тюменской области;
- выявлены важнейшие проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы;
- сформулирована миссия Тюменской области на долгосрочную перспективу;
- определены и обоснованы цель и долгосрочные приоритетные направления развития области с учетом общих приоритетов развития Российской Федерации и Уральского федерального округа;
- охарактеризованы наиболее вероятные сценарии развития области и разработан макроэкономический прогноз до 2030 года;
- определены задачи, приоритеты, целевые индикаторы, механизмы развития основных отраслей экономики, социальной сферы, науки и технологий;
- даны предложения по совершенствованию территориальной структуры экономики области с учетом тенденций социально-экономического развития городов и районов, а также возникновения новых форм пространственной организации хозяйства, отражающих качественное содержание и количественные параметры межрегиональных связей в УФО в долгосрочной перспективе;
- определены наиболее крупные инвестиционные проекты, намечаемые к реализации на территории области;
Стратегическое планирование - деятельность государственных органов по прогнозированию, планированию и программированию социальноэкономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально - экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Реализация ФЗ № 172-ФЗ требует серьезных и системных научно
интеллектуальных усилий. Необходим целостный комплекс научноинтеллектуального обеспечения анализа и стратегического планирования.
Под устойчивым социально-экономическим развитием понимается совершенствование взаимодействия социальных, экономических, экологических и иных процессов, которые происходят на основе оптимального для данного периода времени использования внешних и внутренних ресурсов и не наносят ущерба будущим поколениям.
Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который рассматривается с точки зрения различных социальных и экономических целей.
В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.
Для анализа социально-экономического развития региона, как правило, используется блочная структура системы показателей.
Традиционно выделяют следующие блоки:
- промышленно-производственный,
- социальный,
- финансовый.
Методические подходы к оценке уровня социально-экономического развития региона:
- количественные методы оценки на основе макроэкономических показателей для анализа тенденций социально-экономического развития региона;
- рейтинговые оценки для анализа инвестиционной привлекательности региона;
- оценки эффективности использования элементов социально- экономического потенциала для анализа конкурентных преимуществ региона.
Во второй главе проведён анализ показателей социально-экономического развития региона (на примере Тюменской области)
Основной целью анализа была комплексная оценка уровня социальноэкономического развития региона, определение их возможностей в решении текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе использования внутренних резервов и источников экономического роста.
Была дана оценка эффективности мер по реализации социальноэкономической политики, предпринимаемых Правительством РФ, органами государственной власти Тюменской области и местного самоуправления.
Информационной базой исследования стали материалы территориального органа Федерального агентства по статистике Тюменской области.
Анализ социально-экономического положения региона проведён по следующим направлениям:
- дана общая характеристика региона;
- дана комплексная оценка социально-экономического состояния региона за предшествующий пятилетний период:
- демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение);
- уровень (качество) жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум и потребительская корзина);
- состояние рынка потребительских товаров и услуг;
- финансы (бюджет и налоги, внебюджетные фонды, межбюджетные отношения, финансовое положение предприятий);
- макроэкономика (объем и структура валового регионального продукта);
- отраслевая структура экономики (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, сфера услуг, связь и информатизация и т.д.);
- социальная сфера (образование, здравоохранение, спорт, наука, культура, социальная защита населения, занятость, уровень преступности);
- развитие предпринимательства;
- внешнеэкономическая деятельность;
- инвестиции (факт, тенденции);
Тюменская область - это сложный территориально-экономический комплекс, являющийся на сегодняшний день одним из самых стабильных регионов Российской Федерации.
За последние два десятка лет динамика основных экономических показателей развития Тюменской области имеет тренд роста, реагируя на неблагоприятные внешние факторы, такие как падение цен за баррель нефти и внешнеэкономические санкции.
Тюменская область - одна из немногих областей, где сохраняется ещё тренд роста, хотя и не такой интенсивный.
Тюменская область относится к регионам, которые вносят наибольший вклад в экономику страны, на нее приходится с 2010 по 2016 г. в среднем 8-12 % суммы ВРП (валовый региональный продукт) субъектов Российской Федерации.
В отличие от России в целом и от большинства других регионов, в Тюменской области в течение длительного времени отмечается постоянный рост числа проживающих как за счет естественного, так и особенно миграционного прироста.
Это связано с ростом потребности в рабочей силе при освоении нефтяных и газовых месторождений и льготах приезжающим из других регионов.
Население очень молодо, поэтому для региона необходима социальная инфраструктура воспитания, образования.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении выше, чем по России в целом, имеет тренд роста.
Оценку социально-экономического положения Тюменской области как показателя эффективности управления развитием региона провели с помощью SWOT- анализа.
Выводы SWOT-анализа показали, что выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, наличие запасов полезных ископаемых, земельных, лесных, водных ресурсов, уникальных памятников истории и культуры, развитость инженерной, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, систем правового и экономического обеспечения и стимулирования инвестиций, высококвалифицированная рабочая сила, положительные демографические тенденции, а также межнациональное согласие создают хорошую базу для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса.
Проблемами развития социально-экономического развития региона Тюменская область являются.
1. Неравномерность размещения производительных сил по территории области.
2. Ослабление межрегиональных и внешнеэкономических связей Тюменской области.
3. Снижение инновационного развитие региона.
4. Значительное сокращение доходов в бюджет региона.
Неблагоприятное развитие внешних условий, касающихся РФ в целом, будет негативно сказываться на экономической динамике Тюменской области, поскольку внешние стимулы для роста будут невысокими, а имеющиеся внутренние источники роста будут ограничиваться еще и нарастающим уровнем износа основных производственных фондов.
Предложены три варианта сценариев экономического развития России до 2030 г.:
- консервативный сценарий;
- инновационный сценарий;
- целевой (форсированный).
В рамках основных параметров реализации сценариев социально - экономического развития Российской федерации, а также тенденций, сложившихся в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, основные варианты региона Тюменская область долгосрочного развития определяются следующими основными факторами:
- Интенсивностью повышения качества человеческого капитала;
- Степенью диверсификации структуры региональной экономики;
- Эффективностью реализации природно-ресурсного потенциала;
- Инфраструктурным развитием;
- Интенсивностью разработки и внедрения инноваций;
- Эффективностью институтов, поддерживающих предпринимательскую и ин
вестиционную активность;
- Налоговой и таможенно-тарифной политикой государства
Основные факторы экономического роста останутся прежними: развитие промышленности, транспорта и связи, торговли и сельского хозяйства, динамика которых будет зависеть от роста доходов населения, а также отраслей социальных услуг, развитие которых будет обеспечиваться за счет расходов федерального и регионального бюджетов, инвестиционный спрос также будет невысоким.
Инновационный сценарий развития регион Тюменская область.
Данный вариант развития характеризуется усилением инновационной направленности экономического роста, созданием современной транспортной инфраструктуры, конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. Инновационные факторы становятся ведущим источником экономического роста.
Предусматривается ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкуренции на рынках, снижение инвестиционных рисков и административных барьеров, развитие новых компаний и активизация предпринимательской составляющей бизнеса, повышение качества государственных услуг и эффективности государственного управления при усилении его стратегической программной составляющей.



1. Конституция Российской Федерации: Принята всенарод. голосованием
12.12.1993 г. - М.: Юрид. лит., 1997. - 35 с.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - СПС «Гарант».
3. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 23. - Ст. 975.
4. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 47303-7 «О внесении изменений в Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления полномочий в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». - СПС «Гарант».
5. Стратегическое планирование в Российской Федерации: состояние методического обеспечения. Аналитический доклад (по результатам мониторинга реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172 - ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»): // А. В. Клименко, В. А. Королев: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. - («Государственное и муниципальное управление»). - 60 с. - 60 экз.
6. Адамчук, В.В., Экономика социология труда: учебник для вузов / Романов О.В., Сорокина М.Е. - М.: ЮНИТИ, 2008.
7. Андреев, А.В. Региональная экономика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. - СПб.: Питер,
2012. - 464 с.
8. Бабицина, И. М. Развитие региональной экономики на примере Тюменской области: учебник / 2014. - №6. - С. 377-382.
9. Багдасарян, В. Э. Витальный подход к сложным социальным системам // Витальный подход к сложным социальным системам. Материалы научного семинара. Вып. № 6. М.: Научная экспертиза, 2013.- С. 7-70.
10. Барыгин, И.Н. Основы регионоведения: учебное пособие / И.Н. Барыгин. - М.: Гарадарики, 2007. - 399 с.
11. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: учебное пособие / О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. - М.: Альфа-М, 2013. - 240 с.
12. Давыденко, В.А. Управление инновационным развитием региона: коллек. монография / Г. Ф. Ромашкина, Д. Ф. Скрипнюк, А. Н. Тарасова, Н. И. Диденко. Из-во Тюменского государственного университета 2013. -436 с.
13. Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие Вавилова Е.В. - М.: Гардарики, 2010.
14. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление учебник / А.И. Гаврилов. - М.: Инфра-М, 2012.
15. Гальперин, В.М. Микроэкономика: учебник / Гальперин В.М, Игнатьев С.М., Гранберг А.Г. - М., 2010.
...59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ