ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ УФНС РОССИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12
1.1 Развитие законодательства, регулирующего валютный контроль
в Российской Федерации 12
1.2 Зарубежный опыт осуществления валютного контроля 23
1.3 Трансформация методов валютного контроля 31
Выводы по разделу один 38
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫМИ
ОРГАНАМИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 39
2.1 Краткая характеристика УФНС России по Челябинской области 39
2.2 Полномочия УФНС России по Челябинской области в сфере валютного контроля 44
2.3 Порядок проведения и оформления проверки УФНС России
по Челябинской области 50
Выводы по разделу два 60
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 61
3.1 Развитие методов валютного контроля, осуществляемого УФНС Рос
сии по Челябинской области 61
3.2 Внутренний валютный контроль на предприятии в системе налогово
го администрирования как способ предотвращения нарушений валютного законодательства 78
Выводы по разделу три 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Научная статья 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Акт проверки 113
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Перечень контрольных операций 122
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Карта внутреннего валютного контроля деятельности 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Журнал учета результатов внутреннего валютного контроля деятельности 124
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Матрица риска 125
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12
1.1 Развитие законодательства, регулирующего валютный контроль
в Российской Федерации 12
1.2 Зарубежный опыт осуществления валютного контроля 23
1.3 Трансформация методов валютного контроля 31
Выводы по разделу один 38
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫМИ
ОРГАНАМИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 39
2.1 Краткая характеристика УФНС России по Челябинской области 39
2.2 Полномочия УФНС России по Челябинской области в сфере валютного контроля 44
2.3 Порядок проведения и оформления проверки УФНС России
по Челябинской области 50
Выводы по разделу два 60
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 61
3.1 Развитие методов валютного контроля, осуществляемого УФНС Рос
сии по Челябинской области 61
3.2 Внутренний валютный контроль на предприятии в системе налогово
го администрирования как способ предотвращения нарушений валютного законодательства 78
Выводы по разделу три 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Научная статья 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Акт проверки 113
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Перечень контрольных операций 122
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Карта внутреннего валютного контроля деятельности 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Журнал учета результатов внутреннего валютного контроля деятельности 124
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Матрица риска 125
В современных условиях возрастает роль валютного контроля, как в связи с развитием осуществления внешнеэкономической деятельности разного вида, осуществлением валютных операций, выявлениемсхем, носящих явно противоправный характер с целью сокрытия налоговых преступлений, так и в связи с изменением нормативной правовой базы в сфере валютного контроля.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово - бюджетной сфере» функции органа валютного контроля упраздненной Федеральной службы финансово - бюджетного надзора переданы, в том числе Федеральной налоговой службе (далее - Указ №41) [15].
Оптимизация государственного контроля и надзора в сфере валютного регулирования рассматривается как повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества посредством установления конкретного перечня всех видов контроля, совершенствования процедур проведения контроля [70].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», вступившим в силу с 18.04.2016 года внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (далее - Постановление №300) [16].
УФНС России по Челябинской области является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля в системе налогового администрирования.В связи с чем, выстраивается не только вертикаль органов валютного контроля, но и одновременно формируется методология осуществления контроля в целом на основании имеющейся нормативной базы, целью которой является минимизация рисков, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
Так, в настоящее время осуществление валютного контроля УФНС России по Челябинской области регламентировано приказом Минфина России от 04.10.2011г. № 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами» (далее - Административный регламент) [20].
Контрольные процедуры должны быть четко регламентированы и соответствовать положениям Административного регламента, в связи с чем, в данной работе рассмотрены вопросы, не урегулированные Административным регламентом, предложены путиразвития методов осуществления валютного контроляв системе налогового администрирования с целью соблюдения прав налогоплательщиков.С целью совершенствования методов валютного контроля налоговым органам рекомендовано применение новой методологииосуществления валютного контроля, принципиально отличающейся от предшествовавших мер государственной валютной политики.
Отличительными чертами валютного контроля, осуществляемого налоговыми органами должны стать отлаженная система межведомственного взаимодействия, непосредственно предприятий - экспортеров и импортеров, дальнейшее совершенствование нормативной базы, единая трактовканорм права, профессионализм сотрудников налоговых органов [70].
Вопросам валютного контроля посвящено не мало публикаций. Так, современный механизм валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации рассмотрен Скудаловой Т.В. [64].Понаморенко В.Е. в учебном пособии «Валютное регулирование и валютный контроль» рассмотрен механизм финансово - правового регулирования валютных отношений в Российской Федерации [60].Пути повышения эффективности валютного контроля предлагались Ивиной Н. В. в диссертации «Совершенствование государственного регулирования вывоза капитала и валютного контроля в России в условиях кризиса» [38].
В большинстве случаев данные работы посвящены общим вопросам валютного регулирования и валютного контроля. Закрепление на законодательном уровне методов и способов межведомственного взаимодействия, способов выявления нарушений путем анализа информации, поступающей от агентов валютного контроля в системе налогового администрирования, в этих работах специально не исследовано, поэтому тема работы требует дополнительного изучения.В свете особенностей валютного контроля в системе администрирования УФНС России в Челябинской области, для четкого функционирования системы в целом необходимо на законодательном уровне четко разграничить формы и методы валютного контроля, определить объекты валютного контроля, внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление валютного контроля УФНС России в Челябинской области.
Исходя из вышеизложенного, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Объектом исследования является система налогового администрирования в Российской Федерации.
Предметом исследования является валютный контроль, осуществляемый УФНС России по Челябинской области.
В настоящее время валютный контроль нельзя рассматривать в отрыве от финансового, налогового контроля, в связи с чем, контрольно-надзорная деятельность будет наиболее эффективной при комплексном проведении проверок, однократном истребовании документов, что обеспечит соблюдение прав налогоплательщиков, приведет к снижению рисков, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности [52].
Цель исследования - совершенствование методов осуществления валютного контроля в системе налогового администрирования, пути их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решитьрядзадач:
- исследовать законодательство, регулирующее осуществление валютного контроля в Российской Федерации;
- дать характеристику осуществления проверок УФНС России по Челябинской области как метода валютного контроля, выявить основные достоинства и недостатки;
- разработать рекомендации по совершенствованию осуществления проверок налоговыми органами и минимизации рисков нарушения валютного законодательства участниками ВЭД.
Нормативно правовую базу исследования составляют законодательные документы, локальные нормативные акты Федеральной налоговой службы. Информационную базу исследования составляют материалы валютного контроля УФНС России по Челябинской области, статистические данныеизинтернет источников ФНС России, публикации российских и зарубежных авторов.Научная новизна работы состоит в применении предложенного в работе алгоритма межведомственного взаимодействия, использования ведомственных информационных ресурсов, осуществлении валютного контроля совместно с налоговым и финансовым контролем.
Выводы, вытекающие из анализа нормативной правовой базы осуществления валютного контроля налоговыми органами явились основой для конкретных рекомендаций участникам ВЭД с целью предотвращения совершения правонарушений.
Научную новизну исследования определяют следующие выносимые на за- щитупредложения: предложен алгоритм межведомственного взаимодействия органов и агентов валютного контроля, способы осуществления внутреннего валютного контроля участниками ВЭД с целью предотвращения совершения правонарушений.
Практическая значимость настоящего исследования ориентирована на широкое использование налоговыми органами Российской Федерации предложенного алгоритма при организации валютного контроля, а также при построении системы внутреннего валютного контроля на предприятиях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово - бюджетной сфере» функции органа валютного контроля упраздненной Федеральной службы финансово - бюджетного надзора переданы, в том числе Федеральной налоговой службе (далее - Указ №41) [15].
Оптимизация государственного контроля и надзора в сфере валютного регулирования рассматривается как повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества посредством установления конкретного перечня всех видов контроля, совершенствования процедур проведения контроля [70].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», вступившим в силу с 18.04.2016 года внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (далее - Постановление №300) [16].
УФНС России по Челябинской области является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля в системе налогового администрирования.В связи с чем, выстраивается не только вертикаль органов валютного контроля, но и одновременно формируется методология осуществления контроля в целом на основании имеющейся нормативной базы, целью которой является минимизация рисков, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
Так, в настоящее время осуществление валютного контроля УФНС России по Челябинской области регламентировано приказом Минфина России от 04.10.2011г. № 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами» (далее - Административный регламент) [20].
Контрольные процедуры должны быть четко регламентированы и соответствовать положениям Административного регламента, в связи с чем, в данной работе рассмотрены вопросы, не урегулированные Административным регламентом, предложены путиразвития методов осуществления валютного контроляв системе налогового администрирования с целью соблюдения прав налогоплательщиков.С целью совершенствования методов валютного контроля налоговым органам рекомендовано применение новой методологииосуществления валютного контроля, принципиально отличающейся от предшествовавших мер государственной валютной политики.
Отличительными чертами валютного контроля, осуществляемого налоговыми органами должны стать отлаженная система межведомственного взаимодействия, непосредственно предприятий - экспортеров и импортеров, дальнейшее совершенствование нормативной базы, единая трактовканорм права, профессионализм сотрудников налоговых органов [70].
Вопросам валютного контроля посвящено не мало публикаций. Так, современный механизм валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации рассмотрен Скудаловой Т.В. [64].Понаморенко В.Е. в учебном пособии «Валютное регулирование и валютный контроль» рассмотрен механизм финансово - правового регулирования валютных отношений в Российской Федерации [60].Пути повышения эффективности валютного контроля предлагались Ивиной Н. В. в диссертации «Совершенствование государственного регулирования вывоза капитала и валютного контроля в России в условиях кризиса» [38].
В большинстве случаев данные работы посвящены общим вопросам валютного регулирования и валютного контроля. Закрепление на законодательном уровне методов и способов межведомственного взаимодействия, способов выявления нарушений путем анализа информации, поступающей от агентов валютного контроля в системе налогового администрирования, в этих работах специально не исследовано, поэтому тема работы требует дополнительного изучения.В свете особенностей валютного контроля в системе администрирования УФНС России в Челябинской области, для четкого функционирования системы в целом необходимо на законодательном уровне четко разграничить формы и методы валютного контроля, определить объекты валютного контроля, внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление валютного контроля УФНС России в Челябинской области.
Исходя из вышеизложенного, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Объектом исследования является система налогового администрирования в Российской Федерации.
Предметом исследования является валютный контроль, осуществляемый УФНС России по Челябинской области.
В настоящее время валютный контроль нельзя рассматривать в отрыве от финансового, налогового контроля, в связи с чем, контрольно-надзорная деятельность будет наиболее эффективной при комплексном проведении проверок, однократном истребовании документов, что обеспечит соблюдение прав налогоплательщиков, приведет к снижению рисков, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности [52].
Цель исследования - совершенствование методов осуществления валютного контроля в системе налогового администрирования, пути их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решитьрядзадач:
- исследовать законодательство, регулирующее осуществление валютного контроля в Российской Федерации;
- дать характеристику осуществления проверок УФНС России по Челябинской области как метода валютного контроля, выявить основные достоинства и недостатки;
- разработать рекомендации по совершенствованию осуществления проверок налоговыми органами и минимизации рисков нарушения валютного законодательства участниками ВЭД.
Нормативно правовую базу исследования составляют законодательные документы, локальные нормативные акты Федеральной налоговой службы. Информационную базу исследования составляют материалы валютного контроля УФНС России по Челябинской области, статистические данныеизинтернет источников ФНС России, публикации российских и зарубежных авторов.Научная новизна работы состоит в применении предложенного в работе алгоритма межведомственного взаимодействия, использования ведомственных информационных ресурсов, осуществлении валютного контроля совместно с налоговым и финансовым контролем.
Выводы, вытекающие из анализа нормативной правовой базы осуществления валютного контроля налоговыми органами явились основой для конкретных рекомендаций участникам ВЭД с целью предотвращения совершения правонарушений.
Научную новизну исследования определяют следующие выносимые на за- щитупредложения: предложен алгоритм межведомственного взаимодействия органов и агентов валютного контроля, способы осуществления внутреннего валютного контроля участниками ВЭД с целью предотвращения совершения правонарушений.
Практическая значимость настоящего исследования ориентирована на широкое использование налоговыми органами Российской Федерации предложенного алгоритма при организации валютного контроля, а также при построении системы внутреннего валютного контроля на предприятиях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
В результате проведенного исследования в работе сделаны следующие выводы.
1 Валютный контроль - форма государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства, предотвращения и подавления кризисных ситуаций, обеспечения экономической, финансовой безопасности страны, минимизации рисков нарушений валютного законодательства участниками ВЭД.Валютное регулирование и валютный контроль актуальны на любом этапе его развития, начиная с валютной монополии государства до либерализации ее внешне - экономической деятельности, как в России, так и в зарубежных странах.В России, как и в целом во всем мире, валютное регулирование и валютный контроль направлен на реализацию единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
2 Валютный контроль в России, в настоящее время распространяется на российских и иностранных физических и юридических лиц в связи с владением, пользованием или распоряжением ими валютными ценностями, осуществлением валютных операций, открытием и использованием счетов, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.В связи с развитием деловой активности общества объектом валютного контроля выступают не только валютные отношения, но и вся финансово - хозяйственная деятельность хозяйствующих субъектов и граждан.
3 Прежде чем система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации оформилась в том виде, который мы видим сейчас, она в своем развитии прошла целый ряд этапов. В результате динамичного изменения нормативной правовой базы в сфере валютного контроля в Российской Федерации основными документами на сегодняшний день являются Закон № 173 - ФЗ, Инструкция № 138 - И. На этом развитие валютного законодательства не оста-
навливается, с 1 марта 2018 года вступает в силу Инструкция № 181 - И, положения которой направлены на снижение нагрузки на участников ВЭД в части оформления документов валютного контроля, что будет способствовать уменьшению рисков связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, упрощением механизмаих взаимодействия с банками.
4 Очередной виток изменения законодательства, связанный с ликвидацией Росфиннадзора привел к передаче полномочий органа валютного контроля ФНС России. В связи с чем, валютный контроль в системе налогового администрирования представляется как единый, целостный механизм администрирования неналоговых платежей, включающий межведомственный обмен информацией при проведении контрольных мероприятий, создание единой информационной базы данных в части валютного контроля, выстраивание системы прослеживаемости за валютными операциями. Исходя из миссии ФНС России, валютный контроль ориентирован на осуществление эффективной контрольно-надзорной деятельности, высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.
5 Направлением совершенствования методов валютного контроля в системе налогового администрирования должен стать урегулированный Административным регламентом порядок назначения, оформления и проведения отдельных административных процедур, определение порядка взаимодействия между структурными подразделениями налогового органа, территориальными налоговыми органами, их должностными лицами, порядок взаимодействия налоговых органов с резидентами и нерезидентами, агентами валютного контроля, правоохранительными органами и иными государственными органами при исполнении государственной функции по контролю за осуществлением резидентами и нерезидентами валютных операций, внедрение алгоритма межведомственного взаимодействия.
6 Предложенным алгоритмом межведомственного взаимодействия при осуществлении валютного контроля реализуется: обязательностьюпримененияактуаль- ной законодательной базы, регулирующей валютный контроль, применениемеди- ных подходов к квалификации правонарушений, определению сроков и порядка проведения совместных контрольных мероприятий, обмена информацией и документами с участниками ВЭД, осуществления взаимодействия с уполномоченными органами валютного контроля государств - членов Евразийского экономического союза в рамках контрольно - надзорной деятельности.Развитие межведомственного взаимодействия в рамках алгоритма будет также способствовать совершенствованию методов валютного контроля в системе налогового администрирования и являться основой для снижения издержек государства по исполнению государственной функции, рисков принятия незаконного решения.
7 Рекомендации по внедрению системы внутреннего валютного контроля заключаются в определении способов отбора контрагентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, заключении контрактов в строгом соответствии с действующим валютным законодательством, организации обмена информацией и документами с уполномоченными банками, органами валютного контроля, назначением ответственных лиц. Внедрение системы внутреннего валютного контроля на предприятии с учетом действующего законодательства, методами осуществления валютного контроля налоговыми органами позволит снизить риски нарушения валютного законодательства, ответственность за которые установлена КоАП РФ. Предложенные рекомендации в данной работе позволят повысить эффективность валютного контроля в системе налогового администрирования, снизить риски нарушения валютного законодательства участниками ВЭД, создать эффективную систему внутреннего валютного контроля для предприятий.
Результаты исследования изложены в статье «Валютный контроль в системе налогового администрирования», опубликованной в октябре 2017 года [70].
Рассмотрение конкретных составов административных правонарушений в валютной сфере, ответственность за которые установлена КоАП РФ, может стать темой для отдельного исследования.
1 Валютный контроль - форма государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства, предотвращения и подавления кризисных ситуаций, обеспечения экономической, финансовой безопасности страны, минимизации рисков нарушений валютного законодательства участниками ВЭД.Валютное регулирование и валютный контроль актуальны на любом этапе его развития, начиная с валютной монополии государства до либерализации ее внешне - экономической деятельности, как в России, так и в зарубежных странах.В России, как и в целом во всем мире, валютное регулирование и валютный контроль направлен на реализацию единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
2 Валютный контроль в России, в настоящее время распространяется на российских и иностранных физических и юридических лиц в связи с владением, пользованием или распоряжением ими валютными ценностями, осуществлением валютных операций, открытием и использованием счетов, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.В связи с развитием деловой активности общества объектом валютного контроля выступают не только валютные отношения, но и вся финансово - хозяйственная деятельность хозяйствующих субъектов и граждан.
3 Прежде чем система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации оформилась в том виде, который мы видим сейчас, она в своем развитии прошла целый ряд этапов. В результате динамичного изменения нормативной правовой базы в сфере валютного контроля в Российской Федерации основными документами на сегодняшний день являются Закон № 173 - ФЗ, Инструкция № 138 - И. На этом развитие валютного законодательства не оста-
навливается, с 1 марта 2018 года вступает в силу Инструкция № 181 - И, положения которой направлены на снижение нагрузки на участников ВЭД в части оформления документов валютного контроля, что будет способствовать уменьшению рисков связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, упрощением механизмаих взаимодействия с банками.
4 Очередной виток изменения законодательства, связанный с ликвидацией Росфиннадзора привел к передаче полномочий органа валютного контроля ФНС России. В связи с чем, валютный контроль в системе налогового администрирования представляется как единый, целостный механизм администрирования неналоговых платежей, включающий межведомственный обмен информацией при проведении контрольных мероприятий, создание единой информационной базы данных в части валютного контроля, выстраивание системы прослеживаемости за валютными операциями. Исходя из миссии ФНС России, валютный контроль ориентирован на осуществление эффективной контрольно-надзорной деятельности, высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.
5 Направлением совершенствования методов валютного контроля в системе налогового администрирования должен стать урегулированный Административным регламентом порядок назначения, оформления и проведения отдельных административных процедур, определение порядка взаимодействия между структурными подразделениями налогового органа, территориальными налоговыми органами, их должностными лицами, порядок взаимодействия налоговых органов с резидентами и нерезидентами, агентами валютного контроля, правоохранительными органами и иными государственными органами при исполнении государственной функции по контролю за осуществлением резидентами и нерезидентами валютных операций, внедрение алгоритма межведомственного взаимодействия.
6 Предложенным алгоритмом межведомственного взаимодействия при осуществлении валютного контроля реализуется: обязательностьюпримененияактуаль- ной законодательной базы, регулирующей валютный контроль, применениемеди- ных подходов к квалификации правонарушений, определению сроков и порядка проведения совместных контрольных мероприятий, обмена информацией и документами с участниками ВЭД, осуществления взаимодействия с уполномоченными органами валютного контроля государств - членов Евразийского экономического союза в рамках контрольно - надзорной деятельности.Развитие межведомственного взаимодействия в рамках алгоритма будет также способствовать совершенствованию методов валютного контроля в системе налогового администрирования и являться основой для снижения издержек государства по исполнению государственной функции, рисков принятия незаконного решения.
7 Рекомендации по внедрению системы внутреннего валютного контроля заключаются в определении способов отбора контрагентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, заключении контрактов в строгом соответствии с действующим валютным законодательством, организации обмена информацией и документами с уполномоченными банками, органами валютного контроля, назначением ответственных лиц. Внедрение системы внутреннего валютного контроля на предприятии с учетом действующего законодательства, методами осуществления валютного контроля налоговыми органами позволит снизить риски нарушения валютного законодательства, ответственность за которые установлена КоАП РФ. Предложенные рекомендации в данной работе позволят повысить эффективность валютного контроля в системе налогового администрирования, снизить риски нарушения валютного законодательства участниками ВЭД, создать эффективную систему внутреннего валютного контроля для предприятий.
Результаты исследования изложены в статье «Валютный контроль в системе налогового администрирования», опубликованной в октябре 2017 года [70].
Рассмотрение конкретных составов административных правонарушений в валютной сфере, ответственность за которые установлена КоАП РФ, может стать темой для отдельного исследования.





