РОЛЬ ДИАСПОР В КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ ПРЕБЫВАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЙ РОДИНОЙ: НА ПРИМЕРЕ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ В РФ
|
Введение 3
1. Диаспора как субъект политических коммуникаций: теоретические аспекты 10
1.1. Понятие диаспоры в политической науке: характеристики и функции 10
1.2. Особенности процесса коммуникации диаспор и его направленность 17
1.3. Диаспора как возможный актор в международных отношениях 23
2. Армянская диаспора в РФ как основа для взаимодействия России и Армении 28
2.1. Армянская диаспора в РФ: возникновение и развитие 28
2.2. Деятельность организаций диаспоры в РФ: культура, политика и экономика 32
2.3. Политика Республики Армении в коммуникации с диаспорой 45
2.4. Армянская диаспора как элемент коммуникации государств 53
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 64
Приложение А 72
Приложение Б
1. Диаспора как субъект политических коммуникаций: теоретические аспекты 10
1.1. Понятие диаспоры в политической науке: характеристики и функции 10
1.2. Особенности процесса коммуникации диаспор и его направленность 17
1.3. Диаспора как возможный актор в международных отношениях 23
2. Армянская диаспора в РФ как основа для взаимодействия России и Армении 28
2.1. Армянская диаспора в РФ: возникновение и развитие 28
2.2. Деятельность организаций диаспоры в РФ: культура, политика и экономика 32
2.3. Политика Республики Армении в коммуникации с диаспорой 45
2.4. Армянская диаспора как элемент коммуникации государств 53
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 64
Приложение А 72
Приложение Б
Актуальность исследования. В современном мире глобализации мобильность населения стала невероятно высокой. Государства непрерывно сталкиваются с перемещением людских потоков через собственные границы. Это неизбежно приводит к образованию новых диаспор, либо к росту численности уже существующих. В свою очередь, члены диаспоры стараются занять определённую позицию в принимающем обществе и начинают встраиваться в его культурную, социальную, политическую и экономическую жизнь. В попытках адаптации, диаспоры не стремятся разрывать контакты с исторической родиной. А с учётом развития современных коммуникационных технологий, поддерживать связь с исторической родиной можно из любой точки мира и множеством различных способов. Так, например, помимо обращений в традиционные посольства и консульства, члены диаспоры могут беспрепятственно заниматься переводом денежных средств через границу, знакомиться с информационной повесткой родных земель, обучаться на заочной форме в вузах исторической родины и т.п. В условиях, когда государственные границы не способны разделить людей друг от друга полностью, возникают возможности для новых уровней коммуникации не только в рамках индивид-индивид, но и в межгосударственном масштабе.
Развитие транспортной системы, в совокупности с коммуникационными технологиями, открывают окно возможностей для расширения экономических связей. Даже на обывательском уровне многие из нас сталкивались со случаями, когда продавцы с рынков, проживающие большую часть времени в России, возят товары со своей исторической родины, в силу происхождения и налаженных связей. Также, на новой родине, соотечественники оказывают друг другу поддержку в трудоустройстве, благодаря чему диаспора может практически целиком занять ту или иную сферу деятельности. Диаспоры способны даже подпитывать экономику собственной страны. В мире есть несколько стран, весомую часть ВВП которых составляют переводы из-за рубежа.
Желание сохранить свою культуру и идентичность способствуют тому, что диаспоры начинают более чутко относиться к своим традициям, обычаям, языку и искусству. Это может выражаться в попытках преподавания своего языка, организации культурных мероприятий, ансамблей, национальных театров, музеев и т.п. Ввиду того, что в России проведение этнических фестивалей является способом реализации некоторых пунктов государственной национальной политики, диаспоры имеют довольно много возможностей для саморепрезентации. И даже если большинство граждан не проявляют большого интереса к подобного рода репрезентациям, они могут быть направлены не столько в сторону большинства, сколько в сторону членов собственной диаспоры, в качестве посыла о сохранении корней и культуры. В качестве примера можно привести русскую диаспору в Сербии (на тот момент Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, позже Югославия) куда бежало много эмигрантов во время гражданской войны в России. Русская диаспора, помимо того, что встраивалась в местное общество, стала открывать русские дома, где желающие могли познакомиться с русской культурой. Помимо этого, грамотность эмигрантов способствовала тому, что в стране появилось больше грамотных врачей, архитекторов, литераторов и иного рода специалистов. Впоследствии, после Второй Мировой Войны, русские дома стали домами советской культуры и искусства, подкрепляя уже дипломатические взаимоотношения государств. Сейчас русские дома всё ещё существуют и играют роль воспроизводства культуры для русской диаспоры и русскоязычных.
Политическая роль диаспоры становится возможной благодаря интеграции в принимающее общество, наравне с сохранением внутреннего единства и самосознания. Так, наибольшие по численности еврейская и армянская диаспоры сформировали весьма влиятельное лобби в США и способны оказывать влияние на политику государства, даже по международным вопросам.
Бывают и случаи, когда диаспоры выступают в качестве инструмента проведения агрессивной политики. В 1919 году наличие греков на территории Турции выступило поводом для ввода войск Греции и присоединения её к интервенции совместно со странами Антанты. Или в 1974 году Турция вторглась на Кипр, фактически разделив Республику Кипр, под предлогом защиты этнических турков. Сюда же можно отнести пример присоединения Судетской области к Германии в 1938 году под предлогом наличия там этнического большинства немцев.
Как видно, диаспоры способны играть важную роль в жизни как принимающей стороны, так и исторической родины. Изучение их коммуникационного потенциала способно лучше прояснить возможности международных взаимосвязей, а также более полно понять, как государства встраивают диаспоры в свою политику. Ведь государства с крупными зарубежными диаспорами нередко включают взаимодействия со своими диаспорами в рамки политического курса. Армянская диаспора в РФ является довольно уникальным примером, поскольку в России проживает больше армян, чем в самой Армении. Отсюда следует, что данная диаспора представляет немалый интерес для взаимодействия как со стороны России, так и со стороны Армении.
Ключевая проблема исследования. Ключевая проблема исследования заключается в том, что диаспоры не имеют чёткого представительства. Ведь когда мы говорим «диаспора», мы сильно обобщаем целую группу людей, каждый из которых по- разному вовлечён в жизнь собственных соотечественников. Отсюда следует, что в свете внимания окажется наиболее активная часть диаспоры, в зависимости от специфики рассматриваемой области. Сюда можно прибавить и масштабы нашей страны, а также общую рассеянность многих этнических групп в её границах. Это ещё сильнее может усложнить исследовательскую работу. Да, армянская диаспора в России имеет целый ряд организаций, но они занимаются разными вопросами, начиная от экономического сотрудничества и заканчивая образованием, однако не все из них вовлечены во взаимодействие с Арменией. Решением данной проблемы может выступить скрупулёзная фильтрация информации из различных источников, добытых как эмпирическим, так и практическим путём, с последующим формированием собирательной картины деятельности диаспоры в интересующей нас сфере.
Степень изученности темы исследования. Ранее армянская диаспора в России уже попадала в поле зрения исследователей. Работы продолжают выходить и сейчас. Ролью диаспор заинтересованы многие исследователи, так, например Л.В. Слуцкая сконцентрировалась на обозначении роли диаспоры в современном политическом процессе. Помимо этого, она обобщает понимание диаспоры в рамках современного научного дискурса, а также обращает внимание на дипломатию диаспор, как на область исследования. И.Д. Лошкарёв, чья работа «Роль диаспор в современной мировой политике» рассматривает различные определения понятия «диаспора», задаёт определённые признаки, которые могут характеризовать диаспору, поясняет, когда диаспора является негосударственным актором, а когда может влиять напрямую и косвенно на политику государства. Вопросом определения диаспоры так же занимались Т.С. Кондратьева и Э.Ф. Мамедов . А В. Соколов раскрывает институциональные, этнокультурные и социально-психологические характеристики диаспоры, строит их классификацию в системе международных отношений и рассматривает потенциал диаспор в различных сферах общественной жизни.
К.К. Тирабян , в данной подборке, плавно переходит со строго научной части в практическую плоскость. Помимо дополнения к определениям «диаспоры», она обозначает практический вектор направления политики Республики Армения в отношении армянских диаспор в мире. Э. Минасян акцентирует внимание на роли армянской диаспоры в социально-экономических и культурных связях. Роль диаспоры в российско-армянских отношениях рассматривает В. Кардумян .
Также среди отечественных специалистов отдельного места заслуживают В.А. Тишков, чьё мнение учитывается при построении стратегии многокультурного российского общества, и Ю.П. Шабаев работавший в соавторстве с В.А. Тишковым. Их совместная работа по политическим функциям этничности служит фундаментом для дальнейшего исследования проблем этнического характера в политологии.
Работы Д.С. Гулиной, К.К. Тирабян и А.М. Минасова послужили опорой в понимании формирования армянской диаспоры в ходе исторического процесса.
Социологический сектор изученности представляют: Г.И. Осадчая, Е.Ю. Киреев, М.Л. Вартанова, М.В. Рославцева , а также Э.М. Айрапетян .
В качестве исторической справки о развитии армянской диаспоры можно обратиться к А.М. Минасову и Т.В. Асрибековой .
Т.Н. Каменева, К.Д. Кунилова и А.В. Целуйко в фокус внимания ставят медийную коммуникацию и её влияние на самоорганизацию диаспор. В.М. Пешкова рассматривает особенности диаспорных коммуникаций.
Темой коммуникации занимались Н.Ф. Пономарёв , А.И. Соловьёва , Д. Лиллекер17, В.В. Касьянов18 и М.С. Вершинин19
Эмпирическую базу исследования составляет информация с официальных сайтов и открытых документов таких организаций как: Союз Армян России, Всемирный армянский конгресс, Ассоциация Российско-армянского делового сотрудничества, Московский Армянский театр, офис главного уполномоченного по делам диаспоры РА, а также документ «Стратегия развития сотрудничества с диаспорой» разработанная РА в 2023 году, информация с официальных сайтов и открытых документов таких организаций как: Союз Армян России, Всемирный армянский конгресс, Ассоциация Российско- армянского делового сотрудничества, Московский Армянский театр, офис главного уполномоченного по делам диаспоры РА, а также документ «Стратегия развития сотрудничества с диаспорой» разработанная РА в 2023 году;
материалы интервью с Р.Э. Оганяном, председателем совета молодежи томского отделения САР, членом молодежного парламента Томской области.
Объект исследования: коммуникационная роль диаспор.
Предмет исследования: роль армянской диаспоры РФ в коммуникации между Россией и Арменией.
Цель: выявить коммуникационную роль армянской диаспоры РФ во
взаимоотношениях между Россией и Арменией.
Для выполнения заданной цели требуется решить следующие задачи:
1. рассмотреть варианты понимания категории «диаспора»;
2. определить отличительные черты и функции диаспор;
3. определить специфику коммуникации, осуществляемую диаспорами;
4. рассмотреть, как диаспоры могут себя вести в сфере международной политики
5. рассмотреть историю формирования армянской диаспоры в РФ;
6. охарактеризовать деятельность действующих организаций армянской диаспоры в РФ;
7. выявить как диаспоральные организации участвуют в коммуникационных процессах между РФ и Арменией;
8. дать оценку деятельности армянской диаспоры в РФ и сделать вывод о её роли в отношениях между РФ и РА;
Теоретико-методологические основы исследования.
16 Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А.И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004. - 332 с.
17 Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты / пер. с англ. С. И. Остнек. Харьков: Гуманитарный центр, 2021. - 304 с.
18 Касьянов В. В. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов / Касьянов В. В. - М.: Юрайт, 2022. - 221 с.
19 Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе: Научное издание / М. С. Вершинин. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. - 252 с.
Работа опирается на неоинституциональный подход. В рамках взаимоотношений РФ и Армении, диаспора проявляет себя не только в виде организаций, но и налаженных межличностных связей, что заставляет обратить внимание на коммуникационную роль диаспоры. Тем не менее, основу взаимодействия армянской диаспоры как с органами власти в РФ, так и с Арменией составляют формализованные диаспоральные организации. В современных условиях, диаспоры строят свою линию поведения, исходя не только из существующих правил в стране проживания, но и с учётом собственной культурной специфики и информационной повестки страны происхождения. Сама диаспора может быть представлена разными индивидами и организациями, которые могут не иметь общей точки зрения на актуальную политическую повестку. В связи с этим, было решено опираться на неоинституциональный подход, который позволит учесть гибкую специфику заданной темы.
В исследовании используются следующие общенаучные и эмпирические методы: анализ и синтез, анализ нормативно-правовых документов, анализ статистического материала, анализ документов, затрагивающих аспекты политики Армении, интервью и контент-анализ. В рамках контент-анализа была рассмотрена деятельность основной группы САР на площадке «ВКонтакте» за 2024 год, при помощи сервиса «Popsters».
Структура исследования.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении прописаны актуальность работы, объект, предмет, цель, задачи и методология исследования.
Первая глава формирует теоретическую основу для дальнейшего исследования. Она состоит из трёх параграфов. В первом параграфе диаспора рассматривается с точки зрения политологии, разбираются характеристики, по которым мы можем обозначить диаспору и её политические функции. Второй параграф расширяет материал первого. В нём рассматривается обобщённая роль диаспор во внутренней политике государства, в каком качестве они могут себя проявить, их лоббистский потенциал и т.п. Третий параграф является заключением теоретической части. На уровне концепций рассматривается роль диаспор в сфере международных отношений. Акцент делается на коммуникативную функцию диаспоры, на её роль как инструмента в международной политике.
Вторая глава посвящена, конкретно, армянской диаспоре. Она состоит из четырёх параграфов. Первый параграф имеет цель дать краткую историческую справку, в которой описан процесс образования армянской диаспоры и её дальнейшее развитие. Даётся краткая сводка взаимоотношений диаспоры с государством и рассматриваются волны миграции армян. Второй параграф сосредоточен на деятельности организаций армянской диаспоры. Сюда входят такие организации как Союз армян России, Русское армянское сотрудничество, Московский Армянский центр, Форум армянских организаций Москвы, армянская церковь и др. В нём так же отражён экономический аспект. Анализируется экономическая деятельность армянской диаспоры в РФ, работа экономических организаций, в которых задействована диаспора, а также влияние иммиграции из Армении в РФ и её экономические последствия. Культурная политика так же рассматривается здесь. Третий параграф представляет особый интерес. Причина состоит в том, что в 2023 году в Республике Армения была принята Стратегия развития сотрудничества с диаспорой, в которой прописано направление политики Армении относительно своих зарубежных соотечественников. Здесь будет рассмотрена деятельность офиса главного Уполномоченного по делам диаспоры Республики Армения и его коммуникационная деятельность. Сюда же относится рассмотрение образовательных программ между Арменией и Россией и иные формы взаимодействия на официальном уровне, затрагивающие коммуникацию с армянской диаспорой. Заключительный четвёртый параграф главы уделяет внимание иным факторам, не попавшим в классификации выше. В совокупности с материалом прошлых параграфов и первой главы, будет проанализирована роль армянской диаспоры в процессе коммуникации между Арменией и РФ.
В заключении подводятся итоги и делаются основные выводы.
Список использованных источников и литературы содержит 86 наименований
Развитие транспортной системы, в совокупности с коммуникационными технологиями, открывают окно возможностей для расширения экономических связей. Даже на обывательском уровне многие из нас сталкивались со случаями, когда продавцы с рынков, проживающие большую часть времени в России, возят товары со своей исторической родины, в силу происхождения и налаженных связей. Также, на новой родине, соотечественники оказывают друг другу поддержку в трудоустройстве, благодаря чему диаспора может практически целиком занять ту или иную сферу деятельности. Диаспоры способны даже подпитывать экономику собственной страны. В мире есть несколько стран, весомую часть ВВП которых составляют переводы из-за рубежа.
Желание сохранить свою культуру и идентичность способствуют тому, что диаспоры начинают более чутко относиться к своим традициям, обычаям, языку и искусству. Это может выражаться в попытках преподавания своего языка, организации культурных мероприятий, ансамблей, национальных театров, музеев и т.п. Ввиду того, что в России проведение этнических фестивалей является способом реализации некоторых пунктов государственной национальной политики, диаспоры имеют довольно много возможностей для саморепрезентации. И даже если большинство граждан не проявляют большого интереса к подобного рода репрезентациям, они могут быть направлены не столько в сторону большинства, сколько в сторону членов собственной диаспоры, в качестве посыла о сохранении корней и культуры. В качестве примера можно привести русскую диаспору в Сербии (на тот момент Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, позже Югославия) куда бежало много эмигрантов во время гражданской войны в России. Русская диаспора, помимо того, что встраивалась в местное общество, стала открывать русские дома, где желающие могли познакомиться с русской культурой. Помимо этого, грамотность эмигрантов способствовала тому, что в стране появилось больше грамотных врачей, архитекторов, литераторов и иного рода специалистов. Впоследствии, после Второй Мировой Войны, русские дома стали домами советской культуры и искусства, подкрепляя уже дипломатические взаимоотношения государств. Сейчас русские дома всё ещё существуют и играют роль воспроизводства культуры для русской диаспоры и русскоязычных.
Политическая роль диаспоры становится возможной благодаря интеграции в принимающее общество, наравне с сохранением внутреннего единства и самосознания. Так, наибольшие по численности еврейская и армянская диаспоры сформировали весьма влиятельное лобби в США и способны оказывать влияние на политику государства, даже по международным вопросам.
Бывают и случаи, когда диаспоры выступают в качестве инструмента проведения агрессивной политики. В 1919 году наличие греков на территории Турции выступило поводом для ввода войск Греции и присоединения её к интервенции совместно со странами Антанты. Или в 1974 году Турция вторглась на Кипр, фактически разделив Республику Кипр, под предлогом защиты этнических турков. Сюда же можно отнести пример присоединения Судетской области к Германии в 1938 году под предлогом наличия там этнического большинства немцев.
Как видно, диаспоры способны играть важную роль в жизни как принимающей стороны, так и исторической родины. Изучение их коммуникационного потенциала способно лучше прояснить возможности международных взаимосвязей, а также более полно понять, как государства встраивают диаспоры в свою политику. Ведь государства с крупными зарубежными диаспорами нередко включают взаимодействия со своими диаспорами в рамки политического курса. Армянская диаспора в РФ является довольно уникальным примером, поскольку в России проживает больше армян, чем в самой Армении. Отсюда следует, что данная диаспора представляет немалый интерес для взаимодействия как со стороны России, так и со стороны Армении.
Ключевая проблема исследования. Ключевая проблема исследования заключается в том, что диаспоры не имеют чёткого представительства. Ведь когда мы говорим «диаспора», мы сильно обобщаем целую группу людей, каждый из которых по- разному вовлечён в жизнь собственных соотечественников. Отсюда следует, что в свете внимания окажется наиболее активная часть диаспоры, в зависимости от специфики рассматриваемой области. Сюда можно прибавить и масштабы нашей страны, а также общую рассеянность многих этнических групп в её границах. Это ещё сильнее может усложнить исследовательскую работу. Да, армянская диаспора в России имеет целый ряд организаций, но они занимаются разными вопросами, начиная от экономического сотрудничества и заканчивая образованием, однако не все из них вовлечены во взаимодействие с Арменией. Решением данной проблемы может выступить скрупулёзная фильтрация информации из различных источников, добытых как эмпирическим, так и практическим путём, с последующим формированием собирательной картины деятельности диаспоры в интересующей нас сфере.
Степень изученности темы исследования. Ранее армянская диаспора в России уже попадала в поле зрения исследователей. Работы продолжают выходить и сейчас. Ролью диаспор заинтересованы многие исследователи, так, например Л.В. Слуцкая сконцентрировалась на обозначении роли диаспоры в современном политическом процессе. Помимо этого, она обобщает понимание диаспоры в рамках современного научного дискурса, а также обращает внимание на дипломатию диаспор, как на область исследования. И.Д. Лошкарёв, чья работа «Роль диаспор в современной мировой политике» рассматривает различные определения понятия «диаспора», задаёт определённые признаки, которые могут характеризовать диаспору, поясняет, когда диаспора является негосударственным актором, а когда может влиять напрямую и косвенно на политику государства. Вопросом определения диаспоры так же занимались Т.С. Кондратьева и Э.Ф. Мамедов . А В. Соколов раскрывает институциональные, этнокультурные и социально-психологические характеристики диаспоры, строит их классификацию в системе международных отношений и рассматривает потенциал диаспор в различных сферах общественной жизни.
К.К. Тирабян , в данной подборке, плавно переходит со строго научной части в практическую плоскость. Помимо дополнения к определениям «диаспоры», она обозначает практический вектор направления политики Республики Армения в отношении армянских диаспор в мире. Э. Минасян акцентирует внимание на роли армянской диаспоры в социально-экономических и культурных связях. Роль диаспоры в российско-армянских отношениях рассматривает В. Кардумян .
Также среди отечественных специалистов отдельного места заслуживают В.А. Тишков, чьё мнение учитывается при построении стратегии многокультурного российского общества, и Ю.П. Шабаев работавший в соавторстве с В.А. Тишковым. Их совместная работа по политическим функциям этничности служит фундаментом для дальнейшего исследования проблем этнического характера в политологии.
Работы Д.С. Гулиной, К.К. Тирабян и А.М. Минасова послужили опорой в понимании формирования армянской диаспоры в ходе исторического процесса.
Социологический сектор изученности представляют: Г.И. Осадчая, Е.Ю. Киреев, М.Л. Вартанова, М.В. Рославцева , а также Э.М. Айрапетян .
В качестве исторической справки о развитии армянской диаспоры можно обратиться к А.М. Минасову и Т.В. Асрибековой .
Т.Н. Каменева, К.Д. Кунилова и А.В. Целуйко в фокус внимания ставят медийную коммуникацию и её влияние на самоорганизацию диаспор. В.М. Пешкова рассматривает особенности диаспорных коммуникаций.
Темой коммуникации занимались Н.Ф. Пономарёв , А.И. Соловьёва , Д. Лиллекер17, В.В. Касьянов18 и М.С. Вершинин19
Эмпирическую базу исследования составляет информация с официальных сайтов и открытых документов таких организаций как: Союз Армян России, Всемирный армянский конгресс, Ассоциация Российско-армянского делового сотрудничества, Московский Армянский театр, офис главного уполномоченного по делам диаспоры РА, а также документ «Стратегия развития сотрудничества с диаспорой» разработанная РА в 2023 году, информация с официальных сайтов и открытых документов таких организаций как: Союз Армян России, Всемирный армянский конгресс, Ассоциация Российско- армянского делового сотрудничества, Московский Армянский театр, офис главного уполномоченного по делам диаспоры РА, а также документ «Стратегия развития сотрудничества с диаспорой» разработанная РА в 2023 году;
материалы интервью с Р.Э. Оганяном, председателем совета молодежи томского отделения САР, членом молодежного парламента Томской области.
Объект исследования: коммуникационная роль диаспор.
Предмет исследования: роль армянской диаспоры РФ в коммуникации между Россией и Арменией.
Цель: выявить коммуникационную роль армянской диаспоры РФ во
взаимоотношениях между Россией и Арменией.
Для выполнения заданной цели требуется решить следующие задачи:
1. рассмотреть варианты понимания категории «диаспора»;
2. определить отличительные черты и функции диаспор;
3. определить специфику коммуникации, осуществляемую диаспорами;
4. рассмотреть, как диаспоры могут себя вести в сфере международной политики
5. рассмотреть историю формирования армянской диаспоры в РФ;
6. охарактеризовать деятельность действующих организаций армянской диаспоры в РФ;
7. выявить как диаспоральные организации участвуют в коммуникационных процессах между РФ и Арменией;
8. дать оценку деятельности армянской диаспоры в РФ и сделать вывод о её роли в отношениях между РФ и РА;
Теоретико-методологические основы исследования.
16 Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А.И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004. - 332 с.
17 Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты / пер. с англ. С. И. Остнек. Харьков: Гуманитарный центр, 2021. - 304 с.
18 Касьянов В. В. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов / Касьянов В. В. - М.: Юрайт, 2022. - 221 с.
19 Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе: Научное издание / М. С. Вершинин. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. - 252 с.
Работа опирается на неоинституциональный подход. В рамках взаимоотношений РФ и Армении, диаспора проявляет себя не только в виде организаций, но и налаженных межличностных связей, что заставляет обратить внимание на коммуникационную роль диаспоры. Тем не менее, основу взаимодействия армянской диаспоры как с органами власти в РФ, так и с Арменией составляют формализованные диаспоральные организации. В современных условиях, диаспоры строят свою линию поведения, исходя не только из существующих правил в стране проживания, но и с учётом собственной культурной специфики и информационной повестки страны происхождения. Сама диаспора может быть представлена разными индивидами и организациями, которые могут не иметь общей точки зрения на актуальную политическую повестку. В связи с этим, было решено опираться на неоинституциональный подход, который позволит учесть гибкую специфику заданной темы.
В исследовании используются следующие общенаучные и эмпирические методы: анализ и синтез, анализ нормативно-правовых документов, анализ статистического материала, анализ документов, затрагивающих аспекты политики Армении, интервью и контент-анализ. В рамках контент-анализа была рассмотрена деятельность основной группы САР на площадке «ВКонтакте» за 2024 год, при помощи сервиса «Popsters».
Структура исследования.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении прописаны актуальность работы, объект, предмет, цель, задачи и методология исследования.
Первая глава формирует теоретическую основу для дальнейшего исследования. Она состоит из трёх параграфов. В первом параграфе диаспора рассматривается с точки зрения политологии, разбираются характеристики, по которым мы можем обозначить диаспору и её политические функции. Второй параграф расширяет материал первого. В нём рассматривается обобщённая роль диаспор во внутренней политике государства, в каком качестве они могут себя проявить, их лоббистский потенциал и т.п. Третий параграф является заключением теоретической части. На уровне концепций рассматривается роль диаспор в сфере международных отношений. Акцент делается на коммуникативную функцию диаспоры, на её роль как инструмента в международной политике.
Вторая глава посвящена, конкретно, армянской диаспоре. Она состоит из четырёх параграфов. Первый параграф имеет цель дать краткую историческую справку, в которой описан процесс образования армянской диаспоры и её дальнейшее развитие. Даётся краткая сводка взаимоотношений диаспоры с государством и рассматриваются волны миграции армян. Второй параграф сосредоточен на деятельности организаций армянской диаспоры. Сюда входят такие организации как Союз армян России, Русское армянское сотрудничество, Московский Армянский центр, Форум армянских организаций Москвы, армянская церковь и др. В нём так же отражён экономический аспект. Анализируется экономическая деятельность армянской диаспоры в РФ, работа экономических организаций, в которых задействована диаспора, а также влияние иммиграции из Армении в РФ и её экономические последствия. Культурная политика так же рассматривается здесь. Третий параграф представляет особый интерес. Причина состоит в том, что в 2023 году в Республике Армения была принята Стратегия развития сотрудничества с диаспорой, в которой прописано направление политики Армении относительно своих зарубежных соотечественников. Здесь будет рассмотрена деятельность офиса главного Уполномоченного по делам диаспоры Республики Армения и его коммуникационная деятельность. Сюда же относится рассмотрение образовательных программ между Арменией и Россией и иные формы взаимодействия на официальном уровне, затрагивающие коммуникацию с армянской диаспорой. Заключительный четвёртый параграф главы уделяет внимание иным факторам, не попавшим в классификации выше. В совокупности с материалом прошлых параграфов и первой главы, будет проанализирована роль армянской диаспоры в процессе коммуникации между Арменией и РФ.
В заключении подводятся итоги и делаются основные выводы.
Список использованных источников и литературы содержит 86 наименований
Исследования диаспор являются актуальной темой в условиях современного повышения миграционных процессов. Социальные трансформации, вызванные появлением новых коммуникационных технологий, привносят большие перемены в жизнь диаспор. Они могут ещё не сильно ощущаться, поскольку остаётся большая приверженность традиционным медиа. Это видно даже когда просматриваешь страницу диаспоральной организации. Во многом сохраняется подход к контенту, свойственный для традиционных СМИ, с однонаправленным посылом, не предполагающим реакцию на обратную связь аудитории. Однако, организация сборов гуманитарной помощи или ежемесячных пожертвований, при помощи современных технологий информационного и банковского сектора уже активно практикуются, не говоря уже о неформальном уровне отдельно взятых индивидов, которые используют современные средства связи для общения с родственниками по ту сторону государственной границы.
Если говорить о сложностях современного изучения вопросов, связанных с диаспорой, то сразу можно отметить, что её сложно поместить в рамки. Это касается, как попыток подобрать подходящее определение, так и попыток уложить в исследование все тонкости коммуникативной деятельности диаспор на формальном и неформальном уровнях.
Дополнительную сложность в исследовании создал недостаток данных, касающихся результатов некоторых программ на базе офиса уполномоченного по делам диаспоры РА.
Целью исследования было выявить коммуникационную роль армянской диаспоры РФ во взаимоотношениях между Россией и Арменией. В процессе изучения были сделаны следующие выводы:
Выводы научно-теоретической части исследования:
Главной исследовательской проблемой в научных кругах является отсутствие конкретного и универсального определения диаспоры. В работе удалось коротко отразить историческую справку исследования диаспор, начиная от изучения традиционных ранних диаспор, заканчивая современным этапом. Было рассмотрено множество вариантов определения данного понятия, как зарубежных, так и отечественных авторов, среди них Милтон Дж Эсман, В.А. Тишков и З.И. Левин Ключевые расхождения точек зрения - в природе диаспоры. Является ли этнос доминантным фактором, или диаспора может быть многоэтничной и т.п. Сходство же состоит в перечне признаков, которыми диаспору наделяют: распространение за пределы родины; коллективные представления о ней; приверженность мифу о родине; стремление к возвращению; коллективная солидарность; способность к воспроизводству. В исследовании диаспора рассмотрена с точки зрения социального института, что накладывает определённую специфику на выбор термина. Итогом стал выбор следующего определения: «диаспора представляет из себя группу людей, относящихся к одному этносу, проживающая за пределами исторической родины, объединённая коллективной солидарностью, стремящаяся к культурному воспроизводству и имеющая собственные социальные институты, которые помогают в реализации поставленных целей». Сама диаспора может выступать в роли социального института в контексте её взаимоотношения с органами государственной власти и зарубежными акторами.
Диаспорам присущ определённый набор функций. Условно можно выделить две наиболее важных функции:
1) Экономическая, которая влечёт за собой встраивание диаспоры в экономику принимающего общества. Для государства она несёт выгоды в виде новых рабочих рук, развитие торговли, бизнеса и привлечения инвестиций.
2) Вторая крупная функция - самоорганизация. Хорошо организованная диаспора способна поддержать собственных членов, защитить их социальные интересы, помочь в процессе адаптации, а также способствовать сохранению языка, культуры и национальных особенностей. Для государства такая диаспора может стать партнёром посредством выражения консолидированных интересов собственных членов. При правильной национальной политике диаспоры могут стать формализованным институтом, с которым можно будет комфортно взаимодействовать.
Ряд выводов посвящён коммуникации, осуществляемой диаспорами. Опорой стала теория политической коммуникации Карла Дойча, поскольку она позволяет анализировать процесс коммуникации не только между индивидами, но и между институтами и государственными органами. Специфика коммуникации диаспор заключается в том, что её нельзя полностью рассмотреть, учитывая только институциональные связи. Для полноценного исследования необходимо учитывать неформальный формат коммуникации. Теория Дойча выделяет неформальный тип наравне с институциональным и коммуникацией через СМИ. В результате исследования был сделан вывод о том, что в ходе своей деятельности диаспоры коммуницируют:
1) С государственными органами страны проживания
2) С собственными членами
3) С исторической родиной
4) С международными организациями
Развитие ИКТ дополняет специфику коммуникации диаспор, поскольку при помощи организации цифровых сообществ становится намного проще создавать контент для поддержания культурной идентичности, вовлечения молодёжи, способствовать как интеграции в принимающее общество, так и созданию замкнутого информационного пространства, с риском геттоизации и изоляции от принимающего общества.
Диаспора может представлять интерес для государства в качестве резерва потенциальных репатриантов. Многие государства имеют программы по возвращению собственного этнического населения из других стран.
Экономическое положение некоторых диаспор способно привнести в страну происхождения дополнительные средства. Это касается как привлечения инвестиций, так и привлечение новых технологий. У некоторых стран значительную долю от ВВП составляют заработки соотечественников за рубежом.
Экономический аспект можно дополнить гуманитарным. Существуют крупные армянские международные организации, нацеленные на оказание гуманитарной помощи, способные привлечь в страну огромные средства.
Диаспоры способны сформировать правительства в изгнании и претендовать на политическую власть в материнском государстве. Эта практика была наиболее распространена в период Второй Мировой Войны. В Великобритании нашли убежище Югославское, Польское и Нидерландское правительства в изгнании. Технически генерал Де Голь представлял Францию за её пределами в период правительства Виши.
Диаспоры могут служить средством для достижения внешнеполитических целей материнского государства, когда интересы диаспоры с ними совпадают. Так, армянское лобби в США поспособствовало признанию геноцида армян правительством США в 2024 году.
Диаспоры способны служить элементом политики «мягкой силы» и даже осуществлять её самостоятельно. Некоторые страны целенаправленно занимаются проведением данной политики. Диаспоры же могут проявлять мягкую силу в ходе процесса интеграции в общество.
Наконец, диаспоры могут оказывать поддержку материнскому государству во время боевых действий.
Сегодняшнее положение диаспор не ограничивается исключительно пассивной ролью. Решающее значение играет способность диаспор к самоорганизации, а также политика стран по налаживанию взаимодействия с диаспорой.
Выводы, касающиеся армянской диаспоры в РФ:
Главными причинами расселения армян стало вторжение захватчиков на территорию Армении. Это и войны Персии и Византии, вторжение арабов, монголов и турков-сельджуков. В более позднее время, руководство страны намеренно стимулировало переселение армян в Россию, особенно в петровскую и екатерининскую эпохи. Самая поздняя волна переселения армян выпала на постсоветский период и возникла в силу экономического кризиса в Армении и начала первой карабахской войны.
Важная часть исследования посвящена Союзу Армян России. Это главная общественная организация армянской диаспоры в стране. Данная организация занимается созданием разного рода мероприятий, ориентированных на поддержание армянской культуры и этнического самосознания армян в России. Одним из главных направлений является гуманитарная помощь, которая оказывалась Армении после 2020 года, а также оказывается сейчас на СВО. Особенностью САР стала официальная позиция организации с критикой и осуждением властей Армении, в частности, Никола Пашиняна. Причиной стало несогласие с позицией правительства по вопросу демаркации и делимитации границ с Азербайджаном. Это было сопряжено с недовольством о нерешённой судьбе военнопленных РА и НКР в Азербайджане. САР открыто поддержал протесты «Тавуш во имя родины» 2024 года, комплементарно высказываясь о лидерах из числа духовенства. Несмотря на разлад в риторике с правительством, в остальном связи с Арменией поддерживаются. Была попытка обратиться к Владимиру Путину для урегулирования вопросов о военнопленных перед встречей президента РФ с президентом Азербайджана.
Помимо САР была рассмотрена деятельность правозащитной организации АРМРОСС, специализирующейся на помощи членам армянской диаспоры. Её лидер некомплементарно высказывался о деятельности правительства Армении.
Ташир является крупной промышленно-строительной группой. Основное направление во взаимодействии с Арменией - развитие инфраструктурных проектов и обширные программы благотворительности. Из экономического сектора была рассмотрена деятельность Ассоциации Российско-армянского делового сотрудничества (АРАДЭС), РАДС (Российско-Армянское деловое сотрудничество), а также Ассоциации армянских предпринимателей. Экономические организации не высказывали каких-либо политических взглядов на происходящие события.
Основу взаимодействия Армении с диаспорой играет офис уполномоченного по делам диаспоры РА, при премьер-министре РА. На базе офиса были рассмотрены программы: «Молодой посол диаспоры», «Шаг к дому», «IGorts», «НерУж», работа центра репатриации и интеграции, «DiasPro» и т.п. Там, где это было возможно, приводились подсчёты привлечённых людей.
Коммуникация офис-диаспора осуществляется как прямым, так и опосредованным способом. Прямая коммуникация подразумевает личные встречи сотрудников офиса с членами диаспоры и лидерами общин. Имеется доступ к номерам телефонов необходимых лиц. Опосредованные способы подразумевают коммуникацию через цифровые площадки. К ним относится официальный сайт, электронная почта, WhatsApp, страница в ВКонтакте, Instagram, а также канал в телеграмме.
Ещё один способ установления коммуникации между государством и диаспорой - проведение совместных мероприятий, чаще всего в самой Армении. Примером может служить проведение Всемирного армянского саммита 2022 года, в ходе которого должны были отобрать материал для разработки стратегии взаимодействия РА с диаспорой 2023-2033 год.
Главный вывод состоит в том, что Армения имеет программы для взаимодействия с диаспорой и довольно активную диаспору, которая участвует в них. Однако, стратегия взаимодействия всё ещё не вышла и, по всей видимости, не выйдет раньше сентября 2025 года, пока не пройдёт второй Всемирный армянский саммит. В связи с этим не совсем понятно, на что ориентируются власти РА при построении коммуникации и взаимодействия с диаспорой. По многим программам сложно найти данные, которые бы говорили об их эффективности. Яркий пример программа IGorts, направленная на привлечение специалистов к сфере гос. управления. Участники программы работают год в разных ведомствах при дополнительных субсидиях. Нет открытых данных, сколько из них осталось в Армении, а не вернулось обратно в страны проживания. Вопрос эффективности мер остаётся открытым, равно как и видение желаемого от взаимодействия с диаспорой.
Офис уполномоченного является главным органом взаимодействия с диаспорой. В остальном, в Армении практически нет иных организаций, которые бы целенаправленно выстраивали взаимодействие с диаспорой. Кроме офиса, с диаспорой РФ взаимодействует ААЦ, а также армянские СМИ.
Армянская диаспора РФ, в рамках взаимоотношений РФ и РА, выступает в следующих ролях:
1) Репрезентативная
2) Экспертная
3) Роль потенциальных репатриантов
4) Экономический мост
5) Гуманитарная роль
Армянская диаспора в РФ играет, в основном, пассивную роль во взаимоотношения РА и РФ. Наиболее активно себя ведут экономические организации. Общественный сектор представлен только САР, который ведёт активную полемику в информационном пространстве, но не способен повлиять на политические процессы между странами. Ввиду этого, исключается лоббистская роль, которая присуща общественным армянских организациям в США. Причиной тому, слабая вовлечённость армян в действия организаций диаспоры, а также специфика отношения к лоббизму в РФ. Третьей причиной является раннее тесное стратегическое партнёрство РФ и РА, которое делало не актуальным активную деятельность армянской диаспоры в общественно¬политическом пространстве.
Таким образом, можно сказать, что поставленная цель исследования была достигнута.
Если говорить о сложностях современного изучения вопросов, связанных с диаспорой, то сразу можно отметить, что её сложно поместить в рамки. Это касается, как попыток подобрать подходящее определение, так и попыток уложить в исследование все тонкости коммуникативной деятельности диаспор на формальном и неформальном уровнях.
Дополнительную сложность в исследовании создал недостаток данных, касающихся результатов некоторых программ на базе офиса уполномоченного по делам диаспоры РА.
Целью исследования было выявить коммуникационную роль армянской диаспоры РФ во взаимоотношениях между Россией и Арменией. В процессе изучения были сделаны следующие выводы:
Выводы научно-теоретической части исследования:
Главной исследовательской проблемой в научных кругах является отсутствие конкретного и универсального определения диаспоры. В работе удалось коротко отразить историческую справку исследования диаспор, начиная от изучения традиционных ранних диаспор, заканчивая современным этапом. Было рассмотрено множество вариантов определения данного понятия, как зарубежных, так и отечественных авторов, среди них Милтон Дж Эсман, В.А. Тишков и З.И. Левин Ключевые расхождения точек зрения - в природе диаспоры. Является ли этнос доминантным фактором, или диаспора может быть многоэтничной и т.п. Сходство же состоит в перечне признаков, которыми диаспору наделяют: распространение за пределы родины; коллективные представления о ней; приверженность мифу о родине; стремление к возвращению; коллективная солидарность; способность к воспроизводству. В исследовании диаспора рассмотрена с точки зрения социального института, что накладывает определённую специфику на выбор термина. Итогом стал выбор следующего определения: «диаспора представляет из себя группу людей, относящихся к одному этносу, проживающая за пределами исторической родины, объединённая коллективной солидарностью, стремящаяся к культурному воспроизводству и имеющая собственные социальные институты, которые помогают в реализации поставленных целей». Сама диаспора может выступать в роли социального института в контексте её взаимоотношения с органами государственной власти и зарубежными акторами.
Диаспорам присущ определённый набор функций. Условно можно выделить две наиболее важных функции:
1) Экономическая, которая влечёт за собой встраивание диаспоры в экономику принимающего общества. Для государства она несёт выгоды в виде новых рабочих рук, развитие торговли, бизнеса и привлечения инвестиций.
2) Вторая крупная функция - самоорганизация. Хорошо организованная диаспора способна поддержать собственных членов, защитить их социальные интересы, помочь в процессе адаптации, а также способствовать сохранению языка, культуры и национальных особенностей. Для государства такая диаспора может стать партнёром посредством выражения консолидированных интересов собственных членов. При правильной национальной политике диаспоры могут стать формализованным институтом, с которым можно будет комфортно взаимодействовать.
Ряд выводов посвящён коммуникации, осуществляемой диаспорами. Опорой стала теория политической коммуникации Карла Дойча, поскольку она позволяет анализировать процесс коммуникации не только между индивидами, но и между институтами и государственными органами. Специфика коммуникации диаспор заключается в том, что её нельзя полностью рассмотреть, учитывая только институциональные связи. Для полноценного исследования необходимо учитывать неформальный формат коммуникации. Теория Дойча выделяет неформальный тип наравне с институциональным и коммуникацией через СМИ. В результате исследования был сделан вывод о том, что в ходе своей деятельности диаспоры коммуницируют:
1) С государственными органами страны проживания
2) С собственными членами
3) С исторической родиной
4) С международными организациями
Развитие ИКТ дополняет специфику коммуникации диаспор, поскольку при помощи организации цифровых сообществ становится намного проще создавать контент для поддержания культурной идентичности, вовлечения молодёжи, способствовать как интеграции в принимающее общество, так и созданию замкнутого информационного пространства, с риском геттоизации и изоляции от принимающего общества.
Диаспора может представлять интерес для государства в качестве резерва потенциальных репатриантов. Многие государства имеют программы по возвращению собственного этнического населения из других стран.
Экономическое положение некоторых диаспор способно привнести в страну происхождения дополнительные средства. Это касается как привлечения инвестиций, так и привлечение новых технологий. У некоторых стран значительную долю от ВВП составляют заработки соотечественников за рубежом.
Экономический аспект можно дополнить гуманитарным. Существуют крупные армянские международные организации, нацеленные на оказание гуманитарной помощи, способные привлечь в страну огромные средства.
Диаспоры способны сформировать правительства в изгнании и претендовать на политическую власть в материнском государстве. Эта практика была наиболее распространена в период Второй Мировой Войны. В Великобритании нашли убежище Югославское, Польское и Нидерландское правительства в изгнании. Технически генерал Де Голь представлял Францию за её пределами в период правительства Виши.
Диаспоры могут служить средством для достижения внешнеполитических целей материнского государства, когда интересы диаспоры с ними совпадают. Так, армянское лобби в США поспособствовало признанию геноцида армян правительством США в 2024 году.
Диаспоры способны служить элементом политики «мягкой силы» и даже осуществлять её самостоятельно. Некоторые страны целенаправленно занимаются проведением данной политики. Диаспоры же могут проявлять мягкую силу в ходе процесса интеграции в общество.
Наконец, диаспоры могут оказывать поддержку материнскому государству во время боевых действий.
Сегодняшнее положение диаспор не ограничивается исключительно пассивной ролью. Решающее значение играет способность диаспор к самоорганизации, а также политика стран по налаживанию взаимодействия с диаспорой.
Выводы, касающиеся армянской диаспоры в РФ:
Главными причинами расселения армян стало вторжение захватчиков на территорию Армении. Это и войны Персии и Византии, вторжение арабов, монголов и турков-сельджуков. В более позднее время, руководство страны намеренно стимулировало переселение армян в Россию, особенно в петровскую и екатерининскую эпохи. Самая поздняя волна переселения армян выпала на постсоветский период и возникла в силу экономического кризиса в Армении и начала первой карабахской войны.
Важная часть исследования посвящена Союзу Армян России. Это главная общественная организация армянской диаспоры в стране. Данная организация занимается созданием разного рода мероприятий, ориентированных на поддержание армянской культуры и этнического самосознания армян в России. Одним из главных направлений является гуманитарная помощь, которая оказывалась Армении после 2020 года, а также оказывается сейчас на СВО. Особенностью САР стала официальная позиция организации с критикой и осуждением властей Армении, в частности, Никола Пашиняна. Причиной стало несогласие с позицией правительства по вопросу демаркации и делимитации границ с Азербайджаном. Это было сопряжено с недовольством о нерешённой судьбе военнопленных РА и НКР в Азербайджане. САР открыто поддержал протесты «Тавуш во имя родины» 2024 года, комплементарно высказываясь о лидерах из числа духовенства. Несмотря на разлад в риторике с правительством, в остальном связи с Арменией поддерживаются. Была попытка обратиться к Владимиру Путину для урегулирования вопросов о военнопленных перед встречей президента РФ с президентом Азербайджана.
Помимо САР была рассмотрена деятельность правозащитной организации АРМРОСС, специализирующейся на помощи членам армянской диаспоры. Её лидер некомплементарно высказывался о деятельности правительства Армении.
Ташир является крупной промышленно-строительной группой. Основное направление во взаимодействии с Арменией - развитие инфраструктурных проектов и обширные программы благотворительности. Из экономического сектора была рассмотрена деятельность Ассоциации Российско-армянского делового сотрудничества (АРАДЭС), РАДС (Российско-Армянское деловое сотрудничество), а также Ассоциации армянских предпринимателей. Экономические организации не высказывали каких-либо политических взглядов на происходящие события.
Основу взаимодействия Армении с диаспорой играет офис уполномоченного по делам диаспоры РА, при премьер-министре РА. На базе офиса были рассмотрены программы: «Молодой посол диаспоры», «Шаг к дому», «IGorts», «НерУж», работа центра репатриации и интеграции, «DiasPro» и т.п. Там, где это было возможно, приводились подсчёты привлечённых людей.
Коммуникация офис-диаспора осуществляется как прямым, так и опосредованным способом. Прямая коммуникация подразумевает личные встречи сотрудников офиса с членами диаспоры и лидерами общин. Имеется доступ к номерам телефонов необходимых лиц. Опосредованные способы подразумевают коммуникацию через цифровые площадки. К ним относится официальный сайт, электронная почта, WhatsApp, страница в ВКонтакте, Instagram, а также канал в телеграмме.
Ещё один способ установления коммуникации между государством и диаспорой - проведение совместных мероприятий, чаще всего в самой Армении. Примером может служить проведение Всемирного армянского саммита 2022 года, в ходе которого должны были отобрать материал для разработки стратегии взаимодействия РА с диаспорой 2023-2033 год.
Главный вывод состоит в том, что Армения имеет программы для взаимодействия с диаспорой и довольно активную диаспору, которая участвует в них. Однако, стратегия взаимодействия всё ещё не вышла и, по всей видимости, не выйдет раньше сентября 2025 года, пока не пройдёт второй Всемирный армянский саммит. В связи с этим не совсем понятно, на что ориентируются власти РА при построении коммуникации и взаимодействия с диаспорой. По многим программам сложно найти данные, которые бы говорили об их эффективности. Яркий пример программа IGorts, направленная на привлечение специалистов к сфере гос. управления. Участники программы работают год в разных ведомствах при дополнительных субсидиях. Нет открытых данных, сколько из них осталось в Армении, а не вернулось обратно в страны проживания. Вопрос эффективности мер остаётся открытым, равно как и видение желаемого от взаимодействия с диаспорой.
Офис уполномоченного является главным органом взаимодействия с диаспорой. В остальном, в Армении практически нет иных организаций, которые бы целенаправленно выстраивали взаимодействие с диаспорой. Кроме офиса, с диаспорой РФ взаимодействует ААЦ, а также армянские СМИ.
Армянская диаспора РФ, в рамках взаимоотношений РФ и РА, выступает в следующих ролях:
1) Репрезентативная
2) Экспертная
3) Роль потенциальных репатриантов
4) Экономический мост
5) Гуманитарная роль
Армянская диаспора в РФ играет, в основном, пассивную роль во взаимоотношения РА и РФ. Наиболее активно себя ведут экономические организации. Общественный сектор представлен только САР, который ведёт активную полемику в информационном пространстве, но не способен повлиять на политические процессы между странами. Ввиду этого, исключается лоббистская роль, которая присуща общественным армянских организациям в США. Причиной тому, слабая вовлечённость армян в действия организаций диаспоры, а также специфика отношения к лоббизму в РФ. Третьей причиной является раннее тесное стратегическое партнёрство РФ и РА, которое делало не актуальным активную деятельность армянской диаспоры в общественно¬политическом пространстве.
Таким образом, можно сказать, что поставленная цель исследования была достигнута.
Подобные работы
- Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине ХХ века: историко-культурный аспект.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПРАКТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016



