Деятельность таможенных органов, как органов дознания
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Правовой статус таможенных органов Российской Федерации 6
1.1 Правоохранительная функция таможенных органов 6
1.2 Понятие дознания в законодательстве РФ 14
1.3 Цели и задачи таможенных органов, как органов дознания 23
2. Компетенция таможенных органов, как органов дознания 27
2.1 Составы преступлений, отнесённых к компетенции таможенных
органов 27
2.2 Порядок и условия деятельности таможенных органов в стадии
возбуждения уголовного дела 32
2.3 Производство следственных действий таможенными органами 45
2.4 Взаимодействие подразделений дознания и оперативно-розыскных
подразделений таможенных органов 56
3 Пути совершенствования правоохранительной деятельности таможенных
органов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
1 Правовой статус таможенных органов Российской Федерации 6
1.1 Правоохранительная функция таможенных органов 6
1.2 Понятие дознания в законодательстве РФ 14
1.3 Цели и задачи таможенных органов, как органов дознания 23
2. Компетенция таможенных органов, как органов дознания 27
2.1 Составы преступлений, отнесённых к компетенции таможенных
органов 27
2.2 Порядок и условия деятельности таможенных органов в стадии
возбуждения уголовного дела 32
2.3 Производство следственных действий таможенными органами 45
2.4 Взаимодействие подразделений дознания и оперативно-розыскных
подразделений таможенных органов 56
3 Пути совершенствования правоохранительной деятельности таможенных
органов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
На сегодняшний день мировая глобализация способствовала тому, что подавляющее большинство государств стало активно взаимодействовать друг с другом, обмениваясь не только товарами и услугами, но и достижениями в области культуры и науки, а также делясь полученным опытом. Российская Федерация не стала исключением. Даже в условиях санкций в адрес нашей страны, Россия продолжает вести мировую торговлю с третьими странами. Такая активная деятельность на мировом рынке влечёт за собой крупный товарооборот. Большое количество товарных партий каждый год перемещается через таможенную территорию Таможенного союза. Кроме таможенных процедур, предусматривающих ввоз и вывоз товаров с таможенной территории, существует процедура таможенного транзита. То есть товары перемещаются по территории Таможенного союза без присвоения им статуса товаров Таможенного союза. В условиях постоянного движения товаров по таможенной территории встаёт вопрос об обеспечении соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и национального законодательства стран-членов Таможенного союза.
В данной дипломной работе речь пойдёт о правоохранительной функции таможенных органов, обеспечивающей соблюдение национального законодательства и обеспечение безопасности интересов граждан и государства в целом. Постоянный товаропоток создаёт большую нагрузку на таможенные органы, особенно таможенные органы на государственной границе Российской Федерации. Ведь очень важно контролировать движение товаров не только за пределы таможенной территории, но и за пределы государственной границы, так как всегда существует риск ввоза, во-первых, некачественных, во-вторых, запрещённых к ввозу товаров, которые могут навредить жизни и здоровью граждан, а так же окружающей среде. Ещё одна угроза, появляющаяся при осуществлении внешнеторговых сделок, это уклонение от уплаты таможенных платежей. В данном случае ущерб наносится федеральному бюджету, а значит и государству в целом.
На сегодняшний день законодательно предусмотрена за нарушение таможенных правил административная и уголовная ответственность. Основная функция таможенных органов, прежде всего - фискальная, но данные государственные структуры наделены полномочиями осуществлять и правоохранительную деятельность. Не в таком объёме, как, например, органы внутренних дел, но всё же достаточных для пресечения правонарушений в области таможенного дела.
Специфика деятельности таможенных органов позволяет их должностным лицам своевременно обнаружить признаки готовящегося или совершаемого преступления. Благодаря таким инструментам, как применение различных форм таможенного контроля, таможенные органы могут обнаружить нарушение таможенного и национального законодательства и привлечь физическое (или юридическое) лицо к ответственности. В связи с чем детальное изучение реализации функции дознания таможенными органами является актуальным.
Цель работы: изучение таможенных органов, как органов дознания, и поиск возможных путей совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов на основе изучения их полномочий.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- определить правоохранительную функцию таможенных органов;
- дать понятие дознания на основе анализа норм российского законодательства и научных подходов;
- определить цели и задачи таможенных органов, как органов дознания;
- изучить полномочия таможенных органов, как органов дознания;
- детально рассмотреть составы преступлений, по которым должностные лица таможенных органов вправе проводить дознание и возбуждать уголовные дела;
- рассмотреть порядок действий при возбуждении уголовного дела;
- рассмотреть производство следственных действий таможенными органами;
- определить порядок взаимодействия таможенных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- рассмотреть возможные пути совершенствования полномочий таможенных органов в области правоохранительной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили труды: О.Ю. Бакаевой, Т.Ю. Вилковой, Л.А. Воскобитовой, А.А. Гравина, КБ. Калиновского, А.В. Ковруна, С.В. Матвеева, Г.В. Матвиенко, А.Ф. Ноздрачёва, Ю.К Орлова, А.М. Панокина, Е.А. Рубенштейн, А.П. Рыжакова, А.В. Смирнова, Д.В. Чермянинова и других ученых.
Практическую основу исследования составили статистические данные ФТС России и опубликованная следственная практика.
Дипломная работа структурно состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников. Первая глава посвящена изучению правоохранительного статуса таможенных органов России. Во второй главе раскрывается компетенция таможенных органов, как органов дознания. В третьей главе описаны возможные пути совершенствования таможенных органов в правоохранительной сфере.
В данной дипломной работе речь пойдёт о правоохранительной функции таможенных органов, обеспечивающей соблюдение национального законодательства и обеспечение безопасности интересов граждан и государства в целом. Постоянный товаропоток создаёт большую нагрузку на таможенные органы, особенно таможенные органы на государственной границе Российской Федерации. Ведь очень важно контролировать движение товаров не только за пределы таможенной территории, но и за пределы государственной границы, так как всегда существует риск ввоза, во-первых, некачественных, во-вторых, запрещённых к ввозу товаров, которые могут навредить жизни и здоровью граждан, а так же окружающей среде. Ещё одна угроза, появляющаяся при осуществлении внешнеторговых сделок, это уклонение от уплаты таможенных платежей. В данном случае ущерб наносится федеральному бюджету, а значит и государству в целом.
На сегодняшний день законодательно предусмотрена за нарушение таможенных правил административная и уголовная ответственность. Основная функция таможенных органов, прежде всего - фискальная, но данные государственные структуры наделены полномочиями осуществлять и правоохранительную деятельность. Не в таком объёме, как, например, органы внутренних дел, но всё же достаточных для пресечения правонарушений в области таможенного дела.
Специфика деятельности таможенных органов позволяет их должностным лицам своевременно обнаружить признаки готовящегося или совершаемого преступления. Благодаря таким инструментам, как применение различных форм таможенного контроля, таможенные органы могут обнаружить нарушение таможенного и национального законодательства и привлечь физическое (или юридическое) лицо к ответственности. В связи с чем детальное изучение реализации функции дознания таможенными органами является актуальным.
Цель работы: изучение таможенных органов, как органов дознания, и поиск возможных путей совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов на основе изучения их полномочий.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- определить правоохранительную функцию таможенных органов;
- дать понятие дознания на основе анализа норм российского законодательства и научных подходов;
- определить цели и задачи таможенных органов, как органов дознания;
- изучить полномочия таможенных органов, как органов дознания;
- детально рассмотреть составы преступлений, по которым должностные лица таможенных органов вправе проводить дознание и возбуждать уголовные дела;
- рассмотреть порядок действий при возбуждении уголовного дела;
- рассмотреть производство следственных действий таможенными органами;
- определить порядок взаимодействия таможенных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- рассмотреть возможные пути совершенствования полномочий таможенных органов в области правоохранительной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили труды: О.Ю. Бакаевой, Т.Ю. Вилковой, Л.А. Воскобитовой, А.А. Гравина, КБ. Калиновского, А.В. Ковруна, С.В. Матвеева, Г.В. Матвиенко, А.Ф. Ноздрачёва, Ю.К Орлова, А.М. Панокина, Е.А. Рубенштейн, А.П. Рыжакова, А.В. Смирнова, Д.В. Чермянинова и других ученых.
Практическую основу исследования составили статистические данные ФТС России и опубликованная следственная практика.
Дипломная работа структурно состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников. Первая глава посвящена изучению правоохранительного статуса таможенных органов России. Во второй главе раскрывается компетенция таможенных органов, как органов дознания. В третьей главе описаны возможные пути совершенствования таможенных органов в правоохранительной сфере.
Подводя итоги можно сделать следующие выводы.
На сегодняшний день помимо своих основных функций, таких как контроль за перемещением товара по таможенной территории и за её пределы, контроль за соблюдений условий заявленной таможенной процедуры, а также взимание таможенных платежей, таможенные органы уполномочены на осуществление правоохранительной деятельности.
Правовой статус таможенных органов, как правоохранительных, закреплён различными нормативными актами. К ним относятся Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ», УПК РФ, а так же другие нормативные акты, среди которых есть Приказы ФТС России.
Правоохранительная функция таможенных органов заключается в предупреждении, выявлении и пресечении преступлений. Цель правоохранительной деятельности таможенных органов заключается в соблюдении таможенного и национального законодательства, что по умолчанию подразумевает защиту прав и свобод человека, окружающей среды и государства в целом. В рамках данной деятельности таможенные органы уполномочены на осуществление предварительного расследования в форме дознания по делам, отнесённым к компетенции таможенных органов. На данный момент таможенные органы осуществляют дознание по уклонению от уплаты таможенных платежей и контрабанде денежных средств и(или) денежных инструментов. Законодательно закреплены поводы и основания, необходимые для возбуждения уголовного дела, порядок реагирования на сообщения о преступлении, а также производство неотложных следственных действий по установленным законодателем составам.
Одним из наиболее эффективных инструментов в противодействии преступлениям является оперативно-розыскная деятельность подразделений ОРД таможенных органов. На сегодняшний день очень большое количество преступлений раскрывается благодаря ОРД. Подразделения ОРД играют весомую роль в борьбе с преступностью, так как их деятельность может осуществляться как до возбуждения дела, так и после него без обязательного уведомления лица о факте проверке в отношении него.
Таможенные преступления подразумевают повышенную общественную опасность, так как затрагивают не только интересы гражданина, но и государства в целом. Поэтому с каждым годом с увеличением товарооборота возрастает роль таможенных органов. Очень важно контролировать движение товаров и денежных средств, так как существует риск проникновения некачественного товара на отечественный рынок, потери средств федерального бюджета (за счёт неуплаченных налогов и пошлин), а так же вывоза с территории государства стратегически важных товаров, особо ценных животных, водных ресурсов и культурных ценностей.
Анализ нормативных источников регулирования правоохранительной деятельности таможенных органов выявил некоторые пробелы в законодательстве. А именно это не достаточно проработанные аспекты законодательства, связанные со следственными действиями, на которые уполномочены таможенные органы, а так же понятие денежных инструментов. В данном случае выявилась необходимость внесения коррективов в действующее законодательство для более эффективной работы таможенных органов. Также ряд вопросов вызвал перечень составов преступлений, по которым таможенные органы производят неотложные следственные действия. Логичнее было бы отнести некоторые статьи Уголовного кодекса РФ к компетенции таможенных дознавателей, так как они напрямую связаны со спецификой деятельности таможенных органов.
На сегодняшний день помимо своих основных функций, таких как контроль за перемещением товара по таможенной территории и за её пределы, контроль за соблюдений условий заявленной таможенной процедуры, а также взимание таможенных платежей, таможенные органы уполномочены на осуществление правоохранительной деятельности.
Правовой статус таможенных органов, как правоохранительных, закреплён различными нормативными актами. К ним относятся Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ», УПК РФ, а так же другие нормативные акты, среди которых есть Приказы ФТС России.
Правоохранительная функция таможенных органов заключается в предупреждении, выявлении и пресечении преступлений. Цель правоохранительной деятельности таможенных органов заключается в соблюдении таможенного и национального законодательства, что по умолчанию подразумевает защиту прав и свобод человека, окружающей среды и государства в целом. В рамках данной деятельности таможенные органы уполномочены на осуществление предварительного расследования в форме дознания по делам, отнесённым к компетенции таможенных органов. На данный момент таможенные органы осуществляют дознание по уклонению от уплаты таможенных платежей и контрабанде денежных средств и(или) денежных инструментов. Законодательно закреплены поводы и основания, необходимые для возбуждения уголовного дела, порядок реагирования на сообщения о преступлении, а также производство неотложных следственных действий по установленным законодателем составам.
Одним из наиболее эффективных инструментов в противодействии преступлениям является оперативно-розыскная деятельность подразделений ОРД таможенных органов. На сегодняшний день очень большое количество преступлений раскрывается благодаря ОРД. Подразделения ОРД играют весомую роль в борьбе с преступностью, так как их деятельность может осуществляться как до возбуждения дела, так и после него без обязательного уведомления лица о факте проверке в отношении него.
Таможенные преступления подразумевают повышенную общественную опасность, так как затрагивают не только интересы гражданина, но и государства в целом. Поэтому с каждым годом с увеличением товарооборота возрастает роль таможенных органов. Очень важно контролировать движение товаров и денежных средств, так как существует риск проникновения некачественного товара на отечественный рынок, потери средств федерального бюджета (за счёт неуплаченных налогов и пошлин), а так же вывоза с территории государства стратегически важных товаров, особо ценных животных, водных ресурсов и культурных ценностей.
Анализ нормативных источников регулирования правоохранительной деятельности таможенных органов выявил некоторые пробелы в законодательстве. А именно это не достаточно проработанные аспекты законодательства, связанные со следственными действиями, на которые уполномочены таможенные органы, а так же понятие денежных инструментов. В данном случае выявилась необходимость внесения коррективов в действующее законодательство для более эффективной работы таможенных органов. Также ряд вопросов вызвал перечень составов преступлений, по которым таможенные органы производят неотложные следственные действия. Логичнее было бы отнести некоторые статьи Уголовного кодекса РФ к компетенции таможенных дознавателей, так как они напрямую связаны со спецификой деятельности таможенных органов.
Подобные работы
- Преступления в таможенной сфере: характеристика, выявление, ответственность
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ВВОЗОМ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Вопросы, возникающие в ходе выявления и рассмотрения административных дел, связанных с нарушением таможенных правил
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Правоохранительная деятельность таможенных органов
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы оценки правового и организационного обеспечения управления таможенной деятельностью (Омский государственный технический университет)
Курсовые работы, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА
ВВОЗОМ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018



