Представления здоровых подростков о сверстниках с ограниченными возможностями здоровья
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 10
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной деятельности 10
1.1.1 Инклюзивное образование как современная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья 14
1.2 Подростковый период как основа социализации личности 18
1.3 Особенности развития толерантности в подростковом возрасте 25
Выводы по главе 1 28
2 Программа исследования 30
2.1 Цели, задачи, предмет и объект исследования 30
2.2 Дизайн исследования 31
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
3.1 Анализ существующих методик исследования толерантности у
подростков 35
3.2 Особенности выборки 39
3.3 Экспертная оценка 40
3.4 Анализ по группам (основные результаты) 40
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ВВЕДЕНИЕ 7
1 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 10
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной деятельности 10
1.1.1 Инклюзивное образование как современная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья 14
1.2 Подростковый период как основа социализации личности 18
1.3 Особенности развития толерантности в подростковом возрасте 25
Выводы по главе 1 28
2 Программа исследования 30
2.1 Цели, задачи, предмет и объект исследования 30
2.2 Дизайн исследования 31
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
3.1 Анализ существующих методик исследования толерантности у
подростков 35
3.2 Особенности выборки 39
3.3 Экспертная оценка 40
3.4 Анализ по группам (основные результаты) 40
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
Актуальность исследования. Одной из актуальных тем современного общества является проблема доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание детей-инвалидов - комплексный процесс физического и умственного развития ребенка с отклонениями психического, физического, сенсорного, умственного характера с целью полноценной интеграции ребенка в общество. Воспитание и обучение в корне отличается от подходов к образованию здоровых детей. С возникновением вопроса об обучении детей с инвалидностью, а также тенденциями на инклюзивное образование, выявились значительные трудности в организации образовательного и интеграционного процессов детей с ограниченным здоровьем. Анализ данной проблемы показал, что в практике отсутствует диагностический инструментарий, а именно методики, позволяющие экспресс-методом исследовать актуальные трудности в процессе интеграции и адаптации инвалидов в общество здоровых сверстников.
Возможность жизни, а также уровень их адаптации в обществе всегда связаны с конкретными историческими условиями. При этом одними из главных критериев адаптации детей-инвалидов являются уровень гуманности общества и его экономическое развитие. Изменение социокультурной ситуации развития в Российской Федерации, достижения современной науки и медицины в последние годы привело к уменьшению младенческой смертности. Однако, количество детей с нарушениями развития не уменьшилось. Внимание детских клинических психологов с теоретических проблем развития детей и закономерностей его нарушения перешло в область практической помощи детям и подросткам с нарушениями физического и интеллектуального развития.
В задачи современной детской клинической психологии входит: диагностика и количественная оценка выраженности дефектов; изучение этиологии нарушения развития; общие закономерности нарушенного развития. Наряду с этими задачами решаются вопросы обучения, воспитания, лечения и курирования детей и подростков с инвалидностью.
Детская клиническая психология перешла от деления детей по уровню образования к современным системам интегрированного и инклюзивного образования, а также разветвленного клинико-психолого-педагогического сопровождения таких детей.
Объект исследования: представления подростков о сверстниках с
ограничениями здоровья.
Предмет исследования: особенности толерантности, как принятия другого, здоровых подростков к сверстникам с ограничениями здоровья.
Цель исследования: изучение качественных характеристик и представлений здоровых подростков о сверстниках с ограниченными возможностями.
Гипотеза исследования: уровень принятия подростками сверстников с ограничениями здоровья достаточно высокий и зависит от уровня социализации ребенка.
существующие методики способны послужить основанием для создания нового инструментария для изучения уровня толерантности.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности представлений подростков о сверстниках с ограничениями здоровья.
2. Выявить особенности формирования толерантности в подростковом возрасте.
3. Анализ существующих методик экспресс-диагностики уровня толерантности.
4. Определить уровень толерантности у подростков к сверстникам с ограничениями здоровья.
Методы и методики, использованные в исследовании:
Анализ литературы по рассматриваемой теме .
Экспериментальная база исследования:
Эмпирической базой исследования явились «Средняя школа №4» отдела образования акимата города Лисаковска и «Отделение дневного пребывания детей-инвалидов города Лисаковска».
Материалом для исследования является специально разработанная анкета для определения уровня толерантности у подростков к сверстникам с ограничениями здоровья. Основанием для разработанной анкеты является методика экспресс-опросник «Индекс толеранстности».
Научная новизна исследования:
Проведена попытка разработки методики исследования принятия подростками особенностей сверстников с проблемами здоровья.
Необходимость создания нового инструмента для исследования у здоровых подростков представлений о сверстниках с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что существующие методики, которые применяются для диагностики толерантности не направлены на изучение представлений о детях-инвалидах. Кроме того, таких методик крайне мало в сфере изучения толерантности к детям-инвалидам, в основном, в качестве инструментария используются различные анкеты.
Возможность жизни, а также уровень их адаптации в обществе всегда связаны с конкретными историческими условиями. При этом одними из главных критериев адаптации детей-инвалидов являются уровень гуманности общества и его экономическое развитие. Изменение социокультурной ситуации развития в Российской Федерации, достижения современной науки и медицины в последние годы привело к уменьшению младенческой смертности. Однако, количество детей с нарушениями развития не уменьшилось. Внимание детских клинических психологов с теоретических проблем развития детей и закономерностей его нарушения перешло в область практической помощи детям и подросткам с нарушениями физического и интеллектуального развития.
В задачи современной детской клинической психологии входит: диагностика и количественная оценка выраженности дефектов; изучение этиологии нарушения развития; общие закономерности нарушенного развития. Наряду с этими задачами решаются вопросы обучения, воспитания, лечения и курирования детей и подростков с инвалидностью.
Детская клиническая психология перешла от деления детей по уровню образования к современным системам интегрированного и инклюзивного образования, а также разветвленного клинико-психолого-педагогического сопровождения таких детей.
Объект исследования: представления подростков о сверстниках с
ограничениями здоровья.
Предмет исследования: особенности толерантности, как принятия другого, здоровых подростков к сверстникам с ограничениями здоровья.
Цель исследования: изучение качественных характеристик и представлений здоровых подростков о сверстниках с ограниченными возможностями.
Гипотеза исследования: уровень принятия подростками сверстников с ограничениями здоровья достаточно высокий и зависит от уровня социализации ребенка.
существующие методики способны послужить основанием для создания нового инструментария для изучения уровня толерантности.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности представлений подростков о сверстниках с ограничениями здоровья.
2. Выявить особенности формирования толерантности в подростковом возрасте.
3. Анализ существующих методик экспресс-диагностики уровня толерантности.
4. Определить уровень толерантности у подростков к сверстникам с ограничениями здоровья.
Методы и методики, использованные в исследовании:
Анализ литературы по рассматриваемой теме .
Экспериментальная база исследования:
Эмпирической базой исследования явились «Средняя школа №4» отдела образования акимата города Лисаковска и «Отделение дневного пребывания детей-инвалидов города Лисаковска».
Материалом для исследования является специально разработанная анкета для определения уровня толерантности у подростков к сверстникам с ограничениями здоровья. Основанием для разработанной анкеты является методика экспресс-опросник «Индекс толеранстности».
Научная новизна исследования:
Проведена попытка разработки методики исследования принятия подростками особенностей сверстников с проблемами здоровья.
Необходимость создания нового инструмента для исследования у здоровых подростков представлений о сверстниках с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что существующие методики, которые применяются для диагностики толерантности не направлены на изучение представлений о детях-инвалидах. Кроме того, таких методик крайне мало в сфере изучения толерантности к детям-инвалидам, в основном, в качестве инструментария используются различные анкеты.
По статистическим данным социальных служб численность детей- инвалидов возрастает с каждым годом. Включение данной категории детей в общеобразовательную систему развития ребенка сопровождается рядом проблем, начиная от обеспечения условий обучения таким детям, до вопросов включения ребенка в межличностную систему взаимодействия со взрослыми и со сверстниками, не имеющими проблем со здоровьем.
Подростковый возраст является одним из наиболее критических периодов становления личности, в котором психологические новообразования младшего возраста резко изменяются, следовательно, меняются возможности ребенка, а также сфера его интересов и мотивов поведения. Необходимо изучать формирование личности в подростковом возрасте, а именно особенность представлений у здоровых подростков о сверстниках с ограниченными возможностями здоровья, что позволит понять ведущие факторы, влияющие на развитие эмпатии, морали, жизненных ценностей современных детей.
При анализе существующих методик экспресс-диагностики было выявлено, что выявить уровень толерантного отношения к инвалидам, используя современные методики, не представляется возможным. После процедуры комплектации вопросов, анкета была подвергнута экспертной оценке. В последующем была проведена процедуры апробации анкеты, которая показала, что данные валидны, однако, в последующем необходимо провести апробацию анкеты на детях разных возрастов, и более глубокое исследование должно затрагивать детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подростковый возраст является одним из наиболее критических периодов становления личности, в котором психологические новообразования младшего возраста резко изменяются, следовательно, меняются возможности ребенка, а также сфера его интересов и мотивов поведения. Необходимо изучать формирование личности в подростковом возрасте, а именно особенность представлений у здоровых подростков о сверстниках с ограниченными возможностями здоровья, что позволит понять ведущие факторы, влияющие на развитие эмпатии, морали, жизненных ценностей современных детей.
При анализе существующих методик экспресс-диагностики было выявлено, что выявить уровень толерантного отношения к инвалидам, используя современные методики, не представляется возможным. После процедуры комплектации вопросов, анкета была подвергнута экспертной оценке. В последующем была проведена процедуры апробации анкеты, которая показала, что данные валидны, однако, в последующем необходимо провести апробацию анкеты на детях разных возрастов, и более глубокое исследование должно затрагивать детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ ЗДОРОВЫХ
ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Особенности социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Профессиональная подготовка молодежи с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018





