🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Представления здоровых подростков о сверстниках с ограниченными возможностями здоровья

Работа №196558

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 10
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной деятельности 10
1.1.1 Инклюзивное образование как современная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья 14
1.2 Подростковый период как основа социализации личности 18
1.3 Особенности развития толерантности в подростковом возрасте 25
Выводы по главе 1 28
2 Программа исследования 30
2.1 Цели, задачи, предмет и объект исследования 30
2.2 Дизайн исследования 31
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
3.1 Анализ существующих методик исследования толерантности у
подростков 35
3.2 Особенности выборки 39
3.3 Экспертная оценка 40
3.4 Анализ по группам (основные результаты) 40
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56


Актуальность исследования. Одной из актуальных тем современного общества является проблема доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание детей-инвалидов - комплексный процесс физического и умственного развития ребенка с отклонениями психического, физического, сенсорного, умственного характера с целью полноценной интеграции ребенка в общество. Воспитание и обучение в корне отличается от подходов к образованию здоровых детей. С возникновением вопроса об обучении детей с инвалидностью, а также тенденциями на инклюзивное образование, выявились значительные трудности в организации образовательного и интеграционного процессов детей с ограниченным здоровьем. Анализ данной проблемы показал, что в практике отсутствует диагностический инструментарий, а именно методики, позволяющие экспресс-методом исследовать актуальные трудности в процессе интеграции и адаптации инвалидов в общество здоровых сверстников.
Возможность жизни, а также уровень их адаптации в обществе всегда связаны с конкретными историческими условиями. При этом одними из главных критериев адаптации детей-инвалидов являются уровень гуманности общества и его экономическое развитие. Изменение социокультурной ситуации развития в Российской Федерации, достижения современной науки и медицины в последние годы привело к уменьшению младенческой смертности. Однако, количество детей с нарушениями развития не уменьшилось. Внимание детских клинических психологов с теоретических проблем развития детей и закономерностей его нарушения перешло в область практической помощи детям и подросткам с нарушениями физического и интеллектуального развития.
В задачи современной детской клинической психологии входит: диагностика и количественная оценка выраженности дефектов; изучение этиологии нарушения развития; общие закономерности нарушенного развития. Наряду с этими задачами решаются вопросы обучения, воспитания, лечения и курирования детей и подростков с инвалидностью.
Детская клиническая психология перешла от деления детей по уровню образования к современным системам интегрированного и инклюзивного образования, а также разветвленного клинико-психолого-педагогического сопровождения таких детей.
Объект исследования: представления подростков о сверстниках с
ограничениями здоровья.
Предмет исследования: особенности толерантности, как принятия другого, здоровых подростков к сверстникам с ограничениями здоровья.
Цель исследования: изучение качественных характеристик и представлений здоровых подростков о сверстниках с ограниченными возможностями.
Гипотеза исследования: уровень принятия подростками сверстников с ограничениями здоровья достаточно высокий и зависит от уровня социализации ребенка.
существующие методики способны послужить основанием для создания нового инструментария для изучения уровня толерантности.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности представлений подростков о сверстниках с ограничениями здоровья.
2. Выявить особенности формирования толерантности в подростковом возрасте.
3. Анализ существующих методик экспресс-диагностики уровня толерантности.
4. Определить уровень толерантности у подростков к сверстникам с ограничениями здоровья.
Методы и методики, использованные в исследовании:
Анализ литературы по рассматриваемой теме .
Экспериментальная база исследования:
Эмпирической базой исследования явились «Средняя школа №4» отдела образования акимата города Лисаковска и «Отделение дневного пребывания детей-инвалидов города Лисаковска».
Материалом для исследования является специально разработанная анкета для определения уровня толерантности у подростков к сверстникам с ограничениями здоровья. Основанием для разработанной анкеты является методика экспресс-опросник «Индекс толеранстности».
Научная новизна исследования:
Проведена попытка разработки методики исследования принятия подростками особенностей сверстников с проблемами здоровья.
Необходимость создания нового инструмента для исследования у здоровых подростков представлений о сверстниках с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что существующие методики, которые применяются для диагностики толерантности не направлены на изучение представлений о детях-инвалидах. Кроме того, таких методик крайне мало в сфере изучения толерантности к детям-инвалидам, в основном, в качестве инструментария используются различные анкеты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По статистическим данным социальных служб численность детей- инвалидов возрастает с каждым годом. Включение данной категории детей в общеобразовательную систему развития ребенка сопровождается рядом проблем, начиная от обеспечения условий обучения таким детям, до вопросов включения ребенка в межличностную систему взаимодействия со взрослыми и со сверстниками, не имеющими проблем со здоровьем.
Подростковый возраст является одним из наиболее критических периодов становления личности, в котором психологические новообразования младшего возраста резко изменяются, следовательно, меняются возможности ребенка, а также сфера его интересов и мотивов поведения. Необходимо изучать формирование личности в подростковом возрасте, а именно особенность представлений у здоровых подростков о сверстниках с ограниченными возможностями здоровья, что позволит понять ведущие факторы, влияющие на развитие эмпатии, морали, жизненных ценностей современных детей.
При анализе существующих методик экспресс-диагностики было выявлено, что выявить уровень толерантного отношения к инвалидам, используя современные методики, не представляется возможным. После процедуры комплектации вопросов, анкета была подвергнута экспертной оценке. В последующем была проведена процедуры апробации анкеты, которая показала, что данные валидны, однако, в последующем необходимо провести апробацию анкеты на детях разных возрастов, и более глубокое исследование должно затрагивать детей с ограниченными возможностями здоровья.



1 Аверина, Е.А. Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы / Е.А. Аверина // Вестник Томского Государственного Университета. Философия. Социология. Политология. - 2011. - Вып. 1. - № 1 (12). - С. 17. -19.
2 Аджиева, Е.А. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности / Е.А. Аджиева // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). - 2003. - Вып. 3. - № 5 (10). - С. 21-23.
3 Акатов, Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л.И. Акатов. - Москва: Изд- во Просвещение, 2002. - 276 с.
4 Антипьева, Н.В. Организационно-методические и правовые основы
социально-средовой реабилитации инвалидов: методическое пособие /
Н.В. Антипьева. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбНЦЭПР им. Альбрехта, 2012. - 210 с.
5 Ахметзянова, А.И. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд- во Отечество, 2013. - 137 с.
6 Асмолов, Г.А. Мы обречены на толерантность / Г.А. Асмолов // Семья и школа. - 2001. - Вып. 12. - № 10 (14). - С. 31-36.
7 Асташова, Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н.А. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). - 2003. - Вып. 10. - № 10 (12). - С. 29-31.
8 Белякова, Я.С. Специфика проявления межличностной толерантности в ситуации конфликтного взаимодействия / Я.С. Белякова. - Москва: Изд-во Флинта, 2006. - 198 с.
9 Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2003. - 240 с.
10 Воеводина, Е.В. Особенности обработки эмпирической информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы / Е.В. Воеводина, Е.Е. Горина // Алгоритмы, методы и системы обработки данных.
- 2011. - Вып. 6. - № 8 (12). - С. 10-13.
11 Баева, И.А. Диагностический и экспертный подходы к оценке психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баева, В.В. Ковров // Социально-психологические проблемы исследования и оценки безопасности в образовании. - 2012. - Вып. 3. - № 5 (10). - С. 37-40.
12 Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности: автореферат дисс. ... д-ра псих. наук / Г.Л. Бардиер. - М.: Изд-во РИНЦ, 2007. - 31 с.
13 Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - Москва: Изд-во Вербум-М, 2003. - 168 с.
14 Больницкая, А.Н. Инвалиды и общество / А.Н. Больницкая // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2014. - Вып. 5.
- № 7 (12). - С. 21-23.
15 Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Бурдье. - Санкт- Петербург: Изд-во Алетейя, 2005. - 288 с.
..73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ