Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Работа №21563

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
734
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы социальной адаптации подростков ограниченными
возможностями 9
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 9
1.2. Личностная характеристика подростков с ограниченными
возможностями здоровья 16
1.3. Социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями
здоровья как психолого-педагогическая проблема 21
1.4. Тренинг как средство социальной адаптации подростков c
ограниченными возможностями здоровья 27
2 Эмпирическое исследование особенностей социальной адаптации у
подростков с ограниченными возможностями здоровья 35
2.1. Организация и методы исследования, анализ результатов первичной
диагностики 35
2.2. Программа тренинга социальной адаптации для подростков с
ограниченными возможностями здоровья 44
2.3. Анализ результатов повторной диагностики, оценка эффективности
тренинга по повышению уровня социальной адаптации подростков 50
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А Стимульный материал диагностики 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б интерпретация результатов 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В Описание психических состояний 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Описание упражнений № 1-2 «Эмоции и чувства» 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Описание упражнений № 3-4 «Стресс» 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Описание упражнений № 5-6 «Саморегуляция» 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Описание упражнений № 7-8 «Саморегуляция» 73
ПРИЛОЖЕНИЕ З Описание упражнений № 9-10 «Самооценка»

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. В настоящее время на улицах города мы часто можем встретить человека с ограниченными возможностями, мы можем обращать внимание на то, как они приспосабливаются к современному миру - отсутствие пандусов у подъездов, затрудненный подъем в автобусы и другие моменты, о которой зачастую такие люди замалчивают, мирясь с происходящим. Но как же эти люди приспосабливаются к современному миру, как они адаптируются к условиям жизни. В более сложном положении оказываются школьники с различными ограничениями здоровья, а в особенности подростки, которые в той или иной степени переживают кризис переходного возраста.
Мировые установки по отношению к понятию «человек с ограниченными возможностями» определены еще в 1975 г. в Декларации о правах инвалидов. Под социальной адаптацией детей с ОВЗ понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Если понимать ребенка (в нашем случае подростка) с ОВЗ как субъекта социальной адаптации, предпринимающего намеренные усилия, овладевающего специфическими навыками, стремящегося как можно полнее влиться в социальную жизнь, преодолеть трудную жизненную ситуация, то удобнее всего помогать ему, выстраивая социальную работу в русле психологоориентированных моделей социальной работы.
Тема: Социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: изучение особенностей социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями.
Объект: социальная адаптация как социально-психологический феномен.
Предмет: характеристики социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями.
Методологическая база: исследование вопроса социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями представлено в работах Акатова Л.И., Кукановой Е.В., Личко А.Е., Маллер А.Р. и других ученых.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. систематизировать теоретический материал по проблеме социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями.
2. подобрать диагностический инструментарий и провести диагностическое исследование.
3. разработать и апробировать программу тренинга, направленного на социальную адаптацию подростков с ограниченными возможностями.
4. провести повторную диагностику для выявления эффективности тренинга.
Для решения поставленных целей и задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. теоретический анализ литературы по теме исследования;
2. методы сбора эмпирических данных:
- наблюдение и беседа;
- методика диагностики социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда и методика самооценки психических состояний Г.Ю.Айзенка.
3. Методы качественной и количественной обработки результатов исследования.
База исследования: Исследование проводилось на базе Краевого государственного казенного образовательного учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Зеленогорский детский дом».Выборка составляет 20 человек, среди которых 10 мальчиков и 10 девочек 13-17 лет. Группа была отобрана без явно видимых физических нарушений, а так же с видимыми физическими нарушениями, такие как слабослышащие, слабовидящие, недостаточно развитым для из возраста интеллектом, 2 человека на инвалидной коляске.
Этапы исследования:
Первый этап (февраль - апрель 2017г.) - анализ литературы по теме исследования; отработка понятийного аппарата, определение объекта, предмета и цели исследования; постановка задач и выбор методов исследования; проведение констатирующего эксперимента.
Второй этап (апрель - май 2017г.) - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента; разработка и реализация тренинговой программы; проведение формирующего эксперимента.
Третий этап (май 2017г.) - повторное диагностическое исследование, количественный и качественный анализ результатов исследования; оформление выпускной квалификационной работы.
Теоретическая и практическая значимость: систематизирован теоретический материал по проблеме исследования, который может быть использован при написании курсовых и выпускных работ студентами, изучающими проблему социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями.
Разработана и апробирована программа психологического тренинга, которую можно будет использовать при реализации воспитательно - образовательного процесса. Данные исследования позволяют адресно направить внимание специалистов на разработку и совершенствование методов психологического воздействия, для создания индивидуальных программ психологического сопровождения подростков с ограниченными возможностями.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (31), приложений. В работе представлены: 5 таблиц и 4 рисунка. Общий объем работы составляет 75 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Поставив целью данной работы изучение особенностей социальной адаптации подростков, мы в результате исследования выполняли поставленные нами задачи.
1) Ознакомились с психологическими особенностями подросткового возраста, при анализе которого мы определили, что главным новоообразованием изучаемого возраста является рефлексия, а главной потребностью - потребность в общении со сверстниками и их оценок.
2) При представлении личной характеристики подростков с ограниченными возможностями определили, что в силу кризисных особенностей данного возраста подростку, имеющему тот или иной дефект в развитии гораздо сложнее, чем обычному подростку адаптироваться к обществу. В следствие чего, подросток с ОВЗ, стесняясь имеющихся у себя отклонений, не реализует свою главную потребность - потребность в общении, в итоге занижается самооценка, появляется показатель ассоциального поведения, характер деформируется. Данный возраст, в прочем как и любой другой, очень важен при психологическом развитии человека, а пропустив главные новообразования, главные потребности - человек не находит своего Я.
3) Мы провели эмпирическое исследование на базе Краевого казенного образовательного учреждения «Зеленогорский детский дом», где целевой группой были подростки от 13 до 17 лет - 20 человек, 10 мальчиков и 10 девочек. Наше исследование проходило по двум методикам. Первая методика: «Диагностика социально-психологической адаптивности» авторов К. Роджерса и Р. Даймонда». Данная диагностика позволяет выявить уровень адаптированности подростков, а так же связанных с ней черт личности. Диагностика нам показала, что из 20 человек высокий показатель уровня адаптированности был у 9 человек (45%), а ниже среднего у 6 человек (30%).
Вторая методика диагностики психических состояний Г.Ю. Айзенка. При выполнении данной диагностики мы в первую очередь рассматривали показатель «агрессивность» и «тревожность». Полученные в результате исследования данным свидетельствуют, что высокий уровень тревожности присутствует у 7 человек из 20, что составило (35%), у всего у 4 человек (20%) уровень тревожности низкий. При исследовании агрессивности, высокий показатель был отмечен у половины респондентов.
4) Следующей нашей задачей было разработать программу тренинговых занятий для увеличения уровня социальной адаптации и снижения уровня агрессивности у подростков с ограниченными возможностями. Мы предложили 10 занятий 2 раза в неделю по 45 минут. Большое значение в данных занятиях отведено вводной части, настраивающей и мотивирующей подростков на позитивный результат, который они получали после занятия, этот факт говорит о важности заключительной части- рефликсии. Наблюдая положительный эффект от проведенного занятия, подростки получали эмоциональное удовлетворение и положительный настрой на весь день.
По завершению тренинговых занятий мы провели повторную диагностику. Результаты диагностики показали нам, что уровень адаптированности увеличился на 2 человека (10%), так же увеличился интегральный показатель самопринятия, что в свою очередь говорит об эффективности выполненной работы. Уровень агрессивности так же снизился, и был выявлен всего у 5 человек, что соответствует 25% исследуемых.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Основная литература
2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 -368 с.
3. Басов, A.B. Образ жизни и наше здоровье. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 2012 - 127 с.
4. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы
формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2013. - 209 с. учебно методическое пособие/ Груздева О.В., Вербианова О.М. Красноярский гос. Пед. Ун-т. Им. В.П. Астафьева , 2011 - 184 с.
6. Дубровина, И.В. Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая
психология.И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. М.: Академия, 2003 - 368 с.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2012. - 383 с.
8. Кон, И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980 - 192 с.
9. Кривцова, В. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками». М.: Генезис, 2013 -184 с.
10. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред.пед. учебн. Заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2014 - 314 с.
11. Крайг, Г. Психология развития/ Крайг Г., Бокум Д. СПб.: Питер, 2017940 с.
12. Куканова, Е.В. Предупреждение «синдрома дезаптации» // Школьные технологии №5. 2008 - 217 с.
13. Лапшин, В. А. Основы дефектологии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/ Лапшин В.А., Пузанов Б. П. М.: Просвещение, 1991 - 143 с.
14. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2013-256 с.
15. Лисовский, В.А. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: учеб.пособие / Лисовский В.А., Евсеев С.П. М.: Сов. спорт, 2001- 320 с.
16. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков/ Личко А.Е., Евсеев С.П. Л.: Медицина, 1983 - 256 с.
17. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика - Пресс, 2013, 284 с.
18. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997- 365 с.
19. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 200 с.
20. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 400 с.
21. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 2013 - 352 с.256с.
22. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1997- 351 с.
23. Пережогин, Л. О. Тренинговая профилактика синдрома зависимости у детей и подростков. // Материалы XI международного симпозиума «Экологофизиологические проблемы адаптации». 27-28 января 2003 г., Москва. М.: РУДН, 2005. - 678 с.
24. Психология подростка. Учебник./ Под ред. А.А.Реана. СПб.: Прайм- Еврознак, 2014 - 656 с.
25. Психология современного подростка/ Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Педагогика, 2000. - 240 с.
26. Психологический словарь /Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 2014 - 494 с.
27. Психогимнастика в тренинге/ под общ.редакцией Н.Ю. Хрящевой. М.: «Речь», 2000 - 256с.
28. Ростомашвили, И.Е. Психологический тренинг партнерского общения подростков с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном обучении: Учебно-методическое пособие/ И.Е.Ростомашвили, Т.А. Колосова - Спб.: КАРО, 2014. - 96с.
29. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 2014. - 304 с.
30. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989 - 560 с.
31. Филонов, Л. Техника установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Вопросы психологии №2. 2005 - 115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ