Совершенствование спортивной подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ
ФУТБОЛОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Анатомо-физиологические закономерности развития организма 9
детей дошкольного возраста
1.2 Содержание физического воспитания и тренировочных занятий
детей 5-6 лет 12
1.3 Опыт проведения занятий футболом с детьми различного возраста 17 ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Организационно-методические аспекты исследования 21
2.2 Основные положения методики физической и технической
подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом 24
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА
ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ И
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ
ФУТБОЛОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Анатомо-физиологические закономерности развития организма 9
детей дошкольного возраста
1.2 Содержание физического воспитания и тренировочных занятий
детей 5-6 лет 12
1.3 Опыт проведения занятий футболом с детьми различного возраста 17 ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Организационно-методические аспекты исследования 21
2.2 Основные положения методики физической и технической
подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом 24
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА
ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ И
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Актуальность. Дошкольный возраст считается важнейшим периодом в процессе становления личности человека. В этот период происходит интенсивное физическое развитие человека, формирование нравственных качеств и черт характера, закладывается фундамент здоровья [7, 17].
Физическое воспитание является органичной составной частью педагогического процесса, ему принадлежит ведущая роль в содействии гармоничному физическому развитию ребенка, его двигательной подготовке, формированию жизненно необходимых умений и навыков [15].
В научно-методической литературе представлено большое количество инновационных подходов к физическому воспитанию дошкольников. Для них разработан оптимальный двигательный режим, предлагаются различные инновационные подходы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, активно внедряются методы спортивного воспитания [19, 34, 38, 46, 48].
Однако дети, находящиеся на домашнем воспитании, чаще бывают не привлечены к организованной двигательной деятельности, что снижает их адаптационные возможности, не позволяет в полной мере использовать образовательный, воспитательный и оздоровительный потенциал физической культуры [50].
Одним из популярных видов двигательной активности детей является футбол. В настоящее время возраст зачисления в группы ДЮСШ в рамках дополнительного образования значительно снизился. Сейчас направленно воздействовать на всестороннее развитие детей средствами футбола начинают с 5-6 лет. Весьма характерно, что возможности применения средств футбола, прежде всего, являются эффективными для психофизического развития ребенка. Однако остаются нерешенными вопросы, связанные с интеграцией средств футбола для эффективно физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Поэтому вопросы структуры развития физических качеств и формирования технических умений детей старшего дошкольного возраста, занимающихся футболом, являются актуальными [14, 22, 29].
Цель исследования - обоснование методики подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом на основе интеграции средств физической и технической подготовки.
Объект исследования - тренировочный процесс детей старшего дошкольного возраста, занимающихся футболом.
Предмет исследования - методика воспитания физических качеств и формирования технических умений детей 5-6 лет, занимающихся футболом.
Задачи исследования:
1 Выявить теоретические аспекты использования средств футбола в совершенствовании состояния детей старшего дошкольного возраста.
2 Исследовать морфофункциональные особенности и уровень физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, занимающихся футболом.
3 Разработать и экспериментально обосновать методику подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом, на основе интеграции средств физической и технической подготовки.
Практическая значимость работы заключается в том, что методика подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом, на основе интеграции средств физической и технической подготовки может быть использована в практике работы тренеров ДЮСШ, инструкторов и педагогов учреждений дополнительного образования при разработке индивидуальных тренировочных программ для детей старшего дошкольного возраста, занимающихся футболом.
Физическое воспитание является органичной составной частью педагогического процесса, ему принадлежит ведущая роль в содействии гармоничному физическому развитию ребенка, его двигательной подготовке, формированию жизненно необходимых умений и навыков [15].
В научно-методической литературе представлено большое количество инновационных подходов к физическому воспитанию дошкольников. Для них разработан оптимальный двигательный режим, предлагаются различные инновационные подходы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, активно внедряются методы спортивного воспитания [19, 34, 38, 46, 48].
Однако дети, находящиеся на домашнем воспитании, чаще бывают не привлечены к организованной двигательной деятельности, что снижает их адаптационные возможности, не позволяет в полной мере использовать образовательный, воспитательный и оздоровительный потенциал физической культуры [50].
Одним из популярных видов двигательной активности детей является футбол. В настоящее время возраст зачисления в группы ДЮСШ в рамках дополнительного образования значительно снизился. Сейчас направленно воздействовать на всестороннее развитие детей средствами футбола начинают с 5-6 лет. Весьма характерно, что возможности применения средств футбола, прежде всего, являются эффективными для психофизического развития ребенка. Однако остаются нерешенными вопросы, связанные с интеграцией средств футбола для эффективно физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Поэтому вопросы структуры развития физических качеств и формирования технических умений детей старшего дошкольного возраста, занимающихся футболом, являются актуальными [14, 22, 29].
Цель исследования - обоснование методики подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом на основе интеграции средств физической и технической подготовки.
Объект исследования - тренировочный процесс детей старшего дошкольного возраста, занимающихся футболом.
Предмет исследования - методика воспитания физических качеств и формирования технических умений детей 5-6 лет, занимающихся футболом.
Задачи исследования:
1 Выявить теоретические аспекты использования средств футбола в совершенствовании состояния детей старшего дошкольного возраста.
2 Исследовать морфофункциональные особенности и уровень физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, занимающихся футболом.
3 Разработать и экспериментально обосновать методику подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом, на основе интеграции средств физической и технической подготовки.
Практическая значимость работы заключается в том, что методика подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом, на основе интеграции средств физической и технической подготовки может быть использована в практике работы тренеров ДЮСШ, инструкторов и педагогов учреждений дополнительного образования при разработке индивидуальных тренировочных программ для детей старшего дошкольного возраста, занимающихся футболом.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1 Для детей, посещающих ДОУ, разработано большое количество инновационных подходов к физическому воспитанию, для них предлагается оптимальный двигательный режим, а в последнее время все более активно внедряются методы спортивного воспитания. Исследователи отмечают высокую эффективность внедрения элементов спортивной тренировки в режим дня дошкольников. Для воспитанников детских садов разработана нормативная база по основным направлениям физического развития, двигательной подготовленности, сформированности двигательных умений, существуют методы оценки объема двигательной активности детей. Однако в настоящее время все большее количество детей не посещают ДОУ, а находятся на домашнем воспитании. Они не охвачены организованной двигательной активностью, и как свидетельствуют беседы с родителями, имеют возможность заниматься физическим воспитанием ребенка, в лучшем случае, в выходные дни.
Недостаточному физическому воспитанию в условиях семьи способствуют следующие факторы: чрезмерная занятость родителей; уровень образованности родителей; авторитаризм родителей по отношению к детям; состав семьи (неполные семьи, повторные браки, отсутствие сестер либо братьев); недостаточная организация досуговой деятельности; направленность воспитания на другие сферы (изучение иностранных языков, музыки, различные малоподвижные дополнительные занятия); недостаточная критичность родителей к себе, как к воспитателям.
Это определяет необходимость разработки организационных и методических мер, направленных на развитие ребенка в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями в семье или под контролем одного из родителей.
2 Разработана и экспериментально апробирована методика подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом на основе интеграции средств физической и технической подготовки, позволяющая эффективно формировать фонд двигательных умений, ознакамливать с техникой владения мячом, воспитывать физические качества. Методика включает основные разделы тренировочного процесса: физическую подготовку, техническую, игровую подготовку и педагогический контроль. Период годичной подготовки разделен на 5 блоков: втягивающий блок (сентябрь-октябрь, 32 академических часа, 24 занятия), два развивающих блока (ноябрь-январь и март-май, по 48 академических часов, по 36 занятий и стабилизирующие (февраль и июнь, по 16 академических часов, по 12 занятий). Каждый блок имеет свою структуру подготовки, в зависимости от решаемых на данном этапе задач. В занятия включены упражнения, развивающие внимание, средства «школы мяча», упражнения сопряженного воздействия, специальные упражнения и эстафеты с элементами техники футбола, упражнения, развивающие двигательно¬координационные способности, комплексы «игрового стрейчинга». Работа с родителями проводилась по следующим направлениям: проведение бесед, родительских собраний, семинаров, индивидуальные консультации; оперативное информирование родителей о результатах педагогических наблюдений и контрольно-педагогических испытаний; совместная игровая и соревновательная деятельность в рамках проведения «родительских дней».
3 Внедрение методики подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом, способствует интенсивному развитию физических качеств дошкольников. Так, у детей экспериментальной группы наблюдалось существенное повышение результатов в беге на 10 м (р<0,01), на 30 м (р<0,05), челночном беге (р<0,05), прыжке в длину с места (р<0,05), ходьбе по гимнастической скамье (р<0,05), тесте на гибкость (р<0,05), в то время как у детей контрольной группы отмечено достоверное повышение количества подъемов туловища из положения лежа (р<0,05). Относительный прирост результатов в беге на 10 м, 30 м и челночном беге в экспериментальной группе составил 9,5%; 7,7% и 10,9%, в контрольной - 3,2%; 6,7% и 6,2%, прыжке в длину, ходьбе по скамье, тесте на гибкость и количестве подъемов туловища из положения лежа - в экспериментальной группе 8,2%; 16,5%; 32,8% и 15,4%, в контрольной - 6,2%; 13,3%; 24% и 15,4%.
4 Разработанная методика способствует более эффективному
формированию технических умений юных футболистов, по сравнению с традиционными средствами подготовки детей дошкольного возраста. Испытуемые экспериментальной группы показали достоверно более высокие темпы роста технической подготовленности, по сравнению с детьми контрольной группы. Из семи тестов технической подготовленности в экспериментальной группе три улучшились на уровне значимости 0,01, четыре - на уровне значимости 0,05. В контрольной группе результаты шести тестов улучшились на уровне значимости 0,05. Относительный прирост результатов жонглирования правой и левой ногами в экспериментальной группе составил 60% и 96%, в контрольной - 39% и 51%, ударов на точность правой и левой ногами в экспериментальной группе 30% и 37%, в контрольной - 20% и 14%, в ведении мяча по прямой, «змейкой» и с изменением направления - в экспериментальной группе 34%, 25% и 15%, в контрольной - 21%, 18% и 11%.
1 Для детей, посещающих ДОУ, разработано большое количество инновационных подходов к физическому воспитанию, для них предлагается оптимальный двигательный режим, а в последнее время все более активно внедряются методы спортивного воспитания. Исследователи отмечают высокую эффективность внедрения элементов спортивной тренировки в режим дня дошкольников. Для воспитанников детских садов разработана нормативная база по основным направлениям физического развития, двигательной подготовленности, сформированности двигательных умений, существуют методы оценки объема двигательной активности детей. Однако в настоящее время все большее количество детей не посещают ДОУ, а находятся на домашнем воспитании. Они не охвачены организованной двигательной активностью, и как свидетельствуют беседы с родителями, имеют возможность заниматься физическим воспитанием ребенка, в лучшем случае, в выходные дни.
Недостаточному физическому воспитанию в условиях семьи способствуют следующие факторы: чрезмерная занятость родителей; уровень образованности родителей; авторитаризм родителей по отношению к детям; состав семьи (неполные семьи, повторные браки, отсутствие сестер либо братьев); недостаточная организация досуговой деятельности; направленность воспитания на другие сферы (изучение иностранных языков, музыки, различные малоподвижные дополнительные занятия); недостаточная критичность родителей к себе, как к воспитателям.
Это определяет необходимость разработки организационных и методических мер, направленных на развитие ребенка в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями в семье или под контролем одного из родителей.
2 Разработана и экспериментально апробирована методика подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом на основе интеграции средств физической и технической подготовки, позволяющая эффективно формировать фонд двигательных умений, ознакамливать с техникой владения мячом, воспитывать физические качества. Методика включает основные разделы тренировочного процесса: физическую подготовку, техническую, игровую подготовку и педагогический контроль. Период годичной подготовки разделен на 5 блоков: втягивающий блок (сентябрь-октябрь, 32 академических часа, 24 занятия), два развивающих блока (ноябрь-январь и март-май, по 48 академических часов, по 36 занятий и стабилизирующие (февраль и июнь, по 16 академических часов, по 12 занятий). Каждый блок имеет свою структуру подготовки, в зависимости от решаемых на данном этапе задач. В занятия включены упражнения, развивающие внимание, средства «школы мяча», упражнения сопряженного воздействия, специальные упражнения и эстафеты с элементами техники футбола, упражнения, развивающие двигательно¬координационные способности, комплексы «игрового стрейчинга». Работа с родителями проводилась по следующим направлениям: проведение бесед, родительских собраний, семинаров, индивидуальные консультации; оперативное информирование родителей о результатах педагогических наблюдений и контрольно-педагогических испытаний; совместная игровая и соревновательная деятельность в рамках проведения «родительских дней».
3 Внедрение методики подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом, способствует интенсивному развитию физических качеств дошкольников. Так, у детей экспериментальной группы наблюдалось существенное повышение результатов в беге на 10 м (р<0,01), на 30 м (р<0,05), челночном беге (р<0,05), прыжке в длину с места (р<0,05), ходьбе по гимнастической скамье (р<0,05), тесте на гибкость (р<0,05), в то время как у детей контрольной группы отмечено достоверное повышение количества подъемов туловища из положения лежа (р<0,05). Относительный прирост результатов в беге на 10 м, 30 м и челночном беге в экспериментальной группе составил 9,5%; 7,7% и 10,9%, в контрольной - 3,2%; 6,7% и 6,2%, прыжке в длину, ходьбе по скамье, тесте на гибкость и количестве подъемов туловища из положения лежа - в экспериментальной группе 8,2%; 16,5%; 32,8% и 15,4%, в контрольной - 6,2%; 13,3%; 24% и 15,4%.
4 Разработанная методика способствует более эффективному
формированию технических умений юных футболистов, по сравнению с традиционными средствами подготовки детей дошкольного возраста. Испытуемые экспериментальной группы показали достоверно более высокие темпы роста технической подготовленности, по сравнению с детьми контрольной группы. Из семи тестов технической подготовленности в экспериментальной группе три улучшились на уровне значимости 0,01, четыре - на уровне значимости 0,05. В контрольной группе результаты шести тестов улучшились на уровне значимости 0,05. Относительный прирост результатов жонглирования правой и левой ногами в экспериментальной группе составил 60% и 96%, в контрольной - 39% и 51%, ударов на точность правой и левой ногами в экспериментальной группе 30% и 37%, в контрольной - 20% и 14%, в ведении мяча по прямой, «змейкой» и с изменением направления - в экспериментальной группе 34%, 25% и 15%, в контрольной - 21%, 18% и 11%.
Подобные работы
- Методика физической подготовки детей 4-5 лет, занимающихся футболом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2024 - Развитие технико-тактических действий у детей в возрасте 10-11 лет, занимающихся футболом во внеурочное время
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4630 р. Год сдачи: 2024 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 10-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование технико-тактических действий у детей 9-10 лет, занимающихся футболом в школе во внеурочное время
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие специальной ловкости мальчиков 8-9 лет занимающихся футболом
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование технической подготовки школьников 10-12 лет занимающихся в секции волейбола, на основе текущего контроля
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Развитие скоростно-силовых качеств обучающихся 11-12 лет футболу, в внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА, МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





