Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование спортивной подготовки лыжниц-гонщиц

Работа №104628

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы43
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ: СРЕДСТВА, МЕТОДЫ, КОНТРОЛЬ 7
1.1. Сущность и содержание специальной физической подготовки
спортсменов - лыжников 7
1.2. Средства и методы тренировки лыжников-гонщиков 14
1.3. Оценка уровня специальной физической подготовки лыжника-
гонщика 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ... 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Актуальность исследования. Спортивные успехи лыжников показывают, что для достижения высоких результатов необходимы не только хорошие функциональные данные, но и высокий уровень специальной физической подготовленности, так как она является фундаментом, на котором строится мастерство спортсмена. Непрерывный рост спортивных результатов приводит к необходимости поиска рациональной системы тренировки. По мнению Бутина И.М., «...управление тренировочным процессом невозможно без точного знания факторов, определяющих специальную физическую подготовку, так как недостатки в построении учебно-тренировочного процесса отрицательно сказываются на росте спортивных результатов» [3].
По мнению Раменской Т.И., Платонова В.Н., наибольший процент средств общей физической подготовки приходится на начало подготовительного периода [20, 23].
В учебнике «Проблема периодизации спортивной тренировки» Матвеев Л.П. обращает особое внимание на то, что «.во второй половине подготовительного периода нарастает удельный вес использования средств специальной физической подготовки, которым в основном периоде уделяется главное внимание» [15]. Следовательно, использование средств общей физической подготовки в основном периоде отодвигается на второй план.
Следует заметить, что соотношение применения этих средств не было стабильным и менялось на различных этапах развития лыжного спорта. Так, согласно данным исследований Масленникова И.Б. и Капланского В.Е., «.в 60-70-е годы общая физическая подготовка в подготовительном периоде занимала от 65 до 80%, тогда как специальной физической подготовке уделялось от 13 до 18%» [14]. Значит, остальное время распределялось на техническую и тактическую подготовку. В настоящее время соотношение распределения средств ОФП и СФП значительно изменилось и колеблется по данным разных литературных источников в соотношении от 60-70% до 30¬40% [4, 9, 11, 17].
Среди некоторой части тренеров существуют разногласия в вопросе выбора средств, применяемых в лыжном спорте. Одни специалисты считают, что следует уменьшить время, отводимое беговым упражнениям и, соответственно, увеличить объем имитационных упражнений. Другие же, наоборот, подчеркивают, что бег является одним из главных средств тренировки, особенно, в подготовительном периоде.
По мнению Донского Д.Д., Аграновского М.А., Нечунаева И.П., Тихомирова А.К., преимущество бега заключается в том, что он позволяет увеличивать темп и варьировать интенсивность работы, то есть, тренироваться с большей скоростью и частотой, чем это возможно при тренировке на снегу [1, 7, 21, 25, 26].
На первом этапе подготовительного периода спортсменами-лыжниками широко используются бег, велопрогулки, легкая атлетика, игры, гребля, плавание, кроссы по пересеченной местности. Специальные упражнения используются в тренировочном процессе уже с первого этапа подготовительного периода. На втором этапе лыжники по мере возможности (учитывая условия погоды) стремятся сохранить разнообразие применяемых тренировочных средств. Так, по мнению Баталова А.Г., «...среди большого разнообразия средств общей физической подготовки особого внимания заслуживают бег, ходьба, игры, плавание и некоторые другие» [23].
Итак, анализ специальной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что проблема планирования спортивной подготовки в лыжном спорте изучена недостаточно. Сведения, имеющиеся в доступных нам трудах специалистов в области лыжного спорта, неполны и зачастую противоречивы.
Учитывая вышесказанное, целью бакалаврской работы является совершенствование спортивной подготовки лыжниц-гонщиц.
Гипотеза исследования. Предполагается, что в результате проведенного исследования будут выявлены наиболее оптимальные соотношения средств физической подготовки лыжников, что позволит повысить их спортивный результат.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс в лыжном спорте.
Предмет исследования - соотношение средств общей и специальной физической подготовки в подготовительном периоде годичного цикла в лыжном спорте.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности специальной физической подготовки в лыжном спорте по данным специальной литературы.
2. Исследовать динамику развития физических качеств у лыжниц 1-го разряда в течение подготовительного периода годичного цикла спортивной тренировки.
3. Изучить влияние различных соотношений средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП), применяемых в подготовительном периоде спортивной тренировки в лыжном спорте, на уровень физической подготовленности спортсменов и на их спортивный результат.
4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию учебно-тренировочного процесса спортсменок-лыжниц на подготовительном этапе годичного цикла спортивной тренировки.
Новизна исследования. В результате педагогического эксперимента было выявлено наиболее оптимальное соотношение средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП), рекомендуемых к применению в подготовительном периоде спортивной тренировки лыжниц 1-го спортивного разряда.
Практическая значимость. Результаты исследований, полученные в работе, могут быть использованы в тренировочном процессе лыжников разного уровня подготовленности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив имеющуюся литературу по исследуемой теме и опираясь на результаты эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. целесообразно последовательное повышение объёма специальной физической подготовки, по сравнению с общей, по мере роста квалификации спортсмена; использованная в исследовании методика лыжной подготовки, предусматривающая в подготовительном периоде годичного цикла увеличение средств СФП до 56% по отношению к ОФП до 44% более эффективна, чем классическая (43% к 57%).
2. Выявлены более высокие результаты специальной подготовленности лыжниц экспериментальной группы по сравнению с лыжницами контрольной группы. В экспериментальной группе зафиксированы темпы прироста результатов достоверно выше, нежели в контрольной группе. В первой группе наблюдалось достоверное улучшение результатов во всех тестах (р< 0,05). Значительно высокие значения зарегистрированы в тестах на лыжероллерах.
Уровень развития ведущих качеств лыжниц 1 разряда экспериментальной группы повысился по отношению к начальному с 10 до 17 баллов. Прирост в развитии физических качеств участниц ЭГ, в среднем, составил 7,8 баллов, что в 2 раза больше, чем у девушек КГ, но прирост зависит от тренированности спортсмена. Чем выше уровень тренированности, тем лучше развиты ведущие физические качества.
3. Соотношение объемов ОФП и СФП влияет на подготовленность спортсмена: чем квалификация спортсменов выше, тем больше времени нужно уделять специальной физической подготовке. Иначе возникнет «плато» в развитии ведущих физических качеств, спортивных результатах и технической подготовленности.
В летнем подготовительном периоде рекомендуется использовать следующие средства СФП: имитацию на месте, в движении, с предметами, прыжковую имитацию, лыжероллеры.
Характеризуя основные средства специальной физической подготовки, из всего многообразия спортивных упражнений предпочтение отдается использованию легких лыжероллеров, передвижению по искусственной лыжне с различными покрытиями и имитации (шаговыми и прыжковыми).
В исследовании установлено, что техника передвижения по искусственной лыжне имеет большое сходство с движениями лыжника - гонщика на снегу. Различие в характеристиках двигательных параметров отражает лишь некоторые особенности механизма скользящего шага и зависит от поверхности покрытия лыжни, которая может быть изменена за счет смазывающих материалов и эмульсий (мыло, порошковый раствор и т.д.).
Важным средством, приближенным к лыжам на снегу, являются легкие лыжероллеры, которые прекрасно готовят опорно-двигательный аппарат к хорошим и отличным условиям скольжения, а также способствуют развитию высокой частоты движений.
Шаговая и прыжковая имитация больше отражает форму движений лыжника, но существенно отличается по содержанию. Применение прыжковой и шаговой имитации в подъемы крутизной 10-12 градусов (для прыжковой) и свыше 15 градусов (для шаговой) полностью соответствуют структуре передвижения на лыжах по снегу.
4. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию учебно-тренировочного процесса спортсменок-лыжниц на подготовительном этапе годичного цикла спортивной тренировки.
Полученные результаты педагогического эксперимента, дают основание утверждать, что примененная в исследовании методика лыжной подготовки, основанная на увеличении в подготовительном периоде годичного цикла средств СФП (56%) по отношению к ОФП (44%) более прогрессивна, чем традиционная (43% к 57%).
Исходя из полученных в исследовании данных, нами разработаны следующие практические рекомендации:
1. Основными имитационными упражнениями лыжника-гонщика в подготовительном периоде должны служить «имитация» с палками в гору и «шаговая имитация», главными задачами которых являются: функциональная подготовка, развитие силы мышц, и отработка ритмовой структуры движений, тесно связанной с экономичностью движений.
2. Существенную роль в управлении тренировочным процессом должен играть выбор тренировочных кругов.
3. Длину подъемов необходимо делать различной, но не более 200¬250м, так как при большей протяженности дистанции значительно снижается скорость ее прохождения.
4. Рекомендуем проводить 5-6 тренировок в неделю; в километрах, пройденных в имитации с палками, - 20-25 км. В тренировках следует менять скорость прохождения подъемов, включая (1 раз в неделю) преодоление некоторых подъемов с максимальной скоростью.
5. Бег в тренировке лыжника-гонщика следует применять:
- в процессе передвижения по тренировочным кругам между подъемами, которые преодолеваются в имитации с палками, а также при смешанном передвижении (в сочетании с ходьбой);
- в чистом виде по пересеченной местности (1 раз в неделю);
- в утренней зарядке, разминке и т. д;
6. Ходьбу (обыкновенную и спортивную) нужно применять в длительных тренировках, в сочетании с бегом. Два раза в неделю в тренировочные занятия рекомендуется включать быструю ходьбу для выработки умения передвигаться с высокой частотой шагов.
7. Многоскоки необходимо применять с меньшей нагрузкой (2-3 раза в неделю). Для развития умения мощно отталкиваться на высокой скорости рекомендуется выполнять прыжки с разбега, для развития силы мышц ног - прыжки (с большей длиной шага) в подъемы различной крутизны.
8. В начале подготовительного периода рекомендуем применять лыжероллеры (2-3 раза в неделю, причем, одна тренировка длится 30-45 мин).
9. Сочетание специальных средств физической подготовки обеспечивает тренировку в различных условиях скольжения (чего не дает каждое средство в отдельности), несмотря на то, что они сопровождаются значительными изменениями в структуре отталкиваний и ритме передвижения. Это внесет также необходимое разнообразие в тренировки без изменения режима работы, которая будет близкой к лыжам.
10. Применение лыжероллеров окажется более эффективным, если занятия на них проводить по специальным асфальтовым дорожкам, проложенным по местности, так как тренировки по шоссе.
11. Тренировка на лыжероллерах позволяет совершенствовать технику движений и готовит мышечную систему к хорошим условиям скольжения. Имитационные упражнения развивают мышечные группы, которые несут основную нагрузку в лыжных гонках.



1. Аграновский М.А. Лыжный спорт. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 368 с.
2. Барчуков И.С., Кикотя В.Я. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студ. вузов / И.С. Барчуков, В.Я. Кикотя. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 430 с.
3. Бутин И.М. Лыжный спорт: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / И.М. Бутин. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 192 с.
4. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 1981. - 120 с.
5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
6. Добрынин И.М., Жданкина Е.Ф. Лыжная подготовка студентов в вузе: учеб. пособие / И.М. Добрынин, Е.Ф. Жданкина. - Екатеринбург: Изд- во Урал. ун-та, 2015. - 124 с.
7. Донской Д.Д. Специальные упражнения лыжника-гонщика. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 76 с.
8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - 200 с.
9. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов - 12-е изд., испр. - М. : Академия, 2016. - 480 с.
10. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
11. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие / А.М. Максименко. - М. : Физическая культура, 2009. - 496 с.
12. Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков / В.Н,
Манжосов. - М.: Физкультура и спорт, 3-е изд. доп. и перераб. 2016. - 96 с.
13. Манжосов В.Н. Лыжный спорт: учеб. пособие для вузов / В.Н. Манжосов. - М. : Советский спорт, 2013. - 151 с.
14. Масленников И.Б., Капланский В.Е. Лыжный спорт / И.Б. Масленников, В.Е. Капланский. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 96 с.
15. Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 2014. - 246 с.
16. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 271 с.
17. Махов С. Лыжная подготовка / С. Махов. - М. : МАБИВ, 2016. - 80 с.
18. Нечунаев И.П. Плавание. Книга-тренер / И.П. Ненучаев. - М. : Эксмо, 2012. - 272 с.
19. Никитушкин В.Г., Суслов Ф.П. Спорт высших достижений. Теория и методика: учеб. пособие / В.Г. Никитушкин, Ф.П. Суслов. - М. : Спорт, 2018. - 320 с.
20. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка / В.Н. Платонов. - Киев : Здоровье, 1980. - 336 с.
21. Плохой В.Н. Подготовка юных лыжников-гонщиков: научно-метод. пособие / В.Н. Плохой. - М. : Спорт, 2016. - 184 с.
22. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника / Т.И. Раменская. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 228 с.
23. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - М. : Физическая культура, 2005. - 320 с.
24. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжные гонки: учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - М. : Буки Веди, 2015. - 564 с.
25. Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов: материалы Всероссийской научно-практ. конф., т. 1 / под ред. Е. В. Быкова. - Челябинск: УралГУФК, 2017. - 357 с.
26. Тихомиров А.К. Современная спортивная подготовка: монография / А. К. Тихомиров ; МГАФК. - Малаховка, 2016. - 227 с.
27. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов 2-е изд., испр. - М. : ACADEMIA, 2003. - 450 с.
28. Язык В.З. Лыжная подготовка в системе физического воспитания
учащейся молодежи / В.З. Язык, И.И. Горбиков, Д.С. Сидоренко // Материалы Международной научно-практической конференции
«Современные аспекты подготовки кадров для олимпийских и паралимпийских игр». - Краснодар: ИФКиС, 2010. - С. 189-194.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ