Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ 8
1.1 Правовая природа налога на добавленную стоимость 8
1.2 Порядок исчисления налога на добавленную стоимость 18
1.3 Порядок предоставления вычета по налогу на добавленную стоимость
и его документальное оформление 27
2 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ
НДС В ПРАКТИКЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 34
2.1 Проблемы возмещения НДС в практике налоговых органов 34
2.2 Направления совершенствования законодательства в сфере
возмещения НДС налоговыми органами 47
3 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ У СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
3.1 Проблемы возмещения НДС субъектами предпринимательской
деятельности 53
3.2 Направления совершенствования законодательства в сфере
возмещения НДС субъектами предпринимательской деятельности 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Структура поступлений по налоговым платежам, администируемых налоговыми органами Российской Федерации за 2014-2016 гг 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Динамика бюджетообразующих налогов Российской
Федерации 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Реквизиты счета-фактуры 81
Актуальность исследования обусловлена тем, что налоги и система налогообложения в любой стране были и остаются одними из самых важных вопросов. От правильного, грамотного и своевременного решения этих вопросов зависит развитие государства. Несмотря на то обстоятельство, что Правительством Российской Федерации уделяется огромное количество внимания вопросам, которые направлены на оптимизацию системы налогообложения, проблемы сбора налогов, наполняемость бюджетов разных уровней остаются значимыми всегда. Налог на добавленную стоимость представляет собой один из важнейших экономических инструментов регулирования рыночных отношений. Стоит отметить, что в российской налоговой системе налог на добавленную стоимость является одним из наиболее сложных налогов.
С каждым годом в Главу 21 Налогового Кодекса Российской Федерации вносятся многочисленные изменения и дополнения по улучшению администрирования данного налога. НДС имеет несколько ставок, систему льгот, достаточно сложный в расчетах, требует массу подтверждающих документов, зачастую встречных проверок.
Кроме того, при его исчислении возможны множественные неточности и значительные ошибки. Он также является достаточно объемным по времени при налоговых проверках. В то же время это один из налогов, который составляет основу федерального бюджета (его доля в налоговых поступлениях федерального бюджета достигает 40 %). Согласно данным ФНС, за 2016 г. сборы НДС выросли и составили 17 477 908 тыс. руб., что на 11,5 % выше, чем в 2015 г. [65]
В настоящее время в юридической науке отсутствуют комплексные исследования, объектом изучения которых являлись бы отношения по установлению, введению и взиманию НДС. Вместе с тем, НДС активно изучается отечественными исследователями как экономическая категория.
Отдельные аспекты применения НДС как в России, так и за рубежом рассмотрены в работах С.А. Верещагина, А.Н. Медведева, Б.А. Минаева, Г.Ю. Касьяновой, Е.Б. Шуваловой и других.
Цель работы - изучение нормативно-правового и нормативнопроцессуального регулирования налога на добавленную стоимость в России, а также разработка теоретических и практических выводов по совершенствованию правовых аспектов возмещения НДС.
Задачи работы:
• проанализировать правовую природу налога на добавленную стоимость;
• рассмотреть порядок исчисления налога на добавленную стоимость;
• исследовать порядок предоставления вычета по налогу на добавленную стоимость и его документальное оформление;
• выявить проблемные вопросы, возникающие при возмещении налога на добавленную стоимость в практике налоговых органов;
• определить направления совершенствования законодательства в сфере возмещения НДС налоговыми органами;
• обозначить проблемные вопросы, возникающие при возмещении налога на добавленную стоимость у субъектов предпринимательской деятельности;
• предложить направления совершенствования законодательства в сфере возмещения НДС субъектами предпринимательской деятельности.
Объект работы - общественные отношения, возникающие при возмещении налога на добавленную стоимость.
Предмет работы - совокупность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в России, а также практика его возмещения.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания общественных явлений, специальные и частно-научные методы: системно-структурный анализ, сравнительное правоведение, формальноюридический и другие.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды и содержащиеся в них положения теории гражданского и налогового права, а также материалы диссертаций и научных статей по исследуемым вопросам.
Нормативной базой исследования стали Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты в данной сфере.
Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой комплексное научное исследование теоретических и практических аспектов правового регулирования налога на добавленную стоимость, по результатам которого уточнены отдельные теоретические положения, касающиеся налога на добавленную стоимость, а также разработаны и внесены предложения по дополнению и уточнению законодательных норм Российской Федерации, регулирующих данные отношения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные автором теоретические выводы, практические рекомендации и предложения вносят определенный вклад в правовую науку, систематизируют научные знания по вопросам налога на добавленную стоимость, а также могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях.
Результаты выпускной квалификационной работы имеют практическую значимость, содержат выводы, практические рекомендации и предложения по совершенствованию норм налогового права, касающихся правового регулирования налога на добавленную стоимость в России и практики его возмещения.
В заключение стоит отметить, что несовершенство российского законодательства способствует сегодня развитию многочисленных схем мошенничества по получению несправедливой компенсации по налогу, что отрицательно сказывается на размерах государственной казны, чаще всего такие преступления в данной области совершаются в тех отраслях, которые характеризуются крупными оборотами денежных средств. Очевидно, что незаконное возмещение налога на добавленную стоимость - одна из острых проблем на сегодняшний день. Все причины такого положения дел являются взаимосвязанными и взаимодополняющими: большое количество неясностей законодательных положений, которые регламентируют организацию и порядок проведения налогового контроля, коррумпированность уполномоченных контролирующих органов всех уровней власти, отсутствие организованной системы информационного обеспечения и информационного обмена между контролирующими органами всех уровней, развивающаяся интеграция российской экономики в сторону гармонизации национальных налоговых систем, появление необходимости решения общемировых налоговых проблем, которые связаны с минимизацией налогообложения: применение оффшоров в России (свободно-экономических зон), регулирование трансфертного ценообразования, в целях налогообложения, отсутствие на сегодняшний день законодательно установленных и четко обозначенных мер государственного регулирования трансфертного ценообразования и сделок между взаимозависимыми лицами.
В целом же многообразие видов преступных схем достоверно свидетельствует о том, что без четкого представления об основных схемах невозможно пресечь данный вид мошенничества на начальных стадиях его совершения.
Анализ практики возмещения НДС свидетельствует о том, что существующий сегодня порядок возврата данного вида налога предпринимателями позволяет злоумышленникам незаконно требовать возмещения НДС из бюджета на основании фиктивно возникшей разницы «входного» и уплаченного налога. Тем самым, из федерального бюджета изымаются значительные средства.
Совершение преступлений данной категории представляет особую угрозу безопасности России в связи с тем, что НДС является одним из бюджетообразующих налогов, его поступления в бюджет составляют около 40 %. Отсюда можно заключить, что данный косвенный налог, с одной стороны необходим и призван пополнять бюджет страны, с другой - он является одним из проблемных налогов, ведь именно при его определении развилась система различных сомнительных схем в учете и документообороте. Для решения названных проблем необходимы конкретные меры, например, более жесткий контроль над применением налоговых льгот, контроль и более жесткие административные наказания при несвоевременной оплате налога, в особых случаях - лишение льготы, контроль за деятельностью самих налоговых инспекций, борьба с коррупцией. Только комплексный подход позволит решить данную проблему и свести количество преступных схем к минимуму. Однако одними уголовно-правовыми мерами не обойтись, необходимо улучшать налоговое администрирование. Руководство ФНС уделяет этому вопросу большое внимание, таким образом, была разработана и внедрена автоматизированная система контроля.
Основная идея ФНС - проверять соответствие материальных и финансовых потоков. Чтобы решить эту задачу, необходимо в ограниченное время получать налоговую отчетность, упаковывать ее и обрабатывать. С 2014 года все, кто предъявляет вычеты по налогу на добавленную стоимость, сдают декларации в электронном виде. Но важно все держать в одном кулаке: декларации по налогу на добавленную стоимость в электронном виде, которые при вычете очень быстро обрабатываются, книга учета покупок-продаж в электронном виде и счета- фактуры также в электронном виде.
В ближайшее время вводится в эксплуатацию единое электронное хранилище данных, в котором будут накапливаться сведения обо всех облагаемых налогом операциях. Это позволит автоматически сопоставлять сведения о покупках и продажах и выявлять как организации, занизившие свои налоговые обязательства по ошибке, так и мошенников. Компания один раз проведя сомнительную операцию, оставит след в системе. И в дальнейшем восстановить свою репутацию в глазах налоговых органов и бизнеса будет очень сложно. Таким образом, можно говорить, что налоговая служба вводит новое понятие «чистая история налогоплательщика» - собственно от этого будет зависеть степень доверия к нему со стороны налоговых органов.
Вторым этапом является переход на рискоориентированный контроль операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Он построен на принципе зеркальности отражения операций у покупателя и продавца. То есть если компания заявляет вычет налога, значит, ее контрагентом в бюджете должен быть сформирован источник.
Полностью указанная система должна заработать с 1 квартала 2018 года. Если ФНС построит эту систему и соберет все данные, в результате получится полная картина: будут видны все цепочки и разрывы в этих цепочках, отмеченные красным цветом. Это система, в которой будут сопоставляться товарные и финансовые потоки, которая окажет существенное влияние на прозрачность налогового администрирования.
Несмотря на все изменения, вносимые для усовершенствования НДС, остаётся ряд проблем, которые требуют применения необходимых мер со стороны государства.
...
1. Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 22 декабря.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2000. - 07 августа. - № 32. - С. 3340.
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Российская газета. - 1996. - 25 июня.
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Российская газета. - 1996. - 10 февраля.
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Российская газета. - 1994. - 08 декабря.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. - 2011. - 10 февраля.
7. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. - 1995. - 18 августа.
8. Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел
Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (утв. МВД России № 1/8656, ФНС России № ММВ-27-4/11 13.10.2010). - СПС
«Консультант Плюс».
9. Приказ ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 «Об утверждении
форм и порядка заполнения реестров, предусмотренных п. 15 ст. 165 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка представления реестров в электронной форме». - СПС
«Консультант Плюс».
10. Приказ ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@ «Об утверждении
форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме». - СПС
«Консультант Плюс».
11. Письмо Минфина Российской Федерации от 12.05.2015
№ 03-07-11/27161. - СПС «Консультант Плюс».
12. Письмо Минфина Российской Федерации от 14.10.2010 № 03-07-10/13. - СПС «Консультант Плюс».
13. Письмо Минфина Российской Федерации от 20.03.2009 № 03-07-10/07. - СПС «Консультант Плюс».
14. Письмо Минфина Российской Федерации от 29.12.2007 № 03- 07-11/648. - СПС «Консультант Плюс».
15. Письмо Минфина Российской Федерации от 07.03.2007 № 03-07-15/29 «О порядке применения НДС и регистрации счетов-фактур в книге покупок и книге продаж при возврате товаров». - СПС «Консультант Плюс».
... всего 64 источников