СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
|
Аннотация
Введение 8
1 Стратегическое развитие агропродовольственных организаций 10
1.1 Сущность стратегического развития и стратегии организации 10
1.2 Типы и виды стратегий 23
2 Концепция продовольственной безопасности в современных условиях 35
2.1 Социально-экономическая сущность продовольственной безопасности 35
2.2 Анализ уровня физической и экономической доступности для населения 49 Российской Федерации
2.3 Безопасное и качественное продовольствие как элемент продовольственной 63 безопасности
3 Стратегическое развитие российских компаний и продовольственная 79 безопасность
3.1 Анализ деятельности крупных агрохолдингов 79
3.2 Агробизнес и государство: взаимозависимость интересов 92
Заключение 103
Список использованной литературы 107
Приложение А Динамика потребления продуктов питания в домашних хозяйствах 117
Приложение Б Расчет коэффициента физической доступности питания в разрезе 118 10%-х групп населения
Введение 8
1 Стратегическое развитие агропродовольственных организаций 10
1.1 Сущность стратегического развития и стратегии организации 10
1.2 Типы и виды стратегий 23
2 Концепция продовольственной безопасности в современных условиях 35
2.1 Социально-экономическая сущность продовольственной безопасности 35
2.2 Анализ уровня физической и экономической доступности для населения 49 Российской Федерации
2.3 Безопасное и качественное продовольствие как элемент продовольственной 63 безопасности
3 Стратегическое развитие российских компаний и продовольственная 79 безопасность
3.1 Анализ деятельности крупных агрохолдингов 79
3.2 Агробизнес и государство: взаимозависимость интересов 92
Заключение 103
Список использованной литературы 107
Приложение А Динамика потребления продуктов питания в домашних хозяйствах 117
Приложение Б Расчет коэффициента физической доступности питания в разрезе 118 10%-х групп населения
В современных условиях политической и экономической нестабильности, стратегическое развитие компании становится особенно необходимым в силу трудной предсказуемости и сильной изменчивости внешней среды, постоянно повышающейся степени неопределенности, появлению все новых факторов риска. В связи с чем нестабильная внешняя среда ставит перед компанией не только задачу выжить, но и построить более сложную и надежную стратегию непрерывного развития, разработать детальную систему управления. Основой стратегического управления является стратегия, которая в свою очередь не является константой, в изменяющемся мире она является защитной оболочкой компании, и обеспечивает ее безопасное и бескризисное развитие.
Стратегии компаний могут быть ориентированы на достижение различных целей. В связи с событиями последних лет в Российской Федерации особо актуальным стал вопрос собственного производства продукции сельского хозяйства и снижение доли импорта, а точнее полного импортозамещения. Такие изменения во внешней среде повлияли на стратегии развития продовольственных и сельскохозяйственных компаний. В связи с этим наблюдается тенденция переориентации стратегических приоритетов, актуальной становится стратегия, ориентированная на обеспечение продовольственной безопасности страны.
На сегодняшний день обеспечение продовольственной безопасности страны является стратегически важным аспектом в развитии современного общества, проблема приобретает глобальный характер и становится одной из ключевых. Важность ее решения обусловлена высокой степенью влияния на благополучие и стабильность в мире и в каждой отдельно взятой стране. Выше сказанное, а также отсутствие исследований в сфере взаимодействия стратегических приоритетов развития организаций и обеспечения продовольственной безопасности страны, объясняет актуальность исследования магистерской диссертации.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование стратегического развития российских компаний как одного из факторов обеспечения продовольственной безопасности России. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть существующие подходы к стратегическому развитию современных организаций.
2. Исследовать концепцию продовольственной безопасности как стратегически важный аспект развития современного общества.
3. Проанализировать взаимодействие стратегического развития российского агробизнеса и достижения показателей по продовольственной безопасности.
Цели и задачи работы предопределили ее структуру. Она состоит из введения, заключения, трех глав, семи параграфов и двух приложений. Список литературы включает 100 источников, 10 из них на иностранном языке.
В первой главе рассматривается необходимость стратегического развития компании, элементы стратегического управления, типы и виды стратегий. Во второй главе была исследована концепция продовольственной безопасности как стратегически важный аспект в развитии современного общества, и заключительная третья глава является итогом изучения теоретического материала и представляет собой анализ влияния стратегического развития компаний на продовольственную безопасность России.
Объектом исследования является деятельность российских продовольственных компаний в рамках политики продовольственной безопасности. Предметом настоящего исследования является влияние стратегических приоритетов компаний на продовольственную безопасность Российской Федерации. Исследование осуществлялось на основе системного подхода, а также сравнительного анализа и статистических методов.
Элемент новизны исследования состоит в анализе стратегического развития российских агропродовольственных компаний в рамках существующей концепции продовольственной безопасности. Также был выполнен расчет показателей по направлениям продовольственной безопасности (физическая и экономическая доступность, качество продовольствия).
Основой для теоретического исследования послужили работы российских и зарубежных авторов (И. Ансофф, А.А. Томпсон, Х. Виссема, Р. М. Грант, А. Т. Зуб), периодические издания, официальные источники в сети Интернет. Практическая часть исследования основана на анализе статистических данных, сведений новостных ресурсов и периодических изданий, а также информации, собранной во время прохождения производственной практики в ФБУ «Томский ЦСМ».
Основные положения и результаты работы по теме магистерской диссертации опубликованы в статье «Концепция продовольственной безопасности: особенности реализации в России» в рамках V Международной научной конференции «Институциональная трансформация экономики: пространство и время».
Стратегии компаний могут быть ориентированы на достижение различных целей. В связи с событиями последних лет в Российской Федерации особо актуальным стал вопрос собственного производства продукции сельского хозяйства и снижение доли импорта, а точнее полного импортозамещения. Такие изменения во внешней среде повлияли на стратегии развития продовольственных и сельскохозяйственных компаний. В связи с этим наблюдается тенденция переориентации стратегических приоритетов, актуальной становится стратегия, ориентированная на обеспечение продовольственной безопасности страны.
На сегодняшний день обеспечение продовольственной безопасности страны является стратегически важным аспектом в развитии современного общества, проблема приобретает глобальный характер и становится одной из ключевых. Важность ее решения обусловлена высокой степенью влияния на благополучие и стабильность в мире и в каждой отдельно взятой стране. Выше сказанное, а также отсутствие исследований в сфере взаимодействия стратегических приоритетов развития организаций и обеспечения продовольственной безопасности страны, объясняет актуальность исследования магистерской диссертации.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование стратегического развития российских компаний как одного из факторов обеспечения продовольственной безопасности России. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть существующие подходы к стратегическому развитию современных организаций.
2. Исследовать концепцию продовольственной безопасности как стратегически важный аспект развития современного общества.
3. Проанализировать взаимодействие стратегического развития российского агробизнеса и достижения показателей по продовольственной безопасности.
Цели и задачи работы предопределили ее структуру. Она состоит из введения, заключения, трех глав, семи параграфов и двух приложений. Список литературы включает 100 источников, 10 из них на иностранном языке.
В первой главе рассматривается необходимость стратегического развития компании, элементы стратегического управления, типы и виды стратегий. Во второй главе была исследована концепция продовольственной безопасности как стратегически важный аспект в развитии современного общества, и заключительная третья глава является итогом изучения теоретического материала и представляет собой анализ влияния стратегического развития компаний на продовольственную безопасность России.
Объектом исследования является деятельность российских продовольственных компаний в рамках политики продовольственной безопасности. Предметом настоящего исследования является влияние стратегических приоритетов компаний на продовольственную безопасность Российской Федерации. Исследование осуществлялось на основе системного подхода, а также сравнительного анализа и статистических методов.
Элемент новизны исследования состоит в анализе стратегического развития российских агропродовольственных компаний в рамках существующей концепции продовольственной безопасности. Также был выполнен расчет показателей по направлениям продовольственной безопасности (физическая и экономическая доступность, качество продовольствия).
Основой для теоретического исследования послужили работы российских и зарубежных авторов (И. Ансофф, А.А. Томпсон, Х. Виссема, Р. М. Грант, А. Т. Зуб), периодические издания, официальные источники в сети Интернет. Практическая часть исследования основана на анализе статистических данных, сведений новостных ресурсов и периодических изданий, а также информации, собранной во время прохождения производственной практики в ФБУ «Томский ЦСМ».
Основные положения и результаты работы по теме магистерской диссертации опубликованы в статье «Концепция продовольственной безопасности: особенности реализации в России» в рамках V Международной научной конференции «Институциональная трансформация экономики: пространство и время».
Стратегическое развитие связано с формированием потенциала предприятия с помощью наиболее эффективного использования ресурсов компании, созданием сильной стратегии, способной обеспечить выживание компании в перспективе, не смотря на влияние нестабильной внешней среды. Главная особенность стратегического управления заключается в том, что действия и решения относительно развития компании принимаются в настоящий момент, которые в свою очередь непосредственно оказывают влияние на выживаемость фирмы в будущем. Так же на стратегическое управление влияют и национальные особенности, российские компании в этом случае не исключение.
Самым важным процессом в стратегическом управлении считается выбор стратегии. При этом стратегию не следует воспринимать как константу. В изменяющемся мире стратегия является защитной оболочкой компании, которая обеспечивает ее безопасное и бескризисное развитие. В самом общем виде организация имеет пять вариантов стратегического развития: оставить все без изменений, обеспечить внутренний рост, выбрать стратегию внешнего роста, произвести изъятие вложений, выйти на международный рынок. Эти стратегии являются наиболее популярными и базовыми, но это совсем не значит, что не существует других стратегий, так, например, в связи с событиями последних лет в Российской Федерации особо актуальным стал вопрос собственного производства продукции сельского хозяйства и снижение доли импорта, а точнее полного импортозамещения. Такие изменения во внешней среде повлияли на стратегии развития продовольственных и сельскохозяйственных компаний, в связи, с чем у последних наблюдается тенденция переориентации своих стратегических приоритетов. В настоящее время актуальной стала стратегия, ориентированная на обеспечение продовольственной безопасности страны.
Вопросы, связанные с продовольственной безопасностью, начали активно исследоваться еще во второй половине 20 века, однако многие нюансы этой проблемы до сих пор остаются дискуссионными в отношении термина продовольственная безопасность. Продовольственная безопасность - положение экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность населения к качественным продуктам питания в соответствии с физиологическими нормами. Главным документом для разработки программ, нормативных актов и концепций в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является доктрина продовольственной безопасности. Она содержит систему показателей для оценки обеспечения продовольственной безопасности, требования к отношению удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной 103
продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов. С недавних пор в доктрину были внесены изменения, которые способствовали расширению понятия продовольственная безопасность, теперь она рассматривается не только как продовольственная независимость страны, вниманию подлежит физическая и экономическая доступность продовольствия для населения.
При расчете физической доступности продовольствия для населения Российской Федерации было выявлено, что только 4 из 9 продуктов питания доступны гражданам в полной мере: хлебные продукты, сахар, мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты. Значительное превышение нормы потребления наблюдается по сахару (на 33% выше по отношению к рациональным нормам в 2016г.) и мясу (на 20% выше по отношению к рациональным нормам в 2016г.) При этом потребление значительно отличается в зависимости от места проживания домашних хозяйств.
Исследование уровня экономической доступности происходило через оценку таких показателей как: стоимость минимального набора продуктов и стоимость набора продуктов питания, соответствующего рациональным нормам, уровень и динамика доходов населения, уровень бедности, величина расходов населения Российской Федерации на питание. Доля стоимости набора продуктов питания, соответствующего рациональным нормам в денежных доходах населения с 2012 по 2014 гг. снижается, затем растет и достигает 17%. При этом увеличение стоимости набора продуктов питания в денежных доходах населения происходит из-за неравномерного возрастания стоимости продуктов питания и доходов населения. С 2015 г. значительно замедляется темп роста доходов населения, а стоимость набора продуктов питания продолжает расти в прежнем темпе.
Интегральный показатель экономической доступности, рассчитанный в процессе анализа, позволил сделать вывод - в среднем население с 2012- 2016 гг. осуществляло затраты на продукты питания в объемах, необходимых для приобретения рационального набора пищевых продуктов за исключением 2012 г. Уровень возможности приобретения основных продуктов питания по рекомендованным нормам в 2016 г. составил 99,7 %.
Исследование качества продовольственных продуктов позволило выявить наиболее «проблемные» группы продукции. Более половины продукции, поступающей на рынок, отвечает требованиям нормативных документов, т.е. является безопасной и качественной. Соответствует требованиям нормативных документов 65 % продукции по показателям качества и безопасности. 35% - не соответствующая продукция, в т.ч. 10 % - по показателям безопасности. В то же время, 10 % опасной продукции, 16 % продукции, признанной фальсификатом, выпускаются отечественными производителями. В группу 104
риска пищевой продукции попали продукты массового спроса - мясные и молочные продукты ежедневного потребления (масло сливочное, мороженое, кисломолочные продукты, колбасные изделия, изделия общепита). При этом 100 образцов продукции известных брендов подтвердили свое качество, среди них такие известные торговые марки, как «Простоквашино», «BioMax», «6 соток», «Фрау Марта», «Danone».
Анализ деятельности крупных агрохолдингов позволил прийти к выводу, что стратегическое развитие, которое является неотъемлемой частью существования компаний, способствуют достижению показателей продовольственной безопасности в стране. Так, например, стратегия вертикальной интеграции дает возможность следить за качеством на каждом этапе производства продуктов: от посева зерна до выпекания хлеба, от выпаса коров на зеленых пастбищах до упаковки свежего молока, от кормления птицы сбалансированными кормами до продажи отборного яйца и качественного мяса. Благодаря данной стратегии повышается уровень качества производимого продовольствия внутри страны. Повышению качества способствует и стремление агропродовольственных компаний использовать в своей деятельности современные технологии.
Так же использование стратегии вертикальной интеграции способствует увеличению производственных показателей в стране в отраслях, которые не связаны с их основным видом деятельности. Так, например, производители мяса в рамках данной стратегии развивают одновременно отрасль растениеводства, чтобы обеспечить производство собственной кормовой базой.
Вертикальная интеграция позволяет агрохолдингам сохранять независимость от конъюнктуры различных сырьевых рынков, изменения цен на отдельные виды сырья, оптимизировать себестоимость продукции и минимизировать возможные риски. В результате чего цены на продовольственные продукты ниже, чем у импортной продукции. Все это способствует обеспечению экономической доступности продовольствия для населения страны.
Агропродовольственные компании активно работают над расширением рынков сбыта в России и за рубежом, создают собственные дистрибьюторские сети, стремятся к укреплению лидирующих позиций в регионе собственного присутствия, и тем самым обеспечивают физическую доступность к продовольствию для населения страны....
Самым важным процессом в стратегическом управлении считается выбор стратегии. При этом стратегию не следует воспринимать как константу. В изменяющемся мире стратегия является защитной оболочкой компании, которая обеспечивает ее безопасное и бескризисное развитие. В самом общем виде организация имеет пять вариантов стратегического развития: оставить все без изменений, обеспечить внутренний рост, выбрать стратегию внешнего роста, произвести изъятие вложений, выйти на международный рынок. Эти стратегии являются наиболее популярными и базовыми, но это совсем не значит, что не существует других стратегий, так, например, в связи с событиями последних лет в Российской Федерации особо актуальным стал вопрос собственного производства продукции сельского хозяйства и снижение доли импорта, а точнее полного импортозамещения. Такие изменения во внешней среде повлияли на стратегии развития продовольственных и сельскохозяйственных компаний, в связи, с чем у последних наблюдается тенденция переориентации своих стратегических приоритетов. В настоящее время актуальной стала стратегия, ориентированная на обеспечение продовольственной безопасности страны.
Вопросы, связанные с продовольственной безопасностью, начали активно исследоваться еще во второй половине 20 века, однако многие нюансы этой проблемы до сих пор остаются дискуссионными в отношении термина продовольственная безопасность. Продовольственная безопасность - положение экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность населения к качественным продуктам питания в соответствии с физиологическими нормами. Главным документом для разработки программ, нормативных актов и концепций в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является доктрина продовольственной безопасности. Она содержит систему показателей для оценки обеспечения продовольственной безопасности, требования к отношению удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной 103
продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов. С недавних пор в доктрину были внесены изменения, которые способствовали расширению понятия продовольственная безопасность, теперь она рассматривается не только как продовольственная независимость страны, вниманию подлежит физическая и экономическая доступность продовольствия для населения.
При расчете физической доступности продовольствия для населения Российской Федерации было выявлено, что только 4 из 9 продуктов питания доступны гражданам в полной мере: хлебные продукты, сахар, мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты. Значительное превышение нормы потребления наблюдается по сахару (на 33% выше по отношению к рациональным нормам в 2016г.) и мясу (на 20% выше по отношению к рациональным нормам в 2016г.) При этом потребление значительно отличается в зависимости от места проживания домашних хозяйств.
Исследование уровня экономической доступности происходило через оценку таких показателей как: стоимость минимального набора продуктов и стоимость набора продуктов питания, соответствующего рациональным нормам, уровень и динамика доходов населения, уровень бедности, величина расходов населения Российской Федерации на питание. Доля стоимости набора продуктов питания, соответствующего рациональным нормам в денежных доходах населения с 2012 по 2014 гг. снижается, затем растет и достигает 17%. При этом увеличение стоимости набора продуктов питания в денежных доходах населения происходит из-за неравномерного возрастания стоимости продуктов питания и доходов населения. С 2015 г. значительно замедляется темп роста доходов населения, а стоимость набора продуктов питания продолжает расти в прежнем темпе.
Интегральный показатель экономической доступности, рассчитанный в процессе анализа, позволил сделать вывод - в среднем население с 2012- 2016 гг. осуществляло затраты на продукты питания в объемах, необходимых для приобретения рационального набора пищевых продуктов за исключением 2012 г. Уровень возможности приобретения основных продуктов питания по рекомендованным нормам в 2016 г. составил 99,7 %.
Исследование качества продовольственных продуктов позволило выявить наиболее «проблемные» группы продукции. Более половины продукции, поступающей на рынок, отвечает требованиям нормативных документов, т.е. является безопасной и качественной. Соответствует требованиям нормативных документов 65 % продукции по показателям качества и безопасности. 35% - не соответствующая продукция, в т.ч. 10 % - по показателям безопасности. В то же время, 10 % опасной продукции, 16 % продукции, признанной фальсификатом, выпускаются отечественными производителями. В группу 104
риска пищевой продукции попали продукты массового спроса - мясные и молочные продукты ежедневного потребления (масло сливочное, мороженое, кисломолочные продукты, колбасные изделия, изделия общепита). При этом 100 образцов продукции известных брендов подтвердили свое качество, среди них такие известные торговые марки, как «Простоквашино», «BioMax», «6 соток», «Фрау Марта», «Danone».
Анализ деятельности крупных агрохолдингов позволил прийти к выводу, что стратегическое развитие, которое является неотъемлемой частью существования компаний, способствуют достижению показателей продовольственной безопасности в стране. Так, например, стратегия вертикальной интеграции дает возможность следить за качеством на каждом этапе производства продуктов: от посева зерна до выпекания хлеба, от выпаса коров на зеленых пастбищах до упаковки свежего молока, от кормления птицы сбалансированными кормами до продажи отборного яйца и качественного мяса. Благодаря данной стратегии повышается уровень качества производимого продовольствия внутри страны. Повышению качества способствует и стремление агропродовольственных компаний использовать в своей деятельности современные технологии.
Так же использование стратегии вертикальной интеграции способствует увеличению производственных показателей в стране в отраслях, которые не связаны с их основным видом деятельности. Так, например, производители мяса в рамках данной стратегии развивают одновременно отрасль растениеводства, чтобы обеспечить производство собственной кормовой базой.
Вертикальная интеграция позволяет агрохолдингам сохранять независимость от конъюнктуры различных сырьевых рынков, изменения цен на отдельные виды сырья, оптимизировать себестоимость продукции и минимизировать возможные риски. В результате чего цены на продовольственные продукты ниже, чем у импортной продукции. Все это способствует обеспечению экономической доступности продовольствия для населения страны.
Агропродовольственные компании активно работают над расширением рынков сбыта в России и за рубежом, создают собственные дистрибьюторские сети, стремятся к укреплению лидирующих позиций в регионе собственного присутствия, и тем самым обеспечивают физическую доступность к продовольствию для населения страны....
Подобные работы
- Государственная политика импортозамещения как основа обеспечения продовольственной безопасности регионов Российской Федерации (на примере Белгородской области)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС на основе анализа современного состояния рынка (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА СЕРБИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - МОНИТОРИНГ ФАКТОРОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Продовольственная безопасность России и КНР в современных условиях
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2023 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИИ И ЕЁ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017





