Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ СТУДЕНЧЕСТВА ТОМСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТЕ 1920-1931 ГГ 15
Глава 2. МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА 24
Глава 3. УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В УПРАВЛЕНИИ ВУЗОМ 44
Глава 4. СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ТГУ НА
ПРИМЕРЕ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
Актуальность темы, избранной в качестве бакалаврской работы, определяется возможностью проведения параллели между рассматриваемым в исследовании периодом (1920-е - начало 1930-х гг.) и современным этапом в развитии отечественной истории. Сходство их в том, что мы сейчас, как после революции 1917 г., столетие которой мы отмечаем в этом году, решаем задачу созидания нового общества.
Происходившие в то время изменения охватили все стороны жизни общества, в том числе и высшую школу. Новые ориентиры, установки правящей коммунистической партии и новая экономическая политика, ставшая на какое-то время «скелетом» в развитии государства, последовавшие после ее свертывания индустриализация и коллективизация, не могли не сказаться и на высшей школе, и на студенчестве. Шла смена парадигм экономического, политического, а главное ментального развития, главную роль в котором должна была играть молодежь, в том числе и студенческая.
Каждый новый шаг делался с оглядкой на прошлое, но при всем этом внимание акцентировалось на будущем. Формировавшемуся советскому обществу необходима была новая прослойка мотивированной и успешной молодежи. Глядя на прошлое из сегодняшнего дня, сложно не сравнивать молодежь 1920-х годов с современной молодежью, которая испытывает не менее турбулентные преобразования на своем жизненном пути.
И в наши дни мы наблюдаем схожие процессы. Естественно, что сходство это не буквальное. Методом проб и ошибок деятели того времени реформировали высшую школу, пытаясь добиться максимального соответствия видимых результатов веяниям времени. Но, так как опыт подобного рода реорганизации отсутствовал, двигаться во многом приходилось на ощупь. Безусловно, это часто приводило к довольно серьезным промахам, прямо противоположным крайностям. Подобного рода реформирование высшей школы происходит и в настоящее время.
Выбор темы бакалаврской работы в определенной степени обусловлен и значительно возросшим в последние годы интересом к истории высшего образования в целом и отдельных высших учебных заведений в частности. Это вызвано стремлением извлечь из прошлого уроки, чтобы избежать ошибок в ходе современного реформирования системы высшего образования, которые, безусловно, затрагивают и студенческие массы.
Можно с уверенностью утверждать, что история Томского университета позволяет в целом проследить динамику развития высшего образования на территории нашей страны. Являясь одним из старейших в России и первым в Азиатской России высшим учебным заведением (Томский университет был учрежден в 1878 г.), он, как тип классического
университета, воплощал в жизнь традиции российского классического университетского образования. После окончания Гражданской войны университет, как неотъемлемая составляющая жизни общества, подвергся экспериментам, происходившим в отечественном высшем образовании, часть из которых, например, с внедрением бригадно-лабораторного метода в преподавание, окончилась провалом.
Новые ориентиры, установки правящей коммунистической партии и новая экономическая политика, ставшая на какое-то время «скелетом» в развитии государства, последовавшие после ее свертывания индустриализация и коллективизация, не могли не сказаться и на студенчестве. Шла смена парадигм экономического, политического, а главное ментального развития, главную роль в котором должна была играть молодежь, в том числе и студенческая.
Однако, с другой стороны, характер преобразований часто носил противоречивый характер. Нередко имели случаи не примирения студенчества с новыми правилами игры, которые были неприемлемыми для молодежи по многим причинам: устоявшиеся ценности, советы родителей, «ментальная закалка» однокурсников и другое, что порождало изначальную конфликтность внутри молодежной группы. Главную роль в этом вопросе играло государство, которое на первых порах не справлялось со «студенческим вопросом», а в некоторых случаях у главного института власти элементарно не хватало времени, чтобы качественно заняться вопросами подготовки будущих специалистов
В начале 1920 гг., когда был взят курс на пролетаризацию высшей школы, социальный состав студентов Томского государственного университета был далеко неоднороден. Подавляющую массу студенчества ТГУ по-прежнему составляли выходцы из служащих, интеллигенции и мещан. В 1923/24 учебном году, например, процент выходцев из рабочих и крестьян среди студентов составил всего 10,7 %, а спустя 2 года (в 1926/27 учебном году) - 33,7%. Таким образом, в классовом отношении состав студенчества был еще недостаточно пролетаризирован, а число студентов- партийцев достигало всего 8,3%. В на медицинском факультете рабочекрестьянская прослойка в 1928 г. составила 47,9%, а на отделениях физикоматематической направленности - 43,5%, выходцев из среды служащих соответственно - 48,8% и 52,3%. Что касается партийности, то на
медицинском факультете число членов партии и комсомола (101 и 167 человек) составило 31,1%, а на физико-математическом факультете соответственно - (155 и 179 человек) или 71,3%.
Таким образом, и на том и на другом факультетах значительную часть студенчества составляли выходцы из служащих
Социальный состав студенчества отразился и на его группировке по общественно-политическим симпатиям. На первом месте по численности была мещанско-обывательски настроенная часть студенчества, составлявшая в середине 1920-х гг. до 40-50%. Причем половина из них состояла в профсоюзах, и играла в них пассивную роль. Она не отличалась особой активностью.
В связи с преобразованием в конце 1930 г. медицинского факультета (на то время лечебно-профилактического и санитарно-профилактического факультетов) в самостоятельный медицинский факультет картина социального и партийного состава студенчества Томского государственного университета была уже другая. С началом 1930-х гг. рабоче-крестьянское
большинство в ТГУ составляло в среднем 60-65 % от общего числа
студентов.
На протяжении 1920-х гг. материально-бытовое положение студенчества ТГУ постепенно улучшалось. Вместе с тем имелись трудности с обеспечением студентов общежитиями и организацией питания. Далеко не все студенты получали стипендии и вынуждены были искать дополнительные источники заработка. На низком уровне находилось и медицинское обслуживание студентов. Особого разнообразия не было и в проведении досуга (походы в театр, кино и т.п.).
Важнейшим вопросом была и организация общественного питания студентов. Для обслуживания студентов томских вузов при Центральном рабочем кооперативе (ЦРК) открылась столовая, пропускная способность которой была рассчитана на 1000 обедов. Стоимость обеда не превышала 7 руб. 50 коп. в месяц и покрывалась из сумм, отпускаемых на стипендии студентам.
В актовом зале ТГУ устраивались студенческие вечера, а артисты, приезжавшие в Томск на гастроли, нередко перечисляли гонорары с концертов на студенческие нужды. Так, в мае 1931 г. был организован силами радиоцентра концерт в пользу оздоровления студенчества. Цены на билеты были от 1 руб. до 3 руб. По инициативе профсоюзных организаций с целью удовлетворения культурных потребностей, для студентов Томска устраивались целевые спектакли местного театра.
В 1920-е гг. происходила не только пролетаризация студенчества, но имело место их широкое участие в управлении высшими учебными заведениями. Это делалось в целях противодействия «реакциннной» части профессуры. Так, Положением о высших учебных заведениях РСФСР» от 2 сентября 1921 г. представители студенчества входили в состав предметных комиссий в равном количестве с преподавателями и научными сотрудниками, в советы и президиумы факультетов, в состав совета и президиума правления вуза. Представители от студентов избирались на факультетских студенческих собраниях. Выборы в эти органы происходили ежегодно.
Студенты Томского университета на протяжении 1920-х гг. принимали самое активное участие в управлении вузом, участвуя в пересмотре учебных программ и методов преподавания. Главным образом это было, как уже отмечалось, это было вызвано недоверием советской власти к старой профессуре. Участие студентов в тех же предметных комиссиях должно было способствовать не только коренному изменению учебных планов, приспосабливая их к решению задач социалистического строительства, но и самих методов преподавания.
Лишь в конце 1920-х - начале 1930-х гг. «Положением о высших учебных заведениях» СНК РСФСР от 7 февраля 1931 г. устанавливалось, что директор вуза «осуществляет на основах единоначалия руководство и управление научно-учебной, административно-финансовой и хозяйственной работой высшего учебного заведения и несет личную ответственность за состояние последнего». Что касается участия студентов в органах управления вузом, то в этом документе, на основе которого принимались и уставы вузов, было записано: «Никаких административных и технических функций, связанных с оперативной работой высшего учебного заведения, студенты не несут».
...
1. Высшая школа в РСФСР и новое студенчество. Издание комиссии помощи пролетарскому студенчеству всероссийского центрального совета профессиональных союзов, центральных комитетов профсоюзов и международного комитета рабочей партии. 1923. 109 с.
2. Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск в XIX- первой трети XX века: управление, экономика, население. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. - 280,[4] с.
3. Дунбинский И.А.. Томское студенчество в 1920-е гг // Вопросы истории, международных отношений и документоведения: Сборник материалов Российской молодежной научной конференции. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. - Вып. 7. - С. 119121.
4. Жиляков Д.В. Культурная жизнь и организация досуга студенчества Сибири в 1920-е гг./ Реклама и коммуникации: история и современность: материалы II международной научно-практической конференции / отв. ред. И.Н. Никулина, Н.Г. Павлова; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. С. 130-136.
5. Жиляков Д.В. Культурная жизнь и организация досуга студенчества Сибири в 1920-е годы. / Актуальные проблемы региональных исследований: сборник научных трудов. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011.- Вып. X. С 15-24
6. Зиновьев В.П., Фоминых С.Ф.,. Хаминов Д.В. Некрылов С.А. Краткий очерк истории исторического факультета ТГУ // Историческому образованию в Сибири 90 лет. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. С. 8-35.
7. История Сибири. Т.5. Т. 5. Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму. [Авт. Б.Л.Борисов, Г.А.Докучаев, Ф.А.Аржанов и др.]. (1969). 472 с..
8. История города от основания до наших дней / Том. гос. ун-т ; Том. обл. краевед. музей. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Томск : Изд-во Том. ун-та , 2004. 462 с.
9. Квакин А. В. «Завоевание высшей школы»: профессорско-преподавательский состав и студенчество России в пореволюционное время (1917 - конец 1930-х годов) - Москва: Ветераны спецслужб: Науч. журн. «Экономика-Право-Политика», 2009. - 526 с.
10. Кузьмина, А. Л. Классовая борьба в вузах в период строительства социализма вокруг выдвижения студентов на научную работу / А. Л. Кузьмина // Исторический опыт борьбы коммунистической партии против буржуазной идеологии в высшей школе в период строительства социализма. - Л., 1987. - С. 98-100.
11. Кулакова, И. П. Университетское пространство и его обитатели / И. П.Кулакова. - М.: Новый хронограф, 2006. - 352 с.
12. Литвинов А.В. Образование и наука в Томском государственном университете в 20-30е гг. XX в. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. - 156 с.
13. Материальное положение студентов Воронежского университета / Под ред.и с пред. А.Н. Татарчукова. - Воронеж, 1928. - 58 с.
14. Некрылов С. А., Фоминых. С. Ф., Шандала Д. Е.. Студенты медицинского факультета Томского государственного университета (1920-1930-е гг.) -
// Сибирский медицинский журнал. Томск. - 2014. - № 2 (том. 29). - С. 91-98.
15. Орлов И. Б. «Мы грызем гранит науки, нас грызет нужда!» (Материальное положение студенчества 1920-х) / И. Б. Орлов // Духовность. - 2012. - № 2. - С. 67-100.
... всего 40 источников