🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ И СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Работа №195293

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретико-методологическое обоснование взаимосвязи социальной тревоги и суицидального поведения молодежи 12
1.1 Проблема суицидального поведения молодежи 12
1.2 Психологический анализ факторов, влияющих на формирование
суицидального поведения молодежи 18
1.3 Социальная тревога: понятие, распространенность, причины
возникновения, возрастные особенности 27
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи социальной тревоги и особенностей суицидального риска молодежи (на примере учащихся средне- специальных образовательных учреждений) 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Результаты описательной статистики суицидального риска учащихся
средне-специальных образовательных учреждений 40
2.3 Результаты описательной статистики показателей социальной тревоги
учащихся средне-специальных образовательных учреждений 53
2.4 Результаты анализа взаимосвязей показателей социальной тревоги и особенностей суицидального риска учащихся средне-специальных
образовательных учреждений 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Актуальность исследования. Вопрос суицидального поведения в последнее время становится одним из актуальнейших проблем не только науки (психологии, социологии, психиатрии, философии и др.), но и общества в целом. По официальным данным Росстата, в 2019 году было зафиксировано 692 детских суицида, в 2020-м - 788. Наряду с этим, «ежегодно каждый 12-й подросток совершает попытку суицида, что резко повышает у него риск повторного, с большой вероятностью завершенного самоубийства».
Исследования показывают, что склонность к суициду у молодых людей отмечается именно тогда, когда они находятся на пути самосознания и самоидентификации, определяют дальнейший свой путь. В этом возрасте наблюдается наибольшая концентрация конфликтных ситуаций, приводящих, в некоторых случаях, к отклонениям в поведении (девиантному поведению), в том числе, к суицидальному поведению. Негативные факторы экономической, экологической ситуации, сложности взаимодействия с близкими, друзьями, проблемы профессиональной и учебной деятельности, сложности в личных отношениях - могут привести молодых людей к появлению у них социальной тревоги, которая, впоследствии, может привести к суицидальному поведению.
Работы Сократа, Аристотеля, Канта, Платона и других философов были посвящены проблемам добровольного ухода человека из жизни. Причины такого поведения исследуются и современными философами К.В. Зориным, В. Н. Карандышевым, А. В. Мартыновым, В. Франклом, В. Э. Чудновским, Г. Чхартишвили, и др. Еще в начале прошлого века отечественные исследователи пришли к выводу, что борьба с молодежным суицидальным поведением является общей проблемой государства, общественности, семьи, школы, которую они должны решать совместными усилиями.
Роль образовательных организаций в профилактике и преодолении суицидального поведения у молодежи изучили Н. К. Крупская, Б. А. Рович,
A. Г. Трахтенберг, М. Ю. Феноменов, В. Г. Хлопин. И. Е. Майзель, П. А. Сорокин отмечали значение высокого потенциала образовательных учреждений в профилактике суицидов. Г. И. Гордоном, И. П. Островским,
B. К. Хорошко изучено влияние возрастных особенностей на суицидальное поведение обучающихся. А. Н. Острогорский, И. А. Сикорский осуществили исследования психологических причин суицидов учащихся, проблемы просвещения педагогов и родителей в сфере профилактики суицидов; А.В. Бернацкий - вопросы педагогической поддержки обучающихся в кризисе.
Таким образом, по проблеме суицидального поведения молодых людей существует множество научных разработок, однако, необходимо отметить, что единая концепция суицидального поведения и его профилактики на уровне государства, единая лицензированная программа профилактики суицидального поведения молодежи пока не разработаны.
Выбор средств по профилактике суицидального поведения обучающихся затруднен существующим в настоящее время многообразием форм, методов и технологий профилактики суицида, а также многогранностью понятия «суицид», включающего в себя совокупность взаимосвязанных факторов, провоцирующих в юношеском возрасте суицидальное поведение.
Остро стоит вопрос как об изучении факторов суицидального поведения в молодежной среде образовательных учреждений, так и о выработке системы превентивных средств.
Актуальность исследования состоит, во-первых, в значимости проблемы профилактики суицидов; во-вторых, в необходимости совершенствования деятельности социально-психологических служб, а также в развитии профессиональных компетенций психологов в области профилактики суицидального поведения учащихся средне - специальных образовательных учреждений. Для разработки данных направлений оказания помощи учащимся средне-специальных образовательных учреждений необходимо проводить постоянный мониторинг взаимосвязи социальной тревоги и суицидального риска обучающихся. Руководствуясь полученными данными разработка профилактических и коррекционных программ будет наиболее успешной.
Учитывая актуальность проблемы девиантного поведения в указанном возрасте, и самого опасного и трагического последствия - суицида, принимая во внимание произошедшие изменения в обществе, которые, возможно, повлекли за собой и определенные изменения в психике и психологии поведения у современных молодых людей, были определены объект, предмет и цель дипломной работы.
Объектом исследования является суицидальное поведение обучающихся в средне-специальных образовательных учреждениях.
Предмет исследования - взаимосвязь социальной тревоги и суицидального риска обучающихся в средне-специальных образовательных учреждениях.
Цель работы: выявить взаимосвязь социальной тревоги и
суицидального риска обучающихся в средне-специальных образовательных
учреждениях....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа посвящена актуальному вопросу установления взаимосвязи между социальной тревогой и суицидальным риском у учащихся средне- специальных образовательных учреждений.
Для достижения первой задачи был выполнен анализ научной и методической литературы по проблеме значения социальной тревоги и суицидального риска у молодых людей. Анализ теоретико-методологических подходов к вопросам возникновения социальной тревоги позволяет утверждать, что социальные страхи имеют свои особенности, состоящие в том, они являются особой формой культурно-специфичной патологии как результата современных социокультурных условий существования человека, во многом являются эмоционально-мотивационным расстройством, приводящем к дистрессу разным вариантам дезадаптации.
Детерминантой социальной тревоги могут стать личностные особенности: личностный смысл, который приобретает для учащихся непосредственная учебная деятельность; неуверенность в ситуациях учебной деятельности, в частности, при ответе на зачетах, экзаменах; социальнопсихологические качества личности, такие, как потребность в достижениях, самооценка и коммуникативная сфера. Незначительные неприятности, могут накапливаться, и расти, постепенно выводя чувство социальной тревоги из- под контроля, оказывая разрушительное воздействие на психику молодого человека и подводя его к крайней черте - между жизнью и смертью. Формируется суицидальное поведение. Риск суицидального поведения (суицидальный риск) - это комплексная характеристика психического состояния дезадаптированной личности.
Для решения второй задачи было организовано и реализовано диагностическое исследование с целью изучения состояния социальной тревоги, суицидального риска и установления их взаимосвязи у учащихся средне-специальных образовательных учреждений образования. В
исследовании принимали участие 84 учащихся, из них 42 девушки и 42 юноши в возрасте от 15-и до 20-и лет. В исследовании использовался опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой), методика оценки шкалы безнадёжности Бека, опросник социальной тревоги и социофобии (О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев). Качественный и количественный анализ осуществлялся посредством общих оценок группы участников, а также с учетом гендерного и возрастного аспекта.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
1. Большинство (64%) учащихся средне-специальных образовательных учреждений характеризуются средним уровнем суицидального риска, у 22% участников - высокий уровень. В группе максимально приближенные средние значения суицидального риска отмечены по критерию максимализма, самые низкие - по критерию арнтисуицидальный фактор. Это значит, что локальные проблемы, которые молодые люди не могут решить ситуативно, они склонны переносить на все остальные сферы жизни, не используя свой и чужой опыт решения проблемы. Большинство учащихся не задумывается о своей роли в жизни других людей, о возможных страданиях, которые близкие люди будут испытывать в случае попыток молодых людей покончить жизнь самоубийством. Также результаты свидетельствует о низком чувстве долга и ответственности.
2. Почти у половины респондентов (44%) отмечается умеренная степень выраженности безнадежности, то есть негативного отношения к предполагаемому будущему. У 18% участников - тяжелая степень безнадежности.
3. В отношении социальной тревоги выявлено, что большинство учащихся средне-специальных образовательных учреждений (65%) находятся в промежуточной зоне. Тем не менее, у 14% участников отмечена умеренно повышенная и у 7% - повышенная социальная тревога.
4. Выполнена оценка социальной тревоги и критериев суицидального риска. В целом по группе самая сильная взаимосвязь отмечена между социальной тревогой и временной перспективой (rxy 0,901). Таким образом, учащиеся, показывающие наивысший показатель социальной тревоги склонны к суициду по причине невозможности конструктивного планирования будущего, чувств неразрешенности текущих проблем и страхов неудач в будущем. По оценкам девушек: самая тесная взаимосвязь выявлена между показателями социальной тревоги и временной перспективой (rxy 0,954)
- девушки с высоким уровнем социальной тревоги склонны к совершению суицида по причине невозможности решить ситуативные проблемы и страха поражений в будущем. По оценкам юношей: самая сильная взаимосвязь выявлена между показателями социальной тревоги и несостоятельностью (rxy 0,843) - это значит, что молодые люди с высокой социальной тревогой чувствуют себя ненужными, неумелыми, «выключенными» из социального мира. При оценке учащихся в возрасте 15-16-и лет установлена самая сильная взаимосвязь между социальной тревогой и временной перспективой (rxy 0,928)
- страхами неудач и слабой мотивацией к достижению целей. При оценке показателей у учащихся в возрасте 16-17 лет самая сильная взаимосвязь установлена между социальной тревогой и несостоятельностью (rxy 0,881) - высокотревожные учащиеся средних курсов больше всего переживаю из-за отрицательной концепции собственной личности, неверия в свои возможности, таланты. Показатели учащихся в возрасте 18-20 лет свидетельствуют о том, что самая сильная взаимосвязь установлена между высоким уровнем социальной тревоги и социальным пессимизмом (rxy 0,95). Это значит, что к окончанию обучения молодые люди чувствуют враждебность окружающего мира, переживают за то, что новая роль будет для них неудачной, а окружающие люди будут настроены негативно, не соответствуя ожиданиям.....


1. Амбрумова А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида // Вопросы психологии, 2016. - № 4. - С. 91-102
2. Андрюхин Н. Г. Обзор российского законодательства в сфере профилактики суицида // Н. Г. Андрюхин. - М. : АНО ЦНПРО. - 2016. - С. 512
3. Аптер А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / А. Аптер. - М. : Смысл, 2016. - С. 192-208
4. Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом / А. Бек // Журнал практической психологии и психоанализа, 2017. - № 1. - С. 14-19
5. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология // В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. - М. : Издательство Московского социального института. -2016.
- 512 с.
6. Борисенко Ю. В. Диагностика склонности к аутодеструктивному и суицидальному поведению у подростков // Ю. В. Борисенко. - Кемерово, 2018.
- 36 с.
7. Бреслав Г. М. Психология эмоций // Г. М. Бреслав. - М. : Смысл: Академия, 2017. - 541 с.
8. Вассерман Д. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств // Ред. Д. Вассерман пер. Е. Ройне. - М. : Смысл. - 2016. - С 35-37
9. Голенков А. В. Перфекционизм и депрессия как факторы риска суицида студентов-медиков / А. В. Голенков, В. А. Филоненко, А. И. Сергеева // Академический журнал Западной Сибири, 2020. - Т. 16. - №3 (86). - С. 23-25.
10. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоциальной работы / М. В. Горская. - 2016. - №1. - С. 44-52
11. Гусакова М. П. Аутодеструктивное поведение как форма поиска смысла жизни (На материале покушений на самоубийство) / М. П. Гусакова : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Москва, 1999. - 172 с.
12. Джайнакбаев Н. Т. К вопросу определения уровня агрессии у лиц подросткового возраста как фактора суицидоопасного поведения / Н. Т. Джайнакбаев, С. З. Ешимбетова // Вестник Казахского национального медицинского университета, 2021. - № 2. - С. 122-126.
13. Диагностика личности // составитель Т. Н.Разуваева. - Шадринск, 1993. - 26 с.
14. Диденко А. В. Социальная фобия и избегающее расстройство личности: коморбидность и клинико-диагностические проблемы (аналитический обзор) / А. В. Диденко, М.М. Аксенов, О. К. Аленина // Клиническая и специальная психология, 2020. - Том 9. - №4. - С. 1-20.
15. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Э. Дюркгейм. - СПб.: Союз. - 2018. - 496 с....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ