ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ
1.1 Понятие и признаки рекламы и наружной рекламы 6
1.2 Источники правового регулирования наружной рекламы 20
II ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗМЕЩЕНИЮ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ
2.1 Понятие и виды требований, предъявляемых к рекламе (общие
и специальные) 30
2.2 Порядок и процедура размещения наружной рекламы 42
III ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ НАРУЖНОЙ
РЕКЛАМЫ
3.1 Г осударственное регулирование и контроль наружной рекламы... 59
3.2 Саморегулирование в сфере наружной рекламы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ
1.1 Понятие и признаки рекламы и наружной рекламы 6
1.2 Источники правового регулирования наружной рекламы 20
II ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗМЕЩЕНИЮ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ
2.1 Понятие и виды требований, предъявляемых к рекламе (общие
и специальные) 30
2.2 Порядок и процедура размещения наружной рекламы 42
III ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ НАРУЖНОЙ
РЕКЛАМЫ
3.1 Г осударственное регулирование и контроль наружной рекламы... 59
3.2 Саморегулирование в сфере наружной рекламы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
С развитием современного общества большую актуальность приобретают средства массовой информации, информационный рынок, в целом. На данном этапе развития средств массовой информации в России, претерпела изменения и реклама. Общественный, научный и правовой интерес к ней достаточно велик. Основой этого является тот факт, что наряду с позитивным влиянием, реклама приносит в жизнь общества немало негативных изменений. Естественно, что такое влияние не может и не должно быть оставлено государством без внимания.
Поскольку реклама представляет собой весьма многообразное явление и может быть распространена самыми различными способами, значение эффективности правового регулирования рекламы меняется в зависимости от того, какой вид рекламной деятельности является предметом регулирования. Чем более популярен той или иной вид рекламы, и чем больше влияния он оказывает на потребителей, тем все более важным становится недопущение злоупотреблений в первую очередь именно в данном сегменте рекламной деятельности.
С этой точки зрения наружная реклама нуждается в особом внимании со стороны научного сообщества, законодателя и правоприменителей по следующим причинам.
Во-первых, она получила широкое распространение в крупных российских городах, и объемы ее производства продолжают наращиваться.
Из первой причины частично вытекает вторая - наружная реклама имеет возможность оказывать на потребителей весьма сильное и устойчивое воздействие, поскольку жители городов встречаются с ней ежедневно, вне зависимости от своего желания, и рекламные сообщения автоматически фиксируются и запоминаются потребителями.
В-третьих, наружная реклама создала вокруг себя самостоятельную индустрию, в которую вовлечены самые различные субъекты как частного, так и государственного сектора - начиная от маркетинговых агентств, занимающихся разработкой рекламных кампаний, и заканчивая органами местного самоуправления, ответственными за выдачу разрешений на установку рекламных конструкций. Соответственно, в данной сфере экономики обращаются значительные капиталы, что неизбежно оказывает влияние на экономику государства в целом.
Все выше указанные причины обуславливают актуальность данной работы.
Общей целью исследования является правовой анализ методов регулирования наружной рекламы в России, выявление проблем правового регулирования наружной рекламы и разработка путей решения выявленных проблем.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- рассмотреть понятие рекламы, наружной рекламы;
- выделить признаки наружной рекламы;
- раскрыть источники правового регулирования рекламы;
- обозначить требования, предъявляемые к рекламе: дать
характеристику видов требований, проанализировать порядок и процедуру размещения наружной рекламы;
- провести анализ практики контроля государства наружной рекламы;
- раскрыть особенности саморегулирования наружной рекламы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе создания, производства и размещения наружной рекламы.
Предметом исследования являются правовые нормы, направленные на регулирование отношений в сфере рекламы в Российской Федерации, практика их применения, совокупность теоретических положений о рекламе в целом и наружной рекламе.
Нормативно-теоретическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее законодательство, регламентирующее правоотношения в сфере рекламы, нормативно правовые акты органов местного самоуправления.
В работе использованы постановления и определения Верховного суда Российской Федерации, Конституционного суда РФ, иных судов. В процессе работы использовались источники отечественных и зарубежных ученых - юристов: Т.Е. Абовой, Д.Б. Абушенко, В.Н. Аргуновым, М.В. Барановой, Е.А. Борисовой, H.A. Васильчиковой, А.П. Вершининым, М.А. Викут, Э. Гавриловым, А.Г.Давтян, В.М. Жуйковым, И.М. Зайцевым, Л.М.
Звягинцевой, С.А. Ивановой, Г.П. Ивлиевым, А.Я. Клейменовым, П.П. Колесовым, А.Н. Костенко, С.А. Кузнецовым, Г.Ф. Кулаковым, Р.М.
Лисецкий, Я.А. Львовым, Ю.А. Михалиной.
Методологические основы исследования. В процессе научного исследования использовались две группы методов: общие и специальные. К числу общих относятся: диалектический метод как основной способ объективного и всестороннего познания действительности, а также формально-логический метод, в том числе приемы анализа и синтеза, дедукции и индукции, системный подход. Из специальных методов познания наиболее широко применялся сравнительно-правовой, формальноюридический, метод правового моделирования и другие методы научного познания.
Эмпирическую базу исследования составили материалы периодической печати и справочная литература, судебная практика.
Структура работы обусловлена поставленной целью и вытекающими из нее задачами, а также логикой изложения материала. Работа содержит введение, три главы, включающие, шесть параграфов, заключение, список использованных источников.
Поскольку реклама представляет собой весьма многообразное явление и может быть распространена самыми различными способами, значение эффективности правового регулирования рекламы меняется в зависимости от того, какой вид рекламной деятельности является предметом регулирования. Чем более популярен той или иной вид рекламы, и чем больше влияния он оказывает на потребителей, тем все более важным становится недопущение злоупотреблений в первую очередь именно в данном сегменте рекламной деятельности.
С этой точки зрения наружная реклама нуждается в особом внимании со стороны научного сообщества, законодателя и правоприменителей по следующим причинам.
Во-первых, она получила широкое распространение в крупных российских городах, и объемы ее производства продолжают наращиваться.
Из первой причины частично вытекает вторая - наружная реклама имеет возможность оказывать на потребителей весьма сильное и устойчивое воздействие, поскольку жители городов встречаются с ней ежедневно, вне зависимости от своего желания, и рекламные сообщения автоматически фиксируются и запоминаются потребителями.
В-третьих, наружная реклама создала вокруг себя самостоятельную индустрию, в которую вовлечены самые различные субъекты как частного, так и государственного сектора - начиная от маркетинговых агентств, занимающихся разработкой рекламных кампаний, и заканчивая органами местного самоуправления, ответственными за выдачу разрешений на установку рекламных конструкций. Соответственно, в данной сфере экономики обращаются значительные капиталы, что неизбежно оказывает влияние на экономику государства в целом.
Все выше указанные причины обуславливают актуальность данной работы.
Общей целью исследования является правовой анализ методов регулирования наружной рекламы в России, выявление проблем правового регулирования наружной рекламы и разработка путей решения выявленных проблем.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- рассмотреть понятие рекламы, наружной рекламы;
- выделить признаки наружной рекламы;
- раскрыть источники правового регулирования рекламы;
- обозначить требования, предъявляемые к рекламе: дать
характеристику видов требований, проанализировать порядок и процедуру размещения наружной рекламы;
- провести анализ практики контроля государства наружной рекламы;
- раскрыть особенности саморегулирования наружной рекламы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе создания, производства и размещения наружной рекламы.
Предметом исследования являются правовые нормы, направленные на регулирование отношений в сфере рекламы в Российской Федерации, практика их применения, совокупность теоретических положений о рекламе в целом и наружной рекламе.
Нормативно-теоретическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее законодательство, регламентирующее правоотношения в сфере рекламы, нормативно правовые акты органов местного самоуправления.
В работе использованы постановления и определения Верховного суда Российской Федерации, Конституционного суда РФ, иных судов. В процессе работы использовались источники отечественных и зарубежных ученых - юристов: Т.Е. Абовой, Д.Б. Абушенко, В.Н. Аргуновым, М.В. Барановой, Е.А. Борисовой, H.A. Васильчиковой, А.П. Вершининым, М.А. Викут, Э. Гавриловым, А.Г.Давтян, В.М. Жуйковым, И.М. Зайцевым, Л.М.
Звягинцевой, С.А. Ивановой, Г.П. Ивлиевым, А.Я. Клейменовым, П.П. Колесовым, А.Н. Костенко, С.А. Кузнецовым, Г.Ф. Кулаковым, Р.М.
Лисецкий, Я.А. Львовым, Ю.А. Михалиной.
Методологические основы исследования. В процессе научного исследования использовались две группы методов: общие и специальные. К числу общих относятся: диалектический метод как основной способ объективного и всестороннего познания действительности, а также формально-логический метод, в том числе приемы анализа и синтеза, дедукции и индукции, системный подход. Из специальных методов познания наиболее широко применялся сравнительно-правовой, формальноюридический, метод правового моделирования и другие методы научного познания.
Эмпирическую базу исследования составили материалы периодической печати и справочная литература, судебная практика.
Структура работы обусловлена поставленной целью и вытекающими из нее задачами, а также логикой изложения материала. Работа содержит введение, три главы, включающие, шесть параграфов, заключение, список использованных источников.
Проведя исследование по теме можно сделать следующие выводы, обозначить проблемы и сформулировать предложения:
1. Наружная реклама - графическая, текстовая, либо иная информация рекламного характера, которая размещается на специальных временных или стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог или на них самих.
2. Легальное определение наружная реклама отсутствует, в связи с чем исходя из квалифицирующих признаков наружной рекламы предлагается ввести следующее определение наружной рекламы: «Под наружной рекламой необходимо понимать информацию, распространяемую с использованием технических средств стабильного территориального размещения и расположенную на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, на остановках общественного транспорта, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
3. Действующее законодательство о рекламе содержит такое оценочное понятие, как внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения или городского округа. Опираясь на эту весьма расплывчатую формулировку, органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Представляется, что именно в федеральном законе должно быть дано определение понятия «архитектурный облик сложившейся застройки» и установлены основные принципы соответствия каждой рекламной конструкции этому облику.
4. Законодатель умышленно обозначает политическую рекламу как более емкое понятие, включающее в себя и различные виды агитации.
Соответственно, политические деятели, проводя свои политические кампании, могут не соблюдать нормы Закона «О рекламе». В случае отказа от термина «политическая реклама», в Законе «О рекламе» следует закрепить правило о том, что данный Закон не распространяется на материалы предвыборной агитации, поскольку последние регулируются нормами избирательного законодательства.
5. Правовое регулирование наружной рекламы в России носит недостаточно последовательный характер, федеральные органы власти и органы местного самоуправления, не имеют друг с другом непосредственной связи, это, безусловно, негативным образом сказывается на стабильности системы правовых актов в области наружной рекламы. Представляется необходимым закрепить на законодательном уровне возможность регулирования наружной рекламы, например, на уровне субъектов РФ с предоставлением небольшого объема остаточных полномочий в пользу органов местного самоуправления. Такой подход позволит обеспечить большую стабильность в системе нормативных актов о наружной рекламе и, как следствие, привел бы к повышению стабильности гражданского оборота в сфере создания и распространения наружной рекламы.
6. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Однако большинство жильцов, которые заключают договор с управляющей компанией, даже не подозревают, что они передают ей право установки на их здании рекламной конструкции. Представляется необходимым обязать управляющие компании заключать договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в отдельном виде.
7. Административная ответственность за нарушение рекламного законодательства предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одной из серьезных причин неэффективности борьбы с ненадлежащей рекламой является отсутствие должного взаимодействия правоохранительных органов между собой. Представляется необходимым закрепить в КоАП РФ в качестве органов, уполномоченных рассматривать дела о нарушении законодательства о рекламе и привлекать нарушителей к административной ответственности, наряду с антимонопольным органом такие правоохранительные органы, как органы полиции, органы национальной гвардии, налоговые органы, органы здравоохранения, органы связи и массовых коммуникаций, органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере транспорта, органы экономического развития, финансовые органы и все иные органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в зависимости от сферы контроля.
8. В целях совершенствования российской системы саморегулирования в сфере наружной рекламы необходим механизм комплексного воздействия на рекламную отрасль с тем, чтобы стимулировать саморегулируемые организации (СРО) и участников рынка к ответственному выполнению полезных для общества функций. Суть механизма заключается в предоставлении членам СРО на первом этапе определенных преференций, связанных с распространением наружной рекламы, при одновременном установлении со стороны СРО обязательных требований (стандартов) к своим участникам, при условии, что эти требования являются более строгими по сравнению с действующим законодательством и направлены на обеспечение общественных интересов.
1. Наружная реклама - графическая, текстовая, либо иная информация рекламного характера, которая размещается на специальных временных или стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог или на них самих.
2. Легальное определение наружная реклама отсутствует, в связи с чем исходя из квалифицирующих признаков наружной рекламы предлагается ввести следующее определение наружной рекламы: «Под наружной рекламой необходимо понимать информацию, распространяемую с использованием технических средств стабильного территориального размещения и расположенную на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, на остановках общественного транспорта, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
3. Действующее законодательство о рекламе содержит такое оценочное понятие, как внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения или городского округа. Опираясь на эту весьма расплывчатую формулировку, органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Представляется, что именно в федеральном законе должно быть дано определение понятия «архитектурный облик сложившейся застройки» и установлены основные принципы соответствия каждой рекламной конструкции этому облику.
4. Законодатель умышленно обозначает политическую рекламу как более емкое понятие, включающее в себя и различные виды агитации.
Соответственно, политические деятели, проводя свои политические кампании, могут не соблюдать нормы Закона «О рекламе». В случае отказа от термина «политическая реклама», в Законе «О рекламе» следует закрепить правило о том, что данный Закон не распространяется на материалы предвыборной агитации, поскольку последние регулируются нормами избирательного законодательства.
5. Правовое регулирование наружной рекламы в России носит недостаточно последовательный характер, федеральные органы власти и органы местного самоуправления, не имеют друг с другом непосредственной связи, это, безусловно, негативным образом сказывается на стабильности системы правовых актов в области наружной рекламы. Представляется необходимым закрепить на законодательном уровне возможность регулирования наружной рекламы, например, на уровне субъектов РФ с предоставлением небольшого объема остаточных полномочий в пользу органов местного самоуправления. Такой подход позволит обеспечить большую стабильность в системе нормативных актов о наружной рекламе и, как следствие, привел бы к повышению стабильности гражданского оборота в сфере создания и распространения наружной рекламы.
6. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Однако большинство жильцов, которые заключают договор с управляющей компанией, даже не подозревают, что они передают ей право установки на их здании рекламной конструкции. Представляется необходимым обязать управляющие компании заключать договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в отдельном виде.
7. Административная ответственность за нарушение рекламного законодательства предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одной из серьезных причин неэффективности борьбы с ненадлежащей рекламой является отсутствие должного взаимодействия правоохранительных органов между собой. Представляется необходимым закрепить в КоАП РФ в качестве органов, уполномоченных рассматривать дела о нарушении законодательства о рекламе и привлекать нарушителей к административной ответственности, наряду с антимонопольным органом такие правоохранительные органы, как органы полиции, органы национальной гвардии, налоговые органы, органы здравоохранения, органы связи и массовых коммуникаций, органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере транспорта, органы экономического развития, финансовые органы и все иные органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в зависимости от сферы контроля.
8. В целях совершенствования российской системы саморегулирования в сфере наружной рекламы необходим механизм комплексного воздействия на рекламную отрасль с тем, чтобы стимулировать саморегулируемые организации (СРО) и участников рынка к ответственному выполнению полезных для общества функций. Суть механизма заключается в предоставлении членам СРО на первом этапе определенных преференций, связанных с распространением наружной рекламы, при одновременном установлении со стороны СРО обязательных требований (стандартов) к своим участникам, при условии, что эти требования являются более строгими по сравнению с действующим законодательством и направлены на обеспечение общественных интересов.
Подобные работы
- Правовое регулирование размещения наружной рекламы
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование размещения наружной рекламы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Актуальные проблемы права в сфере рекламы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовое регулирование рекламной деятельности по законодательству Российской Федерации
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование рекламы в РФ (Уральский Государственный Экономический Университет)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ с использованием русского и иностранного языков как средств делового общения (Ростовский государственный университет путей сообщения)
Магистерская диссертация, информационное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование сделок с недвижимостью в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





