Проблемы построения в РФ правового государства (Московский Университет МВД России)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 6
1.1. История развития идей о правовом государстве 6
1.2. Современные теоретические взгляды о концепции правового государства 9
1.3. Признаки правового государства 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 16
2.1. Оценка современного состояния построения правового государства в России16
2.2. Соотношение правового государства и гражданского общества 19
2.3. Перспективы решения проблемы построения правового государства в России22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 6
1.1. История развития идей о правовом государстве 6
1.2. Современные теоретические взгляды о концепции правового государства 9
1.3. Признаки правового государства 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 16
2.1. Оценка современного состояния построения правового государства в России16
2.2. Соотношение правового государства и гражданского общества 19
2.3. Перспективы решения проблемы построения правового государства в России22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в науке теории государства и права проблема построения правового государства является острой и дискуссионной. За весь период развития человеческой цивилизации со времени возникновения первых древних государств и до современного этапа развития государства было накоплено множество теоретических воззрений на природу правового государства, роли права в государственном механизме, а также на вопрос их взаимосвязи и взаимодействия. О сущности и принципах правового государства написано множество монографических и сравнительно-правовых трудов, однако до сих нет единства мнения о том, какими признаками обладает правовое государство и каковая современная зарубежная и российская практика построения правового государства. Некоторые исследователи убеждены в том, что идея правового государства давно изжила себя, а на ее смену приходит полицейское государство с преобладанием авторитарным методов государственного регулирования. Другая группа ученых уверена в том, что только подчинение праву и соблюдение гарантий прав и свобод человека является единственно верным и возможным направлением развития демократических государств.
Фундаментальная проблема соотношения права и государства в юридической науке относится к числу наиболее дискуссионных и в то же время по существу не разработана. Среди философов, юристов, историков и политологов взгляды на эту проблему существенно и полярно расходятся.
Очевидно, что и государство и право не могут существовать друг без друга, поскольку являются закономерным продуктом исторического развития человеческого общества и воплощают в себе черты социальной регуляции. Между тем, не решена проблема первичности государства и права, не решен окончательно вопрос о том, какое место должно отводится праву в современном государстве и как государство должно подчиняться праву, как должны соблюдаться принципы законности. Все эти и многие другие вопросы требует тщательного анализа и исследования.
В любой науке базовые категории существуют лишь в силу того, что они несут в себе определенное предназначение. Так обстоит дело с государством и правовым государством. Правовое государство является сложным социальным явлением, по сути, абстракцией, поэтому его изучение нужно начинать с того, чтобы уяснить назначение и роль права, как основного регулятора социальных отношений. Государство, как способ политической организации общества, является источником правовых норм, но и подчиняется праву. Между тем, социальное назначение и сущность государства проявляется в иной плоскости, чем бытие права.
Понятие, сущность и признаки правового государства, а также проблемы его построения в современных государствах зарубежных стран достаточно полно и всесторонне рассматриваются в научной литературе. В данной работе будут использованы научные труды следующих авторов: В.В. Бойцовой, Д.Н. Миронова, В.С. Нерсеянца, Н.Д. Носкова, Е.И. Труничкиной, Н.А. Фоминой, Т.Я. Хабриевой, П.Г. Шеленговского и других авторов.
Предмет курсовой работы – взаимосвязь государства и права, выраженная в идее правового государства
Объект курсовой работы – признаки правового государства в современной государственности России.
Цель курсовой работы состоит в изучении признаков правового государства и их воплощения в правовой государственности России.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• проследить развитие концепции правового государства и раскрыть его сущность;
• раскрыть современное понимание правового государства;
• изучить признаки правового государства;
• выявить проблемы построения правового государства в современной России;
• рассмотреть соотношение правового государства и гражданского общества;
• определить перспективы решения проблемы построения правового государства в России.
В процессе выполнения курсовой работы были использованы следующие методы исследования: системного анализа, анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, историко-правовой.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Фундаментальная проблема соотношения права и государства в юридической науке относится к числу наиболее дискуссионных и в то же время по существу не разработана. Среди философов, юристов, историков и политологов взгляды на эту проблему существенно и полярно расходятся.
Очевидно, что и государство и право не могут существовать друг без друга, поскольку являются закономерным продуктом исторического развития человеческого общества и воплощают в себе черты социальной регуляции. Между тем, не решена проблема первичности государства и права, не решен окончательно вопрос о том, какое место должно отводится праву в современном государстве и как государство должно подчиняться праву, как должны соблюдаться принципы законности. Все эти и многие другие вопросы требует тщательного анализа и исследования.
В любой науке базовые категории существуют лишь в силу того, что они несут в себе определенное предназначение. Так обстоит дело с государством и правовым государством. Правовое государство является сложным социальным явлением, по сути, абстракцией, поэтому его изучение нужно начинать с того, чтобы уяснить назначение и роль права, как основного регулятора социальных отношений. Государство, как способ политической организации общества, является источником правовых норм, но и подчиняется праву. Между тем, социальное назначение и сущность государства проявляется в иной плоскости, чем бытие права.
Понятие, сущность и признаки правового государства, а также проблемы его построения в современных государствах зарубежных стран достаточно полно и всесторонне рассматриваются в научной литературе. В данной работе будут использованы научные труды следующих авторов: В.В. Бойцовой, Д.Н. Миронова, В.С. Нерсеянца, Н.Д. Носкова, Е.И. Труничкиной, Н.А. Фоминой, Т.Я. Хабриевой, П.Г. Шеленговского и других авторов.
Предмет курсовой работы – взаимосвязь государства и права, выраженная в идее правового государства
Объект курсовой работы – признаки правового государства в современной государственности России.
Цель курсовой работы состоит в изучении признаков правового государства и их воплощения в правовой государственности России.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• проследить развитие концепции правового государства и раскрыть его сущность;
• раскрыть современное понимание правового государства;
• изучить признаки правового государства;
• выявить проблемы построения правового государства в современной России;
• рассмотреть соотношение правового государства и гражданского общества;
• определить перспективы решения проблемы построения правового государства в России.
В процессе выполнения курсовой работы были использованы следующие методы исследования: системного анализа, анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, историко-правовой.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Изучение теоретических аспектов правового государства показало, что сама идея правового государства базируется на признании и укреплении общечеловеческих ценностей посредством укреплении в государстве права как наиболее эффективного социального регулятора. Право все больше становится единственно важным и эффективным способом разрешения социальных противоречий и конфликтов. В правовом государстве государственная власть ориентируется, прежде всего, на закон, а не насилие и функционирует в условиях реального действия принципа разделения властей и паритета интересов между гражданским обществом и государством.
Исследование конституций современных государства Европы, США и России показало, что во всех конституционных актах признаки правового государства сформулированы четко и недвусмысленно. Построение правового государства в современных государствах требует развитой рыночной экономики, равенства форм собственности, подлинного народовластия, политического плюрализма, гражданского общества с многочисленным средним классом, высокого уровня правовой и духовной культуры.
В заключении также можно сделать вывод о признании за современным государством роли эффективного правового регулятора. Сейчас уже не стоит вопрос о необходимости правового регулирования экономики. И законодательная практика и действительность отвечает на данный вопрос утвердительно. Сейчас страна живет в условиях все ускоряющегося инновационного и технологического развития. Чтобы успеть не потерять достигнутых результатов и преодолеть барьер социального неравенства, России требуется качественная правовая база. Этой базой могут стать своевременно принимаемые законы, число которых не должно быть велико, но их качество должно быть на уровне. Нужно отказаться от возможности решения национальных задач посредством принятия подзаконных актов (национальных проектов). Следует исключить любое дублирование законов и коллизионность, а также пресечь принятие таких нормативных актов, которые противоречили бы цели вступления России в эпоху постиндистриального общества. Принятие законов в социальной и экономической сферах не должны противоречить друг другу. В любом случае государству, даже если оно берет на себе лишь функции «ночного сторожа», не следует игнорировать сферу законодательного регулирования, поскольку именно правовая сфера и опосредуют все важные решения в сфере налогов, инвестиций, кредитной политики, бюджета, инноваций и т.д., т.е. всего того, что составляет институциональную сферу экономики.
Предпосылкой создания правового государства является укрепление принципа законности. В сфере государственного управления соблюдение законности требует от государственных и муниципальных служащих и иных должностных лиц соблюдения законности даже в большей степени, поскольку государство поставило их в более привилегированное положение, наделив большим объемом полномочий, чем рядовых граждан. В этой связи требование законности в государственном управлении представляется необходимым условием эффективного функционирования всей системы государственного управления. Между тем, в сфере государственного управления нередки случаи нарушения законности. В частности, это может проявляться в нарушении порядка установления компетенции органа государственной власти или местного самоуправления, многочисленных злоупотреблений должностными полномочиями, нарушений антикоррупционных законов, нарушении порядка принятия нормативных подзаконных актов. Для решения данной проблемы требуется система мер, направленных на повышение уровня правовой грамотности чиновников, разработки Федерального закона «О нормативных правовых актах», чтобы исключить путанице в процессе разработки и принятия нормативных правовых актов.
Исследование конституций современных государства Европы, США и России показало, что во всех конституционных актах признаки правового государства сформулированы четко и недвусмысленно. Построение правового государства в современных государствах требует развитой рыночной экономики, равенства форм собственности, подлинного народовластия, политического плюрализма, гражданского общества с многочисленным средним классом, высокого уровня правовой и духовной культуры.
В заключении также можно сделать вывод о признании за современным государством роли эффективного правового регулятора. Сейчас уже не стоит вопрос о необходимости правового регулирования экономики. И законодательная практика и действительность отвечает на данный вопрос утвердительно. Сейчас страна живет в условиях все ускоряющегося инновационного и технологического развития. Чтобы успеть не потерять достигнутых результатов и преодолеть барьер социального неравенства, России требуется качественная правовая база. Этой базой могут стать своевременно принимаемые законы, число которых не должно быть велико, но их качество должно быть на уровне. Нужно отказаться от возможности решения национальных задач посредством принятия подзаконных актов (национальных проектов). Следует исключить любое дублирование законов и коллизионность, а также пресечь принятие таких нормативных актов, которые противоречили бы цели вступления России в эпоху постиндистриального общества. Принятие законов в социальной и экономической сферах не должны противоречить друг другу. В любом случае государству, даже если оно берет на себе лишь функции «ночного сторожа», не следует игнорировать сферу законодательного регулирования, поскольку именно правовая сфера и опосредуют все важные решения в сфере налогов, инвестиций, кредитной политики, бюджета, инноваций и т.д., т.е. всего того, что составляет институциональную сферу экономики.
Предпосылкой создания правового государства является укрепление принципа законности. В сфере государственного управления соблюдение законности требует от государственных и муниципальных служащих и иных должностных лиц соблюдения законности даже в большей степени, поскольку государство поставило их в более привилегированное положение, наделив большим объемом полномочий, чем рядовых граждан. В этой связи требование законности в государственном управлении представляется необходимым условием эффективного функционирования всей системы государственного управления. Между тем, в сфере государственного управления нередки случаи нарушения законности. В частности, это может проявляться в нарушении порядка установления компетенции органа государственной власти или местного самоуправления, многочисленных злоупотреблений должностными полномочиями, нарушений антикоррупционных законов, нарушении порядка принятия нормативных подзаконных актов. Для решения данной проблемы требуется система мер, направленных на повышение уровня правовой грамотности чиновников, разработки Федерального закона «О нормативных правовых актах», чтобы исключить путанице в процессе разработки и принятия нормативных правовых актов.
Подобные работы
- Правовое государство
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2020 - Правовая характеристика способов защиты права собственности
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 950 р. Год сдачи: 2024 - Организационно-правовые основы деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации как субъекта государственного управления (на примере Главного управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование системы отбора граждан на государственную гражданскую службу (на примере Главного управления юстиции Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование системы отбора персонала в правоохранительных органах (на примере МО МВД России по ЗАТО г. Заречный Пензенской
области)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовое регулирование порядка привлечения и использования труда мигрантов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Злостное нарушение правил административного надзора: уголовно - правовой и криминологический аспекты
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Состояние преступности в России по категории тяжких и особо тяжких преступлений
Курсовые работы, . Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019 - Состояние преступности в России по категории тяжких и особо тяжких преступлений
Дипломные работы, ВКР, . Язык работы: Русский. Цена: 1900 р. Год сдачи: 2019



