🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа №194434

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И НЕПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ТЕОРИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 8
1.1 Принятие решений как научное направление 8
1.2 Зарубежные теории принятия решений 10
1.3. Отечественные теории принятия решений 16
1.3.1 Концепция А.В. Карпова: принятие решения как "интегральный психический процесс" 16
1.3.2. Теория смысловой регуляции О.К. Тихомиров 22
1.3.3 Концепция множественной функционально-уровневой регуляции принятия
решений Т.В. Корниловой (понятие динамических регулятивных систем) 25
Выводы по главе 1 28
2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИНЯТИЕМ
РЕШЕНИЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ 32
2.1. Психофизиология принятия решений 32
2.2. Психологически факторы принятия решений 34
2.2.1 Когнитивные искажения в принятии решений по Д. Канеману 36
2.2.2 Неопределенность как фактор принятия решения. Психологический
аспект 40
2.2.3 Рациональный выбор 47
2.2.4 Предвзятость выбора 52
2.2.5 Психология потребительского поведения 54
2.2.5.1. Основные направления исследований в психологии потребительского поведения 54
2.2.5.2 Психологические типы потребителей 56
2.2.5.3 Особенности потребительского поведения среди студенческой
молодёжи 58
2.3 Эмпирическое исследование особенностей потребительского поведения студентов 62
2.3.1 Программа исследования 62
2.3.2 Результаты исследования 71
2.3.2.1 Эмпирическое исследование 1. Изучение психологических особенностей принятия потребительских решений студентами в условиях наличия альтернатив, характеризующихся одним критерием 71
2.3.2.2 Эмпирическое исследование 2. Изучение психологических особенностей принятия потребительских решений студентами в условиях наличия альтернатив,
характеризующихся несколькими критериями 75
2.3.3 Анализ результатов эмпирического исследования 79
Выводы по главе 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мельбурнский опросник принятия решений (МОПР) 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник личностные факторы принятия решений (ЛФР) 98
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник «Интолерантность - толерантность к неопределенности»
С. Баднера 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Шкала субъективного счастья С. Любомирски 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ТАБЛИЦА Д.1 Показатели корреляции (по Пирсону) между психологическими переменными и характеристиками выбора по всей группе респондентов (n=60 человек) 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Е ТАБЛИЦА Е.1 Показатели корреляции (по Пирсону) между психологическими переменными и характеристиками выбора по группе респондентов (экономисты), выбравших квартиру 1 (n=30 человек) 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж ТАБЛИЦА Ж.1 Показатели корреляции (по Пирсону) между психологическими переменными и характеристиками выбора по группе респондентов (экологи), выбравших квартиру 2 (n=10 человек) 107
ПРИЛОЖЕНИЕ И ТАБЛИЦА И.1 Показатели корреляции (по Пирсону) между психологическими переменными и характеристиками выбора по группе респондентов (перфекционисты), выбравших квартиру 3 (n=20 человек) 108

Наше существование состоит из цепочки принятия решений длиною в жизнь. Ежедневно каждый из нас принимает десятки, а то и сотни решений. Эти решения и определяют дальнейшее существование, качество жизни, а также дальнейший вектор развития человека не только как личности, но и как социальной единицы. Ещё в доисторический период наши предки несли бремя принятия многочисленных решений, определяющих их существование. Принимались решения по добыче пропитания, организации своего, на то время не хитрого, хозяйства, как спастись от хищников и стихийных явлений природы, а также решения относительно возникших споров внутри общины. Наиболее важные и значимые решения принимались единолично вождём или же путём обсуждения на совете старейшин. С появлением государств и развитием социальных организаций принятие решений стало более осмысленным и организованным. История сохранила большое множество примеров отличных и неудачных решений, принятых полководцами, государственными деятелями, бизнесменами и многими другими историческими личностями. Мастерство и опыт принятия решений в разные промежутки времени имели разные названия, однако можно сойтись на том, что более подходящим название будет - здравый смысл. Обуславливается он тем, что при принятии решений люди опирались на свой предыдущий опыт, старались принимать во внимание факторы, влияющие на результат выбора, добыть недостающую информацию, найти и обдумать альтернативные варианты решений и их исход. Нужно отметить, что как в древние времена, так и по сей день большинство решений принимается интуитивно, таким образом принятие решений более походит на искусство, нежели на науку. Принимаемые людьми решения довольно часто сложно объяснить логически, что отражает многогранность, противоречивость и сложность природы человека. Делая выбор человек удивительным образом, сочетает логическое мышление, рациональный расчёт и стремление к безопасности вместе с эмоциональной оценкой происходящего, интуицией и склонностью к риску.
В современных реалиях невозможно избежать принятия решений, ведь даже отказ от выбора, является выбором. Наибольшее количество повседневных решений мы принимаем автоматически, напротив существуют решения, имеющие для человека наибольшую значимость, которые вынуждают задуматься. На самом деле, в психологии, проблема принятия решения стоит на одном из самых первых мест, как по количеству обращений за помощью, так и по сложности осознавания и коррекции, стоящих за ней других проблем. Без сомнений, это крайне актуальная проблема, ведь в нашей жизни существует чрезвычайная вариативность альтернатив, которые могут быть выбраны человеком. Данную проблему изучали такие ученые-психологи, как А. В. Карпов, О. К. Тихомиров, Т. В. Корнилова, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, П. К. Анохин, Л. С. Выготский, Н. С. Малинина, Е. В. Комаровская и др.
Как междисциплинарная научная категория, принятие решений рассматривается помимо психологии и в других дисциплинах таких как: социология, менеджмент, математика, теория вероятности, экономика и т.д. Все эти дисциплины затрагивают в основном внешние (экономические, социальные) предпосылки принятия решений, психология же напротив сконцентрирована на внутренних (личностных, когнитивных, мотивационных) составляющих. Даниель Канеман, психолог-когнитивист, совместно с Паулем Словиком и Амосом Тверски, написал книгу «Принятие решений в условиях неопределённости: правила и предубеждения», которая обладает тем же весом что и «Основы менеджмента». Существовало и существует достаточное количество людей, которые занимались этим вопросом.
Актуальностью моего исследования обусловлена непрестанным наличием выбора в человеческой жизни, который участвует в большом количество различных аспектов жизнедеятельности, интересующих сферу психологии с различных сторон.
Цель: изучение толерантности к неопределенности как фактора принятия решений студентами в связи с потребительским спросом.
Объект исследования - процесс принятия решений как психологический феномен.
Предмет исследования - толерантность к неопределенности в задачах принятия решений в связи с потребительским спросом студенческой молодёжи.
Задачи:
1. Выполнить анализ зарубежной и отечественной научной психологической литературы, изучающей психологические факторы принятия решений.
2. Обосновать и разработать программу исследования, направленную на изучение толерантности к неопределенности в связи с принятием решений студентами в задачах потребительского спроса.
3. Выявить в процессе эмпирического исследования характер связей толерантности к неопределенности с особенностями принятия решений студентами в задачах потребительского спроса.
4. Обосновать и сформулировать выводы и рекомендации, основанные на результатах эмпирического исследования, а также перспективы дальнейших исследований в рассматриваемом направлении.
Гипотеза исследования: особенности принятия решений в связи с потребительским спросом студентов связаны с толерантностью к неопределенности, готовностью к риску, рациональностью, бдительностью и прокрастинацией.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполненного анализа зарубежных и отечественных теорий принятия решений, было выявлено следующее: зарубежные ученые с самого начала изучали данный вопрос с точки зрения количественных методов, игнорируя влияние психологических факторов и индивидуальных особенностей субъекта выбора. Со стороны отечественных специалистов существовала обратная тенденция - они начали изучать процесс принятия решений с точки зрения психологических особенностей. Благодаря этому процесс принятия решений был рассмотрен как с точки зрения общих для больших групп закономерностей, так и с точки зрения психологических конструкций и индивидуальных психологических особенностей. Это позволяет нам увидеть более полную картину рассматриваемого феномена - процесс принятия решений по сути своей весьма сложен, а по структуре масштабен. В нём переплетается огромное множество элементов, ведь итоговый выбор может меняться вследствие влияния таких факторов как: отношение к неопределенности, склонность к риску, рационализация, интеллектуальное и аффективное влияния, наличие или отсутствие стресса, информационная осведомленность, личностные предубеждения, когнитивные искажения, особенности ситуации выбора, физические и личностные ресурсы, события и состояния окружающей среды, влияние со стороны рекламы или других людей, и т.д. Обилие факторов, разность степени влияния каждого на итоговый выбор, сложность их взаимодействия и сосуществования в единой структуре процесса принятия решений определяет его как сложный, хаотичный процесс, который на данный момент невозможно детерминировать. Таким образом, для расширения современных представлений о процессе принятия решений было проведено соответствующее исследование.
В качестве целевой группы нашего исследования выбрана студенческая молодежь. В рамках изучения факторов, влияющих на принятие решений, в частности, толерантности к неопределённости в условиях потребительского спроса студенческой молодёжи, была разработана программа исследования, включающая в себя: эмпирические задания «Выбор квартиры» и «Выбор билета», а также опросники - Мельбурнский опросник принятия решений, Опросник «Личностные факторы принятия решений», Опросник «Интолерантность - толерантность к неопределенности» С. Баднера, Шкала субъективного счастья С. Любомирски. Эмпирические задания «Выбор квартиры» и «Выбор билета» были созданы с целью симуляции ситуации, в которой субъекту предстоит сделать выбор. Респонденты, помимо решения данных заданий, также заполняли опросники, что позволяло провести корреляционный анализ между их выбором и психологическими особенностями. Сама по себе программа исследования была призвана собрать статистические данные для выявления взаимосвязи между отношением к неопределенности субъекта и его выбором, но, помимо этого, данное исследование также позволило собрать данные относительно взаимосвязи между другими личностными факторами в принятии решений.
Результаты исследования показали, что наибольшее влияние на процесс принятия решений оказывает отношение к неопределенности - иные психологические факторы на процесс принятия решений влияют слабо. В рамках данного исследования частично подтвердились две гипотезы: эмпирическая гипотеза №1 о том, что специфика потребительского выбора студентов, связанного с одним критерием, определяется количеством предложенных альтернатив, а также толерантностью и интолернантностью к неопределенности, уровнем субъективного счастья и характером ассоциаций, вызванных данным товаром; эмпирическая гипотеза №2 о том, что - особенности принятия решений студентами в связи с потребительским спросом в условиях многокритериального выбора определяется толерантностью и интолернантностью к неопределенности, готовностью к риску, рациональностью, бдительностью и прокрастинацией. Влияние отношения к неопределенности не так сильно выраженно, как ожидалось, однако, на фоне других психологических характеристик, оно более чем весомо. Респонденты, более толерантно относящиеся к неопределенности, склонны принимать более смелые решения, в то время как интолерантные к неопределенности субъекты выбора выбирают более безопасные для себя альтернативы.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в психологии маркетинга для разработки технологий в парадигме личностно-ориентированной экономики, а также в области психологии рекламы, коуч-консалтинге, и многих других сферах теоретической и практической психологии. Современной науке необходимо продолжать исследования в данном направлении, поскольку знания в этой сфере могут не только пролить свет на некоторые аспекты нашего существования, но и также нести практический характер. Однако, в дальнейшем можно было бы сравнить группу абитуриентов 17-18 лет и группу выпускников 21-22 лет, тем самым получив возможность наглядно проследить, как меняются особенности влияния психологических характеристик на выбор людей в процессе студенческой жизни. Собрав достаточно объемную выборку, можно выявить не только изменения потребительского выбора с учетом дополнительных психологических переменных, но также возрастных и других социо-демографических характеристик (пол, экономический, социальный статус и др.).


1. Arend U. Wissenserverb und Problemlosen bei der Mensch- Computer-Interaktion / U. Arend. — Regensburg : S. Roderer Verlag, 1990. — 295 S.
2. Becker C. Nobel Lecture: The Economic Way of Looking at Behavior / C. Becker. // Journal of Political Economy. — 1993. — Vol. 101, № 3. — С. 385-409.
3. Chase V. M. Visions of rationality / V. M. Chase, R. Hertwig, C. Cigerenzer. // Trends in Cognitive Sciences. — 1998. — Vol. 2. №6. — P. 206-214.
4. Choice-Supportive Misremembering: A New Taxonomy and Review / M. F. Del, M. Lind, M. Visentini, T. Mantyla. — : Frontiers in Psychology, 2017. — 17 c.
5. Edwards W. The Prediction of Decisions Among Bets / W. Edwards. // Journal of Experimental. — 1955. — Vol. 50. — P. 201-214.
6. Friedman H. H. Cognitive Biases that Interfere with Critical Thinking and Scientific Reasoning: A Course Module / H. H. Friedman. // SSRN Electronic Journal. — 2017. — № . — С. 61. — URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract id=2958800 (дата обращения: 20.04.2022)
7. Cigerenzer C., Hug K. Domain specific reasoning Social contracts cheating and perspective change / C. Cigerenzer, K. Hug. // Cognition. — 1992. — Vol. 43. P. 127-171.
8. Cigerenzer, C. Adaptives Verhalten und Kognition / C. Cigerenzer. // 40. Kongress der Deutschen Cesellschafi fur Psychologie. — Munchen : 1996. — P. 101-103.
9. Herbert A. S. Homo rationalis. Die Vernunft im menschlichen Leben / A. S. Herbert. — Frankfurt : Campus Verlag, 1993. — 120 c.
10. Johnson M. K. Memory and reality / M. K. Johnson. // American Psychologist. — 2006. — № 61(8). — С. 760-771. — URL: https://doi.org/10.1037/0003-066X.6L8.760 (дата обращения: 20.04.2022)
11. Kahneman D. Prospect theory an analysis of decision under risk / D. Kahneman, A. Tverske. // Econometrica. — 1995. — Vol. 47. № 2. — P. 263-291.
12. Kunz V. Rational Choice / V. Kunz. — Frankfurt : Campus Verlag, 2004. — 175 c.
13. Mather M. Choice-supportive source monitoring: Do our decisions seem better to us as we age? / M. Mather, Johnson K. // Psychology and Aging. — 2001. — № 15 (4). — С. 596­606.
14. May R. Freedom and Destiny / R. May. — N. Y. : Norton, 1981. — 288 c.
15. Perugini M. The role of desires and anticipated emotions in goal-directed behaviors: Broadening and deepening the theory of planned behavior / M. Perugini, R. P. Bagozzi. // Brit. J. of Social Psychology. — 2001. — № 1. — С. 79-98.
16. Shafir E. Rationality / E. Shafir, R. A. LeBoeuf. // Annual Review of Psychology. — 2002.
• № 53. — P. 491-517.
... всего 112 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ