Введение 2
1 Социально-экономическая сущность розничной продажи товаров 5
1.1 Понятие розничной продажи товаров и обслуживания покупателей 5
1.2 Характеристика основных элементов розничной продажи товаров и услуг 23
1.3. Организация торгового обслуживания покупателей и оказание дополнительных услуг 31
1.4 Показатели оценки эффективности розничной продажи товаров 38
Заключение 97
Библиографический список 100
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
Развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.
Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.
Современное состояние экономики России характеризуется завершением первичного становления рыночных отношений. Одним из результатов этого процесса стало формирование товарных рынков и обострение внутри- и межотраслевой конкуренции, как фирм- производителей, так и торговых компаний.
Цель бакалаврской работы - изучение особенностей организации розничной продажи товаров и повышение ее эффективности на материалах ООО «Смарт» гастроном «Красный Яр», г. Красноярск, ул.Менжинского, 10 А.
Исходя из поставленной цели, были выявлены следующие задачи:
1. изучить теоретический материал по теории организации и технологии розничной продажи товаров;
2. изучить основные элементы организации розничной продажи товаров;
3. изучить эффективность показателей оценки розничной продажи товаров;
4. провести анализ розничной продажи товаров в гастрономе «Красный Яр»;
5. определить эффективность организации розничной продажи товаров, в гастрономе «Красный Яр»;
6. разработать рекомендации по совершенствованию розничной продажи товаров в гастрономе «Красный Яр».
Предметом исследования бакалаврской работы является организация розничной продажи товаров и повышение ее эффективности.
Объектом исследования служит конкретное предприятие розничной торговли - ООО «Смарт» гастроном «Красный Яр», расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Менжинского , дом 10А.
Теоретической основной бакалаврской работы послужили исследования отечественных и зарубежных авторов: Берг Т.И., Дойль П., Дашков Л.П., Леви Майкл, Бартон А. Вейтц, Парамонова Т.Н., Розмари Варли, Рысев Н. и др. Кроме теоретических источников в ходе исследования были использованы нормативные документы.
Бакалаврская работа выполнена на 111 страницах, которая включает 30 таблиц, 14 рисунков, 5 приложений, 44 литературных источников
ООО «Смарт», Гастроном "Красный яр"- современное торговое предприятие, проявляющее высококвалифицированный уровень обслуживания покупателей за счёт применения нового оборудования и профессиональных навыков персонала. В настоящие время главной целью магазина является обеспечение покупателей необходимым ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, учитывая уровень их дохода, а также получение максимальной прибыли.
В ходе долгих лет работы ООО «Смарт», Гастроном "Красный яр" зарекомендовал себя с лучшей стороны среди других торговых предприятий. Главными причинами достижения такого результата являются:
1. Предприятие оснащено достаточным количеством оборудования для нормального функционирования магазина и удобного обслуживания покупателей.
2. В гастрономе "Красный яр" продажа товаров осуществляется на основе самообслуживания, то затраты времени на совершение покупки не велики, так как этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам и покупатели имеют возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина и сократить до минимума время на совершение покупки.
Работу предприятия можно оценить позитивно и с точки зрения осуществления торгово-технологического процесса, так как у предприятия хорошо налаженная работа с поставщиками, что обеспечивает магазин новыми товарами широкого ассортимента, постоянное пополнение запаса и бесперебойную торговлю. В гастрономе "Красный яр" отмечается высокий уровень качествам обслуживания персонала, продавцы очень отзывчивые и вежливые.
Изучив гастроном "Красный яр" я нашел и некоторые недостатки. Поэтому мне хотелось бы внести свои рекомендации, а именно:
1) На предприятии гастроном "Красный яр" в обязанности товароведа входит приемка товаров по количеству и качеству, кодирование товаров. Товаровед также определяет уровень торговой надбавки и конечную цену товара, ведет всю документацию по учету товаров и работе с поставщиками, где необходимы знания бухгалтерского учета. Таким образом, товаровед является очень загруженным и ему приходится задерживаться допоздна. В связи с этим, целесообразно предложить снабдить своим бухгалтером. Это позволит облегчить работу товароведа и снизить расходы на его заработную плату (сверхурочные рабочие часы оплачиваются по повышенным тарифным ставкам).
2) Пересмотреть перечень требований к персоналу при приеме на работу. Определить наличие высшего или средне-специального образования одним из обязательных условий. Данный подход позволит снизить затраты на обучение персонала, вследствие чего рентабельность предприятия возрастет за счет снижения издержек обращения.
3) Качественный результат труда торговых работников должен быть вознагражден достойной заработной платой, поэтому, целесообразно прибегнуть к ее увеличению, дабы избежать большой текучести кадров и потерь квалифицированных за свой счет работников.
4) Необходимо увеличить запасы текущего хранения по отдельным группам товаров, входящих в список товаров первой необходимости. Проходимость магазина очень большая, в вечерние часы наблюдаются мощные потоки покупателей ("час пик"). Вследствие чего, товарные полки остаются пустыми до следующего поступления.
5) В гастрономе "Красный яр", также как и в любом другом магазине, есть группы товаров, пользующихся очень низким спросом, которые невозможно сократить или даже изменить по причине того, что они входят в обязательный ассортиментный перечень. В связи с этим, целесообразно проводить рекламные акции различного характера. Например, при покупке двух товаров, третий - бесплатно.