Введение 3
1 Теоретические основы влияния различных видов деятельности
на формирование и развитие личности в подростковом возрасте 12
1.1 Влияние различных видов спортивной деятельности
на развитие личности в подростковом возрасте 12
1.2 Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта
формирования личности подростка в экстремальных видах деятельности 20
1.3 Занятия экстремальными видами спорта как фактор развития
личности подростка 33
2 Опытно-экспериментальная апробация программы формирования
личности подростков в экстремальных видах деятельности 42
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по апробации
программы формирования личности подростков в экстремальных видах деятельности 42
2.2 Реализация программы формирования личности подростков
в экстремальных видах деятельности 60
2.3 Анализ результатов в реализации программы формирования
личности подростков в экстремальных видах деятельности 90
Заключение 96
Список использованных источников и литературы 99
Приложение А Программа парашютно-десантной подготовки 109
Приложение Б Тест межличностных отношений Т. Лири 122
Приложение В Методика изучения самооценки качеств личности
Т. Дембо - С.Рубинштейна 127
Приложение Г Письмо экспертам 128
Приложение Д Анкета спортсмена - парашютиста 130
Актуальность исследования. Политические процессы и экономические изменения в России в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. разрушили стройную систему воспитания советской молодежи. Дети и подростки, в связи с ещё неокрепшей психикой, особенно подвластны и зависимы от кризисных явлений, протекающих на их глазах. Неопределённость в дальнейших перспективах роста, ущербность в материальном плане, потеря себя в социальном положении и страх перед будущим способствовало тому, что многие тысячи подростков вылились на улицу, стали вступать в криминальные группировки, употреблять алкоголь и пристрастились к наркотикам. Многолетняя система работы с подрастающим поколением, начиная с дошкольного возраста и заканчивая обучением в вузах, стала давать сбой.
Согласно статистике,«каждый третий подросток в возрасте 12 лет употреблял алкоголь, а в возрасте 13 лет (6 класс) - двое из каждых трех не только пробовали спиртные напитки, но и покупали вино и пиво в магазине;
- к 8-му классу 54 % учащихся принимают алкоголь раз в месяц, 7% - 2 раза в течение месяца;
- к 11-му классу 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% - раз в две недели, 29% - один раз в неделю;
- 39% подростков 8-11х классов - еженедельно» [34];
Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголь.
Подростковый возраст является одним из самых трудных и сложных этапов, в котором происходит формирование эго-идентичности в обществе. Но это и самый ответственный период в жизни подростка, так как на данном этапе формируются социальные установки, отношение к обществу, людям, к собственному «Я», утверждаются жизненные ценности, позиции и принципы. Ко всему прочему, в подростковом возрасте формируются и стабилизируются основные черты характера и формы межличностных отношений. В это время у детей проявляются желание и стремление быть взрослыми, но не нести на себе обязанности взрослого человека, что создает совершенно новую ситуацию психологического развития и способствует изменению их поведения.
Сегодня наблюдается большое количество подростков ведущих инфантильный образ жизни. Все интересы замкнуты только на получении различных удовольствий, прожигании свободного времени и безразличии к окружающему миру. Значительное число детей ведёт замкнутый образ жизни, ограничивая её только компьютером. Одной из проблем является то, что с резким прогрессом мобильной связи, с новыми технологиями сотовых телефонов живое общение современных подростков со сверстниками заменилось на общение только через социальные сети.
Степень изученности темы: Накопленный к настоящему времени опыт создает определенные предпосылки по разработке новых идей и методов, необходимых для применения организационно-педагогических условий в физической и специальной подготовке подрастающего поколения. Однако полных и комплексных исследований по данной теме на данный момент нам обнаружить не удалось, в том числе, по причине отсутствия у педагогов общеобразовательных учреждений опыта и навыков экстремальных видов подготовки. Так же отрицательным фактором в воспитательном процессе являются излишние опасения преподавателейзаобучающихся, во время получения ими повышенных физических нагрузок, выходящих за рамки общеобразовательной программы.
Проблема вовлеченности детей в спорт всегда привлекала внимание педагогов и психологов (М.А. Алемаскина, В.Г. Баженова, Л.С.Выготского, Д. Дьюи, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейберг, В.Т. Кондратенко, Л.П. Лаптевой, А.Е. Личко, А.С. Макаренко, Л.И. Маленковой, В.А. Сухомлинского).
За прошедшие десятилетия выполнен ряд исследований, посвященных вопросам воспитания детей (Л.С. Алексеева, А.С. Белкин, В.Г. Бочарова, Н.Н. Верцинская, Ю.В. Гербеев, Е.В. Змановская, Ф.Г. Ильин, М.М. Плоткин, Ю.И. Юричко, Ф.Д. Юрченко и др.).
Нравственно-правовой и социально-педагогический аспекты поведения несовершеннолетних нашли отражение в работах Б.П. Алмазова, С.А. Беличевой, Л.И. Божович, М.И. Боришевского, Б.А. Вербовицкого, Ф.Р. Гонсалеса, И.С. Марьенко, Е.В. Пеньковой, Г.М. Потанина, М. Раттера, Д.И. Фельдштейна, Е.В. Фогеля и др.
Формированию нравственной устойчивости подростков посвящены исследования Л.И. Божович,Е.В. Головко, А.В. Митькиной,
О.В. Михайловой, И.П. Прокопьева, Л.Ю. Сиротки, В.Э. Чудновского и др.
«Социальные институты, прежде всего, школа, семья, средства массовой информации, не всегда способствуют формированию у подростков четких жизненных ориентиров, готовности к использованию своих гражданских прав, выполнению общественных обязанностей. У подростков слабо формируются умения быть ответственным, принимать самостоятельные решения, отстаивать социальные и нравственные убеждения, обладать высокой «психологической лабильностью, стремиться к духовному обогащению личности. Отсутствие единой идеологической системы - благо для воспитания самостоятельной, критически мыслящей личности» [18]. Но такая личность не появляется сама собой. Чем разностороннее способен воспринимать окружающий мир человек, тем большую личную ответственность он берет на себя. Для неподготовленного, социально некомпетентного человека это может оказаться тяжелой обязанностью. А подросток, в период кризиса идентичности, еще очень уязвим. Отсюда возникает стремление снять с себя и переложить на других сверстников, референтную группу, ответственность за адекватное восприятие мира. Для формирования данного качества неоценимую роль играют экстремальные виды спорта, где подростку приходится брать ответственность не только за себя, но и за окружающих его людей.
Резюмируя вышесказанное, можно предположить, что актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования «положительного социального опыта, социально-значимых качеств подростков, а также недостаточной реализацией возможностей образовательной системы, способствующих социальному становлению личности подростка» [18].
По заявленной теме существует определенный круг источников, однако в них недостаточно изучен вопрос формирования личности посредством занятий экстремальными видами спорта, вследствие чего мы можем сделать вывод о наличии следующих противоречий, требующих своего разрешения:
- между задачей государства в подготовке, как морально, так и физически здорового поколения и нежеланием подростков вести здоровый образ жизни и заниматься активными видами спорта;
- между стремлением родителей видеть в своих детях полноценную самостоятельную личность и излишней опекой своих детей, заключающейся в противодействии педагогу и ограждении своего ребенка от повышенных физических нагрузок;
- между необходимостью разработки и реализации программ дополнительного образования, направленных на развитие экстремальных видов спорта, и дефицитом педагогических кадров демонстрирующих необходимые компетенции для реализации подобных программ.
Наличие данных противоречий позволяют нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости исследования влияния экстремальных видов деятельности на развитие личности в подростковом возрасте.
Из данной проблемы вытекает тема исследования «Экстремальные виды деятельности как фактор развития личности в подростковом возрасте».
Объект исследования - развитие личности подростка.
Предмет исследования -влияние экстремальных видов деятельности на развитие личности в подростковом возрасте.
Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка влияния экстремальных видов деятельности на развитие личности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования:
Процесс формирования и развития личности в подростковом возрасте будет эффективным, если:
- созданы педагогические условия способствующие вовлечению подростков в экстремальные виды деятельности;
- обеспечена согласованность действий педагогов, родителей и детей в процессе занятий экстремальными видами деятельности;
- разработана и внедрена в практику программа экстремальных видов деятельности.
Задачи исследования:
1. Исследовать влияние различных видов спортивной деятельности на развитие личности в подростковом возрасте;
2. Выявить особенности экстремальных видов деятельности как фактор развития личности подростка и дать сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования личности подростка в экстремальных видах деятельности;
3. Разработать программу формирования и развития личности подростка в экстремальных видах деятельности;
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность программы формирования личности подростков в экстремальных видах деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования, явилась теория педагогических систем и педагогических исследований, которая была раскрыта в трудах В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского, А.Н. Новикова, Б.С. Гершунского, П.И. Образцова, А.С. Макаренко.
В методологическую основу исследования лег интегративный подход, в рамках которого, по мнению большей части авторов, отмечается, что основными направлениями исследования молодежи являются: анализ специфики молодежи как социально-демографической группы, характера и факторов социализации, процесса самоидентификации молодежи, особенностей молодежной культуры, стиля и образа жизни, социо динамики поколений, механизмов преемственности поколений, форм участия молодежи в различных сферах социальной жизни, включенности молодых людей в функционирование социальных институтов; динамика ценностных ориентации и установок, интересов и мотивов молодежи; возрастной символизм (образы молодежи в массовом сознании, обряды, ритуалы и традиции).
В ходе исследования применялись следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, первичных документов организаций, на базе которых проводилась исследовательская работа (уставы, положения, локальные акты и т.п.);
- социологические (анкетирование, экспертные оценки, беседы и др.);
- диагностические (тестирование, анализ и пр.);
- наблюдение (прямое, косвенное и включенное);
опытно-экспериментальная работа (констатирующий и формирующий эксперимент).
Для начальной диагностики межличностных отношений и «Я- концепции» подростков, а также изменения их в ходе реализации комплексной программы, в качестве инструментария избраны:
1. Метод диагностики межличностных отношений Т. Лири, предназначенный для исследования представлений субъекта о себе.
2. Методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо - С.Рубинштейна.
Опытно-экспериментальной базой исследования являются:
- Профессиональное образовательное учреждение «Томский аэроклуб ДОСААФ России» (далее ПОУ «Томский АК ДОСААФ России»);
- Детский военно-спортивный лагерь «Гарнизон» (далее ДВСЛ «Гарнизон»),
Исследование было охвачено 30 подростков в возрасте 14-16 лет, занимающихся в ПОУ «Томский АК ДОСААФ России» и в ДВСЛ «Гарнизон».
Контрольная группа была сформирована из 30-ти обучающихся 8- 9-х классов МАОУ СОШ № 37 г. Томска.
Научная новизна исследования:
- разработана комплексная программа, позволяющая дополнить общепризнанные методы воспитания выведением подростка из зоны комфорта средствами экстремальных видов деятельности;
- создана система социального партнерства школы, семьи и общественности в вовлечение подростков в экстремальные виды деятельности, базирующиеся на принципах высокой социальной значимости.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории и практики вовлечения подростков в экстремальные виды деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научно-педагогического обеспечения педагогов, родителей, представителей заинтересованной общественности для работы с подростками.
Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности общественных организаций, занимающихся экстремальными видами спорта. Выводы и результаты проведенного автором исследования также могут быть использованы органами местного самоуправления, всеми субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при анализе, прогнозировании и планировании профилактических мероприятий.
На защиту выносятся следующие положения:
Формированию и развитию личностных качеств в подростковом возрасте способствуют:
- создание педагогических условий для вовлечения подростков в экстремальные виды деятельности;
- обеспечение согласованности действий педагогов, родителей и детей в процессе занятий экстремальными видами деятельности;
- разработка и внедрение в практику программ экстремальных видов деятельности, направленных на личностное развитие подростка.
Основные этапы исследования:
/ этап - поисково-ориентированный
- изучалось состояние исследуемой проблемы в общеобразовательных организациях, учреждениях дополнительного образования, военно- спортивных клубах;
- анализировались отечественные и зарубежные источники по методологии, теории и практике формирования личности подростка;
- формировался (в первом приближении), понятийный аппарат исследования, были даны рабочие определения основным понятиям.
2 этап - теоретико-аналитический
- итогом первого этапа стало обобщение накопленного опыта по заявленной тематике, были найдены обоснования для разработки новой комплексной программы развития личности в подростковом возрасте через экстремальные виды деятельности;
- разработана программа опытно-экспериментальной работы по теме исследования: «Экстремальные виды деятельности как фактор развития личности в подростковом возрасте»;
- выбран инструментарий для диагностики уровня самооценки подростков.
- разработаны показатели оценки эффективности (результатов реализации) программы.
3 этап - основной
- исследования проводились в логике педагогического эксперимента (системно-деятельностный подход);
- проведена апробация методов исследования среди спортсменов- парашютистов Томского аэроклуба ДОСААФ России и воспитанников детского военно-спортивного лагеря «Гарнизон» (анкетные опросы, психологические тесты, мониторинг физического состояния подростков);
- проведена систематизация и обобщение результатов исследования;
- осуществлена публикация основных результатов исследований.
4 этап - заключительный
- уточнение и конкретизация полученных результатов.
- завершение оформление диссертации.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научных конференциях всероссийского уровня (Всероссийская конференция с международным участием IV молодежный сибирский психологический форум «Комплексное изучение человека: научные исследования и разработки молодежи», г. Томск, 30 ноября 2017 г., доклад на тему «Военно- спортивная подготовка как форма работы с подростками по коррекции «Я - концепции»»; всероссийский семинар-совещание «Внедрение инновационных форм патриотического воспитания в систему дополнительного образования», г. Томск, 27 ноября 2017 г., тема доклада «Военно-спортивная подготовка как форма работы с подростками»).
По теме исследования опубликовано 2 статьи:
- Сорока В.В., Щелин И.В. Влияние экстремальных видов спорта на развитие личности подростка (на примере ДВСЛ «Гарнизон»);
- Сорока В.В., Щелин И.В. Обоснование программы формирования личности подростков в экстремальных видах деятельности (на примере ДВСЛ «Гарнизон»),
Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Подростковый возраст - это возраст становления личности, развития её индивидуальности, осознания и осмысления ценностных ориентаций. Подросток пробует себя в различных социальных институтах, где он наиболее полно обогатится социальным опытом и преобразует самого себя как в процессе совместной деятельности и общения, так и в рефлексивном режиме внутреннего диалога и самопонимания.
Спортивная деятельность, составляя неразрывную часть общей системы деятельности человека, не возникает стихийно, а, как и многие другие виды деятельности (учебная, трудовая, организационная, художественная и др.), требует целенаправленного формирования.
Процесс вовлечения подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом очень сложный и требующий постоянного внимания.
Таким образом, психологическая характеристика отношения подростка к спортивной деятельности определяется, прежде всего, направленностью его личности, в зависимости от которой другие стороны отношения приобретают иное значение в процессе формирования данной деятельности.
2. Анализ методов воспитания молодежи в разных странах определил, что воспитание полноценных граждан, способных брать на себя ответственность за будущее своей страны, это одна из первостепенных задач Государства. Только при полном взаимодействии общественных организаций и государственных органов возможна полномасштабная работа по формированию и развитию личностных качеств у современной молодежи.
Раскрыты сущность и содержание понятия «экстремальные виды деятельности», отражающие максимальную согласованность совместных действий с подростками. Определены содержание, формы и методы
организации социального партнерства школы, семьи и общественности в вовлечение подростков в экстремальные виды спорта.
Теоретический анализ научной литературы выявил, что клубы, став историческим продолжением внешкольных образований, в настоящее время, сложились как специфическая часть системы непрерывного образования, обеспечивающая развитие подростка в его свободное время.
Современное дополнительное образование организовывается и реализуется учреждениями, основное предназначение которых - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей и подростков, и в частности трудных подростков. Клубы, как составная часть учреждений дополнительного образования, направлены на создание условий для самореализации, социальной адаптации, социализации, оздоровления, мотивации, творческого и профессионального самоопределения всех детей, концентрируя внимание на углубление индивидуальности каждого, адаптируя к жизненно¬оздоровительной и спортивной деятельности, с учётом их интересов.
3. В рамках опытно-экспериментальной работы разработана программа парашютно-десантной подготовки, способствующая формированию личностных качеств подростков.
4. Посредством тестирования мы выявили, что опытно-экспериментальная апробация программы формирования и развития личности в экстремальных видах деятельности положительно повлияла на развитие у подростков «Я концепции» и на формирование таких качеств, как: смелость, дружба, решительность, активность, уважение, общительность, доброжелательность, целеустремленность и др. Отмечено, что во время реализации Программы у подростков закаляется воля, вырабатывается способность быстро ориентироваться в различных сложных ситуациях, способность брать на себя ответственность и т.д.
Все вышеперечисленное подтверждает необходимость создания многоплановой системы воспитания подрастающего поколения, позволяющей привить в сознании ребенка традиционные ценности нашего общества, способствующую формированию поведенческих стратегий у подростка.
Вывод.
В рамках опытно-экспериментальной работы наша гипотеза исследования нашла полное подтверждение, так как полученные показатели выявили положительную динамику в формировании и развитии личностных качеств подростков.
1. Алексеев Г. И. Мотивация в поведении человека / Г. И. Алексеев. - М., 2011.-234 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л., 1968.-358 с.
3. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий,
2010. -320 с.
4. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. - М. : Высшая школа, 2013.-368 с.
5. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности /
B. Г. Асеев. -М. : Мысль, 1976. - 158 с.
6. Ахметова Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, Л. Гурье // Высшее образование в России. - 2015. - № 4. -
C. 138-146.
7. Ахмулина М. К. Дополнительное образование в системе подготовки кадров // Проблемы и перспективы развития системы дополнительного образования: социально-педагогический аспект / под ред. В. В Садырина, Н. И, Фуниковой, Н. А. Соколова. - Челябинск : Образование. - 2014. - Вып. 3(31).-150 с.
8. Баль Л. В. Неформальные мнения современных подростков о моде и здоровье / Л. В. Баль, А. Н. Михайлов // Современный подросток : тезисы науч.-практ. конф. -М. : РАМН, 2011. - С. 76-78.
9. Бальсевич В. К. Концепция информационно- образовательной компании по развёртыванию национальной системы спортивно- ориентированного физического воспитания / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 1. - С. 11-15.
Ю.Бальсевич В. К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема // Вопросы философии. - 2011. - № 8. - С. 18-22.
П.Бальсевич В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теор. и практ. физ. культ. -
2010. -№1,-С. 22-26.
12. Банчук М. Ф. Организация физической культуры / М. Ф. Банчук. - М. : ФИС. 2012.-320 с.
13. Белов А. К. Идеология. Славяно-горецкая борьба / А. К. Белов. - М. : НКД, 2013.-328 с.
14. Белова Г. Б. Организационно-педагогические аспекты здоровьесбережения обучающихся / Г. Б. Белова, Г. И. Полежаева, И. В. Пысина // Спорт и здоровье : материалы второго международного конгресса. Санкт-Петербург, 21-23 аир. 2015 г. - СПб., 2015. - С. 32-33.
15. БердыховаЯ. Мама, папа, занимайтесь со мной / Я.Бердыхова ; пер. с чешек. Н. П. Крушинской ; предисл. Э. Кузнецовой. - 2-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 2010. - 368 с...101