МЕТОДЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
|
Введение 3
1 Общая характеристика коллектива как малой группы 5
1.1 Понятия и функции малой группы 5
1.2 Цели совместной деятельности 9
1.3 Проблема ответственности в группе 13
1.4 Роль групповой эффективности на предприятии 15
2 Понятие групповой сплоченности 21
2.1 Проблема несовместимости 25
2.2 Факторы, влияющие на сплоченность коллектива 27
2.3 Роль эмоций в формировании сплоченного коллектива 30
2.4 Методы повышения групповой сплоченности 32
2.5 Инструменты измерения сплоченности коллектива 36
3 Формирование сплоченной команды на предприятии с помощью методики "Дорожная
карта" 40
3.1 Особенность и характеристика методики 41
3.2 Практический пример использования методики "Дорожная карта" на предприятии 48
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57
1 Общая характеристика коллектива как малой группы 5
1.1 Понятия и функции малой группы 5
1.2 Цели совместной деятельности 9
1.3 Проблема ответственности в группе 13
1.4 Роль групповой эффективности на предприятии 15
2 Понятие групповой сплоченности 21
2.1 Проблема несовместимости 25
2.2 Факторы, влияющие на сплоченность коллектива 27
2.3 Роль эмоций в формировании сплоченного коллектива 30
2.4 Методы повышения групповой сплоченности 32
2.5 Инструменты измерения сплоченности коллектива 36
3 Формирование сплоченной команды на предприятии с помощью методики "Дорожная
карта" 40
3.1 Особенность и характеристика методики 41
3.2 Практический пример использования методики "Дорожная карта" на предприятии 48
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57
Начиная с древних времен, люди собирались в племена, чтобы обеспечивать свое выживание и безопасность. В первобытных племенах совместными ритуалами и обрядами отмечались важные события. Средневековые монахи собирались в религиозные ордена, с целью очищения души и постижения божественной сущности. Эти знания доказывают, что на всех стадиях человеческого развития наблюдается прогресс группового объединения. Развитие человека, его деятельность, досуг в течение всей жизни осуществляется во множестве различных групп. Однако при всем том, что тяготение к социальным группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, наибольшего своего развития они достигли в наше время мощного развития производственных отношений, когда и стали сформировываться коллективы. И все-таки, для чего человеку от природы дано чувство объединения и причастности к чему-либо? Достаточно убедительный ответ на этот вопрос дает английский драматург Джон Уэбстер: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».
Вопрос актуальности проблемы сплоченности коллектива объясняется несколькими факторами. Во-первых, в свете глобальной информатизации, доступности данных, компаниям становится все труднее повысить свою конкурентоспособность на рынке за счет снижения издержек. В связи с этим, основным преимуществом компании на рынке становится сплоченная, работающая как единый механизм, команда сотрудников. Во- вторых, современного работника очень сложно мотивировать лишь высокой заработной платой. Хорошие трудовые условия, ясность целей, взаимопонимание в коллективе, востребованность и признание выполняемой работы ставится в приоритет сотрудниками в настоящее время. В-третьих, какими бы лидерскими качествами не обладал руководитель, очень сложно добиться результата в одиночку, если сотрудники не объединены вокруг общей цели, а преследуют свои собственные.
К сожалению, проблема создания сплоченной группы, методики повышения сплоченности, рекомендации мало освещены в научной литературе. Можно выделить лишь нескольких авторов, посветивших свои исследования данному феномену - В.Ю.Дорошенко, В.Н.Лавриненко, Н.Дерзкову, В.Ольшанского, Л.Фестингера, Д. Морено, но ни один из исследователей так и не предложил уникальную методику по сплочению трудового коллектива, не смотря на ее потребность в современном мире.
Возможно именно из-за недостатка знаний, современные руководители не уделяют должного внимания групповой сплоченности в полной мере, от чего страдает коллектив, они сами и компания в целом.
Цель данной дипломной работы - разработка и внедрение мер по повышению уровня трудовой сплоченности коллектива, с целью повышения эффективности на предприятии.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Разработать и внедрить методику «Дорожная карта» на предприятие;
• Проанализировать влияние данной методики на эффективность работы предприятия.
Объектом исследования данной дипломной работы является процесс межличностного взаимодействия членов коллектива.
Предмет исследования: коллектив предприятия.
Практическая новизна данной работы характеризуется разработкой уникальной методики, которая поможет менеджерам и руководителям предприятий решить проблему сплоченности коллектива. В связи с тем, что проблемы сплоченности трудового коллектива мало освещены в современной русской и зарубежной литературе, данная методика является результатом исследований реальных проблем, возникающих в группе в процессе деятельности. Все данные и результаты были получены путем практического исследования на предприятии.
Практическая значимость и реализация: на основании данных, полученных в результате исследования, руководителю предприятия были даны рекомендации по повышению и удержанию уровня сплоченности трудового коллектива.
В процессе написания данной дипломной работы, были применены следующие методы исследования:
• Изучение литературы;
• Теоретический анализ;
• Опрос;
• Анкетирование;
• Анализ;
• Измерение;
• Классификация;
• Моделирование.
1 Понятие и общая характеристика малой группы
1.1 Понятия и функции малой группы
Не смотря на различия классов, полов, социальных статусов - человек по своей природе существо общественное, стремящееся находиться среди себе подобных. Если обратиться к истории, то можно заметить, что на всех этапах развития, человеку присуще интуитивное чувство принадлежности к какой-либо группе, будь то племя, сословие, королевство, государство, страна и т. д. По сути дела причины в стремлении принадлежать к одному целому, на разных этапах развития человека были различны: в древности - чтобы удовлетворить первичные потребности в еде, в средние века - чтобы защитить свою территорию. Причина, по которой индивиды нынешнего времени собираются в группы, также проста для понимания - удовлетворение собственных потребностей, но только теперь этих потребностей стало в разы больше. Говоря научным языком, необходимость решения определенных задач порождает потребность в создании элементарных функциональных подразделений, малых групп, которые ориентированы на эти задачи. При этом необходимо подчеркнуть, что факторы, побуждающие, индивида к вхождению в группу не исчерпываются единственно лишь системой его потребностей и ценностей. Принадлежность к семье дает нам право чувствовать себя защищенным, примкнув к трудовому коллективу, мы удовлетворяем потребности в общении и самореализации. Так или иначе, человек стремиться стать частью чего-то целого.
...
Вопрос актуальности проблемы сплоченности коллектива объясняется несколькими факторами. Во-первых, в свете глобальной информатизации, доступности данных, компаниям становится все труднее повысить свою конкурентоспособность на рынке за счет снижения издержек. В связи с этим, основным преимуществом компании на рынке становится сплоченная, работающая как единый механизм, команда сотрудников. Во- вторых, современного работника очень сложно мотивировать лишь высокой заработной платой. Хорошие трудовые условия, ясность целей, взаимопонимание в коллективе, востребованность и признание выполняемой работы ставится в приоритет сотрудниками в настоящее время. В-третьих, какими бы лидерскими качествами не обладал руководитель, очень сложно добиться результата в одиночку, если сотрудники не объединены вокруг общей цели, а преследуют свои собственные.
К сожалению, проблема создания сплоченной группы, методики повышения сплоченности, рекомендации мало освещены в научной литературе. Можно выделить лишь нескольких авторов, посветивших свои исследования данному феномену - В.Ю.Дорошенко, В.Н.Лавриненко, Н.Дерзкову, В.Ольшанского, Л.Фестингера, Д. Морено, но ни один из исследователей так и не предложил уникальную методику по сплочению трудового коллектива, не смотря на ее потребность в современном мире.
Возможно именно из-за недостатка знаний, современные руководители не уделяют должного внимания групповой сплоченности в полной мере, от чего страдает коллектив, они сами и компания в целом.
Цель данной дипломной работы - разработка и внедрение мер по повышению уровня трудовой сплоченности коллектива, с целью повышения эффективности на предприятии.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Разработать и внедрить методику «Дорожная карта» на предприятие;
• Проанализировать влияние данной методики на эффективность работы предприятия.
Объектом исследования данной дипломной работы является процесс межличностного взаимодействия членов коллектива.
Предмет исследования: коллектив предприятия.
Практическая новизна данной работы характеризуется разработкой уникальной методики, которая поможет менеджерам и руководителям предприятий решить проблему сплоченности коллектива. В связи с тем, что проблемы сплоченности трудового коллектива мало освещены в современной русской и зарубежной литературе, данная методика является результатом исследований реальных проблем, возникающих в группе в процессе деятельности. Все данные и результаты были получены путем практического исследования на предприятии.
Практическая значимость и реализация: на основании данных, полученных в результате исследования, руководителю предприятия были даны рекомендации по повышению и удержанию уровня сплоченности трудового коллектива.
В процессе написания данной дипломной работы, были применены следующие методы исследования:
• Изучение литературы;
• Теоретический анализ;
• Опрос;
• Анкетирование;
• Анализ;
• Измерение;
• Классификация;
• Моделирование.
1 Понятие и общая характеристика малой группы
1.1 Понятия и функции малой группы
Не смотря на различия классов, полов, социальных статусов - человек по своей природе существо общественное, стремящееся находиться среди себе подобных. Если обратиться к истории, то можно заметить, что на всех этапах развития, человеку присуще интуитивное чувство принадлежности к какой-либо группе, будь то племя, сословие, королевство, государство, страна и т. д. По сути дела причины в стремлении принадлежать к одному целому, на разных этапах развития человека были различны: в древности - чтобы удовлетворить первичные потребности в еде, в средние века - чтобы защитить свою территорию. Причина, по которой индивиды нынешнего времени собираются в группы, также проста для понимания - удовлетворение собственных потребностей, но только теперь этих потребностей стало в разы больше. Говоря научным языком, необходимость решения определенных задач порождает потребность в создании элементарных функциональных подразделений, малых групп, которые ориентированы на эти задачи. При этом необходимо подчеркнуть, что факторы, побуждающие, индивида к вхождению в группу не исчерпываются единственно лишь системой его потребностей и ценностей. Принадлежность к семье дает нам право чувствовать себя защищенным, примкнув к трудовому коллективу, мы удовлетворяем потребности в общении и самореализации. Так или иначе, человек стремиться стать частью чего-то целого.
...
Сплоченность - является одной из важнейших характеристик малой группы. Стоит отметить, что данный феномен, имеет широкий диапазон проявления. Сплоченность можно наблюдать и в бандитских бандах, к которым применим девиз «один за всех и все за одного», в рабочем коллективе, который способен справится с любой работой, в семье, где каждый ее член заботиться друг о друге. В современной психологии, термин сплоченность имеет следующий смысл: характеристика взаимного тяготения членов группы друг к другу и к группе, в общем. Сплоченность формирует у членов группы чувство принадлежности и желание в ней остаться. Считается, чем сильнее группа удовлетворяет потребности своих членов, тем выше уровень ее сплоченности.
Проще говоря, сплоченность есть сумма различных сил и воздействий, которые объединяют группы, не давая ей развалиться. Сплоченность может быть на высоком уровне только по причине взаимной симпатии ее членов. Или же в случае, когда приверженность к определенной группе является самым эффективным или даже единственным способом для достижения цели. Более того, вследствие принадлежности к какой-либо группе, индивид может стать обладателем соответствующего статуса, заслуживающего внимания в обществе.
Через понятие сплоченности, группу можно определить как объединение людей, каждый из которых видит в объединении большие преимущества для достижения определенной цели, чем он может получить вовне. На основании этого, можно сделать вывод, что даже в изначально созданной группе существует определенный уровень сплоченности. Однако вопрос об ее изменении с течением времени остается нерешенным, как и вопрос влияния неких факторов на ее постоянство. Сплоченную группу обычно сравнивают с пальцами руки, сжатыми в кулак. Чем выше уровень сплоченности такой группы, тем сильнее удар кулака. Такие группы имеют внутри себя налаженную систему межличностных отношений, отличатся высоким уровнем взаимопонимания, характеризуются отсутствием напряженности, враждебности и недоверия. Также, выделяются высоким уровнем взаимовыручки и поддержки, открытостью друг для друга, придают совместным целям большее значение, чем личным. Соответственно скорость достижения поставленных целей в таких группах намного выше, чем в других, менее сплоченных. Групповая сплоченность оказывает притягательное влияние на людей, не состоящих в группе. Многие испытывают желание, стать членами такой группы, но как показывает практика, высокосплоченные группы обычно ограничивают доступ посторонних внутрь себя. Принятие новых членов в такие группы происходит только после того, как члены группы убедятся в том, что новые кандидаты в полной мере принимают их нормы и цели, а также не несут угрозы для уровня сплочения группы.
Наиболее сплоченными обычно бывают группы, состоящие из людей, относящихся к одной социальной среде. Внутри такой группы они чувствуют себя объединенными и похожими по разным нормам. Чем малочисленней группа, тем больше ее уровень единства из-за схожести взглядов, мнений, предпочтений. Чувство «мы» создается при помощи взаимного уподобления людей, путем инструментов подражания и заражения. Когда «мы» настолько проявляется в сознании участников группы, что выталкивает отличие от «них» на задний план, можно считать уровень сплочения данной общности высоким. Чем группа более организована изнутри, тем яростней она противопоставляет себя внешнему окружению. Как только внутри группы образовалось чувство «мы», открывается широкий диапазон для коллективных способностей оказывать влияние на чувства и действия людей. Это представляет собой дополнительную «батарею», дополнительную мощность, которая во много раз увеличивает ту или иную склонность, превращая ее в огромную силу.
Построение эффективной системы сплочения персонала в компании - достаточно важный и, пожалуй, один из самых сложных вопросов. Сплочение коллектива, несмотря на различие подходов, является одним из основополагающих методов управления персоналом, побуждающим работников к достижению целей, стоящих перед ними и организацией. Описанная методика не является универсальной, а лишь предлагает варианты для улучшения отношений внутри организации. Руководителям в первую очередь следует обращать внимание на внутреннюю среду предприятия, которая играет роль «фундамента» в построении бизнес процессов. В идеальных условиях, уровень вовлеченности, ответственности и заинтересованности команды общим делом, должен быть на одном уровне с этими же показателями у владельца бизнеса.
В данной дипломной работе, были изучены такие понятия как: группа, групповая сплоченность, ответственность, вовлеченность, конфликтность индивидов в группе. На основе изученной литературы, была составлена конкретная методика - «дорожная карта», с помощью которой была достигнута основная цель дипломной работы.
Основная задача, которая была поставлена руководителем - повысить уровень эффективности работы сотрудников через призму сплоченности. Данная задача была успешно выполнена, о чем свидетельствуют возросшее количество обслуженных клиентов, а также выручка предприятия.
Помимо достижения поставленной цели руководителю предприятия были даны конкретные рекомендации о поддержании достигнутого уровня сплоченности:
• Внедрить мероприятия, представленные в «дорожной карте» на постоянной основе;
• Обновлять план мероприятий, добавляя новые, или совершенствуя старые методы;
• Периодически измерять уровень сплоченности коллектива.
После проведения исследований, решения проблем и поставленных задач, директором ООО «Нимфа» было выдвинуто предложение о дальнейшем сотрудничестве при разработке рекламных проектов компании: акций по привлечению и удержанию клиентов, разработка фирменного стиля компании, ребрендинг, разработка и реализация промомероприятий, создание сайта, интернет - маркетинг, SEO - продвижение, реклама в социальных сетях, а также, была поставлена новая задача - расширение сети и выход на новые географические рынки при помощи модели франчайзинга. Дальнейшее сотрудничество и реализация новых проектов будет происходить с поста заместителя директора.
Проще говоря, сплоченность есть сумма различных сил и воздействий, которые объединяют группы, не давая ей развалиться. Сплоченность может быть на высоком уровне только по причине взаимной симпатии ее членов. Или же в случае, когда приверженность к определенной группе является самым эффективным или даже единственным способом для достижения цели. Более того, вследствие принадлежности к какой-либо группе, индивид может стать обладателем соответствующего статуса, заслуживающего внимания в обществе.
Через понятие сплоченности, группу можно определить как объединение людей, каждый из которых видит в объединении большие преимущества для достижения определенной цели, чем он может получить вовне. На основании этого, можно сделать вывод, что даже в изначально созданной группе существует определенный уровень сплоченности. Однако вопрос об ее изменении с течением времени остается нерешенным, как и вопрос влияния неких факторов на ее постоянство. Сплоченную группу обычно сравнивают с пальцами руки, сжатыми в кулак. Чем выше уровень сплоченности такой группы, тем сильнее удар кулака. Такие группы имеют внутри себя налаженную систему межличностных отношений, отличатся высоким уровнем взаимопонимания, характеризуются отсутствием напряженности, враждебности и недоверия. Также, выделяются высоким уровнем взаимовыручки и поддержки, открытостью друг для друга, придают совместным целям большее значение, чем личным. Соответственно скорость достижения поставленных целей в таких группах намного выше, чем в других, менее сплоченных. Групповая сплоченность оказывает притягательное влияние на людей, не состоящих в группе. Многие испытывают желание, стать членами такой группы, но как показывает практика, высокосплоченные группы обычно ограничивают доступ посторонних внутрь себя. Принятие новых членов в такие группы происходит только после того, как члены группы убедятся в том, что новые кандидаты в полной мере принимают их нормы и цели, а также не несут угрозы для уровня сплочения группы.
Наиболее сплоченными обычно бывают группы, состоящие из людей, относящихся к одной социальной среде. Внутри такой группы они чувствуют себя объединенными и похожими по разным нормам. Чем малочисленней группа, тем больше ее уровень единства из-за схожести взглядов, мнений, предпочтений. Чувство «мы» создается при помощи взаимного уподобления людей, путем инструментов подражания и заражения. Когда «мы» настолько проявляется в сознании участников группы, что выталкивает отличие от «них» на задний план, можно считать уровень сплочения данной общности высоким. Чем группа более организована изнутри, тем яростней она противопоставляет себя внешнему окружению. Как только внутри группы образовалось чувство «мы», открывается широкий диапазон для коллективных способностей оказывать влияние на чувства и действия людей. Это представляет собой дополнительную «батарею», дополнительную мощность, которая во много раз увеличивает ту или иную склонность, превращая ее в огромную силу.
Построение эффективной системы сплочения персонала в компании - достаточно важный и, пожалуй, один из самых сложных вопросов. Сплочение коллектива, несмотря на различие подходов, является одним из основополагающих методов управления персоналом, побуждающим работников к достижению целей, стоящих перед ними и организацией. Описанная методика не является универсальной, а лишь предлагает варианты для улучшения отношений внутри организации. Руководителям в первую очередь следует обращать внимание на внутреннюю среду предприятия, которая играет роль «фундамента» в построении бизнес процессов. В идеальных условиях, уровень вовлеченности, ответственности и заинтересованности команды общим делом, должен быть на одном уровне с этими же показателями у владельца бизнеса.
В данной дипломной работе, были изучены такие понятия как: группа, групповая сплоченность, ответственность, вовлеченность, конфликтность индивидов в группе. На основе изученной литературы, была составлена конкретная методика - «дорожная карта», с помощью которой была достигнута основная цель дипломной работы.
Основная задача, которая была поставлена руководителем - повысить уровень эффективности работы сотрудников через призму сплоченности. Данная задача была успешно выполнена, о чем свидетельствуют возросшее количество обслуженных клиентов, а также выручка предприятия.
Помимо достижения поставленной цели руководителю предприятия были даны конкретные рекомендации о поддержании достигнутого уровня сплоченности:
• Внедрить мероприятия, представленные в «дорожной карте» на постоянной основе;
• Обновлять план мероприятий, добавляя новые, или совершенствуя старые методы;
• Периодически измерять уровень сплоченности коллектива.
После проведения исследований, решения проблем и поставленных задач, директором ООО «Нимфа» было выдвинуто предложение о дальнейшем сотрудничестве при разработке рекламных проектов компании: акций по привлечению и удержанию клиентов, разработка фирменного стиля компании, ребрендинг, разработка и реализация промомероприятий, создание сайта, интернет - маркетинг, SEO - продвижение, реклама в социальных сетях, а также, была поставлена новая задача - расширение сети и выход на новые географические рынки при помощи модели франчайзинга. Дальнейшее сотрудничество и реализация новых проектов будет происходить с поста заместителя директора.
Подобные работы
- Исследование факторов текучести персонала и пути совершенствования мотивационных схем на предприятии (на примере ООО «ЧИМА РУС»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Пути повышения эффективности деятельности организации (Московский государственный университет технологий и управления)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - Кадровая политика гостиничного предприятия (Алтайская Академия Гостеприимства
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование системы управления персоналом в организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Инвестиции в человеческий капитал как фактор повышения
эффективности внедрения инноваций на предприятии
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТАГРАС-ЭНЕРГОСЕРВИС»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Разработка мероприятий по стимулированию персонала на предприятии
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Пути повышения эффективности деятельности организации (Московский государственный университет технологий и управления (МГУТУ))
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019





