Введение 3
1 Тенденции современного общества и их влияние на высшее образование 6
1.1 Теоретические аспекты трансформаций общества в постиндустриальный период 6
1.2 Изменения в современном образовании: влияние глобализации и
интернационализации 12
1.3 Международная академическая мобильность молодежи как инструмент
формирования глобальной образовательной среды 30
2 Специфика международной академической мобильности студентов в России и Германии 48
2.1 Международная академическая мобильность в Германии: современные
тенденции 48
2.1.1 Программы международной академической мобильности в Германии и
Берлинском университете им. Гумбольдта 51
2.2 Международная академическая мобильность в России: законодательная база,
состояние и перспективы развития 58
2.2.1 Программы международной академической мобильности в Российской
Федерации, Томской области и Томском государственном университете 69
3 Проведение сравнительного исследования программ международной академической мобильности в Томском государственном университете и Берлинском университете им. Гумбольдта 79
3.1 Анализ результатов деятельности программ международной академической
мобильности, проведение экспертных интервью с организаторами и анкетирование участников программ академической мобильности в Берлинском университете им. Гумбольдта 81
3.2 Анализ результатов деятельности программ международной академической
мобильности, проведение экспертных интервью с организаторами и анкетирования среди участников программ академической мобильности в Томском государственном университете 87
3.3 Результаты сравнительного анализа программ международной академической
мобильности Томского государственного университета и Берлинского университета им. Гумбольдта 96
Заключение 105
Список использованных источников и литературы 108
Приложение А Анкета 116
Приложение Б Сравнительная таблица по программам международной академической мобильности в ТГУ и Берлинском университете им. Гумбольдта за 2014-2015 гг. 118
С развитием глобализации и интернационализации обмен между странами в сфере учебной и научно-исследовательской деятельности стремительно растет. С каждым годом именно академическая мобильность все больше признается одним из самых эффективных инструментов повышения качества человеческого капитала.
В настоящее время одной из ключевых задач Российской Федерации в отношении развития системы отечественного высшего образования является сотрудничество с другими государствами в сфере образования, способствующее достижению научно-исследовательских, экономических, политических, культурных и социальных целей. Это позволяет уйти от замкнутости российской системы образования, добиться признания образовательных программ, реализуемым российскими образовательными учреждениями, на общеевропейском образовательном пространстве, обеспечить прозрачность и признание компетенций и квалификаций в целях повышения мобильности обучающихся, повысить конкурентоспособность российских образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг.
Необходимость развития академической мобильности находит поддержку и на уровне высшего руководства Российской Федерации, что подтверждается развитием федеральных программ и проектов по международной академической мобильности.
Актуальность исследуемого также вопроса подтверждает тот факт, что происходящие в настоящее время глобализация и интернационализация предполагают постоянный обмен знаниями и опытом ученых, студентов и специалистов со всего мира, чему и способствуют различные программы академической мобильности.
В частности, в Томском государственном университете на протяжении последних двух лет активно развиваются краткосрочные и долгосрочные программы входящей и исходящей мобильности, чему способствует создание новых структур: Центров академической мобильности и совместных образовательных программ. Вопросы интернационализации и развития на международном уровне неоднократно поднимались в ТГУ за прошедшее время. Так, 7 июня 2016 г. представитель Берлинского университета им. Гумбольдта провел круглый стол на тему «Студенческий обмен - образование без границ», на котором обсуждались существующие возможности для студентов ТГУ, а также участники программ международной мобильности делились полученным опытом.
Цель данной работы - разработка рекомендаций по организации российских программ академической мобильности в контексте интернационализации на основании результатов, полученных в процессе проведения сравнительного анализа процесса международной академической мобильности в России и Г ермании.
Данная цель обусловливает решение следующих задач в магистерской диссертации:
1. Рассмотреть тенденции глобализации и интернационализации современного общества и их влияние на высшее образование;
2. Проанализировать специфику организации международной академической мобильность молодежи в России и Германии;
3. Дать сравнительную характеристику отечественных и зарубежных программ международной академической мобильности;
4. Исследовать отношение организаторов и участников программ к процессу и результатам международной академической мобильности в Томском государственном университете и Берлинском университете им. Гумбольдта;
5. Изучить отличительные элементы существующих программ мобильности в рассматриваемых вузах, сравнить и выявить преимущества и недостатки;
6. Составить рекомендации по оптимизации отечественных программ международной академической мобильности.
На настоящий момент процесс организации программ международной академической мобильности студентов в контексте современного образования во многом не проанализирован, что и является проблемой данного исследования. Объектом выступает международная академическая мобильность студентов в контексте современного образования. Соответственно, предмет исследования - сравнительный анализ программ международной академической мобильности студентов в контексте современного образования.
Гипотеза: усовершенствование процесса реализации отечественных программ международной академической мобильности возможно, если:
- провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных программ академической мобильности;
- исследовать отношение организаторов и участников программ к процессу и результатам международной академической мобильности в Томском государственном университете и Берлинском университете им. Гумбольдта;
- изучить отличительные элементы существующих программ мобильности в рассматриваемых вузах, сравнить и выявить преимущества и недостатки;
- разработать рекомендации по организации российских программ академической мобильности в контексте современного образования на основании результатов, полученных в процессе проведения сравнительного анализа организации международной академической мобильности в России и Германии.
Научная новизна исследования состоит в том, что был проанализирован процесс организации программ международной академической мобильности студентов в контексте современного образования, а также проведен сравнительный анализ среди данных программ в России и Г ермании.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации по улучшению действующих программ международной академической мобильности в Российской Федерации могут быть использованы в деятельности различных структур, занимающихся вопросами международной академической мобильности, в том числе на базе Томского государственного университета.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют положения об аспектах трансформаций общества в постиндустриальный период (Тоффлер Э., Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, A. H. Заворин, Т. И. Заславская, М. В. Удальцова М. В. Герман, М. К. Арчаков), суждения о происходящих изменениях в современном образовании под влиянием глобализации и интернационализации (А. Н. Чумаков, В. А. Галичин, H. De Wit, J. Knight, U. Brandenburg, Ж. О. Кузьминых, А. И. Кутузов, М. А. Шибаев, U. Teichler, P. Scott), положения о современных тенденциях и факторах развития академической мобильности (M. C. Wende, UNESCO, P. G. Altbach, A. Solimano). Также была проанализирована нормативно-правовая база РФ: ФЗ «Об образовании», ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Распоряжение правительства «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и т.д.
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ; изучение документов, регулирующих международную академическую мобильность; сравнительный анализ; экспертное интервью; анкетирование.
Положения, выносимые на защиту:
- существующие отличия организации программ международной академической мобильности в Германии по сравнению с Россией могут позволить улучшить реализацию российских программ международной академической мобильности;
- отношение организаторов и участников программ международной академической мобильности к процессу и результатам международной академической мобильности в Томском государственном университете и Берлинском университете им. Гумбольдта выступает в качестве важного фактора, определяющего различия в организации программ.
Переход общества в постиндустриальную стадию значительно повлиял на развитие современного общества, а также ознаменовал развитие нового типа личности, в том числе среди молодежи: целеустремленной, настойчивой, активной, любознательной, самостоятельной, ответственной, инициативной, мобильной, креативной. В то же время, в связи с активно распространяющимися глобализацией и интернационализацией, данные качества стали еще более востребованными и необходимыми в различных сферах жизнедеятельности, включая образование. По всему миру стремительно происходит формирование глобального образовательного пространства, развитие экономики и конкуренции, рост информационных технологий, стремление государств к приобретению внешнеполитических преимуществ и защите национальной безопасности. Под влиянием данных предпосылок осуществляются изменения высшего образования: глобализация, интернационализация, изменение системы финансирования университетов, повышение значимости формирования компетенций студентов, дающих им возможность успешно жить и заниматься профессиональной деятельностью в мультикультурной среде. При этом доминирующими факторами роста интернационализации и глобализации образования являются именно возможности международной кооперации вузов, создания совместных программ, и, конечно же, развитие международной академической мобильности.
Отмечается значительный рост числа иностранных студентов по всему миру. Государства также способствуют развитию мобильности: появляются новые программы, увеличивается финансирование.
По данным 2015 года большинство студентов, которые хотят учиться за границей, выбирают страны ОЭСР в качестве стран назначения. Но, так как между западной и азиатской экономикой активизируются коммуникации и торговля, а азиатские страны расширяют и совершенствуют свои системы высшего образования, вероятно, модели мобильности станут более разнообразными в течение следующего десятилетия. Лучшие американские и британские институты до сих пор привлекают большинство мировых самых амбициозных и/или богатых студентов, но азиатские страны стабильно набирают позиции в мировых рейтингах университетов. Китай остается ведущим в мире источником мобильных студентов, но при этом также является важным местом назначения для обучения. То же самое верно и для Малайзии, и ряда других региональных направлений по всему миру.
Международное образование больше не является нишей экономики или погоней за небольшим сегментом счастливых студентов: оно измеряется в миллионах учебных
поездок и миллиардах долларов. Сектор проделал длинный путь за сравнительно короткий промежуток времени и продолжает развиваться, в том числе через программы мобильности.
Международная академическая мобильность по всему миру имеет свою специфику, сходства и различия. Так, в Германии существует большое количество государственных и негосударственных организаций и фондов, которые и занимаются реализацией программ мобильности и обеспечивают их финансирование. Участвовать в отборах могут любые студенты, независимо от вуза. Так, на базе Берлинского университета им. Гумбольдта действует большинство из перечисленных ранее программ. В то же время в России подобная деятельность осуществляется государственными и иными проектами, а также самими вузами, реализация которых на территории РФ регулируется соответствующим законодательством. Отдельные структуры на федеральном уровне отсутствуют, в связи с чем предлагается создание национального агентства (бюро) для координации деятельности по организации академической мобильности в определенных направлениях.
Рейтинговым вузам РФ, включая ТГУ, предоставляется финансирование на реализацию программ международной академической мобильности. Так, в Томском университете существуют программы краткосрочной и долгосрочной мобильности.
Академические обмены можно рассматривать как средство развития и обновления образовательных программ высшего профессионального образования России. Это позволяет уйти от замкнутости российской системы образования, добиться признания образовательных программ, реализуемым российскими образовательными учреждениями, на общеевропейском образовательном пространстве, обеспечить прозрачность и признание компетенций и квалификаций в целях повышения мобильности обучающихся, повысить конкурентоспособность российских образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг.
С целью анализа содержания существующих программ международной академической мобильности, а также выявления их преимуществ и недостатков было проведено исследование в Томском государственном университете и Берлинском университете им. Гумбольдта посредством анализа документов, экспертных интервью с руководителями и представителями офисов международной мобильности, анкетного опроса среди участников программ.
Были выявлены соответствующие различия в сроках функционирования программ, количестве участников исходящей и входящей мобильности, преобладающих видах мобильности (краткосрочная, долгосрочная), процессах отбора на программы, порядке финансирования и отчётности, наличия организационной и информационной поддержки, возможности перезачесть пройденные за границей предметы. Также определены наиболее популярные страны среди для исходящей мобильности, причины выбора этих стран, возможность использовать полученные знания и опыт, преимущества и недостатки программ, наличие сбора обратной связи.
В ходе проведенного исследования для достижения поставленной цели был решен ряд задач:
1. Рассмотрены тенденции глобализации и интернационализации современного общества и их влияние на высшее образование;
2. Проанализирована специфика организации международной академической мобильность молодежи в России и Г ермании;
3. Дана сравнительная характеристика отечественных и зарубежных программ международной академической мобильности;
4. Исследовано отношение организаторов и участников программ к процессу и результатам международной академической мобильности в Томском государственном университете и Берлинском университете им. Гумбольдта;
5. Изучены отличительные элементы существующих программ мобильности в рассматриваемых вузах, проведено сравнение и выявлены преимущества и недостатки;
6. Составлены рекомендации по оптимизации отечественных программ международной академической мобильности.
Полученные результаты исследований и составленные рекомендации были направлены руководителям и представителям отделов международной академической мобильности. На данный момент были получены первые итоги применения рекомендаций: 31 мая 2016 г. на сайте ТГУ появился первый отзыв иностранного студента об опыте обучения в ТГУ.
1. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. Закон. Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (в ред. от 30 дек. 2015 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. Закон. Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 02 июня 2016 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р (в ред. от 08 авг. 2009 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 18 сент. 2012 г. № 730 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О создании сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования Рос. Федерации от 6 сент. 1999 г. № 254 (в ред. от 15 сент. 2000 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Об организации академической мобильности студентов ТГУ : положение [Электронный ресурс] // Том. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Томск, 2016. - URL: http://inter.tsu.ru/ru/akademicheskaya-mobilnost/531-polozenie-o-mobilnosti (дата обращения: 15.04.2016).
7. Регламент конкурсного отбора на индивидуальную финансовую поддержку участия студентов и аспирантов Национального исследовательского Томского государственного университета в программах краткосрочной исходящей академической мобильности [Электронный ресурс] // Том. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Томск, 2016. - URL: http://viu.tsu.ru/mobility/contests/476/ (дата обращения: 15.04.2016).
8. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования / В. А. Галичин [и др.]. - М. : Университетская книга, 2009. - 457 с.
9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М. : Academia, 2004. - 788 с.
10. Беляева Л. А Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. - 2009. - № 1. - С. 33-42.
11. Бобров Л. К. В контексте интернационализации образования // Высшее образование в России. - 2009. - №10. - С. 49-56.
12. Бучило Н. Ф. Философия : учебное пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2004. - 428 с.
13. Волков Ю. Г. Креативный класс в российском обществе: тенденции и перспективы гуманистической идеологии // Власть. - 2012. - №1. - С. 61-64.
14. Гаталов Е. Проблемы современной административно-государственной реформы в России // Власть. - 2009. - № 3. - С. 25-29.
15. Герман М. В. Размышления о парадигме развития современного человека и общества // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2012. - № 354. - С. 159-162...88