Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФАКТОР АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКО- ИНДИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С 2001 ПО 2017 ГГ.

Работа №31838

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

внешнеэкономическая деятельность

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ I. ТРАНСФОРМАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНО - ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССЙСКО-ИНДИЙСКОЙ АКАДЕМИЧСЕКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПЕРИОД С 2001 ПО 2017 ГГ 8
РАЗДЕЛ II. СТУДЕНЧЕСТВО КАК СУБЪЕКТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ 27
РАЗДЕЛ III. НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73



Проблема: события последних лет позволяют заключить, что в области академической мобильности Россия занимает выгодное место и у страны есть некоторые перспективы. Присутствие в российских вузах студентов и привлечение российских специалистов к различным проектам внутри Индии демонстрируют, что академическая мобильность между Россией и Индией это не только наследие дружбы, но и взаимовыгодные отношения двух стран. В данном исследовании поднимается вопрос развития двусторонних отношений России и Индии на примере академической мобильности стран в условиях сохранения принципов современного миропорядка.
Актуальность: в то время как советский опыт советско-индийского сотрудничества в области науки и образования хорошо изучен, вопросы российско-индийского сотрудничества в этих областях, а также академический мобильности, являющейся одним из камней фундамента успешности технологического и интеллектуального взаимодействия между странами, рассмотрен лишь фрагментарно. Поэтому, принимая во внимание продолжение серьёзных взаимодействий, существует объективная необходимость в создании обзорной аналитической работы, позволяющей выявить имеющийся опыт, проследить имеющиеся в нем закономерности и, увидеть возможные перспективы дальнейшего сотрудничества России и Индии в области академической мобильности.
Объект исследования - российско-индийские отношения
Предмет исследования - академическая мобильность между Индией и Россией в XXI веке.
Цель представленной работы - выявить основные тенденции в развитии Российско-Индийской академической мобильности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обозначить особенности формирования нормативно-правовой базы, обеспечивающей формирование и регламентацию академической мобильности
2. Выявить основную специфику студенческой академической мобильности
3. Описать основные особенности академической мобильности между Россией и Индией в контексте профессорских и научно-технических обменов.
Хронологические рамки охватывают период с 2001 по 2017 год. 2001 год - подписание комплексной долгосрочной программы научно - технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индией (КДП НТС) на 2001-2010 годы от 3 октября 2000 года . 2017 год - вступление Индии в ШОС . Для более глубокого анализа данной темы необходимо обращение к более широким временным рамкам.
Географические рамки охватывают Россию и Индию.
Методология: в данной работе использованы комплементарный (межцивилизационное сотрудничество стран), социально -экономический (развитие науки как социального института, а образования как часть экономики), иституциональный (применение нормативно-правовой базы в политике на основе национальных государств) подходы.
Методы, использованные в данной работе: статистический (работа со статистическими данными), социологический (использование в работе социологических данных), сравнительный (сравнение статистических данных, образовательных систем стран), проблемный (рассмотрение
противоречий и трудностей, развитие двусторонних отношений стран, включая академическую мобильность между ними), аналитический (анализ полученных данных и подведение результатов).
Источниковую базу исследования составляют Великая Хартия Университетов , Коммюнике Конференции Министров Высшего
Образования , Болонская декларация , документ о вступлении Индии в ШОС , Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индия , Комплексная Долгосрочная Программа Сотрудничества в области науки, техники и инноваций между Правительством РФ и Правительством Республики Индия , Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о культурном и научном сотрудничестве , Протокол о научном сотрудничестве между Российской Академией наук и Департаментом науки и технологий Правительства Индии , Российский
статистический ежегодник 2015 , Россия в цифрах. Краткий статистический сборник .
Степень изученности: тема сотрудничества РФ и Индии поднималась авторами, как часть российско-индийского экономического сотрудничества Коноваловой Ю. А. , Черниковым Ю. и Коноваловой Ю. А. , в сфере сотрудничества в области образования Арефьевым А. Л., Дмитриевым Н. М. . Общие подходы к академической мобильности, затронуты Шевелевой Н. А., Васильевым И. А. , Кравцовой Т. В. .
Научная новизна: в многочисленных публикациях и сообщениях хорошо отражены вопросы сотрудничества РФ и Индии в сфере высшего образования, экономики, изучены отдельные стороны обучения иностранных студентов в мире, но в целом они ставили другие цели и другие задачи. Особенностью данного исследования является то, что оно охватывает временной период с 2001 по 2017 гг.
Научно-практическая значимость: данная работа может
использоваться в научной деятельности по исследованию двусторонних отношений, а также в учебном процессе.
Структура работы представлена введением, тремя разделами, заключением и списком используемых источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании рассмотрены особенности формирования нормативно-правовой базы, обеспечивающей формирование и
регламентацию академической мобильности, основная специфика студенческой академической мобильности, изучены особенности
академической мобильности между Россией и Индией в контексте профессорских и научно- технических обменов.
В условиях современной действительности включение России в общемировые процессы академической мобильности стало закономерным фактом, отражающим высокий потенциал страны и её роль в политических, экономических, социальных и иных процессах. В своих отношениях с Индией в области академической мобильности Российская Федерация сумела в полной мере воспользоваться положительным опытом, доставшимся ей от СССР и советско-индийских связей в области образования, науки, технологий и военного сотрудничества.
Российский рынок по-прежнему остается привлекательным для индийцев. Этому способствует, в том числе то, что Россия и её университеты стали неотъемлемой частью болонского процесса. На сегодня в мире и в России сложилась вполне понятная система правовых отношений, обеспечивающая мобильность студентов, преподавателей и научных сотрудников. Сложнее бывает обратный процесс - привлечение российских студентов в индийские вузы.
Разрешение многих вопросов в этой области во многом разрешается за счет множества культурных программ и социальной поддержки, оказывающихся студентам на всех уровнях. Такое положение вещей позитивно. Тем не менее, в описанном процессе не всё однозначно.
Например, в то время как, российский рынок открыт для индийских студентов, востребованным остаётся только медицинское образование. Однако, и оно оказывается интересным только на уровне бакалавриата и специалитета.
Мобильность профессорско-преподавательского состава достаточно низкая. В Индии востребованы преподаватели русского языка для локальных и очень ограниченных проектов.
Намного лучше выглядят процессы в области академической мобильности, связанной с конкретными военными, геологическими и иными проектами, обусловленными реальными производственными начинаниями. Здесь наблюдается некоторое оживление, однако в рамках конкретных крупных грантовых программ и при поддержке на уровне правительств.
Таким образом, область российско-индийских контактов в области академической мобильности видится достаточно перспективной, с точки зрения, имеющихся образовательных ниш, однако переживающей медленный рост, если оценивать эту область с позиции реального наполнения этой области конкретными делами.


1. Болонская декларация. 19 июня 1999 г. // [Электронный ресурс],
режим доступа: https://www.sgu.ru/structure/analysis-procuring/uok/garantiya-
kachestva/bolonskiy-process/bolonskaya-deklaraciya (дата обращения
10.03.2019)
2. Будапештско-Венская декларация о создании Европейского
пространства высшего образования. 11-12 марта 2010 г. // [Электронный ресурс], режим доступа: https ://www.sgu.ru/structure/analysis-
procuring/uok/garantiya-kachestva/bolonskiy-process/budapeshtsko-venskaya- deklaraciya (дата обращения 10.03.2019)
3. Великая Хартия университетов. 18 сентября 1988 г. //
[Электронный ресурс], режим доступа:
https://studfiles.net/preview/5680091/page:4/ (дата обращения 10.03.2019)
4. Грани российского образования. М.: Центр социологических исследовании, 2015. — 644 с.
5. Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индия // [Сайт: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации]. - [Электронный ресурс], режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901783728 (дата обращения 09.02.2019)
6. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (последняя редакция) // [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1888/ (дата обращения
10.03.2019)
7. Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование. 19 мая 2001 г. // [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/praha/ (дата обращения
10.03.2019)
8. Коммюнике Конференции европейских министров образования.
19-20 мая 2005 г. // [Электронный ресурс], режим доступа:
https://www.sgu.ru/en/node/3820 (дата обращения 10.03.2019)
9. Коммюнике Конференции европейских министров,
ответственных за высшее образование. 28-29 апреля 2009 г. // [Электронный ресурс], режим доступа: https ://www.sgu.ru/structure/analysis-
procuring/uok/garantiya-kachestva/bolonskiy-process/lyovenskoe-kommyunike (дата обращения 10.03.2019)
10. Коммюнике Конференции Министров Высшего Образования. 19
сентября 2003 г. // [Электронный ресурс], режим доступа:
http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/berlin/ (дата обращения
10.03.2019)
11. Комплексная долгосрочная программа сотрудничества в области науки, техники и инноваций между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии // [Сайт: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации]. - [Электронный ресурс], режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902264225 (дата обращения: 21.01.2019)
12. Лондонское коммюнике министров высшего образования «К
Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира». 17-18 мая 2007 г. // [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.sgu.ru/structure/analysis-procuring/uok/garantiya-
kachestva/bolonskiv-process/londonskoe-kommvunike (дата обращения
10.03.2019)
13. Межправительственный протокол об охране и использовании
прав на интеллектуальную собственность // [Сайт: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации]. - [Электронный ресурс], режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901866487 (дата
обращения 03.03.2019)
14. Меморандум о сотрудничестве между Институтом геологии КарНЦ РАН и Бунделханским Университетом (Джанси, штат Мадхья-
Прадеш, Индия) // [Сайт: Институт геологии Карельского научного центра РАН]. - [Электронный ресурс], режим доступа: http://igkrc.ru/novosti/575 (дата обращения 10.03.2019)
15. Молодежь в России. 2010: Статистический сборник / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ М75 «Статистика России», 2010. - 166 с.
16. Паспорт приоритетного проекта Развитие экспортного
потенциала российской системы образования // [Электронный ресурс], режим доступа: http:// d-russia.ru/wp-
content/uploads/2017/06/education export.pdf(дата обращения 21.03.2019)
17. Программа академической мобильности ERASMUS+ // [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.msu.ru/int/erasmus.php (дата обращения 10.03.2019)
18. Протокол о научном сотрудничестве между Российской
академией наук и Департаментом науки и технологий Правительства Индии // [Электронный ресурс], режим доступа:
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=e543eaf1-db40-4205-8871- 507c227f7147&print=1 (дата обращения 15.02.2019)
19. Роскосмос // [Сайт: Роскосмос]. - [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.roscosmos.ru/202/ (дата обращения 05.01.2019)
20. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник, 2017. / Росстат. М., 2017. С. 145-146
21. Российский статистический ежегодник 2015 // [Электронный
ресурс], режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15 13/Main.htm (дата
обращения 10.03.2019)
22. Совместная декларация об укреплении и наращивании экономического и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индией // [Сайт: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации]. - [Электронный ресурс], режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901857451 (дата обращения 03.03.2019)
23. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Индии о культурном и научном сотрудничестве // [Электронный ресурс], режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/901728582 (дата обращения 12.03.2019)
24. Соглашение о научном сотрудничестве и обмене учеными между
Российской академией наук и Индийской национальной академией наук // [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.conventions.ru/
view base.php?id=1431 (дата обращения 03.02.2019)
25. Сорбонская декларация. Совместная декларация по гармонизации
европейской системы высшего образования. 25 мая 1998 г. // [Электронный ресурс], режим доступа: https ://www.sgu.ru/structure/analysis-
procuring/uok/garantiya-kachestva/bolonskiy-process/sorbonskaya-deklaraciya (дата обращения 10.03.2019)
26. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года // [Сайт: КонсультантПлюс]. - [Электронный ресурс], режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 123444/2f806c88991ebbad4 3cdaa1c63c2501dc94c14af/ (дата обращения 12.03.2019)
27. Центр анализа мировой торговли оружием // [Электронный
ресурс], режим доступа:
http://www.armstrade.org/pages/main/magazines/yearly/report/index.shtml (дата обращения 30.01.2019)
28. Экспорт российских образовательных услуг: Статистическим сборник. Выпуск 6 // Министерство образования и науки Россиискои Федерации. — М.: Социоцентр, 2016. — 401 с.
29. Advanced Institute of Liver & Biliary Science (AILBS) International
Conference 2019 // [Электронный ресурс], режим доступа:
https://www.emedevents.com/c/medical-conferences-2019/advanced-institute-of- liver-biliarv-science-ailbs-international-conference-2019 (дата обращения:
21.01.2019)
30. INDAPRYAL // [Сайт: INDAPRYAL]. - [Электронный ресурс], режим доступа: http://indapryal.org/indapryal/ (дата обращения 10.03.2019)
31. RusEducation // [Сайт: RusEducation]. - [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.ruseducation.com/ (дата обращения 10.03.2019)
32. Study Abroad // [Сайт: Study Abroad]. - [Электронный ресурс], режим доступа: www.studyabroad.com/ (дата обращения 10.03.2019)
33. SCO Membership to India // [Сайт: Ministry of Foreign Affairs. Government of India]. - [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.mea.gov.in/raiya-
sabha.htm?dtl/28684/question+no488+sco+membership+to+india (дата
обращения: 21.03. 2019)
ЛИТЕРАТУРА:
34. Андросова Д. Н. "Мягкая сила" России на пространстве СНГ. Высшее образование // Актуальные проблемы Европы. 2011. № 2. С. 203-218.
35. Анджу М. Состояние преподавания русского языка в Индии // Филологическое образование в современных исследованиях: лингвистический и методический аспекты материалы Международной научно-практической конференции. Ярославль, 2017. - С. 365-372.
36. Арефьев А. Л., Дмитриев Н. М. Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. Выпуск 2. - М.: Институт социально-политических исследовании” РАН, 2017 - 448 с.
37. Афанасьев И. С. Системы качества как способ интеграции вузов в европейское образовательное пространство // Совет ректоров. 2010. № 2. - 156 с.
38. Бабич А. В., Шевелева Н. А., Васильев И. А. Академическая
мобильность обучающихся: действующее правовое регулирование и
практика его применения // Закон. 2016. № 11. - С. 50-58.
39. Бибикова Л. Н., Ригина Н. А. Мотивация иностранных студентов ближнего зарубежья при выборе российского вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. Т. 9. № 1(35). - С. 152-156.
40. Брумштейн Ю. М., Зарипова В. М., Милицкая С. К.,
Иванова М. В. Роль академической мобильности в обеспечении интеллектуальных ресурсов вузов // Инновационные технологии в гуманитарных науках. Ульяновск, 2011. - С. 22-23.
41. Брумштейн Ю. М., Зарипова В. М., Милицкая С. К.,
Иванова М. В. Академическая мобильность: взгляд на проблему из
российских региональных университетов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 4. - С. 42-56.
42. Бука С. А., Баврина Л. М. Участие в программе Эразмус+
студентов-магистрантов: возможности, проблемы и прогностические
параметры // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. № 3. - С. 471-481.
43. Варжавин А. А. "Лига плюща" как американская традиция и российская инновация // Педагогический профессионализм в образовании Сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2018. - С. 388-399.
44. Ватолкина Н. Ш., Федоткина О. П. Академическая мобильность студентов в условиях интернационализации образования // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 2 (96). - С. 17-26.
45. Вербецкий А., Фридман А. Конкуренция между вузами и государственное регулирование // Экономическая политика. 2014. № 6. - С. 137-160.
46. В Индии состоялась встреча участников российско-индийской ассоциации университетов // Аккредитация в образовании. Информационноаналитический журнал // [Электронный ресурс], режим доступа:
http://akvobr.ru/vstrecha uchastnikov rossiiskoindiiskoi assotsiatsii
universitetov.html (дата обращения 13.03.2019)
47. Винокуров М. А. Высшее образование и наука в России: проблемы и перспективы // [Электронный ресурс], режим доступа: https://argumenti.ru/print/education/n342/182195 (дата обращения 15.03.2019)
48. Внешняя торговля России // [Электронный ресурс], режим доступа: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu- rossiey-i-indiey-v-2018-g/ (дата обращения 03.01.2019)
49. Воробьева И. М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). - С. 1115-1119.
50. Годунов О. И., Захарова М. В. Особенности кредитования
образования в США // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей II Международной научно-практической
конференции. Пенза, 2018. - С. 209-211.
51. Громов А. Какие вузы привлекают студентов-иностранцев // [Электронный ресурс], режим доступа: https://iq.hse.ru/news/187164580.html (дата обращения 09.03.2019)
52. Двусторонние отношения между Индией и Россией //
[Электронный ресурс], режим доступа: https://indianembassy-
moscow.gov.in/ru/bilateral-relations-india-russia.php (дата обращения:
20.01.2019)
53. Дусь Ю. П. Инновационное развитие академической мобильности в условиях реформирования высшей школы // Вестник Омского университета. 2010. № 2 (56). - С. 215-223.
54. Калягина О., Альков И. 500 Вузов - участников образовательной программы Аскон // САПР и графика. 2005. № 2. - С. 3.
55. Козлова Е. С., Кузьмин И. А. Международно-правовое регулирование академической мобильности как социального процесса в высшей школе // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 9 (80). - С. 261-269.
56. Коновалова Ю. А. Российско-Индийское торгово-экономическое сотрудничество на современном этапе // Науковедение. 2015. Т. 7. № 2 (27). - 12 с.
57. Костина Е. А. Академическая мобильность студентов высшей школы России: кросс-культурный подход // Философия образования. 2014. № 6 (57). - С. 64-76
58. Кравцова Т. В. Развитие академической мобильности студентов в условиях поликультурного образования в университетах Г ермании // Символ науки. 2016. № 12-2 (24). - С. 205-208.
59. Краснова Г. А. Академическая мобильность индийских студентов // Аккредитация и образование. 2016. № 5(89). - С. 82-84.
60. Краснова Г. В. Онлайн-студенты - со своими гаджетами //
[Электронный ресурс], режим доступа: http://www.ng.ru/nauka/2017-03-
22/11 6954 gadjets.html (дата обращения 12.03.2019)
61. Курбатова Л. Н. Роль высшего образования в структуре жизненных ценностей современных студентов // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2013. № 1. - С. 130-135.
62. Лаптев В. В., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Ученая степень в России: реальность и перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 4. - С. 26-37.
63. Мальцева О. Д. Россия-Индия 2009: политика, экономика,
религия, филология, этнология, туризм, сельское хозяйство, образование, музыковедение: материалы исследований, посвященные 10-летию
Индийского образовательного центра Дальневосточного государственного университета // Дальневосточный гос. ун-т, Восточный ин-т, Индийский образовательный центр, Владивостокское о-во дружбы с Индией. Владивосток, 2010. - 77 с.
64. Маркова М. В. Диплом на Запад. Управление качеством
образования: проблемы вхождения в мировое сообщество // Российское предпринимательство. 2008. № 6-2. - С. 164-165.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ