СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Качество дошкольного образования на современном этапе 8
1.1 Нормативно-правовые основы обеспечения качества дошкольного образования 11
1.2 Анализ систем качества российских дошкольных образовательных учреждений 15
2 Деятельность МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 58» г. Северска 20
2.2 Реализация образовательного процесса в соответствии с ФГОС 21
2.3 Анализ системы повышения уровня профессиональной компетентности
педагогических работников 25
2.4 Анализ выявленных проблем в деятельности МБДОУ «ЦРР - детский сад №58» ....30
3 Рекомендации по улучшению качества деятельности МБДОУ «ЦРР - детский сад №58» 33
3.1 Действия по результатам SWOT-анализа 33
3.2 Внутрифирменное обучение 35
3.2.1 Разработка Проекта внутрифирменного обучения 37
3.3 Проектная деятельность детей 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения отсутствуют
Реформы системы дошкольного образования в России приводят к установлению новых, более жестких требований ко всем граням образовательной деятельности.
На сегодняшний день дошкольные образовательные учреждения имеют возможность осуществлять самостоятельный выбор форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определённых законами РФ. В связи с чем актуальным является вопрос управления качеством услуг дошкольных учреждений для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении воспитанников детских садов в школу, соответствия услуг дошкольного образования предъявляемым требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ожиданиям родителей.
Что же касается качества дошкольного образования, то эта проблема оказалась в поле зрения исследователей только недавно. Так, в исследованиях С.В. Кузьмина, А.А. Майера, Н.В. Микляевой и др. выделены факторы и условия достижения качества дошкольного образования. Исследователи единодушны и в том, что проблема формирования системы менеджмента качества в ДОУ, является довольно актуальной.
Практика показывает: не все дошкольные образовательные учреждения
располагают функционирующей системой менеджмента качества образования, внутренней системой оценки качества образования. Во многих учреждениях такая система имеет формальный характер.
В этих условиях дошкольному образовательному учреждению приходится находить другие пути решения этой задачи. Один из традиционных способов - поиск подходов к разработке актуальной темы: изучение нормативно-правовой базы, анализ состояния деятельности учреждения, описание процессов, выявление сильных и слабых сторон деятельности, разработка системы мероприятий, принятие управленческих решений по повышению качества образования. При условии эффективной продуктивной деятельности педагогического коллектива, широкой демонстрации достижений, обучению педагогических кадров возможно стимулировать коллектив к дальнейшей разработке и внедрению системы менеджмента качества образования.
Актуальность данной работы обусловлена изменениями федеральных государственных образовательных стандартов, а значит, предъявлению новых требований к качеству организации в ДОУ образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания образования, результатам и результативности деятельности, подбору и обучению педагогических кадров, поиском путей достижения качества образования.
Объектом исследования является система качества дошкольных образовательных учреждений.
Предмет исследования - опыт и перспективы детского сада №58 г. Северска в системе обеспечения современного качества и эффективности дошкольного образования.
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. Ключевой вопрос модернизации - повышение качества образования.
Утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где дошкольное образование рассматривается как важнейшее условие реализации потенциала развития личности ребенка.
Являясь государственно-общественным институтом, дошкольное образовательное учреждение создается обществом для выполнения конкретных целей и поэтому обязано выполнять современный социальный заказ.
В условиях современных требований дошкольное образовательное учреждение должно осуществлять регулирование образовательного процесса по повышению качества:
1) регулирование качества образовательных услуг ДОУ (проектирование образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, использование в образовательном процессе эффективных (оптимальных) технологий дошкольного образования, обеспечивающих его качество и удовлетворяющих потребности в дошкольном образовании);
2) регулирование качества деятельности педагогического коллектива (повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии нормативными положениями).
Не каждому учреждению удается в полной мере справиться с задачами повышения качества образования, даже располагая собственной разработанной системой менеджмента качества образования. Такая система должна эффективно работать.
Для создания или оптимизации СМК необходимо, на мой взгляд, провести анализ и улучшение производственных процессов учреждения, среди которых проектирование образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, а также система повышения профессионального уровня педагогов учреждения.
На основе результатов SWOT-анализа в данной работе сделана попытка разработки перечня рекомендаций по улучшению деятельности МБДОУ «ЦРР - Детский сад №58» города Северска.
Для эффективной реализации образовательного процесса, дальнейшего формирования развивающей предметно-развивающей среды учреждения в соответствии с ФГОС, развития исследовательских компетенций, математических представлений детей мною разработан инновационный проект «Детская опытно-экспериментальная лаборатория «Увлекательные открытия».
В рамках системы повышения профессиональной компетентности педагогов с целью повышения их профессионального уровня, широкого вовлечения работников в инновационную деятельность, совершенствования системы мотивации педагогических работников разработан инновационный проект «Внутрифирменное обучение педагогов дошкольного образования МБДОУ «ЦРР - детский сад № 58» города Северска».
В целом, реализация разработанных рекомендаций позволит:
• определить дальнейшие управленческие действия;
• способствовать совершенствованию образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
• повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников.
В конечном итоге, администрация детского сада, используя данные рекомендации и руководствуясь целью улучшения деятельности учреждения, может предпринять конкретные действия по созданию условий для успешной реализации новых требований, предъявляемых к дошкольному учреждению. Эти действия могут оказать влияние на достижение качества дошкольного образования в учреждении.