РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО 11
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО
СЛУЖАЩЕГО (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Актуальность темы исследования. Профессиональная культура один из наиболее интересных и малоизученных феноменов, привлекающих внимание специалистов в области государственного и муниципального управления. Как элемент структуры управления, профессиональная культура формирует ее целостность, обеспечивает упорядоченность и развитость, а также является звеном, объединяющим интеллект и действия государственных гражданских служащих.
На данный момент российское общество идет по пути устойчивого развития, а значит, в этот период наиболее важными задачами являются стимуляция повышения значимости и развития человеческого фактора и оптимизация использования высокопрофессиональных кадров на государственной гражданской службе. Главным актуальным вопросом современной России является вопрос повышения уровня жизнеспособности государства и общества на практике, о создании всех возможных условий для решения основных проблем страны, связанных с формированием правового государства и гражданского общества, достижением высокого уровня материальной и духовной жизни людей.
В настоящий момент в Российской Федерации протекают сложные, многоплановые и противоречивые процессы общественного развития, которые, в свою очередь, на каждую сферу жизни общества требуют абсолютно новые формы и методы воздействия. Это и является определяющим фактором возрастания требований к госслужащим: от уровня их профессиональной квалификации, подготовки, опыта принятия рациональных и эффективных управленческих решений зависит судьба любых преобразований нашего постоянно меняющегося общества.
Повышение уровня профессиональной культуры государственных служащих играет важную роль: от ее состояния зависит присутствие на государственной службе высококвалифицированных кадров, а также, что немаловажно, уважение и доверие населения к органам государственной власти и управления.
В современной российской действительности основной преградой для проведения экономических, политических и организационных изменений является установившийся стереотип поведения госслужащих и их профессиональной деятельности. Более того, это способствует возникновению и учащению в органах государственной власти следующих негативных явлений: карьеризм, бюрократизм, коррупция, имитация управления, ущемление прав и свобод граждан.
Острая проблема недостаточного уровня профессиональной культуры государственных служащих, а отсюда и неспособность оперативно и эффективно решать проблемы современности, подчеркивают значение необходимости развития и улучшения профессиональной культуры государственных служащих.
Стоит помнить, что от смысла, вкладываемого в систему государственного управления, от ценностей, утвержденных в этой системе и от уровня культуры будет зависеть ее качество.
Таким образом, эффективность государственной службы напрямую зависит от развитости и уровня профессиональной культуры государственных гражданских служащих.
Степень изученности темы. Научная база данного исследования формировалась на основе изучения, анализа и переосмысления теоретических, методологических и практических разработок отечественных и зарубежных ученых по исследованию профессиональной культуры государственных гражданских служащих.
Существуют многочисленные исследования, раскрывающие теоретические и практические вопросы, связанные с определением понятия профессиональная культура. К ним относятся труды С.И. Гуляева, Ю.К. Черновой, Л.П. Яировой...
Государственный гражданский служащий является представителем государственной власти, призванной обеспечивать порядок в обществе и структурировать протекающие в нем процессы. Государственный служащий - это представитель власти, поэтому элементом его профессиональной культуры является культура управления. Под управленческой культурой понимается комплекс наиболее важных качеств и алгоритмов, задающих конкретные ориентиры в профессиональной деятельности. Управленческая культура - мощный стратегический фактор, позволяющий ориентировать аппарат государственного управления и его работников на общие цели.
Профессиональная культура - это мера, качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной области его профессии, в том виде деятельности, где он чувствует себя вполне комфортно, уверенно, свободно и раскрепощено.
Культурой в области государственной и муниципальной службы называется совокупность знаний, навыков, механизмов, методов, ценностей, идей, отношений, с помощью которых осуществляется процесс управления, организуется сам управленческий труд.
Профессиональная культура государственного служащего - это системное качественное состояние личности, которое характеризует уровень социально-профессионального развития государственного служащего, меру и способ реализации его сущностных сил в процессе профессиональной деятельности и ее результатах. Не только знание и интеллект, но и уровень культурной идентификации личности становятся доминирующими ресурсами персонала государственной службы
В Белгородской области основным институтом, разрабатывающим программы повышения квалификации государственных гражданских служащих, является ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
В Белгородской области нет и не было разработано ни одного направления подготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, в рамках которого было уделено особое внимание развитию профессиональной культуры государственных служащих и ее компонентов.
Для определения уровня развития профессиональной культуры у государственных гражданских служащих Белгородской области, а также их заинтересованности в ее развитии, нами были использованы следующие методы исследования:
- анализ статистических данных ОАУ «Институт региональной кадровой политики»;
- опрос государственных гражданских служащих, для чего нами была составлена анкета с целью выяснения степени заинтересованности государственных гражданских служащих в формировании и развитии профессиональной культуры и специфики ее развития в органах государственной власти. В опросе приняло участие 100 государственных гражданских служащих Белгородской области.
Социологическое исследование позволило получить следующие данные:
1) 58.33% опрошенных госслужащих изучали дисциплины, связанные с профессиональной культурой, 41.67% - не изучали;
2) во время работы на должности государственной службы, проходили дополнительное обучение для развития профессиональной культуры, а именно, по развитию профессиональных знаний - 50% опрошенных;
3) среди главных причин не прохождения дополнительного обучения для развития профессиональной культуры респонденты выделили недостаток ресурсов и отсутствие необходимости;....
1. О государственной гражданской службе Российской федерации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (с изм. на 30 декабря 2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. О государственной гражданской службе Белгородской области [Текст] : Закон Белгородской области от 30 марта 2005 года № 176 (с изм. на 1 марта 2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
3. О проведении аттестации государственных гражданских служащих [Текст] : Распоряжение Губернатора Белгородской области от 7 ноября 2006 г. № 936-р (с изм. на: 14 августа 2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
4. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие кадровой политики Белгородской области на 2014 - 2020 годы» [Текст] : Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 530-55 (с изм. на: 19 ноября 2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
5. Александров, В. Б. О понятии профессионализма и профессионализме государственного служащего [Текст] / В. Б. Александров // Северо-западная академия государственной службы. - 2014. - № 5. - С. 84¬89.
6. Аникина, А. С. Развитие правовой компетентности - путь к профессионализму [Текст] / А. С. Аникина // Социология власти. - 2014. - № 9. - С. 5-11.
7. Аникин, В. Г. Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных ситуациях [Текст] / В. Г. Аникин. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 172 с.
8. Антипов, А. А. Социология и философия государственной службы [Текст] / А. А. Антипов. - СПб: Университет ИТМО, 2015. - 59 с.
9. Антонова, Л. И. Государственная дисциплина и ответственность [Текст] / Л. И. Антонова. - М. : АТС, 2013. - 213 с.
10. Артамонов, А. Д. Формирование системы критериев эффективности государственного и муниципального управления [Текст] / А. Д. Артамонов. - Спб. : Скифия, 2016. - 188 с.
11. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика [Текст] / Г. В. Атаманчук. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 207 с.
12. Базаров, Т. Ю. Технология центров оценки для госслужащих. Проблемы конкурсного отбора [Текст] / Т. Ю. Базаров. - М. : Маска, 2014. - 141 с.
13. Барциц, И. Н. Правовое обеспечение государственной службы РФ [Текст] / И. Н. Барциц. - М. : АСТ, 2015. - 184 с.
14. Бахрах, Д. Н. Государственная служба России [Текст] / Д. Н. Бахрах. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 146 с.
15. Бакштановский, В. И. Профессиональная этика: социологические ракурсы [Текст] / В. И. Бакштановский // Социологические исследования. - 2015. - № 8. - С. 3-13.....