Объект исследования - магазин Магнит «Экстра» (г. Ставрополь).
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
Введение 3
1 Теоретико-методические основы исследования отечественных торговых сетей6
1.1 Обзор теорий развития системы менеджмента в сфере торгового ритейлера 6
1.2 Методические подходы к развитию системы менеджмента торговых предприятий, а также ее анализу и оценке 16
1.3 Особенности развития системы менеджмента отечественных торговых розничных сетей на этапе формирования зеленой экономики 24
2 Анализ и оценка системы менеджмента АО «Тандер» на этапе формирования зеленой экономики на примере гипермаркета «Магнит Экстра» г. Ставрополь 28
2.1 Общая характеристика АО «Тандер» и анализ его внутренней и внешней среды» 28
2.2 Анализ структуры и динамики основных финансово-экономических и социально-трудовых показателей деятельности АО «Тандер» 38
2.3 Анализ и оценка системы менеджмента АО «Тандер» на основе зеленой навигации 48
3 Совершенствование системы менеджмента в сфере торгового ритейлера на этапе формирования зеленой экономики 55
3.1 Основные направления развития менеджмента торговых розничных сетей в рамках зеленой экономики 55
3.2 Мероприятия, способствующие повышению эффективности менеджмента гипермаркета «Магнит Экстра» г. Ставрополь 59
Заключение 65
Список использованных источников 67
В условиях новых вызовов торговому розничному ритейлеру недостаточно демонстрировать высокие экономических показателей. Особую роль приобретает соблюдение высоких экологических стандартов, а также использования новых технологий и управленческих практик, способствующих устойчивому развитию.
Развитие и широкое применение зеленых технологий и экологических стандартов вызвана прежде всего необходимостью в уменьшении загрязнения окружающей среды и росту экологической осознанности населения.
Торговые ритейлеры занимают уникальную рыночную позицию в нашей стране. Можно выделить их в качестве посредника и отметить тесное взаимодействие, как с покупателями, так и с поставщиками. Обеспечивая высокий уровень экологичности ассортимента торговые розничные сети могут стимулировать поставщиков внедрять зеленые технологии в свое производство, с одной стороны. С другой стороны, оказывать влияние на многочисленных потребителей, формируя различные экологические тренды и инициативы.
Целью данной выпускной квалификационной работы служит выступает разработка мероприятий по совершенствованию системы менеджмента организации на этапе формирования зеленой экономики.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
− рассмотреть теории развития системы менеджмента в сфере торгового ритейлера;
− изучить методические подходы к развитию системы менеджмента торговых предприятий;
− ознакомится с особенностями развития системы менеджмента отечественных торговых розничных сетей на этапе формирования зеленой экономики;
− изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия;
− провести анализ структуры и динамики основных финансово-экономических и социально-трудовых показателей предприятия;
− проанализировать менеджмента предприятия на основе зеленой навигации;
− оценить основные направления развития менеджмента торговых розничных сетей в рамках зеленой экономики;
− предложить мероприятия, способствующие повышению эффективности менеджмента магазина предприятия.
Объектом исследования является АО «Тандер».
Предмет исследования ‒ совокупность экономических отношений, складывающихся по поводу оценки и пути развития системы менеджмента организации на этапе формирования зеленой экономики.
Степень разработанности выпускной квалификационной работы. Исследованием оценки и пути развития системы менеджмента организации на этапе формирования зеленой экономики занимались известные ученые. Стоит отметить Д. С. Зайцеву, О. А. Козлову, И. С. Масленникову, Н. В. Пахомову, О. А. Притужалову, Д. Н. Ралык и П. К. Роот, внесших весомый вклад в изучение данной темы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: системный и сравнительный анализ, синтез, анализ статистических данных, дедукция.
В качестве информационной базы исследования были использованы публикации, электронные онлайн-ресурсы, учебники, учебные пособия и монографии.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования, указаны объект и предмет исследования. В первом разделе раскрываются теоретико-методические основы исследования отечественных торговых сетей. Второй раздел содержит в себе анализ и оценку системы менеджмента АО «Тандер» на этапе формирования зеленой экономики на примере гипермаркета «Магнит Экстра» г. Ставрополь. Третий раздел посвящен совершенствованию системы менеджмента торговых розничных сетей в рамках зеленой экономики. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.
В современных условиях сфера торговли не только потребляет огромные объемы ресурсов, но и оказывает значительное влияние на экологическую обстановку и изменение климата путем своей деятельности по производству, транспортировке и утилизации товаров.
Это способствует тому, что торговые компании уделяют все больше внимания устойчивому развитию и внедрению экологически чистых технологий в свои системы менеджмента.
В качестве объекта исследования рассмотрена компания АО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит»). Она является крупнейшей российской сетью продовольственных магазинов. Компания осуществляет различные виды деятельности, в том числе: оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, самостоятельное производство продуктов, услуги по организации потребления и обслуживания и прочие виды деятельности.
Целью компании является достижение абсолютного лидерства на рынке отрасли и максимизация прибыли.
В ходе работы удалось провести анализ миссии и основных ценностей компании, сформировав представления о корпоративной культуре АО «Тандер».
Анализ организационной структуры и проведение SWOT-анализа Магнита «Экстра» город Ставрополя способствовало пониманию внутреннего функционирования и выделение слабых и сильных сторон магазин. Выявление возможностей магазина помогло сформулировать ключевые точки роста, а описание угроз помогло структурировать наиболее весомые для Магнита «Экстра» опасности внешней среды.
Проделанная работа помогла оценить магазин Магнит «Экстра» в городе Ставрополь с точки зрения основных финансово-экономических показателей.
Можно выделить в целом не простой для компании 2020 год, в котором случилось начало коронавирусной инфекции. Данное событие не могло пройти бесследно для компании, и мы можем это наблюдать в низком значении чистой прибыли в 2020 году.
Характеризуя 2021 год можно выделить расцвет сферы электронной коммерции. И именно в 2021 году можно наблюдать рекордный за анализируемые три года показатель выручки, который в 2021 году составил 850 675 тыс. рублей.
В 2022 году были введены санкционные ограничения, которые наиболее остро повлияли на логистические цепочки компании. Данное обстоятельство сказалось и на чистой прибыли магазина, которая в 2022 году снизилась на 11% по сравнению с 2021 годом.
Также были проанализированы социально-трудовые показатели магазина Магнит «Экстра» города Ставрополь. В частности, была представлена в табличном виде структура занимаемых должностей в магазине.
Изучение возрастного состава работников магазина показало, что в 2022 году около 80% персонала, находятся в возрастном диапазоне от 20 до 50 лет.
Рассматривая гендерный состав персонала магазина, можно отметить, что около 70% всех сотрудников составляют женщины.
Помесячный анализ текучести позволил рассчитать среднегодовые показатели текучести за последние три года. И обобщая, можно сказать, что в период с 2021 по 2022 год среднегодовой показатель текучести составил 4%.
В третьей главе были рассмотреть направление, основанные на внедрением экологически чистых материалов в деятельность торговых розничных сетей и подчеркнута приоритетная роль работы с поставщиками, связанная с экологической ответственностью перед потребителем, как поставщика, так и торговой организации. Также удалось сформулировать основные мероприятия, призванные повысить эффективность менеджмента в гипермаркете Магнит «Экстра», находящемуся в городе Ставрополь на улице Доваторцев 64.
1 ГОСТ Р ИСО 14001-2016 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».
2 Бахарев Владимир Васильевич, Капустина Ирина Васильевна, Митяшин Глеб Юрьевич, Катрашова Юлия Валентиновна ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologizatsiya-roznichnoy-torgovli-analiz-strategiy
3 Бахарев В.В., Митяшин Г.Ю. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РИТЕЙЛА В РОССИИ // ЭВ. 2020. №3 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-riteyla-v-rossii
4 Бузукова, Е. А. Категорийный менеджмент. Теоретические основы : учебник для вузов / Е. А. Бузукова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14458-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520156
5 Бутко Г. П., Гречиц А. А. Предпосылки возникновения экологического менеджмента // АВУ. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-vozniknoveniya-ekologicheskogo-menedzhmenta
6 Воронина, М. В. Финансовый менеджмент : учебник / М. В. Воронина. — 3-е изд., стер. — Москва : Дашков и К, 2022. — 400 с. — ISBN 978-5-394-03552-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/277652
7 Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Несоленое Г.Ф. Экологический менеджмент: Учеб. пособие/Самар, гос. аэрокосм, ун-т. - Самара, 2005. - 176 с
8 Годовой отчет АО «Тандер» - URL: http://report2021ru.magnit.com/reports/magnit/annual/2021/gb/Russian/1.html
9 Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 478
10 Зайцева Дарья С., Краковецкая Инна В. Экологический маркетинг: тенденции и перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2016. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-marketing-tendentsii-i-perspektivy
11 Зекунов А.Г. Управление качеством : учебник для вузов / А. Г. Зекунов [и др.] ; под редакцией А. Г. Зекунова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 475 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16195-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530592
12 Касьяненко, Т. Г. Анализ и оценка рисков в бизнесе : учебник и практикум для вузов / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00375-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510969
13 Козлова О. А., Волкова И. А. Тренды в развитии зеленого бизнеса: опыт стран ЕС и российская практика : монография / О. А. Козлова, И. А. Волкова. — Москва :Знание-М, 2020. — 130 с
14 Коргова, М. А. История управленческой мысли : учебное пособие для вузов / М. А. Коргова, А. М. Салогуб. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 167 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16239-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530658.
15 Коргова, М. А. Менеджмент организации : учебное пособие для вузов / М. А. Коргова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 197 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10829-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516231
16 Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для вузов / Э. М. Коротков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 566 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07327-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510549
17 Кузнецова Юлиана Юрьевна, Филин Иван Викторович Экологический менеджмент // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. №166. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-menedzhment-1
18 Куприянов, С.В. Менеджмент: учеб.пособие / С. В. Куприянов, А. А. Шаповалов, Ю. Н. Божков. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2013.– 447 с.
19 Лапшоша О.А Оплата труда персонала : учебник и практикум для вузов / О. А. Лапшова [и др.] ; под общей редакцией О. А. Лапшовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15248-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511318
20 Масленникова, И. С. Экологический менеджмент и аудит : учебник и практикум для вузов / И. С. Масленникова, Л. М. Кузнецов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 311 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14568-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511443
21 Маслова, Е. Л. Менеджмент : учебник / Е. Л. Маслова. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2022. — 336 с. — ISBN 978-5-394-03547-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/277358
22 Пахомова Н. В. Экономика природопользования и экологический менеджмент : учебник для вузов / Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер, Г. Б. Малышков, А. В. Хорошавин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 417 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13446-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511338
23 Песчаный, Н. Д. Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики / Н. Д. Песчаный, Н. В. Скворцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 276-281. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35063/
24 Пика Егор Александрович Исследование состояния ритейл сетей в Российской Федерации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sostoyaniya-riteyl-setey-v-rossiyskoy-federatsii
25 Притужалова, О. А. Экологический менеджмент и аудит : учебное пособие для вузов / О. А. Притужалова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 304 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15453-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516632
26 Ралык Динара Владимировна, Роот Полина Константиновна, Гаврилова Кристина Александровна РОЛЬ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ // Устойчивое развитие, экоинновации и «зеленые» экономика и технологии: III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 90-летию СГЭУ. 2021. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-roznichnoy-torgovli-v-realizatsii-printsipov-zelenoy-ekonomiki
27 Реброва, Н. П. Основы маркетинга : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. П. Реброва. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 277 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03462-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511695
28 Резник Г.А. Экологический маркетинг: проблемы и перспективы развития: Г.А. Резник, А.А. Малышев. – Пенза: ПГУАС, 2014. –144 с
29 Родионова И.А., Липина С.А. ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ: МОДЕЛЬ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-24. – С. 5462-5466; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38369
30 Рубцова, Н. В. Анализ рыночных возможностей : учебное пособие для вузов / Н. В. Рубцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 175 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14910-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520174
31 Русакова, С. В. Значение эмоционального интеллекта для руководителя / С. В. Русакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/426/94283/
32 Синявская Елена Евгеньевна Современные парадигмы российского ритейла // Петербургский экономический журнал. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-paradigmy-rossiyskogo-riteyla
33 Смирницкий, Е.К. Экономические показатели бизнеса / Е.К. Смирницкий. М.: Экзамен, 2002. — 512 с
34 Соловьева, Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Соловьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 139 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11498-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511536
35 Сорокина М. В. Менеджмент в торговле: Учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения. 3-е изд., перераб. доп. — СПб.Питер, 2017. – 752 с
36 Струкова, М. Н. Экологический менеджмент и аудит : [учеб. пособие] / М. Н. Струкова, Л. В. Струкова ; [науч. ред. М. Г. Шишов] ; М-вообразования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с.
37 Хруцкий, В. Е. Оценка персонала. Сбалансированная система показателей : учебное пособие для вузов / В. Е. Хруцкий, Р. А. Толмачев, Р. В. Хруцкий. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 208 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06638-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513592
38 Чаплина А. Н. Менеджмент в торговле : учеб. пособие / А. Н. Чаплина, И. В. Щедрина ;Красноярск. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2010. – 232 с
39 Электронный ресурс «История создания розничных торговых сетей»: URL: https://ofd-ya.ru/about/news/retail_history
40 Электронный ресурс OKOCRM.com: URL: https://okocrm.com/blog/sbalansirovannaya-sistema-pokazatelej/?ysclid=lhgqxleem569310234
41 Электронный ресурс uplab.com: URL: https://www.uplab.ru/blog/balanced-scorecard/?ysclid=lhgqy9sq9g271015045
42 Электронный ресурс КОМЬЮНИТИ: URL: https://timeweb.com/ru/community/articles/shest-sigm-chto-eto-takoe-i-gde-primenyaetsya
43 Электронный ресурс «Шесть сигм в управлении»: URL: https://skillbox.ru/media/management/shest_sigm/?ysclid=lhgr1prnge404424934
44 Электронный ресурс RETAIL.RU: URL: https://www.retail.ru/articles/zelenyy-riteyl-pervye-shagi-v-rossii-i-v-mire/
45 Электронный ресурс «Ритейл зеленеет: эко-тренды в торговых сетях»: URL: https://snob.ru/money/ritejl-zeleneet-eko-trendy-v-torgovyh-setyah/
46 Электронный ресурс СЕКТОРмедиа.ru: URL: https://sectormedia.ru/news/eksperty-selskoe-khozyaystvo/glavnyy-trend-2023-goda-vsplesk-interesa-k-zelenym-produktam/
47 Электронный ресурс Forbes: URL: https://www.forbes.ru/biznes/430317-otraslevye-osobennosti-ustojcivogo-razvitia-roznicnaa-torgovla-produktami-pitania
48 Электронный ресурс Moskvitchmag.ru: URL: https://moskvichmag.ru/gorod/chto-gde-i-kak-my-budem-pokupat-kak-izmenitsya-ritejl-v-2023-godu/
49 Электронный ресурс «Тренды ритейла на 2023 год» URL: https://prowizard.store/company/articles/trendy_riteyla_na_2023_god_chto_ozhidat/
50 Электронный ресурс NIQ URL: https://nielseniq.com/global/ru/insights/commentary/2023/chetyre-trenda-fmcg-riteyla-v-2023/
51 Электронный ресурс VC.ru URL: https://vc.ru/marketing/141743-bytekologichnym-snaruzhi-i-vnutri
52 Электронный ресурс ibgroup.ru URL: https://www.ibgroup.ru/news/2017/07/28/214/?ysclid=lixjwg7mo582593814
53 Электронный ресурс linDeal. URL: https://lindeal.com/business/amazon-istoriya-uspekha-kompanii?ysclid=lixk37tp5x512446718
54 Электронный ресурс SkillBox Media URL: https://skillbox.ru/media/management/shest_sigm/?ysclid=lixqcyge70455160917