Аннотация 2
Введение 2
1 Теоретические аспекты формирования стратегии организации 6
1.1 Понятие и сущность общей стратегии организации 6
1.2 Финансовая стратегия как составляющая часть общей стратегии 13
1.3 Виды финансовой стратегии 22
2 Методология разработки финансовой стратегии организации 31
2.1 Этапы разработки финансовой стратегии 31
2.2 Анализ факторов, влияющих на выбор финансовой стратегии малого предприятия 41
2.3 Анализ финансового состояния и финансовых рисков предприятия 53
3 Разработка финансовой стратегии автомагазина «СтартАвто» 68
3.1 Общая характеристика автомагазина «СтартАвто» 68
3.2. Разработка основных направлений финансовой стратегии предприятия 72
3.3 Расширение бизнеса с учетом различных вариантов финансирования 78
Заключение 87
Список использованных источников и литературы 91
В современном мире стратегическое управление играет ключевую роль в успешной деятельности организаций, которые сталкиваются с постоянно изменяющейся внешней средой, требующей от них эффективного использования всех доступных ресурсов и возможностей.
В текущих условиях неопределенности компаниям необходимо регулярно проводить анализ своих финансовых потоков, оценивать привлекательность инвестиционных проектов, осуществлять внимательный контроль за кредиторской и дебиторской задолженностью, выявлять возможные риски, а также анализировать свои сильные и слабые стороны для поиска наиболее выгодных источников финансирования.
Все вышеупомянутые аспекты тесно связаны с финансовой стратегией, которая является ключевым элементом для устойчивого развития компании. Игнорируя значимость разработки финансовой стратегии, некоторые организации могут столкнуться с различными проблемами: неэффективное определение их потенциальных возможностей, недостаточное понимание рынка и его механизмов, игнорирование существующих рисков, а также сосредоточение исключительно на краткосрочных результатах, что может негативно отразиться на их долгосрочной деятельности.
В современных экономических условиях финансовая стратегия играет решающую роль в обеспечении эффективности финансовых операций организации, она охватывает все ключевые аспекты деятельности: привлечение и использование финансовых ресурсов, что в конечном итоге способствует повышению инвестиционной привлекательности компании и улучшению материального благополучия ее владельцев.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить понятие, роль и факторы, которые определяют выбор финансовой стратегии организации, а также провести анализ финансового состояния и финансовой устойчивости магазина «СтартАвто», разработать основные направления финансовой стратегии и оценить возможность их реализации.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих основных задач, последовательность которых отражает основные этапы диссертационного исследования:
— исследовать сущность финансовой стратегии организации и ее роль в общей стратегии;
— рассмотреть методику разработки финансовой стратегии, ее основные этапы и определить факторы, существенно влияющие на процесс формирования финансовой стратегии организации
— сформировать систему показателей для анализа финансового состояния и инвестиционной привлекательности, а также эффективности управления источниками финансирования организации
— определить основные направления финансовой стратегии для магазина «Старт авто» и составить рекомендации по осуществлению разработанной стратегии.
Объектом исследования является финансовая стратегия организации с учетом особенностей современного состояния экономики.
Предметом исследования - финансовые отношения и процессы, связанные с разработкой и реализацией финансовой стратегии магазина автозапчастей «СтартАвто» с целью повышения его финансовой устойчивости и эффективности деятельности.
Финансовая стратегия является ключевым элементом успешного развития компании, работающей на рынке автозапчастей. В условиях высокой конкуренции и волатильности данного рынка грамотное управление финансовыми ресурсами позволяет повысить эффективность бизнеса и обеспечить его долгосрочную устойчивость.
Выбранная тема является весьма актуальной по ряду аргументов:
1. Высокая динамика развития рынка автозапчастей. В последние годы наблюдается устойчивый рост спроса на автозапчасти, обусловленный увеличением количества автомобилей на дорогах, старением автопарка и необходимостью регулярного технического обслуживания, что создает высокий потенциал для развития бизнеса по продаже автозапчастей.
2. Высокий уровень конкуренции на рынке. Рынок автозапчастей является высококонкурентным, что заставляет компании постоянно искать пути повышения своей финансовой устойчивости и конкурентоспособности.
3. Личный интерес. Как владелец автомагазина, я проявляю большой интерес к финансовым аспектам управления бизнесом. Изучение особенностей финансовой стратегии магазина автозапчастей позволит мне расширить свои профессиональные компетенции и приобрести новые знания и навыки, которые могут быть полезны в дальнейшей практической деятельности.
4. Необходимость оптимизации финансовых потоков. Специфика деятельности магазинов автозапчастей предполагает необходимость управления значительными финансовыми потоками, связанными с закупкой товаров, формированием оптимальных складских запасов, управлением дебиторской и кредиторской задолженностью.
5. Повышение требований к финансовой прозрачности бизнеса. Современные реалии ведения бизнеса предъявляют все более высокие требования к финансовой отчетности и финансовой дисциплине компаний.
6. Санкции
В условиях нестабильности внешней среды, колебаний курсов валют, ограничения доступа к зарубежным рынкам, поставщикам и технологиям, эффективное управление финансами становится критически важным для обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности магазина автозапчастей.
Финансовая стратегия и повышение стоимости компании являются одними из ключевых аспектов ведения бизнеса, на которые западные компании обращают особое внимание. Однако попытки интегрировать эти элементы, особенно в контексте конкурентной борьбы, встречаются достаточно редко, хотя это направление требует внимания.
Комплексно продуманная финансовая стратегия должна включать установление долгосрочных финансовых целей компании. Важно, чтобы задачи, стоящие перед финансовой стратегией, были согласованы с общей концепцией экономического развития, направленной на максимизацию прибыли. Правильно сформулированная стратегия позволяет эффективно распределять и использовать все доступные ресурсы, включая материальные, финансовые и человеческие, что, в свою очередь, усиливает конкурентоспособность компании и ее устойчивость на рынке.
Теоретическо-методическую основу исследования составили концептуальные положения экономической науки, научные разработки в области теории организации, финансового менеджмента, фундаментальные научные концепции, которые раскрывают сущность формирования финансовой стратегии, материалы периодических изданий по теме исследования. При проведении расчетов, построения таблиц и рисунков использованы современные программные продукты. В процессе выполнения исследования применялись методы системного анализа, экспертных оценок, принципы и методы моделирования.
Информационно-эмпирическая база исследования основана на открытых статистических данных Росстата, информационных данных, содержащихся в открытых публикациях отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике, материалах периодической печати и научных конференций по методологическим, теоретическим и практическим аспектам финансового менеджмента. Все использованные материалы взяты из открытых источников информации.
В работе были использованы различные методы: аналитический, метод сравнения, метод обобщения, балансовый метод, что позволило изучить механизм формирования финансовой стратегии предприятия в современной, нестабильной российской экономики.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию управления финансами с целью обеспечения стабильного роста компании при сохранении уровня финансовой устойчивости.
На защиту выносятся основные положения диссертационного исследования, а именно:
— теоретическая обоснованность необходимости разработки и реализации финансовой стратегии организации рынка автозапчастей, учитывая особенность исследуемой отрасли;
— особенности формирования финансовой стратегии организации, учитывая факторы внешней и внутренней среды в условиях современных вызовов;
— основные направления реализации финансовой стратегии для магазина автозапчастей «СтартАвто».
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы из 102 наименований. Объем работы - 101 страница, в том числе 29 рисунков и 5 таблиц.
В первой главе магистерской диссертации «Теоретические аспекты формирования стратегии организации» рассмотрены теоретические подходы российских и зарубежных авторов к определению стратегии организации, выявлено понятие, виды и роль финансовой стратегии как части общей стратегии предприятия.
Во второй главе магистерской диссертации «Методология разработки финансовой стратегии организации» представлена модель разработки финансовой стратегии; проанализированы факторы, влияющие на выбор финансовой стратегии рынка автозапчастей, рассмотрены показатели, используемые для оценки финансового состояния и финансовых рисков организации, а также оценки инвестиционной привлекательности предприятия и производственных рисков.
В третьей главе магистерской диссертации «Разработка финансовой стратегии автомагазина «СтартАвто» проведена оценка финансового состояния исследуемого предприятия, разработаны основные направления финансовой стратегии предприятия, произведена оценка и расчеты финансовой реализуемости проекта.
На сегодняшний день внешняя среда характеризуется высокой степенью неопределенности, и организациям необходимо регулярно осуществлять анализ своих денежных потоков, оценивать выгодные инвестиционные возможности, тщательно контролировать свои кредиторские и дебиторские задолженности, а также выявлять потенциальные риски. Кроме того, им важно отслеживать свои сильные и слабые стороны и находить наиболее эффективные источники финансирования. В современных экономических условиях ключевую роль в обеспечении финансовой эффективности организации играет финансовая стратегия. Она охватывает все важнейшие аспекты работы: от формирования и привлечения финансовых ресурсов до определения способов их использования, что в конечном итоге способствует повышению инвестиционной привлекательности компании и улучшению благосостояния её собственников.
В рамках работы было предложено следующее определение финансовой стратегии, которое позволит понять не только ее суть, но и необходимость ее практического применения: финансовая стратегия представляет собой гибкую и обобщенную модель финансового развития компании, ориентированную на корпоративный рост и создание эффективных финансовых отношений с партнерами. Она включает в себя конкретные долгосрочные финансовые цели, инструменты для их достижения, ресурсы и систему управления, что обеспечивает ее эффективность и возможность адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Разработка финансовой стратегии, ориентированной на ключевые аспекты финансовой деятельности, предоставляет возможность более эффективно принимать управленческие решения, касающиеся финансового состояния организации. Финансовая стратегия основывается на тщательном анализе текущих финансовых показателей, рыночной конъюнктуры и долгосрочных целей компании.
В зависимости от объема поставленных задач выделяют генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач. В зависимости от временного горизонта реализации, можно выделить следующие виды финансовой стратегии предприятия: краткосрочная финансовая стратегия; среднесрочная финансовая стратегия; долгосрочная финансовая стратегия.
Объектом исследования в магистерской диссертации выступает финансовая стратегия предприятия. В процессе исследования удалось изучить отрасль, в которой функционирует организация, провести оценку финансового состояния магазина автозапчастей «СтартАвто». Рынок автозапчастей представляет собой многогранный 87
сегмент рынка, включающий разнообразных участников, выполняющих различные функции в цепочке поставок и распределения. Можно утверждать, что недавние события, связанные с уходом с российского рынка ряда иностранных производителей автомобилей и комплектующих, существенно отразились на функционировании отечественного рынка автозапчастей, что привело к необходимости для отечественных автолюбителей и автосервисов адаптироваться к новым условиям, связанным с ограничением доступности ряда импортных деталей и комплектующих. В условиях перебоев с поставками и отказа ряда зарубежных компаний от сотрудничества с российскими дистрибьюторами, на рынке автозапчастей активно стали занимать освободившиеся ниши товары под новыми, ранее менее известными брендами. Зачастую это продукция компаний из Китая, Турции, ОАЭ и других стран Азии и Ближнего Востока, а также собственные торговые марки (СТМ) российских производителей. Рынок автозапчастей адаптируется к новым реалиям, активно замещая ушедшие с рынка импортные компоненты продукцией других, в том числе локальных, производителей.
Полноценная оценка финансового состояния магазина автозапчастей «СтартАвто» представлялась затруднительной ввиду отсутствия формируемой бухгалтерской отчетности. Как индивидуальный предприниматель, магазин не обязан подавать бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах в налоговые органы. Несмотря на прибыльность, магазин столкнулся с рядом рисков, которые могут повлиять на его финансовые результаты в будущем. Одним из основных факторов риска является возможное повышение цен со стороны поставщиков, что может быть связано с экономической нестабильностью, вызванной действующими санкциями и последствиями текущей геополитической ситуации, особенно в свете событий, связанных со специальной военной операцией (СВО). Увеличение цен на запчасти от поставщиков может привести к росту операционных расходов магазина, что, в свою очередь, окажет негативное влияние на маржинальность и общую прибыльность. В условиях повышенной конкуренции на рынке автозапчастей такие изменения могут вынудить магазин либо повысить цены на свою продукцию, что может снизить объемы продаж, либо остаться на прежнем уровне цен, что приведет к снижению рентабельности.
В целом, финансирование деятельности магазина «СтартАвто» за счет собственного капитала свидетельствует о его консервативном подходе к управлению финансами, направленном на поддержание высокой финансовой устойчивости в условиях нестабильности. Таким образом, несмотря на наличие прибыльности и отсутствие финансовых рисков в виде заемного капитала, магазин автозапчастей должен быть готов к внешним экономическим вызовам, которые могут повлиять на его дальнейшую 88
деятельность. Адаптация к меняющимся условиям рынка и активные действия по управлению рисками помогут сохранить стабильность и увеличить конкурентоспособность магазина. Несмотря на неблагоприятное влияние внешних факторов в 2022 году, связанных с ситуацией в экономике, магазин автозапчастей «СтартАвто» демонстрирует потенциал восстановления финансовой эффективности. В связи с уходом с российского рынка ряда традиционных поставщиков, магазину «СтартАвто» пришлось переориентироваться на закупки через параллельный импорт, что привело к существенному удорожанию стоимости приобретаемых автозапчастей и комплектующих. Кроме того, магазин был вынужден искать новые каналы поставок, в том числе наладив закупки с рынков Китая. Данные факторы обусловили высокую волатильность и непредсказуемость затрат на закупку товаров, что оказывает значительное влияние на финансовые результаты магазина «СтартАвто».
Магазин автозапчастей «СтартАвто» осуществляет свою деятельность исключительно за счет собственного капитала. В его структуре отсутствуют какие-либо заемные средства, такие как кредиты или займы. Использование только собственных источников финансирования позволяет магазину сохранять высокую финансовую независимость и устойчивость. Данный подход снижает риски, связанные с необходимостью обслуживания долговых обязательств, и обеспечивает более гибкое управление денежными потоками.
В рамках разработки финансовой стратегии развития магазина автозапчастей «СтартАвто» на основе проведенного анализа автором предлагаются два основных направления:
— Усовершенствование архитектуры бизнес-процессов - формирование процесса финансового менеджмента
— Расширение бизнеса - открытие нового магазина.
Усовершенствование архитектуры бизнес-процессов магазина автозапчастей «СтартАвто» путем формирования отдельного процесса финансового менеджмента является одним из направлений финансовой стратегии предприятия. Данный подход предполагает выделение финансового менеджмента в качестве самостоятельного и комплексного бизнес-процесса, который будет охватывать все аспекты управления финансовыми ресурсами компании, что позволит повысить эффективность контроля и оптимизации структуры расходов, а также обеспечить более точное планирование и прогнозирование финансовых результатов.
Вторым ключевым направлением финансовой стратегии магазина автозапчастей «СтартАвто» является рассмотрение возможности расширения бизнеса путем открытия 89
еще одного торгового объекта. На основе проведенных расчётов был сделан вывод, что наиболее оптимальным вариантом финансирования расширения бизнеса магазина автозапчастей «СтартАвто» путем открытия нового торгового объекта является использование сочетания собственного капитала в размере 2500 тыс. руб. и заемного капитала в размере 2500 тыс. руб. Сочетание собственного и заемного капитала обеспечивает более высокие показатели экономической рентабельности и рентабельности собственного капитала по сравнению с вариантом использования только заемных средств, что демонстрирует более эффективное использование финансовых ресурсов.
Комплексная реализация данных направлений финансовой стратегии позволит магазину «СтартАвто» укрепить свои позиции на рынке, повысить эффективность использования финансовых ресурсов и обеспечить дальнейшее устойчивое развитие в меняющихся рыночных условиях.
1. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс]: Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129- ФЗ (последняя редакция) // «Консультант Плюс»: справ. правовая система. - Электрон. дан.
- М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата
обращения: 08.10.2024).
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июля 2007г. № 209 - ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.10.2024)
3. Акмаева Р. И. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Р. И. Акмаева.
- М.: Русайнс, 2024. — 251 с.
4. Амирова С. А. Управления финансовыми рисками организации: методы, стратегия и политика / С. А. Амирова // Актуальные вопросы современной экономики. -
2023. - № 4. - С. 497-505.
5. Анализ финансового состояния организации / В. С. Тюменцева, М. С. Тюменцева, Я. В. Медведева, А. А. Таратенко // Лучшая студенческая статья 2024: сборник статей XI Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 30 апреля 2024 года. - Пенза: Международный центр научного сотрудничества «Наука и Просвещение»,
2024. - №1. - С. 94-97.
6. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: пер. с англ. СПб.: Питер, 2017. - 416 с.
7. Ансофф И. Стратегическое управление: [Пер. с англ.] / И. Ансофф. - М.: Экономика, 2016. - 519 с.
8. Антипатров Ю.А. Актуальность разработки стратегии развития для предприятий малого бизнеса / Ю.А. Антипатров // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 19 (31). - С. 29-30.
9. Бабкина Е. А. Процесс разработки финансовой стратегии организации: этапы, принципы, условия эффективной реализации / Е. А. Бабкина, А. В. Сергеева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2022. - № 1. - С. 12-14.
10. Байчурина С. С. оценка деловой активности малого предприятия / С. С. Байчурина // Матрица научного познания. - 2023. - № 5-1. - С. 173-177.
11. Бариленко В.И. Экономический анализ / В.И. Бариленко. - М.: КноРус, 2022.
- 381 с.
12. Басовский Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2018.
- 544 с.
13. Бланк И. А. Финансовая стратегия корпорации / И. А. Бланк. - К.: Ника- Центр, 2019. - 720 с.
14. Бочкарева Ю. С. Внешние и внутренние факторы формирования финансовой стратегии, методы их анализа / Ю. С. Бочкарева // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2023. - № 1(43). - С. 36-40.
15. Братухина О. А., Финансовый менеджмент: учебное пособие / О. А. Братухина. — М.: КноРус, 2025. — 238 с...102