Реферат 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты формирования ассортимента 8
1.1 Сущность и виды ассортимента 8
1.2 Ассортиментная концепция и ее показатели 14
1.3 Формирование и управление ассортиментом торгового предприятия 18
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Розничная торговая сеть - это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей. Каждый предприниматель ставит перед собой основную задачу - наиболее рационально построить свою деятельность и получить от нее максимальный экономический эффект.[10] В силу сложившегося сегодня товародвижения большинство предприятий прилагают большие усилия для сбыта продукции, т.е. интенсивно работают в направлении поиска платежеспособных покупателей. Потребитель в свою очередь предъявляет всё более новые и жёсткие требования к продукции. Торговые организации вынуждены постоянно удовлетворять возрастающие запросы своих клиентов. Наиболее важным аспектом политики предприятия следует признать его товарный ассортимент - именно грамотно сформированный ассортимент позволяет привлечь платежеспособного покупателя и достичь главной цели предпринимательской деятельности - извлечения максимально возможной прибыли. В силу этого исследование ассортимента торгового предприятия приобретает особую значимость и практическую ценность. Чтобы деятельность предприятия была эффективной, они должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса и устранять их. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарных запасов. От неправильного формирования ассортимента, влияющего на товарное предложение и потребительский спрос и многих других факторов, зависит экономика предприятия. Влияние правильного выбора ассортиментной политики для торгового предприятия очень велико для удовлетворения спроса потребителей и рентабельности предприятия.
Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания - требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Продавать товары надо так, чтобы любая коммерческая операция обеспечивала предельно возможный уровень рентабельности, торговый риск был сведен к минимуму, постоянно укреплялось положение торгового предприятия на рынке и росло доверие к нему со стороны деловых партнеров. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое состояние предприятия, его конкурентоспособность.
А для того, чтобы эта деятельность была эффективной, предприятия должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса и устранять их. Фирмы не могут вечно полагаться на существующее состояние этого процесса, он должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарных запасов. От рациональности, полноты и устойчивости ассортимента зависит стабильность всего предприятия розничной торговли.
Стабильность торговой деятельности определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент отрицательно сказывается на эффективности торговли.
Цель ассортиментной политики - формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия предприятия тесно взаимосвязаны.
Роль процесса управления ассортиментом заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, генеральным курсом которым должно идти предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу в наиболее прибыльных направлениях. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. В связи с этим проблема эффективного управления ассортиментом для торгового предприятия является всегда актуальной.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по финансовому обоснованию процесса управления ассортиментом торгового предприятия. Предметом дипломной работы является ассортимент торгового предприятия.
В качестве объекта исследования выступает торговое предприятии ООО «Визит» супермаркет «Визит» в г. Зеленогорске.
Основные задачи дипломной работы:
1. изучение теоретических аспектов формирования ассортимента торгового предприятия;
2. анализ формирования и управления ассортиментом в торговом предприятии ООО «Визит» супермаркет «Визит» в г. Зеленогорске;
3. разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию ассортимента ООО «Визит» супермаркет «Визит».
Структура работы построена соответственно очередности поставленных задач. В первой главе представлено исследование теоретических аспектов формирования ассортиментом торгового предприятия, в частности, изучается понятие ассортимента и ассортиментной политики, ее взаимосвязь со стратегией предприятия, основные функции управления ассортиментом предприятия, а также методы и направления анализа ассортимента.
Во второй главе производится анализ формирования и управления ассортиментом в торговом предприятии ООО «Визит» супермаркет «Визит» в г. Зеленогорске. В данной главе приводится общая характеристика компании и ее финансового состояния, проводится анализ ее ассортимента и его динамики, а также исследуется организация управления ассортиментом на данном предприятии.
И в третьей, заключительной главе разработаны рекомендации и мероприятия по совершенствованию ассортимента на рассматриваемом предприятии.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса рекомендаций, выполнение которых поможет торговому предприятию сформировать такую структуру ассортимента, при которой оно будет функционировать устойчиво в рыночных условиях.
В заключение исследования модно сделать вывод о том, что одним из наиболее важных условий качественного снабжения розничной торговой сети и обеспечения достаточного уровня обслуживания покупателей является создание наиболее оптимального ассортимента товаров, который удовлетворит различные запросы конечного потребителя.
Поэтому одним из главных направлений коммерческой деятельности торгового предприятия является формирование ассортимента товаров.
Формирование ассортимента это деятельность, направленная на подбор групп, видов и разновидностей товаров соответственно спросу потребителей, с целью наиболее полного его удовлетворения. Ассортимент представляет собой набор товаров, способный удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности населения и обеспечить высокую прибыль организации. [11]
Формирование ассортимента товаров осуществляется непрерывно, начиная от производства и заканчивая потреблением, оно связано с определенным предприятием и обуславливается ассортиментной политикой этого предприятия.
Ассортиментная политика предполагает определение руководством компании целей, задач и основных направлений формирования ассортимента товара.
Основные направления формирования ассортимента:
1. Сокращение ассортимента применяется при снижении спроса, низкая прибыльность или убыточность при реализации товара. В основном проводится качественное и количественное изменение набора товаров, т.е. уменьшается его широта и полнота.
2. Расширение ассортимента применяется при увеличении спроса или высокой прибыльности при реализации товара. В основном проводится качественное и количественное изменение набора товаров, т.е. увеличивается его широта, полнота и новизна.
3. Стабилизация ассортимента применяется при устойчивом спросе товаров, в основном повседневного потребления.
4. Обновление ассортимента применяется при изменившемся спросе, появлении новых товаров, потребностей. Проводится количественное и качественное изменение набора товаров, а так же замена морально устаревшего товара, стимулирования спроса.
5. Совершенствование ассортимента применяется для удовлетворения потребностей разных групп потребителей, проводится качественное и количественное изменение набора товаров для повышения его рациональности.
6. Гармонизация ассортимента применяется для специализированных магазинов и отдельных секций, проводится качественное и количественное изменение набора товаров, которое отражает приближенность реального ассортимента к оптимальному. [12]
Основные факторы, влияющие на формирование ассортимента:
1. Спрос определяется потребностью, которая подкреплена платежеспособностью потребителей, напрямую зависящей от их доходов, демографических и прочих особенностей.
2. Рентабельность обусловливается себестоимостью, затратами производства и обращения, на которые влияют различные факторы.
Товарный ассортимент розничного торгового предприятия тесно связан с его ассортиментным профилем. Поэтому при формировании ассортимента розничного торгового предприятия необходимо учитывать вид и тип розничного предприятия.
Товарный ассортимент предприятия состоит из:
□ основной группы товаров — она направлена приносить основную прибыль организации;
□ поддерживающей группы товаров — она направлена стабилизировать доходы от реализации;
□ уходящей группы товаров — характеризуется низкой степенью прибыльности или убыточностью;
□ стратегической группы товаров — она направлена на обеспечение в будущем основной прибыли;
□ тактической группы товаров — она направлена на стимулирование продажи основных групп товаров.
Ассортимент товара розничного торгового предприятия должен не только соответствовать виду торгового предприятия, но и особенностям покупательского спроса потребителей.
Для формирования ассортимента и повышению эффективности сбытовой деятельности предприятия в работе предложены следующие направления: [14]
1. Сформулировать и издать в виде официального документа «Основные принципы формирования ассортимента», в соответствии с которыми должен функционировать отдел формирования ассортимента продовольственных товаров.
2. Формирование ассортимента ООО «Визит» супермаркет «Визит» - разработка стратегии продукта, основная цель которой выбор оптимального ассортимента, удовлетворяющего потребности покупателей и дающего прибыль.
3. Разнообразить ассортимент самых востребованных товарных групп за счет расширения их широты, глубины (разной емкости, массы, разных видов упаковки) и насыщенности (новые марки, разновидности продуктов), чтобы в случае падения спроса или отсутствия определенного продукта, покупатель смог приобрести практически аналогичный товар
1. Алексеев А.В. Современный розничный рынок: обретение устойчивости: практическое пособие / А.В. Алексеев // ЭКО. - 2015. - №16. С. 19-23.
2. Балакирев С. Управление товарным ассортиментом: учебник / C. Балакирев // Современная торговля. - 2014. - 210 с.
3. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация: учебник для ВУЗов / Л.А. Брагин. - Москва: - ИНФРА-М, 2014. - 278 с.
4. Гарифулин А.Ф. Эффективное управление ассортиментом организации / А.Ф. Гарифулин // ПЭО: планово-экономический отдел. - 2015. - №6. С. 14 - 20.
5. Гончаров П.Г. Организация торговли продовольственными товарами: учебник для торг. вузов / П.Г. Гончаров, В.Ф. Егоров, С.Д. Жданова. - Москва: Экономика, 2011. - 335 с.
6. Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях / Д. Гордеев // - ДтвкРИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 2. - С. 59-63с.
7. Гуняков Ю. В. Коммерциология: предчувствие перемен.
Инновационные бизнес-модели коммерческой деятельности: монография / Ю. В. Гуняков, Д. Ю. Гуняков ; Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2015. - 138с.
8. Данько Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
9. Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник / П.Л. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - Москва: Маркетинг, 2012. - 448 с.
10. Елкин С.Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом / С. Е. Елкин // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2015. - № 9. С. 48.
11. Ерохина Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. — Москва: КНОРУС, 2016.— 298 с.
12. Лисовский П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети / П. Лисовский // Справочник экономиста. -2013. - № 7. - С. 54-66.
13. Маркетинговые технологии в развитии рынков продовольственных товаров регионов Сибири / В.В. Куимов [и др.]; Сиб. федер. ун-т, Торг.- эконом. ин-т. - Красноярск, 2015. - 265 с.
14. Методы стимулирования продаж в торговле: учебник / С. Б. Алексина [и др]. - Москва: Форум, 2013. - 303с.
15. Минько Э.В. Организация коммерческой деятельности предприятия. /Э. В. Минько, А. Э. Минько. - Москва, 2014. - 207с.
16. Морган, Р. Искусство продавать: как стать профессионалом; / Р. Морган - Москва, 2013. - 146 c.
17. Новикова Н. Г. Логистический подход к управлению торговым ассортиментом и конкурентная стратегия торговой организации / Н. Г. Новикова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - №18. - С. 40-45.
18. Олейник К. Все об управлении продажами. / К. Олейник. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 331 с.
19. Паламарчук А.С. Экономика предприятия. / А.С. Паламарчук, Л. Г. Паштова. - Москва: Инфра-М, 2015. - 361 с.
20. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова, Н.Ф Панкратов. - Москва: Дашков и К, 2013. - 147с.
21. Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. — Москва: КНОРУС, 2016. — 120 с.
22. Прокопчук А.А. Современные подходы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации / А. А. Прокопчук // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2014. - № 5. - С. 127-132.
23. Прокина М. В. Управление товарным ассортиментом компании / М. В. Прокина, К. А. Иванова, М. В. Семенова. - Москва: [б. и.], 2011. - 147 с.
24. Производственный менеджмент: учебное пособие / Кузнецов В.И. [и др.] - Москва. Проспект. - 2011. - 108 c.
25. Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Практика. Результаты / В. В. Куимов, [и др]; Сиб. Федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2016. - 259 с.
26. Рубан О.В. Теория и практика коммерческой деятельности [Электронный ресурс]: материалы VI Всероссийской науч.-практич. конф. студентов (бакалавров и магистрантов), аспирантов, молодых ученых и специалистов (Красноярск, 14-15 апреля 2016 г.) / Л. Т. Смоленцева ; редкол. Ю. Л. Александров [и др.]. - 2016. с. 287.
27. Смоленцева Л.Т. Мерчандайзинг в торговле [Электронный ресурс]: / Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т ; отв. за вып.: О. В. Рубан учеб.-метод. комплекс [для студентов напр. подг. 100700.62 «Торговое дело»] / Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т ; сост.: Л. Т. Смоленцева, В. В. Куимов. -2014. C. 179.
28. Федько С.А. Основы маркетинга: учебное пособие / С.А. Федько, В.П. Федько. - Москва: ИНФРА, 2012. - 230 с.
29. Хруцкий В.Е., Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В. Е. Хруцкий., И. В. Корнеева - Москва: Финансы и статистика, 2012. - 528 с.
30. Щур Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля / Л. Д. Щур. - Москва: Дело и Сервис, 2012. - 304 с.