Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Организация учебного процесса в ТГУ 16
1.1. Общая структура университета 16
1.2. Состав студентов, преподавателей и сотрудников 18
1.3. Состояние университетских зданий и учебных аудиторий 22
1.4. Учебный план и лекционные курсы 25
1.5. Организация учебных практик в университете 32
1.6. Сессионная страда, госэкзамены и защита дипломных работ 34
Глава 2. Внеучебная деятельность студентов 38
2.1 Роль общественных организаций в налаживании
учебного процесса студентов 38
2.2 Занятия наукой, НСО (научно-студенческое общество) 41
2.3 Общественная и художественная самодеятельность 45
2.4 Военные и спортивные кружки и секции 50
2.5 Помощь студентов в уборке урожая в колхозах 53
Глава 3. Студенческий быт послевоенных лет 56
3.1 Студенческий бюджет, стипендиальное обеспечение 56
3.2 Организация питания студентов, коммуны 59
3.3 Жилищные условия и бытовое обслуживание студентов 62
3.4 Организация отдыха, посещение кино, театра и культурно-массовых
мероприятий 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81
Актуальность. Работа посвящена студенчеству Томского государственного университета времени первого послевоенного десятилетия, с окончания войны и до XX съезда партии 1956 года. Это был особый период в истории ТГУ - университет восстанавливал и укреплял материально-техническую базу, пришедшую в негодность за время войны, строил новое общежитие на проспекте Тимирязева (ныне Ленина, 49), открывал новые факультеты, увеличивал набор студентов и контингент преподавателей.
Это время для университета было особым и по составу его студентов, тогда бок о бок учились вчерашние фронтовики, вернувшиеся с войны, и только что вступившие в жизнь выпускники школ. Именно фронтовики своим отношением к учёбе задавали тон всему студенчеству, благотворно влияя на университетскую студенческую молодёжь в целом. Имея уже большой жизненный опыт, студенты- фронтовики являли пример глубокого понимания задач, стоявших перед молодёжью. Впоследствии многие из них стали гордостью Отечественной науки. Среди них были будущие академик АН СССР и лауреат Государственной премии СССР В.Е. Зуев, академик РАН В.В. Болдырев, заслуженный деятель науки и техники РСФСР профессор М.С. Бобровников и др.
Это удивительная страница в истории высшего образования. Именно поколение студентов тех лет сумело преодолеть тяготы войны, окончить университет и стать достойным примером для последующих поколений. Не зная, как жило и училось то поколение студентов, нельзя составить верного представления о том, почему и каким образом мог быть достигнут столь высокий результат.
Томский государственный университет бережно хранит свою историю. Благодаря энтузиазму и многолетнему труду доктора исторических наук, профессора С.Ф. Фоминых, преподавателей и работников 2-й кафедры исторического факультета создана специальная лаборатория, которая занимается изучением историей родного университета, в том числе и студенчества.
Историография. Многие спорят по поводу этого направления истории. Считается, что изучение повседневности очень субъективно, и не несёт достоверной информации. Но с этим можно поспорить. При изучении глобальных, масштабных событий или процессов не уделяется внимание простому человеку. Ведь история - это люди, каждый отдельный человек является частью исторического процесса. О чём он думал, переживал, как жил, - это вопросы, которые помогут понять то время. Через призму простого человека мы можем понять ту эпоху, в которой он находился. Через изучение повседневной жизни студентов можно проанализировать и понять университетскую жизнь, как молодые люди относились к тем или иным процессам, происходящим в стране, во что верили, на что надеялись и чем жили студенты? Студенты ведь — это молодёжь, от неё зависит вектор развития любого общества, и именно они будут строить будущее своей страны.
Если говорить об изучении высшей школы в послевоенные годы в целом, то можно назвать монографии Е.В. Чуткерашвили , А.С. Бутягина и А.Ю. Салтанова , в которых идет речь и о студентах. О советском студенчестве послевоенного времени говорится и в работах, посвященных истории ведущих вузов России - Московского, Ленинградского (Петербургского), Казанского университетов и др.
Из современных работ специальных исследований по истории студенчества существенной является кандидатская диссертация Е.О. Ягодкиной «Студенчество исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1943-1953): источниковедческое исследование» . Третья глава «Студенчество исторического факультета выпусков 1948-1953 гг.» посвящена учебной деятельности студентов, а также времени, проводимом за стенами учебных аудиторий, в основном бытовой стороне жизни студентов.
В книге «Томский политехнический университет 1896-1996: Исторический очерк» в главе 7 «Институт в послевоенные годы (вторая половина 40—50-е гг.) приводятся сведения о количественном составе студентов этого старейшего технического вуза Сибири, говорится об учебной и научной работе студентов, их участии в общественно-политической работе, организации быта и отдыха, занятиях спортом. Такого же рода характеристика студентов послевоенных лет содержится и в книгах, посвященных истории Томского государственного педагогического (института) университета .
Что касается студенчества Томского государственного университета в послевоенные годы, то литература о нем невелика. В советский период это обобщающие монографии по истории ТГУ. Так, в книге П.А. Зайченко «Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева. Очерки по истории первого Сибирского университета за 75 лет (1880-1955)» представлена панорамная картина жизни университета. Во второй части в разделе «Томский университет после Великой Отечественной войны (1946-1955) приведены сведения об общей структуре университета в рассматриваемый период, студенческом составе, организации учебного процесса и научной и общественной работе студентов.
Для написания «Очерков...» был использован богатый архивный материал, извлечённый из фондов Центрального государственного исторического архива (ЦГИА) и Государственного архива Томской области. Эта работа является первой попыткой осветить весь путь развития Томского университета за первые 75 лет его существования.
В 1980 году издательством Томского госуниверситета была выпущена книга «Томский государственный университет за 100 лет» , главным редактором которой была профессор М.Е, Плотникова. На страницах книги на широком и разнообразном фактическом материале показана борьба за открытие сибирского университета, раскрываются его вековая история, революционные и трудовые традиции, вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и в развитии Отечественной науки, роль в общественно-политической и культурной жизни Сибири. В ней авторы попытались изложить историю высшего заведения на протяжении всего века со дня основания.
Для автора данной работы интерес представляет восьмая глава «Университет в первое послевоенное десятилетие». В ней говорится об организационно-учебной работе, научной и общественно-политической деятельности студентов, их занятиях художественной самодеятельностью и спортом в рассматриваемый период.
В постсоветский период внимания заслуживает, прежде всего, 3 том биографического словаря «Профессора Томского университета» В нем представлены сведениях о профессорах, студенческие годы которых приходились на первые послевоенные годы. Это студенты-фронтовики, впоследствии ставшие учёными, профессорами и заслуженными деятелями науки. К их числу можно отнести: В.Е. Зуева, В.Н. Детинко, П.С. Соломина, В.П. Фадина, М.С. Бобровникова и др.
По истории юридического образования была опубликована работа доктора юридических наук, профессора В.Ф. Воловича: «Юридическое образование в Томском государственном университете: Очерк истории (1898-1998гг)» . Во второй главе говорится о восстановлении юридического факультета в университете, преподавательском составе и контингенте студентов в первые годы после его восстановления.
В монографии Д.В. Хаминова «Историческое образование и наука в Томском университете в конце XIX - начале XXI в.» , посвящённой реконструкции процесса организации и развития исторического образовательного и научного процессов в первом вузе Сибири за все время его существования, освещается и некоторые стороны истории студенчества историко-филологического факультета первых послевоенных лет, главным образом относящиеся к учёбе и занятиям научной работой.
Для автора выпускной квалификационной работы важное значение имеет 3 глава монографии «Историческое образование и наука в Томском университете в послевоенный период (1945-1974 гг.)». В этой главе внимание уделяется структуре историко-филологического факультета и профессорско-преподавательскому составу исторических кафедр. А также контингенту студентов и организации учебно-воспитательного процесса на историческом отделении историко-филологического факультета.
В 2013 году была выпущена книга «Выдающиеся выпускники Томского государственного университета» В ней приводятся сведения о студенческих годах
B. В. Болдырева, В.Е. Зуева и др.
В 2015 году в журнале «Русин» была опубликована статья С.А. Некрылова и
C. А. Меркулова «Студенты-фронтовики в жизни Томского университета» . В ней освещается вклад вернувшихся после Великой Отечественной войны студентов в дело развития Томского государственного университета. После окончания университета многие бывшие фронтовики стали высококвалифицированными специалистами. А некоторые из них стали профессорами, заведующими и деканами Томского университета.
В целом можно отметить, что тема студенчества второй половины XX века ещё не получила достаточного освещения. Есть много проблем, требующих разрешения. Особенно это касается студентов томских вузов. Требуют более глубокого исследования такие вопросы, как состав студентов послевоенного времени, учёба и занятия научной работой, их материально-бытовое положение, организация досуга, участие в общественное работе и в органах студенческого самоуправления и др.
Объект и предмет ВКР: объектом выпускной квалификационной работы является Томский государственный университет в первое послевоенное десятилетие;
предметом - студенчество университета.
Цель выпускной квалификационной работы: реконструкция различных сторон повседневной жизни студентов ТГУ в рассматриваемый период.
Задачи:
- проанализировать общее состояние университета, организацию учебного процесса, состав студентов и преподавателей, успеваемость и посещаемость, сдача государственных экзаменов и защита дипломных работ студентами Томского госуниверситета.
- охарактеризовать внеучебную деятельность студентов ТГУ в первые послевоенные годы: роль общественных организаций в налаживании учебного процесса, занятия наукой студентами, художественную самодеятельность и участие в спортивных кружках.
- реконструировать студенческий быт студентов: бюджет, стипендиальное обеспечение, жилищные условия, организация питания, а также отдыха, посещения кино, театра и других развлекательных мероприятий.
- дать оценку жизни студентов первых послевоенных лет.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы охватывают 1946 - 1956 гг. Нижний хронологический рубеж определяется окончанием Великой Отечественной войны и возвращение с фронта или поступлением в университет на 1946/1947 учебный год новых студентов. В это время идёт реорганизация университета в связи с последствиями военного времени, появляются новые факультеты, происходит увеличение студенческого контингента и восстановление Университета от военного времени.
Верхний хронологический рубеж обозначен 1956 г., когда состоялся 20 съезд КПСС, положивший начало изменениям в политической жизни страны: отход от сталинизма, ослабление диктата партии, переход к относительной либерализации в стране. К этому времени основная масса студентов-фронтовиков, которые учились в 9
Томском государственном университете в первое десятилетие после войны, закончила учёбу.
Методы. История повседневности считается новым направлением в изучении истории. Одним из основоположников методологии изучения повседневности является А. Людтке. В своей книге «История повседневности в Германии. Новые подходы к изучению труда, войны и власти» на примере германской истории 20 века он демонстрирует сочетание новаторской теории и методики по изучению истории повседневности. Книга охватывает широкий круг научных проблем, относящихся к разным периодам новейшей истории, и имеет целью продемонстрировать большой потенциал истории повседневности. Несмотря на то, что в центре внимания книги находятся события германской истории 20 века, предлагаемые автором новые подходы к изучению труда, войны и власти имеют универсальный характер и столь же актуальны применительно к новейшей истории России.
Для написания выпускной квалификационной работы важную роль оказали два основных принципа: принцип объективности и принцип историзма. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Принцип историзма предусматривает рассмотрение предмета исследования в их развитии, то есть выяснение того, как они возникли, менялись и стали нынешними; основные требования принципа историзма — рассматривать явления конкретно-исторически, представлять себе эти события теперь так, как они выглядели тогда, и благодаря этому исключать «осовременивание» прошлого.
Автором данной работы применялись следующие методы исторического исследования:
- исторический метод. Этот метод нередко связан с реконструкцией событий. Автор работы попытался на основе фактических свидетельств с помощью логики воссоздать объект исследования;
- общенаучный метод - синтез. Синтез подразумевает воссоединение объекта исследования из более мелких составляющих, то есть здесь используется движение от простого к сложному;
- сравнительно-исторический метод. Автором в работе были выявлены уникальные и неповторимые черты объекта исследования. Также в работе приведены статистические и количественные данные, которые были подвержены сопоставлению;
- системный метод - предмет исследования рассматривается не как самостоятельный элемент, а как часть единой системы.
В данной работе автором использовались методы статистической обработки данных, полученных в ходе исследования. Например, дать количественные характеристики различных сторон повседневной жизни студентов (количественный состав студентов, особенности учебного процесса и др.).
Источниковедческая база для написания данной работы включает несколько видов письменных источников. Прежде всего это материалы делопроизводственной документации, в которых зафиксированы самые разные стороны организации научно - образовательного процесса в Томском государственном университете, материального положения студентов и организации их быта. Эта информация находится в фондах Государственного архива Томской области (ГАТО) , Центра документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО) . Это отчёты о деятельности Томского университета, докладные записки о состоянии организации учебного процесса, работе факультетов, отделений и кафедр, различного рода обращения и заявления студентов, протоколы заседаний и собраний общественных организаций (партийных, комсомольских и профсоюзных), статистические данные о студентах, служебная переписка и т.п. Они дают возможность проследить изменения в студенческом контингенте, в методах преподавания и контроля успеваемости, оценить условия организации быта студентов и их обеспечения стипендиями, проследить их участие в общественной работе и т.д.
В сборнике материалов и документов «История профсоюзной организации Томского университета в документах и материалах» нашли отражение различные стороны жизни студентов и роль профсоюзной студенческой организации в организации студенческого быта, занятии студентов спортом и их участии в художественной самодеятельности.
Другим важным блоком источников является периодическая печать. В основном это университетская многотиражная газета «За советскую науку» и газета «Молодой ленинец» (Орган Томского обкома ВЛКСМ). Газета «За советскую науку» начала выходить в 1947 году. Это был еженедельный орган партбюро, ректората, комитета ВЛКСМ, профкома и месткома, Томского государственного университета им. В.В. Куйбышева. Ответственным редактором был Н. Антропянский, А.И. Данилов, Н.Ф. Бабушкин, А.И. Уваров и др. На страницах газеты освещались разные стороны студенческой жизни: учёба, занятия в научных кружках и доклады на конференциях, общественная жизнь, занятия художественной самодеятельностью, спортом. В этой газете нашли отражение жилищно-бытовые условия студентов, организация их питания. Нередко с рассказами об учёбе и участии в общественной работе на её страницах выступали студенты-фронтовики. Материалы публиковалось в рубриках «Итоги учебного года», «Как я работаю в течение семестра», «Ещё выше поднимем научно-исследовательскую работу», «Семинары проходят интересно», «Улучшить обслуживание студентов в столовой», «Зимние каникулы», «Экспедиции университета», «Спорт» и другие.
Важным источником для написания данной работы послужили воспоминания студентов того времени, написанные уже много лет спустя после окончания университета. Они отразили различные стороны студенческой жизни.
В книге «Физики о физике и физиках» содержатся воспоминания студентов физико-математического факультета второй половины 1940-х годов В.Е. Зуев, Н.Г. Щеглов, Л. М. Красильникова, В.Н. Детинко, Л.А. Брыснева и др.).
Выпускник историко-филологического факультета Д.М. Зольников в своей книге воспоминаний «Времена и нравы (от гражданской войны до наших дней глазами участника событий и учёного-историка)» прослеживает свой жизненный путь. Одну из глав под названием «Студент» он посвятил годам учёбы в ТГУ, в который он поступил в вскоре после окончания Великой Отечественной войны.
В сборнике научных статей и материалов «По страницам истории и судьбы: К 70-летию профессора Ю.В. Куперта» для автора выпускной квалификационной работы важное значение имеют воспоминания доктора исторических наук, профессора Ю.В. Куперта. Он был студентом историко-филологического факультета с 1948-1953 гг. и оставил свои мемуары о своих студенческих годах.
Книга «Преданность» под ред. В.Е. Зуева, повествует об истории жизни и деятельности студентов Томского государственного университета, которые учились с 1946-1951 год по специальностям: физика, радиофизика, математика, механика, баллистика. В книге речь идёт об их судьбе после окончания университета.
Ценность для автора ВКР представляет информация о таких студентах послевоенных лет как: Н.Г. Щеглов, Л.М. Красильникова, В.А. Филоненко, Л.А. Брыснева и др.
В книге «С верой в Победу: Томский университет в годы Великой Отечественной войны» содержатся воспоминания, материалы и газетные публикации, раскрывающие различные стороны жизни Томского госуниверситета в годы войны и первое послевоенное время. В неё включены и воспоминания студентов, которые начинали учиться в годы войны и заканчивали университет уже во второй половине 1940-х гг. (Б.А. Антипов, В.В. Болдырев, Г.А. Катаев, К.В. Шкуратова и др.).
Сборник материалов, составленный Д.В. Хаминовым и С.А. Некрыловым, «Историческому образованию в Сибири 90 лет: исторический факультет Томского государственного университета в воспоминаниях и документах» содержит мемуары студентов послевоенных лет. К ним относятся студенты-историки Ю.В. Куперт, Б.Г. Могильницкий и другие.
Студенты историко-филологического факультета А. Коротченко , Ю. Сафонов , Ф. Селиванов в своих воспоминаниях подробно описали свои студенческие годы: жизнь в общежитии, увлечения, отдых, учёбу и личные моменты их студенческой жизни в своих мемуарах.
Н.Г. Щеглов в своих неопубликованных воспоминаниях рассказывает об учёбе в университете, стипендиальном обеспечении и бытовых условиях, о сдаче экзаменов и летних каникулах.
В 2017 г. выпускники историко-филологического факультета 1953 г. опубликовали книгу , посвящённую своим студенческим годам. В её создании приняли участие: Ю.В. Куперт, Б.И. Семаев, Е.В. Пономарев, Е.К. Чепижный и другие выпускники 128 группы историко-филологического факультета, которые поступили в университет в 1948 году. В книге собраны воспоминания выпускников об их студенчестве.
Все вышеперечисленные источники и литература дали возможность составить представление о жизни студентов Томского государственного университета в первое послевоенное десятилетие.
После Великой Отечественной войны страна должна была решать сложные задачи по преодолению последствий военного времени и возвращению к мирной жизни. Университету отводилось в этом огромная роль. Именно он готовил и выпускал специалистов разных направлений, которые после окончания университета преподавали в вузах, техникумах и школах, трудились в НИИ, работали инженерами на заводах и предприятиях, восстанавливая народное хозяйство. Именно на их плечи ложилось выполнение этой задачи.
Студенты, помимо учебы, строили трамвайные пути, помогали в заготовке дров, облагораживали территорию города, работали в университетских подсобных хозяйствах и многое другое.
Основной особенностью в составе студентов ТГУ после окончания войны были фронтовики, вернувшиеся с фронта. Именно они своим примером вдохновляли на учебу молодых студентов. Они проявляли неиссякаемое рвение к учебе, демонстрировали высокий уровень ответственности и дисциплины, четко осознавая цель своего обучения.
Именно фронтовики внесли колорит в студенческую среду и благотворно повлияли на студенческое сообщество всего университета. Их жизнь может служить примером для сегодняшнего поколения.
Студенты тех лет стоически преодолевали тяготы и лишения, связанные с материальным положением, плохим питанием, бытовыми условиями. Несмотря на это подавляющее их большинство успешно училось и активно занималось научной деятельностью. Работа в научных кружках давала им возможность выступать с докладами и сообщениями на ежегодных научных студенческих конференциях в университете, на городских конференциях. Активную роль в их жизни играли общественные организации: партийные, комсомольские и профсоюзные.
Важную роль в подготовке специалистов играли педагогическая и производственная практики. Они давали возможность ознакомиться с местами будущей работы, применить на практике полученные в университете теоретические знания.
Для формирования гражданской позиции важным было и участие студентов во всякого рода мероприятиях. В начале учебного года, а нередко и во время летних каникул, студентов отправляли на поля в колхозы для того, чтобы помочь сельским труженикам в заготовке кормов и в уборке урожая. Именно здесь создавалась дружеская и товарищеская атмосфера, вырабатывалось чувство коллективизма, которые благотворно влияли и на их отношение к учебе. Студенты всегда ощущали поддержку своих товарищей. Важное место в жизни студентов занимала общественная и художественная самодеятельность, организацией которой занимался университет.
Распространенной формой проведения досуга в те годы были коллективные выходы в кино и театры, которые благотворно влияли на студенческую среду. Университет заботился о культурном досуге студентов и старался организовывать подобного рода мероприятия. В общежитиях по вечерам в выходные дни проводились вечера с танцами и музыкой, которые давали возможность молодым отвлечься от трудовых буден.
В свободное время студенты посещали всевозможные творческие кружки и спортивные секции. У каждого были свои увлечения и пристрастия.
Стоит отметить, что на жизнь студентов прямым образом оказывали влияние контроль партии и идеология, господствовавшая в то время. Большая часть времени студентов подвергалась регламентации и строгим правилам, которые следовало выполнять. За жизнью студентов следили общественные организации: партийные, комсомольские и профсоюзные. В каждой группе на факультетах работали специальные агитаторы, занимавшиеся проведением политико-воспитательной работы среди студентов. Партприкрепленные, своего горда кураторы студенческих групп, из числа преподавателей и научных сотрудников, следили за дисциплиной и порядком в группах и комнатах общежитий. Любые нарушения или отклонения от правил порицались и наказывались.
К примеру, в одном из докладов партбюро историко-филологического факультета разбирался инцидент в общежитии, выразившийся в том, что студенты отмечали именины до 12.30 ночи. Это было расценено как грубое нарушение правил проживания в общежитии, которое подверглось обсуждению на заседании партбюро факультета и подверглось жесткой критике.
С конца 1940-х г. в стране разворачивается борьба с космополитизмом и новый виток репрессий. Как отмечалось в работе, были случаи отчисления студентов за антисоветскую агитацию. Известный случай произошел с Н.И. Платуновым, которого отчислили из университета из-за его антисоветских высказываний. Такие случаи имели место быть в то время.
Выпускники тех лет, оставившие воспоминания спустя несколько десятилетий, в большинстве своем положительно и красочно описывают свои студенческие годы. Хотя строгий диктат партии и жесткая идеология оказывали значительное влияние на жизнь студентов, иногда доходившее до абсурда.
Воспоминания бывших студентов дали возможность познакомится с их жизнью в то время. Это, безусловно, субъективный взгляд на события, отстающий от времени создания мемуаров. Тем не менее, на основе совокупности различных источников личного происхождения, периодической печати и делопроизводственной документации автору работы удалось создать представление о жизни студентов послевоенного времени.
Подводя итог, хочется сказать, что именно студенты первых послевоенных лет могут служить достойным примером для современного поколения. Многие из них, благодаря рвению к учебе и кропотливому труду, стали специалистами своего дела, известными учеными и профессорами, заслуженными деятелями науки, государственными, общественными и политическим деятелями.
1. Государственный архив Томской области. (ГАТО). Ф. Р-815 (Томский государственный университет). Оп. 1. Д. 972. (Сводный отчет о работе Томского государственного факультета им. Куйбышева за 1945/1946 учебный год).
2. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 25. Д. 186. (Протоколы Ученого совета 1946 года).
3. Центр документации новейшей истории Томской области. (ЦДНИ ТО). Ф. 607 (Томский областной комитет ВКП(б). Оп. 1. Д. 328. (Справки, сведения, переписка о состоянии учебной, политико-воспитательной работы, санитарно-бытовом состоянии Томских вузов).
4. ЦДНИ ТО. Ф.115 (Партийная организация Томского государственного университета). Оп. 4. Д. 21. (Партгруппа ИФФ. Протоколы. Ноябрь 1944-май 1950 г.).
5. ЦДНИ ТО. Ф.115. Оп. 4. Д. 49.
6. ЦДНИ ТО. Ф. 1963 (Комитет ВЛКСМ Томского государственного университета им. В.В. Куйбышева) Оп. 1. Д. 22. (Заседание комитета ВЛКСМ от 17.01.47 г.).
7. ЦДНИ ТО. Ф. 1963. Оп. 1. Д. 27. (Заседание комитета ВЛКСМ от 21.05. 49г.).
8. ЦДНИ ТО. Ф. 1963. Оп. 1. Д. 32. (Протокол комсомольской конференции университета от 18.10.50 г.).
9. ЦДНИ ТО. Ф. 1963. Оп. 1. Д. 35. (Сведения об итогах весенней экзаменационной сессии 1949-1950 уч.г.).
10. ЦДНИ ТО. Ф. 1963. Оп. 1. Д. 48. (Постановления комитета ВЛКСМ от 6 января 1955 «О работе бюро ВЛКСМ механико-математического факультета в общежитии»).
11. История профсоюзной организации Томского университета в документах и материалах (1905-2005 гг.) / [ сост. С. Ф. Фоминых (отв. ред.) и др.]. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. - 213, [4] с.: ил.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
12. За советскую науку: [газета] / орган парткома, ректората, месткома, комитета ВЛКСМ и профкома Томского ордена Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции государственного университета им. В. В. Куйбышева. - Томск: ТГУ, 1947-1956.
13. Молодой ленинец: [газета]: орган Томского обкома ВЛКСМ. - Томск: [б. и.], 1951-1956.
ИСТОЧНИКИ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
14. Журов Ю.В. Н. И. Платунов - ученый, педагог, гражданин / Юрий Журов // Всеобщая история: современные исследования. Вып. 15. Брянск, 2006.
15. Зольников Д. М. Времена и нравы (от гражданской войны до наших дней глазами участника событий и ученого-историка) / Дмитрий Зольников ;...48