Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие высшего исторического образования на Северном Кавказе с 1945 по 2000 гг. (по материалам Дона, Кубани и Ставрополья)

Работа №7523

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы377стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
653
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В СЕРЕДИНЕ 40-х - СЕРЕДИНЕ 50-х гг.
1.1. Историческая наука и власть в первое послевоенное десятилетие 20
1.2. Процесс восстановления исторических факультетов в вузах региона 46
1.3. Формирование структуры исторического образования и специфика его содержания 71
ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 50-Х - СЕРЕДИНЫ 80-Х ГГ.
2.1. Историческая наука региона в процессе эволюции советской социально¬политической реальности 93
2.2. Проблема подготовки научно-педагогических кадров историков и особенности ее решения на Северном Кавказе 116
2.3. Новые тенденции гуманитарного образования в стране и изменения в организации учебного процесса на исторических факультетах 140
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ДОНА, КУБАНИ, СТАВРОПОЛЬЯ
3.1. Социально-политические, экономические и культурные изменения 90-х гг. и историческая наука 170
3.2. Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века 187
3.3. Научно-методическая работа и применение компьютерных технологий на исторических факультетах в последние годы XX века 212
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 238
ПРИМЕЧАНИЯ 245
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы. История высшего образования - одна из важнейших частей отечественной истории, пронизывающая своим присутствием практически все сферы жизни общества - от экономики до духовной жизни, включая повседневный образ жизни людей. Это один из значимых аспектов интеллектуальной истории российского общества, который касается и проблемы формирования различных типов элит, и тенденций развития науки, и вопросов истории российской интеллигенции. Помимо решения узкопрагматических задач «извлечения уроков», история высшего образования (и исторического образования, как его составляющей) существенно дополняет наши представления о культурной и духовной жизни российского общества, обогащает духовную и интеллектуальную составляющую современности.
Практическая и теоретическая своевременность обращения к избранной теме также обуславливается тем, что модернизационные процессы, затронувшие в 1990-е гг. систему образования в целом и вузовское историческое и обществоведческое образование в частности, обусловили повышенный интерес к опыту, накопленному отечественной школой, педагогами-историками России в прошлом, к их удачам и достижениям, ошибкам и трудностям. Формирование новой модели образования, адекватной реалиям современной социокультурной ситуации, и, в то же время, национально ориентированной, невозможно без учета традиций российского исторического образования. Как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», потенциал современного образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социо¬культурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.
Структура исторического образования включает обучение в средней и высшей школе. В данной работе рассматривается профессиональное историческое образование в высшей школе, история которого позволяет раскрыть ряд аспектов функционирования социальной системы Советского Союза,
уяснить характер взаимодействия исторической науки и власти, основные этапы и последствия этого взаимодействия в советский и переходный период. Эти процессы находили свое отражение не только в Центре, но и в регионах, составляя многоцветное полотно новейшего этапа российской интеллектуальной истории.
В этой связи представляется актуальным анализ развития высшего исторического образования на примере Северного Кавказа, в частности, на До¬ну, Кубани и Ставрополье, где в специфических формах отразились основные тенденции развития исторической науки и образования, как в содержании исторических знаний, так в формах и методах их организации.
Научная значимость диссертации определяется тем, что проблемы развития высшего исторического образования на Северном Кавказе практически не исследовались.
Объект исследования - историческое образование и историческая наука, как компонент образовательной системы, на Дону, Кубани и Ставрополье в их развитии на протяжении периода с 1945 по 2000 гг.
Предмет исследования включает анализ государственной политики в отношении исторической науки в избранный период, состояние изучения исторических дисциплин в высшей школе Дона, Кубани и Ставрополья на различных этапах изучаемого периода, изменение в теоретических и методических подходах преподавания истории. Предмет исследования включает также изучение региональной специфики историографии, роли исторической науки в формировании общественного сознания, а также анализ предпосылок кризиса советской системы исторического образования и поиска путей его преодоления.
Хронологические рамки диссертационного исследования включают период с 1945 г. - года окончания Великой Отечественной войны, а также первого полноценного учебного года созданных либо восстановленных после войны исторических факультетов в ведущих вузах Дона, Кубани и Ставрополья. Окончательной датой служит 2000 г. - завершение первого этапа реформы высшей школы в постсоветский период. Такой длительный срок, в данном случае 55 лет, обуславливается спецификой объекта изучения: историческое образование представляет собой одну из сторон общественного сознания, изменения в котором происходят и ощущаются медленней, чем в политической или экономической сферах. Немаловажен и тот факт, что этот период истории высшего исторического образования изучен менее всего.
Территориальные границы исследования - Дон, Кубань и Ставрополье, т.е. регионы юга России, схожие по социально-экономическим условиям развития, исторически сложившейся системе высшего образования и основным направлениям реформы высшей школы в наши дни. К работе привлекались также материалы Адыгеи и Карачаево-Черкесии, которые до начала 90-х гг. входили в состав Краснодарского и Ставропольского краев, а в последующем поддерживали тесные научные и учебно-методические связи с вузами Кубани и Ставрополья.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Растущий интерес общественности России к проблемам прошлого потребовал глубокого изучения развития исторического образования, как в центре, так и в регионах. Историческая наука направлена на самопознание общества. Невозможно понять настоящее во всей сложности и противоречивости составляющих его процессов без выяснения их исторических корней. Велико воспитательное значение преподавания истории. Каждое новое поколение приходит, чтобы наполнить жизнь новым содержанием. И история выступает в качестве «наставницы жизни». Наконец, историческая наука - это связь прошлого, настоящего и будущего. Сообщаемые ею знания составляют необходимый элемент духовной культуры, без которого невозможно ее поступательное развитие.
Проведенное исследование показало, что почти полувековое развитие исторической науки и высшего исторического образования на Северном Кавказе определялось состоянием общества, культуры, противоречивым воздействием всех сторон политической, социально-экономической и духовной жизни региона.
С 1945 по 2000 гг. Северный Кавказ, как и вся Россия, прошел несколько крупных этапов своего социального, экономического, политического и духовного развития. Накопление, преумножение, усложнение духовной и материальной культуры вообще, а исторических знаний и методологических принципов в частности, не обошлось без тяжелых потерь «круговых» и «попятных» движений, скачков и кризисных явлений. Высшая школа Северного Кавказа и система исторического образования испытала все это сполна. Особенно трагические последствия вызвали репрессии 30-40-х гг., которые подорвали кадровый потенциал исторической науки, разрушили целые школы и направления. Великая Отечественная война и немецко-фашистская оккупация нанесли значительный материальный урон вузам Северо-Кавказского региона. В послевоенный период в России в целом и на Северном Кавказе проис¬ходит трудный процесс становления системы высшего исторического образования. Положительную роль в этом сыграло открытие исторических факультетов в Ростове, Краснодаре, Ставрополе, Майкопе, Армавире, Карачаевске и Таганроге. Именно здесь происходило создание и становление первых исторических кафедр, факультетов, кабинетов и библиотек.
Значительный вклад в развитие исторического образования внесли такие ученые и лекторы, как: Н.И. Покровский, Н.В. Клочков, М.В. Покровский, В.А. Романовский, А.П. Пронштейн, В.А. Золотов, И.П. Хлыстов, А.К. Хмелевский, Н.А. Акимкина, Е.Н. Осколков, А.И. Козлов, В.Н. Ратушняк, Г.П. Иванов, Д.Г. Песчаный, В.Е. Щетнев, В.И. Черный, Ф.Н. Телегин, Б.А. Трехбратов, П.А. Шацкий, В.П. Невская, Д.В. Кочура, Н.И. Иванько, С.А. Чекменев, В.П.Крикунов, В.А. Кузнецов, В.Б. Виноградов, П.У. Аутлев, Ч.С. Кулаев, К.К. Хутыз и другие. Они заложили основы высшего исторического образования в регионе, создали факультеты и кафедры, систему обучения и воспитания студентов. Благодаря их усилиям на Северном Кавказе сложилась относительно зрелая и единая система исторического образования.
Исторические факультеты Ростовского, Кубанского и Ставропольского госуниверситетов являли собой пример творческого поиска новых путей изучения отечественной и всеобщей истории в постановке научно¬исследовательской и учебно-методической работы. Они выступили инициаторами гуманизации, гуманитаризации и демократизации высшей школы, перехода к многоуровневой системе подготовки историков.
Большинство историков и других ученых прекрасно понимали, что свобода и автономия университетов - залог успешного развития лекторского мастерства, плюрализма мнений, школ и направлений в развитии исторической науки и образования. В ходе демократических преобразований второй половины 80- 90-х годов исторические факультеты Северного Кавказа приобрели богатый опыт, устойчивые тенденции и высококвалифицированные кадры.




. Архивные документы:
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ - г. Москва)
Фонд Министерства высшего образования СССР (9396, оп.7)
1. Переписка с Правительством, проекты постановлений, письма и заключе¬ния за 5.1.1946 г. - 29.ХП.1946 г. (Д. 3).
2. Тематические планы научно-исследовательской работы за 1946 г. (Д. 17).
3. Отчеты о работе кафедр всеобщей истории государственных университе¬тов за 1947-1948 учебный год. (Д.76).
4. Отчеты о работе кафедр истории СССР за 1947-1948 учебный год. (Д.78).
5. Отчеты о работе кафедр истории средних веков, древней истории, новой истории, истории новейшего времени и стран народов ближнего Востока за 1947-1948 учебный год (Д .85).
6. Отчеты о работе кафедр госуниверситетов и юридических институтов за 1952-1953 учебный год. (Д.197).
7. Материалы Всесоюзного совещания заведующих кафедрами обществен¬ных наук вузов 22-23 августа 1955 г. (Д.205).
8. Отчеты и планы отдела преподавания общественных наук, за 1956, 1957,
1958, 1959, 1960гг. (Д.109).
Фонд Министерства высшего и среднего специального образования СССР (9606, оп. З).
9. Поручение высших партийных и правительственных органов по вопросам высшего и среднего специального образования и материалы по выполнению поручений январь-март 1983 г. (Д. 1).
10. Документы (информационные справки и т.д.), представленные в высшие партийные и правительственные органы по вопросам высшего и среднего специального образования 5 января 1983 г. - 3 сентября 1983 г. (Д.4).
11. Протокол № 1 заседания коллегии Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 6 января 1983 г. (Д.5).

293
12. Справки о результатах инспектирования Кубанского государственного университета и Краснодарского политехнического института от 1 июля 1983г. (Д. 247).
13. Справка о результатах ознакомления с деятельностью Главного управле¬ния высших и средних специальных педагогических училищ Министерства просвещении РСФСР от 6 июня 1983 г. (Д. 254).
14. Стенограмма Всесоюзного совещания заведующих кафедрами общест¬венных наук высших учебных заведений от 1-3 октября 1986 г. (Д.1233).
15. Отчет о научно-исследовательской работе Ростовского государственного университета за 1987 г. (Д. 1695).
Фонд Министерства просвещения РСФСР (2306, оп.7)
16. Штатные формуляры профессорско-преподавательского состава 1945/1946 учебного года Горьковского, Казанского, Ростовского, Саратов-ского и Томского государственных университетов. (Д. 4009).
17. Протоколы заседаний исторической секции учебно-методического совета Министерства просвещения РСФСР за февраль- декабрь 1946 г. (Д. 6434).
18. Отчет управления о научно-исследовательской работе педвузов Мини¬стерства за 1947 г. (Д. 7368).
19. Отчет Краснодарского педагогического и учительского института за 1948¬1949 учебный год. (Д. 7774).
20. Отчет об учебно-исследовательской работе Ставропольского педагогиче¬ского института за 1947-1948 учебный год (оп.71. Д.7596).
21. Отчет о научно-исследовательской работе Краснодарского государствен¬ного педагогического института за 1953 г. (оп.73). (Д. 465).
22. Отчет о научно-исследовательской работе Ставропольского государствен¬ного педагогического института за 1954 г. (Д. 860).
23. Отчет об учебно-воспитательной работе Ставропольского государствен¬ного педагогического института за 1947-1948 учебный год. (Д. 7596).
24. Годовой отчет Ставропольского государственного педагогического инсти¬тута за 1965-1966 учебный год. (Д. 4502).

294
25. Отчет Адыгейского государственного педагогического института за 1969¬1970 учебный год. (Д. 5507).
26. Отчет Пятигорского государственного педагогического института ино¬странных языков о работе за 1969-1970 учебный год. ( Д. 5485).
27. Отчет Ростовского государственного педагогического института о работе за 1969-1970 учебный год. (Д.5486).
28. Отчет Ставропольского государственного педагогического института о научной работе и повышению научно-педагогической квалификации за 1970 г. (Д. 5525).
29. Отчет об итогах работы Карачаево-Черкесского педагогического институ¬та со студентами-заочниками в 1969-1970 учебном году. (Д. 5731). Государственный архив Ростовской области (ГАРО г. Ростов-на-Дону) Фонд Ростовского государственного университета (Р-46, оп.10, 4)
30. Отчет об учебной работе историко-филологического факультета за 1941¬1942 учебный год. (Д. 75).
31. Отчет об учебной работе историко-филологического факультета за I се¬местр 1945-1946 учебного года. (Д, 139).
32. Отчет об учебной работе кафедры истории СССР 1945-1946 учебный год. (Д.140).
33. Отчет кафедры всеобщей истории за 1945-1946 учебный год. (Д. 146).
34. Пятилетний план восстановления и развития университета на 1946-1950 гг. (Д. 151).
35. Приемо-сдаточный акт о передаче Ростовского государственного универ¬ситета из ведения Министерства просвещения РСФСР в ведение Министер¬ства высшего образования СССР от 1 июля 1946 г. (Д. 152).
36. Отчет об учебной работе историко-филологического факультета за I се¬местр 1946-1947 учебного года. (Д. 185).
37. Отчет о научно-исследовательской работе университета за 1947 г. (Д. 212)
38. Отчет об учебной работе кафедр истории СССР и всеобщей истории за 1947-1948 учебный год. (Д. 234).

295
39. Научно-исследовательские работы, выполненные студентами для публи¬кации в сборнике научно-исследовательских работ студентов. (Д. 269).
40.Отчет о госэкзаменах историко-филологического факультета за 1949-1950 учебный год. (Д. 343).
41. Сведения о количестве студентов университета за 1949-1950 учебный год. (Д. 356).
42. Штатный формуляр профессорско-преподавательского состава универси¬тета 1949 г. (Д. 357).
43.Отчет об учебной работе историко-филологического факультета за 1955¬1956 учебный год. (Д. 738).
44. Отчет о научно-исследовательской работе историко-филологического фа-культета за 1955 г. (Д. 739).
45. Отчет о научно-исследовательской работе историко-филологического фа-культета за 1957 г. (Д. 880).
46. Индивидуальные отчеты преподавательского состава о научной работе кафедры всеобщей истории за 1957-1958; 1958-1959 учебные годы. (Д. 881).
47. Отчет об учебной работе кафедры истории КПСС за 1957-1958 учебный год. (Д. 883).
Фонд Р-46, оп.11.
48. Стенограмма лекций профессора Немировского И. А. от 19 ноября 1949 г. (Д. 2008).
49. Протоколы №№ 1-14 заседаний кафедры всеобщей истории 6 сентября
1956 г. - 22 мая 1957 года. (Д. 2048).
50. Отчет о научно-исследовательской работе кафедры всеобщей истории за
1957 г. (Д. 2049).
51. Стенограмма лекций доцента кафедры Кнышенко Ю.В. от 15 апреля 1958г. (Д. 2069).
52. Протоколы №№ 1-19 заседаний кафедры всеобщей истории 15 сентября 1957 г. - 28 мая 1958 г. (Д. 2076).
53. Протоколы №№ 1-9 заседаний кафедры истории СССР (дооктябрьского периода) 13 сентября 1958 - 18 мая 1959 г. (Д.2107).

296
54. Статистический отчет заочного отделения РГУ о работе и успеваемости студентов-заочников за 1958-1959; 1959-1960 учебные года. (Д. 2124).
55. Стенограмма лекций доцента кафедры истории СССР Серого Ю.И. от 16 января 1960 г. ( Д.2151).
56. Доклад студента IV курса кафедры истории Дегтярева А. на тему «Народники и рабочие в городе Ростове-на-Дону в 1882-1883 гг.» (Д.2155).
57. Доклад студента III курса отделения истории В. Журавлева на тему: «Пер¬вые марксистские организации на Дону» (Д. 2156).
58. План повышения квалификации сотрудников факультета на 1961-1965 гг. (Д. 2215).
59.Отчет о научно-исследовательской работе за 1961 г. (Д. 2216).
Фонд Ростовского-на-Дону государственного педагогического института (Р.-4066, оп.1)
60. Штатный формуляр и штатное расписание профессорско- преподавательского состава преподавателей и учебно-вспомогательного пер¬сонала на 1954-1955 учебный год. (Д. 305).
61. Протоколы заседаний кафедры истории СССР 3 сентября 1948 г. - 4 июня 1949г. (Д. 423).
62. Планы учебной работы кафедры истории СССР. (Д. 424).
63. Протоколы заседаний кафедры всеобщей истории 2 октября 1950 г. - 25 мая 1956 г. (Д. 445).
64. Отчет об учебной работе кафедры истории СССР за 1951 - 1952 учебный год. (Д. 474).
65. Протоколы объединенного заседания кафедры истории СССР и всеобщей истории от 25 мая 1953 г. (Д. 509).
66. Протокол заседания методологического семинара по истории: декабрь 1953 (Д. 542).
67. Отчет о научной работе кафедры истории СССР за 1953 - 1954 учебный год (Д. 543).
68. Отчет о работе кафедры истории КПСС за 1955-1956 учебный год. (Д. 1901).

297
69. Приказы Министерства просвещения РСФСР 1955 г. (Д. 666).
70. Отчет о работе института за 1956-1957 учебный год. (Д. 668).
71. Отчет об учебной работе филологического факультета за 1956-1957 учеб¬ный год. (Д. 671).
72. Протоколы заседаний совета института 28 сентября 1962 г. - 29 мая 1963 г. (Д. 1490).
73.Отчет о научно-исследовательской работе института за 1963 г. (Д. 1491). Государственный Архив Краснодарского края (ГАКК, г.Краснодар) Фонд Краснодарского педагогического института (Р-68, оп.2)
74. Штатные расписания и статьи административно-хозяйственных расходов на 1943-1949 гг. (Д. 5)
75. Единовременные статистические отчеты о распределении студентов по курсам и специальностям, численности профессорско-преподавательского состава за 1944-1958 гг. (Д. 6).
76. Протоколы заседания Ученого совета института за 1945-1950 гг. Списки печатных научных работ, выполненных научными работниками института за 1945- 1951 гг. (Д. 8).
77. Отчеты деканов и заведующих кафедрами об учебно-воспитательной ра¬боте за 1946/47 уч. г. Т.1 (Д.17)
78. Единовременные статистические отчеты о работе аспирантуры за 1946¬1964 гг. (Д. 20).
79. Годовой отчет о работе библиотеки за 1946-1969 гг. (Д. 21).
80. Планы работ кафедр института на 1948-1955уч. гг. (Д. 34)
81. Паспорт Краснодарского государственного педагогического института 1949 г. (Д. 46).
82. Протоколы заседаний кафедры истории СССР за 1949-1954 гг. (Д. 47).
83. Протоколы заседаний кафедры всеобщей истории за 1949 - 1954 гг. (Д.48).
84. Штатное расписание профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала на 1949-1950 уч. год. (Д.61)
85. Отчет об учебно-воспитательной работе института за 1961 - 1962 учебный год. (Д. 298).

298
86. Штатные расписания профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала на 1961-1966 учебные годы. (Д. 305).
87. Отчет о научно-исследовательской работе Краснодарского педагогическо¬го института за 1963 г. (Д. 349).
88.Отчет председателя Государственной экзаменационной комиссии о ре¬зультатах проведенных госэкзаменов за 1964-1965 учебный год. (Д. 380).
89. Список изданных сборников научных трудов, брошюр и монографий за 1965-1972 гг. (Д. 533).
90. Планы, протоколы и другие материалы о работе научных студенческих обществ за 1966-1968 (Д. 582).
Государственный Архив Ставропольского края (ГАСК, г. Ставрополь). Фонд Ставропольского государственного педагогического института (Р.- 1872. Оп.1)
91. Приказы и указания Народного Комиссариата просвещения за 1945 г. - Т.1. (Д. 57).


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ