ВВЕДЕНИЕ 2
1. Соотношение категорий единичного и всеобщего как классическая
трактовка проблемы мифа и логоса в музыке 6
1.1. Музыкальные концепции Античности 8
1.2. Музыкальная эстетика Средневековья и кризис античной традиции
Нового времени 13
2. Лингвистический поворот в изучении музыки: музыка как особый вид
коммуникации 19
2.1. Язык искусства как предмет философского анализа в философии Р. Дж.
Коллингвуда 20
2.2. Философский анализ музыки в творчестве С. Лангер 23
3. Постструктуралисткий подход к проблеме всеобщего и единичного в музыке 27
3.1. Специфика рассмотрения феномена музыки в трудах
постструктуралистов 27
3.2. Протозвук как проявление надындивидуального 31
Заключение 35
Список литературы
Актуальность. Современное общество характеризуется непрерывными изменениями, которые предоставляют бесконечное множество возможных вариантов развития человечества. Однако даже в таком изменчивом мире среди всех искусств музыка будет оставаться неизменно актуальной, так как она сопровождает человека повсеместно, начиная с рингтонов на мобильных устройствах, продолжая прослушиванием музыки в транспорте по пути на учебу/работу, и заканчивая множеством различных музыкальных фестивалей, проходящих по всему миру. Именно постоянное соприкосновение человека с музыкальным искусством делает изучение данного феномена определенно важным и неизменно актуальным.
Проблема. В связи с лингвистическим поворотом в рассмотрении музыки как объекта философского осмысления возник закономерный вопрос - если музыка - это язык, особый род коммуникации, выражающий зачастую аффекты, эмоции своего творца, то насколько мы можем говорить о ее доступности процедурам рационального анализа? И воплощается ли в музыке логос как реализация рационального или же исключительно миф как олицетворение иррационального? Исследованию этих вопросов и будет посвящена данная работа. Данная проблематика раскрывается, прежде всего, в работах постструктуралистов, которые направлены на анализ предшествующих знаний и критику современного состояния в культуре и самом обществе. Однако рассмотрение их идей невозможно в отрыве от проблемы соотношения в музыке единичного и всеобщего, поставленной еще в период античности.
Степень разработанности проблемы.
С точки зрения классического подхода к изучению музыки, фундаментальной для нас является работа Аристотеля «Поэтика» 1. Кроме того, важными представляются разработки философа Ямвлиха «О
1 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. - Минск: Литература, 1998. - 1392 с.
Пифагоровой жизни»1, а также диалоги Платона , посвященные искусству и его роли в государстве, а также сути вдохновения.
Тот же интерес отмечался и в Средние века, но изучение осуществлялось преимущественно с богословской точки зрения (таковы работы Августина Аврелия , Северина Боэция и др.), для Нового времени музыка была важна ничуть не меньше (В.Ф. Одоевский , Э. Ганслик и пр.), да и по сей день данный процесс не останавливается, продолжая волновать умы современных философов. Не смотря на свою долгую историю изучения, как самостоятельная дисциплина философия музыки выделяется лишь в XIX-XX веках. К одним из наиболее влиятельных философов XX в., занимавшихся разработкой основных проблем философии музыки, можно отнести Т. Адорно , С. Лангер с трудами «Философия в новом ключе» , «Чувство и форма», А. Лосева , Р. Дж. Коллингвуда с работой «Принципы искусства» , Нельсона Гудмана и «Способы создания миров»11 и др.
Проблема надындивидуального бытия звука рассматривается в работах таких представителей постструктурализма как Славой Жижек «Щекотливый субъект»1, в лекциях и трудах Жака Лакана «Функция и поле речи и языка в психоанализе» , «Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда» и пр.
Объект исследования: Соотношения понятий логического и
мифического в истории философской мысли.
Предмет исследования: Соотношение понятий логического и
мифического в музыке в философии постструктурализма.
Цель работы: Определить способы решения проблемы соотношения логического и мифического в музыке в философии постструктурализма. Достижение поставленной цели позволит представить одну из возможных интерпретаций символического поля музыки как области, дающей возможность для существования коммуникативного пространства, а также сопоставить области звука музыкального бытия.
Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач:
1. Определить специфику классического философского подхода к вопросу соотношения мифа и логоса в музыке на примере решения проблемы всеобщего и единичного в истории философской мысли.
2. Продемонстрировать последствия лингвистического поворота для исследования феномена музыки в современной философии через обращение к понятиям языка и коммуникации.
3. Выявить основания решения проблемы соотношения мифического и логического в музыке в философии постструктурализма.
Для достижения этих задач нами были использованы следующие методы: метод историко-философской реконструкции, метод компаративного анализа, общелогические методы анализа и синтеза, категориального анализа.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из трех глав и шести параграфов, а также введения, заключения и списка использованной литературы.
В данной работе мы проследили в истории философии закономерности понимания музыкального феномена относительно оппозиции мифа и логоса на примере противостояния категорий всеобщего и индивидуального, что дало понять трансформацию феномена в динамике исторического процесса. Античность признавала музыку искусством, источник происхождения которого находился за приделами человеческого существования, являясь творением Космоса.
В течение истории данное понимание трансформировалось в противоположное, а именно в эпоху Нового времени в связи развитием классической науки и становлением представлений о природе как о закономерно-существующем механизме музыкальное искусство
осуществляет переход в сферу индивидуального. Начало XX века в философии характеризуется реализацией лингвистического поворота, который ведет к пересмотру роли языка, его функций. С этой точки зрения структурной составляющей музыкального произведения является коммуникативная направленность, то есть передача автором определенных смыслов слушателю. В творчестве Сьюзен Лангер музыка особенно выделяется над другими искусствами, ей приписывается недискурсивный символизм, передача смыслов осуществляется через глобальные формы.
Вопросом раскрытия внутреннего строения коммуникации в музыкальном искусстве задается постструктурализм. Ответ данное течение предлагает следующий: структура, которая способствует осуществлению рефернциональной функции, представляет собой особый слой, находящийся в пределах инобытия коммуникативной структуры, являя собой проторечь. Музыкальный звук, как было отмечено выше, так же осуществляет функции передачи смыслов, аналогичным способом можно отметить существование такого феномена как музыкальный протозвук, который воздействует на нас, однако, который мы можем объяснить только метафорически, но не рационально. В продолжение постструктурализм утверждает, что утрата докоммуникативных структур с необходимостью приводит нас к утрате самой коммуникации.
Все вышеперечисленное позволяет нам сделать следующий вывод, что и мифическое, и логическое в музыкальном искусстве являются безусловно важны для существования коммуникации. Музыка наделена логосом, она, находясь в сфере индивидуального, в сфере конструирования смыслов, способна в то же самое время взывать к надындивидуальному уровню, выражая его свойства и позволяя погрузить человека в область мифа.
1. Rorty R (ed.) The Linguistic Turn: Essays in Philosophical Method / Chicago: University of Chicago Press, 1992 - 407 с.
2. Аврелий Августин. Шесть книг о музыке / Пер. с лат., коммент. и исслед. E. М. Двоскиной. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. - 360 с.
3. Адорно Т. Избранное: Социология музыки / Пер. с нем. А.В. Михайлова. - М.: РОССПЭН, 2008 - С. 7-190.
4. Алексеева М.В. Музыка и слово: проблема синтеза в эстетической теории и художественной практике : дис. ... канд. филос. наук / М.В. Алексеева - М., 2010 - 164 с.
5. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. - Минск: Литература, 1998. - 1392 с.
6. Боэций А.М.С. Основы музыки / подгот. текста, пер. с лат. и коммент. С.Н. Лебедева. - М.: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2012. - 448 с.
7. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах Т. 2 / Сост., общ. ред. и вступ. статья А.Л. Субботина. - М.: Мысль, 1978. - 575 с.
8. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.
9. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Опыт поверки музыкальной эстетики / Пер. с нем. Г.А. Лароша. - Москва: П. Юргенсон, 1895. - 225 с.
10. Губина С.Т. Влияние восприятия музыки на символическое преобразование сознания: проективная функция музыки // Психолог. - М.: НБ-Медиа, 2013. - № 3. - С. 186-213.
11. Гудмен Н. Способы создания миров / Пер. М.В. Лебедева. Публикуется по изданию: Гудмен Н. Способы создания миров. - М.: "Идея- пресс" - "Праксис", 2001. - 376 с.
12. Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр
политической онтологии / Пер. с англ. С. Щукиной. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 528 с.
13. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм.
Постмодернизм / И.П. Ильин - М.: Итранда, 1996. - 256 с.
14. Ингарден Р. Исследования по эстетике / Перевод с польского А. Ермилова и Б. Федорова. Издательство Иностранной литературы, Москва 1962. - 570 с.
15. Иоанна де Грохео «Музыка» / Пер. М. В. Иванова-Борецкого.
Публикуется по кн.: «Музыкальная эстетика западноевропейского
средневековья и Возрождения». Составитель В. П. Шестаков - М. Музыка, 1966. - С. 229-250...37