ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Особенности занятия плаванием школьников 7
1.2. Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую, дыхательную систему и опорно-двигательный аппарат детей школьного возраста 9
1.3. Влияние занятий плаванием на центральную неравную систему детей школьного возраста 14
1.4 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания 15
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Методы исследования 19
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
3.1. Оценка уровня функциональных возможностей школьников 27
3.2. Экспериментальная методика повышения функциональных возможностей школьников 29
3.3. Результаты контрольных тестов 33
ВЫВОДЫ 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Актуальность исследования. Плавание - это уникальный вид спорта, которым может заниматься практически каждый человек. Пользу плавания переоценить невозможно. Оно способствует гармоничной работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет мышечный корсет, улучшает иммунитет, способствует снятию нервного напряжения, служит средством для борьбы с лишним весом и тд. [6]
Таким образом, занятия плаванием являются важным составляющим здорового образа жизни, укрепления здоровья и благополучного развития и роста организма человека. [22]
Безусловно, плавание является одним из лучших средств физического воспитания. Именно поэтому тренировочные занятия по данному виду спорта содержатся во всех программах физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. [5]
Однако, статистические данные подтверждают факт о низком проценте детей, которые умеют плавать. [7].
Несомненно, положительными характеристиками для школьников обладает оздоровительное плавание в бассейне. Оно позволяет расслабить организм после долгого учебного дня.
Кроме того, школьные годы — это время, когда организм ребенка проходит стадию активного роста. Умеренная физическая нагрузка, в том числе и оздоровительное плавание, поддерживает мышцы в тонусе, способствует развитию мускулатуры, а также тренирует легкие и сердце. Также занятия плаванием для школьников важны в плане психоэмоционального развития. Они способствуют становлению личности, дети учатся добиваться поставленных целей.
Однако, анализ спортивной практики и литературных данных, касающихся подготовки спортсменов, занимающихся спортивно-оздоровительным плаванием, показывает недостаточную изученность вопроса. Ведь в ряде случаев при построении тренировочного процесса наставникам приходится работать с уже имеющимися программами тренировок, которые построены для высококвалифицированных спортсменов, и тем самым не подходят для начинающих пловцов, занимающихся в группах оздоровительной направленности. [10].
Отсюда возникает проблема поиска рационального подхода к тренировочной деятельности, направленной на повышения уровня функциональных возможностей организма школьников 10-12 лет, занимающихся оздоровительным плаванием. Отсутствие рекомендаций о правильной организации спортивной тренировки по оздоровительному плаванию, которые позволяют улучшить функциональные возможности школьников, побудило к изучению данной проблемы.
Объект исследования - тренировочный процесс в подготовительном периоде у школьников 10-12 лет, занимающихся оздоровительным плаванием.
Предмет исследования - эффективность использования средств и методов оздоровительного плавания, направленная на повышение уровня функциональных возможностей организма детей 10-12 лет.
Цель работы - экспериментально проверить и обосновать влияние занятий оздоровительным плаванием на развитие функциональных возможностей организма детей 10-12 лет...
1. Анализ научно-методической и специальной литературы показал, что проблема поиска рационального подхода к тренировочной деятельности, направленной на повышения уровня функциональных возможностей организма школьников 10-12 лет, занимающихся оздоровительным плаванием является актуальной на данном этапе развития в спорте. Правильная организация тренировочной деятельности детей - одна из важнейших задач, при помощи которой становится реальным выполнение всех поставленных целей во все периоды подготовки.
2. Определен начальный уровень функциональных возможностей школьников 10-12 лет, занимающихся оздоровительным плаванием. Полученные результаты, позволяют утверждать, что до начала формирующего этапа педагогического эксперимента спортсмены находились в равной степени подготовленности.
3. Разработана тренировочная программа, направленная на повышения функциональных возможностей организма детей 10-12 лет, занимающихся спортивно-оздоровительным плаванием. Эффективность ее доказана статистически достоверными изменениями в во всех проведенных тестах (р < 0,05).
1. Андрианов, Александр Инновационные технологии в плавании / Александр Андрианов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 128 c.
2. Бальсевич В. К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физич. культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.
3. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов [Текст]. - М.: ФиС, 1996.-191с.
4. Бондарчук А.П. Объем тренировочных нагрузок и длительность цикла развития спортивной формы/ [Текст] А.П. Бондарчук // Теория и практика физической культуры, 1989. - № 8.- С. 18-20.
5. Бурханов А.И. Физическое развитие младших школьников в процессе занятий плаванием [Текст] //Теория и практика физ. культуры, 2000. - № 9. - С. 24-26.
6. Васильев B.C. Обучение детей плаванию [Текст]. - М.: ФиС, 1998. - 96 с.
7. Васильев В.С. Обучение маленьких детей плаванию [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 70 с.
8. Викулов А.Д. Плавание. Учебное пособие для вузов [Текст]: - М.: «Владос», 2003. - 364 с.
9. Витке Курт. Плавание для начинающих [Текст]: Пер. с нем.-М.: Знание, 1991.-№4.- С. 86-190.
10. Ганчар И.Л. Технология обучения плаванию [Текст]: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. -271 с.
11. Гузман Р. Плавание. Упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей. [Текст] Р. Гузман — М.: Попурри, 2005.-159-169 с.
12. Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьника [Текст]. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. Изд-во. -1980. - 151с.
13. Давыдов В.Ю. Плавание в школе [Текст]: Учеб.-метод. пособие. - Волгоград. 1993, - 180 с.
14. Волошин А.А., Киселева М.М. Опыт организации массового обучения дошкольников [Текст] // сб. «Плавание». - М., 1989. - №2. - С. 15- 18.
15. Дмитриев Р.А. Предупреждение появления чувства страха у новичков в процессе обучения плаванию [Текст] // Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - С. 41-42.....(48)