ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИМАТЕМАТИКЕ 6
1.1. Цели и задачи личностно-ориентированного обучения 6
1.2. Характеристика личностно-образовательных технологий для обучения математике 17
1.3. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения по математике 25
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 34
2.1. Анализ итогов ОГЭ по математике за 2016-2017 учебный год 34
2.2. Изучение обученности математике пятиклассников 41
2.3. Планирование личностно-ориентированного обучения математике пятиклассников 46
2.4. Анализ работы с пятиклассниками в 2017-2018 учебном году 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Интерес к личностно-ориентированному обучению возник в конце 90-х годов XX века и был тесно связано с работами И.А. Якиманской. В свое время эти теории стремительно завоевывали образовательное пространство. Многие педагоги считали такое обучение самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности, поскольку создание условий для развития личности, способной к самореализации, - основная задача современной школы. В настоящее время теоретические и практические исследования в этом направлении продолжаются, и, как отмечают некоторые авторы, появляются новые проблемы, связанные с организацией обучения с использованием личностно-ориентированного подхода.
В основной школе при изучении более сложных дисциплин многие учащиеся теряют к ним интерес. Математика объективно является одной из самых сложных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учеников. Применение личностно-ориентированного подхода позволяет выработать в процессе обучения на уроках математики индивидуальный подход к каждому ученику. Это не только акцентирует внимание на особенностях личностного восприятия им предмета и реализует потребности каждого ребенка в особом подходе и средствах обучения, но и повышает уровень собственных достижений учащихся и возможностей в процессе усвоения знаний на уроке. Основная проблема, над которой ведется работа многих педагогов в течение последних лет, заключается в организации личностно-ориентированного обучения на уроках математики. Изучение возможностей такого обучения определило выбор темы нашего
исследования: «Личностно-ориентированные технологии в обучении математике».
Объект исследования: процесс обучения математике.
Предмет исследования: личностно-ориентированное обучение на уроках математики в основной школе.
Цель выпускной работы: изучить опыт применения личностно-ориентированного обучения на уроках математики в основной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) проанализировать литературу по теме исследования;
2) дать определение основным понятиям, связанным с личностно-ориентированным обучением;
3) описать структуру личностно-ориентированного урока, его отличия от традиционного урока;
4) выделить специфические особенности личностно-ориентированного обучения математике в основной школе;
5) изучить опыт организации личностно-ориентированного обучения учителями математики;
6) разработать личностно-ориентированный урок по теме ««Решение задач с помощью уравнений»;
7) сравнить традиционное и личностно-ориентированное обучение на разных этапах урока.
В исследовании использованы методы педагогического наблюдения, анализа, сравнения, аналогии. Выпускная работа состоит из введения, основной части, содержащей две главы, заключения, списка литературы, включающего 47 наименований, и одного приложения. Объем работы составляет 72 страницы.
Во введении представлены актуальность темы выпускной работы, цели задачи исследования, краткая характеристика структуры работы и описание ее частей....
При написании выпускной квалификационной работы была определена следующая цель исследования — рассмотреть применение личностно-ориентированного обучения на уроках математики в основной школе.
В соответствии с поставленной целью исследования были решены следующие задачи:
1) изучены и проанализированы литературные источники по теме исследования по теме исследования;
2) даны определения и основные понятия, связанным с личностно - ориентированным обучением;
3) описана структура личностно-ориентированного урока, его отличия от традиционного урока;
4) выделены специфические особенности личностно-ориентированного обучения математике в основной школе;
5) изучен опыт организации личностно-ориентированного обучения учителями математики;
6) разработан личностно-ориентированный урок по теме ««Решение задач с помощью уравнений»;
7) сравнить традиционное и личностно-ориентированное обучение на разных этапах урока.
Модель организации личностно-ориентированного обучения математике носит проектирующий характер, поскольку позволяет материализовать в процессе обучения, что в конечном итоге позволит «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы, являющиеся необходимыми на любом этапе формирования ребенка, как личности.
Личностно-ориентированное обучение является на порядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его подачи учащимся.
Результатом подобной образовательной технологии является расширенная реализация возможностей учащихся. На основе данной технологии, учащиеся, как правило, могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Фундаментом личностно-ориентированного обучения является индивидуализация и дифференциация, которая в последнее время становится все более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать знания, которые им пригодятся в будущем.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии обучения математике ставят во главу угла уважение к личности учащихся, формирование его самостоятельности, формирование гуманных, доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса. Усвоение социального опыта в его целостности дает возможность школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012. №273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) // [Электронный ресурс]: http/cons_docLAW149753. (Дата обращения 23.09.2018).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)(дата обращения: 01.11.2018).
3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе/ Н.А. Алексеев - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 г. - 332 с.
4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса/ Ш.А. Амонашвили - Минск, 1990 г. - 560 с.
5. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков/ М.А. Бантова // Начальная школа. - 1993 г. - № 11.
6. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997 г. - 28c.
7. Буриев Т. К. Технология личностно-ориентированного обучения/ Т.К. Буриев // Молодой ученый. - 2014 г. - №10. - 573 c.
8. ВасильеваГ. Н. О деятельностном подходе при введении понятий // Педагогические идеи Е.А. Дышинского и современное математическое образование : материалы науч.-практ. конференции преподавателей математики вузов и сузов, посвященной 80-летию со дня рождения Е.А. Дышинского / гл. ред. Г. Н. Васильева ; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2005 г. - С. 130 - 135.
9. Васильева Г. Н. О содержании основного общего математического образования / Г.Н. Васильева // Методики и технологии математического образования: сборник трудов по материалам II международной научной конференции «Математика. Образование. Культура». Ч. 3. - Тольятти: ТГУ, 2005 г.- С.17- 22.
10. Вдовина Е.Ю. Личностно-ориентированное обучение индивидуализация содержания образования, [Электронный ресурс] / Е.Ю. Вдовина. - Режим доступа - ййр://гизко!.ги/?р=125810.11.2018г.(дата обращения: 05.11.2018).
11. Виленкин Н.Я. Математика 5 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд; под ред. С.А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение 2013г. - 284 с.
12. Волкова В.В. Личностно-ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования. [Электронный ресурс] / В.В. Волкова. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-
lichnostnoorientirovannoe-obuchenie-individualizaciya-soderzhaniya-brazovaniya-1331832.html(дата обращения: 28.09.2018).
13. Голуб Г. Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся/Г.Б. Голуб,О.В. Чуракова. - Самара: «Учебная литература», 2003г. - 176 с.
14. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно-ориентированного урока/Горелик И.Ф.// - Завуч, 2000 г., № 6С. 44 - 55.
15. Диденко С. Ю. Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе /С.Ю.Диденко, Е.Г.Кучманова, М.В. Ряполова// Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015 г. - С. 44 - 46....(47)