Введение 4
1 Теоретический обзор создания Web-сайта по исследованию причин
девиантного поведения несовершеннолетних. 8
1.1 Понятие и природа девиантного поведения 8
1.1.1 Социальная сущность 8
1.1.2 Основные группы девиантного поведения 14
1.1.3 Микросреда и ее влияние на девиантное поведение 22
1.2 Анализ информационных ресурсов и сервисов 29
1.2.1 Программные средства создания Web-страницы в коде Html
31
1.2.1.1 Adobe Photo Shop 31
1.2.1.2 Java Script 31
1.2.1.3 Front Page и Microsoft Office 32
1.2.1.4 Язык HTML. 34
2 Методическое обеспечение исследования и разработка базы данных 36
2.1 Обоснование выбора методик 36
2.2 Описание языка HTML 43
3 Описание структуры Web-сайта и результаты исследования 50
3.1 Результаты психодиагностического исследования 50
3.2 Программное средство для создания Web-сайта 59
3.3 Описание сайта 60
Заключение 63
Список использованных источников 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 81
ПРИЛОЖЕНИЕ В 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 108
Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения. Так поступали правители древней Спарты в 5 веке до н.э. и советские партийные органы в 20 веке. В 60 - 70-е годы в школе учителя боролись с «длинноволосыми», усматривая в их облике подражание «битлам», насаждали школьную униформу на манер военной, «пропесочивали» на родительских собраниях тех, кто «неправильно» себя вел.
В любом случае, отклонения - естественная часть социальной жизни. Их осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие - появляться. Об этом говорил еще Дюркгейм. Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким.[На наш взгляд, в формулировании критериев оценки эффективности образовательного процесса следует учитывать наряду со знаниями, умениями, навыками еще и компетентность, инициативу, творчество, саморегуляцию, уникальность склада ума. ./1, С.273,287,301/
Анализ теоретических источников показал, что в современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. Если нарушителя берут под стражу или направляют к психиатру, значит он допустил тяжелое нарушение. Некоторые акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения./2, С.19/
Проблемой определения и трактовки природы интеллекта занимались многие отечественные и зарубежные психологи. В их числе Уильям Шелдон, Эмиль Дюркгейм, С.Г. Ольков, Н.Б. Морозова и многие другие.
Вопрос о том, почему люди время от времени ведут себя агрессивно является предметом дискуссии не одно десятилетие (Соловьева С. Л., 1997). Особо обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время агрессивными оказываются не только взрослые, но и их дети (Паренс Г., 1997).
Как известно, агрессия детей не возникает в социальном вакууме, наоборот, различные аспекты межличностных воздействий приводят к ее возникновению и определяют ее форму и направленность (Выготский Л.С., 1983, Буянов М.И., 1988). В современной психологии нет практически ни одной значительной школы, которая бы не занималась вопросом агрессивности у детей (Бэрон Р.А., Ричардсон Д.Р., 2001). Тем не менее, проблема детской агрессивности, причины ее возникновения, динамики и сегодня вызывают живой интерес среди ученых (Антонян Ю.М., 2000). Так, исследования В.С.Мухиной (1985) показали, что причиной возникновения агрессии у детей может быть тревога, связанная с блокированием или созданием помех для какого-либо целенаправленного поведения. Dollard J. и Miller N.E. (1950), в свою очередь, полагают, что именно тревога является «провоцирующим агрессию» фактором.
Поскольку подростковый период является наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности, то исследование агрессивности у подростков является весьма актуальным.
Актуальность темы также обусловлена недостаточной изученностью и разработанностью теоретического аспекта данной проблемы в динамике событий, а также недостаточностью квалифицированных кадров по решению проблем общего развития подростков.
Актуальность использования в рамках данной дипломной работы информационных технологий определяется следующим: обеспечения скорости в доступе к данным, в их обработке, и в размещении информации в глобальной сети Интернет.
Достоинством Web- сайта является возможность простой реализации, легкая адаптируем ость, простота освоения при надлежащем выборе проблемы.
Кроме того, сейчас быстро развиваются сетевые компьютерные технологии, что позволяет значительно ускорить процесс обучения. Internet позволяет получить доступ к компьютеру, его ресурсам, находящемуся практически в любой точке планеты. На данный момент формируется область культуры основанной на технических возможностях сети. Это возможность получения и опубликования в самые короткие сроки новых игр, произведений музыки и киноискусства, экономических и научных данных.
Internet сегодня неотъемлемая часть нашей повседневной реальности, как факс или телефон, Все, от энтузиастов-одиночек до гигантов индустрии, путешествуют по Всемирной Паутине в поисках информации, общаются по электронной почте и выставляют свои Web - сайты. Сайты, составляющие Internet сегодня, значительно отличаются от тех, что населяли сеть всего год, два назад. Нынешние Web - сайты отличают более богатые интерактивные средства: теперь они предлагают своим посетителям самые разные услуги, от совершения онлайновых сделок, до просмотра видео роликов. Путешествуя по Internet , вы с равной вероятностью можете натолкнуться как на сайт большой корпорации, представляющей свою продукцию, так и на сайт, хозяин, которого демонстрирует рисунки своих детей или делится старинными фамильными рецептами.
Размещение нашего Web-сайта в сети Internet, позволит любому учителю, преподавателю, родителю или человеку, интересующемуся этой областью деятельности, познакомиться с особенностью влияния интеллекта на процесс обучения. С помощью данного Web-сайта можно будет собрать данные для анализа интеллектуальности школьников.
Цель дипломной работы - разработка Web- сайта по результатам исследования девиантного поведения несовершеннолетних.
Задачи работы:
1. Произвести обзор отечественной и иностранной литературы по проблеме давиантного поведения.
2. Оценить причины возникновения девиантного поведения у несовершеннолетних.
3. Подобрать диагностические методики для исследования причин девиантного поведения несовершеннолетних.
4. Провести исследование с помощью методик по определению общей конструктивности личности, гармоничности личности, жизненных ориентаций личности и особенностей их осуществления в процессе жизнедеятельности
5. Проанализировать полученные результаты и выработать рекомендации.
6. Изучить программные средства для создания Web-сайта
7. Разработать учебное пособие в виде Web - страницы.
Исследование проводилось в Краевом центре реабилитации несовершеннолетних с ребятами в количестве 30 человек.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Методики О.И. Моткова "Базовые стремления", "Жизненное предназначение", "Личностная биография".
2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова
3. Методика САТ
Объектом исследования являются коренные особенности личности подростка, находящегося в Краевом центре реабилитации несовершеннолетних.
Предмет исследования: причины развития девиантного поведения у несовершеннолетних.
Гипотеза: причиной развития девиантного поведения у несовершеннолетних является влияние семьи в период взросления.
На основе собранного материала мы с помощью информационных технологий создали Web-сайт по поиску, отбору и анализу информации о причинах девиантного поведения подростков. На нашем сайте пользователь легко может найти взаимосвязанную информацию по интересующей его проблеме. Имеются ссылки на содержание, что делает поиск информации более удобным и приятным, С помощью содержания пользователь без проблем найдёт нужную ему главу, словарь психологических терминов поможет объяснить значение неизвестных слов.
Главной причиной неправильного воспитания являются различные типы негармоничных семей. Семья как источник психической травматизации изучена специалистами по семейной психотерапии, выделены различные типы негармоничных семей. Оказывая помощь подростку с акцентуацией характера, необходимо установить, не является ли его семья негармоничной, и в ходе работы с родителями попытаться смягчить, если невозможно устранить полностью психотравмирующие обстоятельства. Для этого можно использовать техники семейного консультирования и семейной психотерапии (Эйдемиллер тицкий В. 5., 1990), например разыгрывание семейной жизни с обменом ролями между детьми и родителями.
Другим активным методом психопрофилактики при акцентуациях характера является предложенное Э. Г. Эйдимиллером и В. В. Юстицким обучение подростков распознаванию ситуаций, адресующихся «месту наименьшего сопротивления», анализу этих ситуаций и расширение диапазона способов поведения подростка в таких случаях. В этом обучении активно используются приемы ролевой игры, где психотерапевр берет на себя роль «провокатора», т. е. взрослого или сверстника, подталкивающего к совершению поступка, чреватого негативными последствиями (например, настойчиво предлагающего выпить подростку, склонного к алкоголизации).
О стабильности дезадаптации при психопатии применительно к подросткам говорить пока что проблематично. Тем не менее в литературе по психиатрии отмечается, что акцентуированность по соответствующему типу у подростков страдающих психопатиями, прослеживается с детства. При акцентуациях характера более типично, что специфические черты в детстве мало заметны или не прослеживаются вовсе, а в подростковом возрасте акцентуация характера переходит из скрытой формы в явную. Зато тотальность нарушения при психопатии более очевидна, поскольку социальная дезадаптация прослеживается во всех сферах жизни подростка (при акцентуациях характера, как мы уже отметили, она проявляется лишь там, где психотравмирующие факторы воздействуют на «место наименьшего сопротивления»).
Психолог, работающий в детском учреждении, не должен (да и не имеет права) ставить диагнозы типа «психопатия», а тем более разглашать такие выводы. Однако, если, по его наблюдениям, подросток страдает психопатией, следует в тактичной форме порекомендовать родителям обратиться на консультацию к детскому психиатру. Для помощи таким подросткам требуется работа с семьей (диагностика внутрисемейных отношений, типов воспитания, семейное консультирование) для того, чтобы помочь родителям сделать семью более гармоничной. Члены семьи могут не знать или не понимать, что происходит, не представлять себе адекватно особенности личности своего сына или дочери. Избегая специальной терминологии, психолог должен рассказать об особенностях подростка, о том, какие аспекты семейной ситуации создают риск формирования личностной аномалии, и помочь родителям изменить ситуацию жизни ребенка в семье — перестроить стиль взаимоотношений с ним, научиться избегать моментов, которые могут оказать пагубное влияние. В литературе по подростковой психиатрии отмечается, что гармоничная семья является фактором, способствующим успешной компенсации психопатических расстройств /39, С.81/
Использование компьютерных технологий и представление информации в виде Web-сайта приводит к уменьшению затрат, экономической эффективности и более удобному и интересному способу ознакомления с каким- либо материалом. Информация нашего сайта служит анализа и осмысления информации специалистами и просто людьми, которые хотят найти ответы на вопросы рассмотренные в нашем дипломе.
1. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1960. - 268 с.
2. Теплов, Б. М. Управление процессом усвоения знания / Б. М. Теплов. - М.: ПИТЕР, 1975. - 140 с.
3. Роджерс, М. Творчество как усиление себя / М. Роджерс // Вопросы психологии. - 1982. - №1. - с. 164-168.
4. Эдварс, П. Психология подростка / П. Эдварс. - Минск: Юпитер, 1943. - 182 с.
5. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. - М.: Знание, 1981. - 139 с.
6. Вишнякова, Н. Ф. Создание Web-страниц с использованием Front Page и Java Script / Н. Ф. Вишнякова. - М.: Просвещение, 1984. - 105 с.
7. Дорфман, Л. Проблемы детства / Л. Дорфман // Науковедение. - 1983. - №2. - с. 85-97.
8. Терентьева, Н. А. Девиантное поведение / Н. А. Терентьева. - М.: ПИТЕР, 2002. - 115 с.
9. Мелик-Пашаев, А. Введение в экспериментальную психологию личности / А. Мелик-Пашаев. - М.: Педагогика, 1985. - 256 с.
1 0 . Волконский, С. Выразительный человек / С. Волконский // Психодиагностика: теория и практика. - 1986. - №1. - с. 80-101.
11. Келлер, В образовательный императив / В. Келлер. - М.: Тривола,1998. - 105 с.
12. Реан, А. А. Сборник тестов / А. А. Реан. - М.: ПИТЕР, 2000. - 216 с.
13. Гилфорд, Д. Девиантное поведение / Д. Гилфодр. - М.: Лань, 1998. - 231 с.
14. Воллах, М. Девиантное антисоциальное поведение / М. Воллах. - М.: ГосИздат, 1979. - 120 с.
15. Григоренко, Е. Л. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез / Е. Л. Григоренко. - М.: Просвещение, 2002. - 170 с.
16. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с
17. Харрингтон, Д. Наркотики и дети / Д. Харрингтон. - Минск: Юпитер, 1970. - 138 с.
18. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации / А. М. Матюшкин. - М.: Знание, 1972. - 87 с.
19. Юдин, В. А. Социологическое исследование / В. А. Юдин. - М.: Педагогика, 1972. - 94 с.
20. Алексеев, Н. Т. Наркомания / Н. Т. Алексеев // Психологический анализ. - 1991. - №3. - с. 103-105.
21. Лук, А. Н. Проблемы детства // Науковедение за рубежом. - М.:ИПН- ОНАН ССССР, 1983. - 104 с.
22. Медник, А. Откровенно говоря / А. Медник // Наука и жизнь. - 1979. - № 3. - с. 103- 110.
23. Ярошевский, М. Г. История психологии / М. Г. Ярошевский. - М.: ПИТЕР, 1966. - 189 с.
24. Виноградов, А. В. Работа и семья / А. В. Виноградов. - М.: Искусство,1967. - 68 с.
25. Шорохова, Е. В. Теоретические проблемы психологии личности / Е. В. Шорохова. - М.: Знание, 1974. - 304 с.
26. Дубровина, И. В. Особенности обучения и развития школьников 13¬17 лет / И. В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1988. - 80 с.
27. Дубровина, И. В. Формирование личности в переходный период / И. В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1988. - 112 с.
28. Клее, М. Психология подростка / М. Клее. - М.: Педагогика, 1991. - 56с.
29. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова- Меллер. - М.: Просвещение, 1968. - 137 с.
30.Зинченко, В. П. Очерки российской психологии: Учеб. пособие / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - Ростов н/Д: Феникс, 1994. - 275 с.
3 1.Краковский, Л. П. О подростках / Л. П. Краковский. - М.: Педагогика,1970. - 143 с.
32. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. - М.: Знание, 1974. - 133 с.
33. Крутецкий, В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1963. - 73 с.
34. Менчинская, Н. А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы. - М.: Советская педагогика, 1968. - 99 с.
35. Станиславский, К. Творческие методы / К. Станиславский. - М.: Полииздат, 1999. - 54 с.
36. Волчегурский, Л. А. Внедрение необходимо и реально / Л. А. Волчегурский // Вестник высшей школы. - 1979. - №10. - с. 38-42.
37. Бине, А. Беспокойный подросток / А. Бине. - М.: Просвещение, 1991.- 97 с.
38. Мировопольский, С. Создание Web - страниц: самоучитель / С. Мировопольский. - Яр.: Академия развития, 1977. - 101 с.
39. Дайри, Н. О. О проблемности обучения / Н. О. Дайри // Народное образование. - 1973. - № 1. - с. 20-23.
40. Данилов, М. А. Дидактика / М. А. Данилов. - М.: Просвещение, 1957.- 178 с.
4 1.Грабарь, И. Великое / И. Грабарь. - М.: МГУ, 1976. - 94 с.
42. Адлер, А Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер.- М.: Просвещение, 1995. - 291 с.
43. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. - М.: Знание, 1983. - 184 с.
44. Нейгауз, Г.Г. Таланты / Г. Г. Нейгауз. - М.: ВЛАДОС, 1988. - 94 с.
45. Ильин, В. С. Проблемы развития потребности в знаниях / В. С. Ильин. - М.: Педагогика, 1971. - 138 с.
46. Кодд, И. Ф. Реляционные модели / И. Ф. Кодд. - М.: Просвещение, 1989. - 84 с.
47. Беспалько, В. П. Microsoft / В. П. Беспалько. - М.: Знание, 1999. - 91 с.
48. Абрамян, Э. А. Экологическое образование должно быть непрерывным / Э. А. Абрамян. - М.: Наука, 1988. - 67 с.
49. Конституция РФ: комментарии. - М.: Юрайт, 2002. - 206 с.
50. Айзенк, Г. Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк. - М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 115 с.
51. Альтшуллер, Г. С. Трудная пора — взросление / Г. С. Альтшуллер. - М.: Образование, 2002. - 57 с.
52. Левин, В. А. Воспитание человека / В. А, Левин. - М.: Знание, 1977. - 94 с.
53. Лернер, И. Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. - М.: Просвещение, 1976. - 152 с.
54. Калмыкова, З. И. Психологические принципы развивающего обучения / З. И. Калмыкова. - М.: Знание, 1979. - 87 с.
55. Ковалева, Г. В. Уже 16 или еще 16? / Г. В. Ковалева // Вопросы философии. - 1971. - № 7. - с. 3-7.
56. Керри, П. Access 2000 Библия пользователя: перевод с английского / П. Керри, Р. Ирвин. - М.: Издательский дом Вильямс, 2001. - 857 с.
57.Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. - М.: Просвещение, 1996. - 71 с.
58. Ростовецкая, Л. А. Самостоятельность личности в познании и общении / Л. А. Ростовецкая. - М.: Знание, 1975. - 103 с.
59. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей пихологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 1973. - 284 с.
60. Рубин, Б. Н. Нелегкий шаг к юности / Б. Н. Рубин // Природа. - 1971. - № 9. - с. 50-52.
61.Занков, Л. В. Дидактика и жизнь / Л. В. Занков. - М.: Педагогика,1968. - 130 с.
62.Зберовский, К. Л. Человек и природа / К. Л. Зберовский. - М.: АСТ,1999. - 121 с.
63. Римская, Р. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Р. Римская, С. Римский. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 360 с.
64. Савин, Н.В. Психологические особенности самосознания подростка / Н. В. Савин. - М.: Просвещение, 1972. - 94 с.
65. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность. / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - М.: Наука, 1984. - 128 с.
66. Щукина, Г. И. Ваш беспокойный подросток / Г. И. Щукина. - М.: ПИТЕР, 1971. - 142 с.
67.Эдварс, П. Психология подростка / П. Эдварс. - Минск: Юпитер, 1973. - 85 с.
68. Янушевичус, З. И. Интеграция научной и учебной работы / З. И. Янушевичус // Вестник высшей школы. - 1977. - № 10. - с. 6-10.
69. Петрунек, В. П. Нелегкий шаг к юности / В. П. Петрунек, Л. Н. Таран. - М.: Педагогика, 1984. - 114 с.
70. Поройте, О. Трудная пора - взросление / О. Поройте. - М.: Знание, 1980. - 89 с.