Аннотация 2
Введение 4
1 Государственная социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.1 Сиротство как социальная проблема -
1.2 Законодательное регулирование форм жизнеустройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 18
1.3 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 24
1.4. Совершенствование правового регулирования деятельности учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей 29
2 Основные направления деятельности по обеспечению социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 3 г. Калуги и Центра № 1 г. Томска 35
2.1 Современное состояние форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 3 г. Калуги и № 1 г. Томска 35
2.2 Сопоставление результатов исследования основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот в Центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 3 г. Калуги и № 1 г. Томска 45
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложения 66
На сегодняшний день в России в условиях экономического кризиса, социальной нестабильности, возникает проблема о необходимости разработки новых форм содержания и воспитания детей, находящихся в особо сложных и дискомфортных условиях. Прежде всего, это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ребенок в государственных учреждениях получает комплекс образовательных, медицинских, социальных услуг, но встречаются проблемы в процессе его социализации, которые проявляются в отсутствии навыков самостоятельной жизни, сложности в самостоятельном построении отношений в семье, коллективе.
Как альтернатива государственным интернатным учреждениям все большую значимость приобретают формы устройства детей в семьи. Семья представляет собой незаменимый институт социализации ребенка, позволяющий ему овладеть базовыми социальными ролями.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловленанеобходимостью рассмотрения жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных интернатных учреждениях с учетом Постановления Правительства № 481 от24.05.2014г.
Объект исследования -деятельность государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (№1) г. Томска и (№) 3 г. Калуги.
Предмет исследования- современные методы, регулирующие деятельность государственных интернатных учреждений (на основании Постановления Правительства № 481 от 24.04. 2014г).
Цель данного исследования - рассмотрение особенностей форм жизнеустройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в государственных учреждениях.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- выделить принципы государственной социальной политики в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в создании благоприятных условий пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию ребенка;
- рассмотреть деятельность органов социальной защиты, связанные с обеспечением жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать нормативно-правовую базу социально-правовой защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- выявить особенности современного состояния форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Томска (№1) и г. Калуги (№ 3);
-сравнить практику работы по основным направлениям социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Центрах помощи детям г. Томска(№ 1) и г. Калуги (№ 3).
В квалификационной работе будут отражены приоритетные направления государственной политики в деятельности учреждений для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, становление альтернативных форм опеки, законодательные изменения, направленные на государственную поддержку семейных форм воспитания, новые возможности и риски, связанные с созданием и развитием института приемной семьи и детских центров семейного типа.
Научные разработки проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на разных этапах их жизнедеятельности представлены в исследованиях следующих ученых: Ослон В.Н., Мусина В.П., Крисань Т.В, Гришаев С., Тимофеев С. И. и некоторых другие.
Характер задач исследования определил отбор используемых в работе методов. Были использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы; описание, сравнение, обобщение, систематизация, интервью.
Научная новизна: В работе осуществлен поиск путейсовершенствования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Практическая значимость: Предложенные материалы могут представлять интерес для социальных педагогов, специалистов по социальной работе, педагогов-психологов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Центры помощи детям-сиротам, интернаты, детские дома являются в настоящее время наиболее распространенными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уступая место только опеке и попечительству. Общество и государство не готовы отказаться от данной формы заботы о сиротах. Поэтому проблема социально-правовой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, еще долго будет сохранять актуальность.
Феномен социального сиротства связывается, прежде всего, с двумя факторами: кризисом семьи и социально-экономической нестабильностью в обществе. Эти факторы образуют общий круг причин появления социальных сирот:социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между родителями; слабость нравственных устоев; негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека(алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитаниюребенка)
Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, имеющие богатый опыт проживания в интернатных учреждениях, в силу сложившихся обстоятельств, уже имеют проблемы в психологическом развитии и именно над этой проблемой необходимо работать.
Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты состоит не столько в том, чтобы формально закрепить те или иные нормы, регулирующие права и обязанности субъектов, сколько в том, чтобы создать и обеспечить эффективное функционирование правовых механизмов, позволяющих субъекту реализовать максимум своих правовых возможностей.
Основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в работе рассмотрены на примере Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 3 г. Калуги и Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 1 г. Томска.
Несовершеннолетним детям, которым не было обеспечено право жить ивоспитываться в семье, оказывается помощь в данных Центрах путем организации поэтапного выполнения индивидуальных игрупповых программ реабилитации, обеспечивающих комплексное социальное медико-психолого-педагогическое сопровождение.
Основным направлением деятельности Центров помощи детям является реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, однако некоторые дети вынуждены жить в Центре до совершеннолетия.
В результате анализа двух Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 3 г. Калуги и № 1 г. Томска, удалось выяснить, что Центр №3 г. Калуги устроен более по семейному типу, материально-техническая менее обеспечена и детей меньше по численности, однако дети любят этот детский дом, что видно по материалам, размещенным на сайте, фотоотчетам и историям. Воспитанники гордятся своими детьми и о каждом размещают информацию на сайте.
Жизнеустройство детей-сирот Центра помощи детям №1 г.Томска более современно, с лучшей материально-технической базой и упорядоченными мероприятиями и событиями. Сайт Центра более информационный, выложены нормы, стандарты, очеты. При этом нет информации о дальнейших судьбах детей.
Состояние форм жизнеустройства Центров можно считать удовлетворительными, при этом главным все же является психологический подход к детям, трудовое их воспитание, подготовка к дальнейшей самостоятельной жизни.
Повышать эффективность деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стоит в следующих направлениях:
1. Перепрофилирование организаций для детей-сирот в Центры содействия семейному устройству детей;
2. Распространение информационного материала о деятельности организаций для детей-сирот в средствах массовой информации;
3. Организация деятельности стажировочных площадок по созданию эффективных моделей успешной социализации детей-сирот;
4. Организация и проведение информационных кампаний по продвижению семейного жизнеустройства детей-сирот по профилактике социального сиротства;
5. Организация деятельности служб по устройству детей в семью;
6. Проведение областной педагогической конференции областных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
7. Повышение заработной платы педагогических работников организаций для детей- сирот.
Данные мероприяти будут способствовать выходу на новый уровень рбщения с детьми-сиротами, организации более эффективных мероприятий, уважительному отношению и более легкому входу в общество.
Вывод, который можно сделать, исходя из итогов работы: Центры помощи детям, имея в штате опытных сотрудников (психологов, социальных педагогов и т.д.), должны оказывать помощь в сопровождении принимающих семей, помочь им в решении постоянно возникающих проблем психологического, педагогического характера. Именно на базе детских домов рационально и полезно организовывать «Школы приемных родителей» и стараться дать ребенку все необходимое, чтобы он вырос полноценной личностью, уважающий себя, других людей, умеющий ценить труд, работать над собой. Для этого необходимо сотрудникам постоянно повышать свою квалификацию, а также использовать различные положительные опыты других Центров поддержки детей.
1. Конституция РФ Правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_28399/ (дата доступа 06.04.2016)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 от 30.11.1994 №51, часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ, часть 3 от 26.11.2001 № 146-ФЗ, часть 4 от 18.12.2006 № 230-ФЗ).
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция от 20.04.2015).
5. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/12125268/ (дата доступа 06.04.2016)
6. Федеральный закон РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 06.04.2016) «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг». Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс] // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023 (дата доступа 18.02.2016)
7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)
8. Федеральный закон от 2 апреля 2014г. № 62-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 251 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с 31.03.2015).
10. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
11. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
12. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
13. Федеральный закон от 05.12.2006 № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».
14. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
15. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»... 65