Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА

Работа №190518

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы72
Год сдачи2024
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Теоретические основы обучения говорению школьников в
контексте лингвокультурологического аспекта 6
1.1 Говорение как основной вид речевой деятельности школьников. 9
1.2 Лингвокультурологический аспект как национально- культурная специфика языка 12
1.3 Лингвокультурологические единицы в формировании языковой личности 19
Вывод по первой главе 26
Глава 2 Лингвокультурологический подход в формировании языковой личности в контексте обучения русскому языку школьников 27
2.1 Текст как феномен культуры и восприятие культурной информации в процессе обучения говорению на русском языке 27
2.2 Специальный комплекс упражнений с лингвокультурологическими единицами - основа развития умения говорения школьников 31
2.3 Методические рекомендации по внедрению комплекса упражнений в реальный учебный процесс в школе 52
Вывод по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Язык и культура неразрывно связаны между собой: язык является неотъемлемой частью культуры, развивается в ней вместе с языком, а влияние языка на развитие и развитие мира также отражается от нее.
Вместе с тем, не актуализирована проблема введения лингвокультурологического аспекта в методику преподавания языка. Обычно изучение второго, неродного языка происходит вне культуры, транслируемой данной языковой системой. Это происходит потому, что именно в методике обучения ИЯ не рассматривается на должном уровне взаимосвязь языка и культуры. Такая взаимосвязь служит предметом изучения. Изучение языка - это, прежде всего, изучение культуры, транслируемой им. Здесь культурные ценности могут выступать не только в качестве средств освоения культуры изучаемого языка, но и целью, которая позволит в полной мере освоить языковые структуры. Однако изолированное изучение языковой системы и транслируемой ею культуры не является продуктивным процессом. Необходимо расширение межкультурного пространства, под которым понимается среда для взаимодействия языковых систем, для диалога транслируемых ими культур, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Проблемы, касающиеся функционирования и изучения родного языка в многоязычном обществе разбираются не только в связи с коммуникативной сферой, но и на фоне общей языковой и иной ситуации, на фоне взаимосвязанных социально-экономических факторов. Она включает статус национальных языков как таковых, языковую политику (включая изучение иностранными языками), компетенции носителей и переводчиков языка для дальнейшей деятельности по изучению данного наречия. Это создает целостный языковой портрет российского социума, обуславливает его не только в своих характеристиках, но и в его образе мышления.
Например, для внедрения комплексного подхода к двуязычному лингвистическому образованию в Республике Туркменистан крайне важно учитывать географическое разнообразие и многоязычие региона. Языковая программа в туркменских школах включает в себя русский язык и туркменский язык. Разрабатываемая концепция дистанционного обучения основана на лингвистических и культурных основах, интуитивных установках, способах восприятия и лингвистических принципах.
Труды ученых-лингвистов, методистов, научно-педагогических работников преподавателей, психологов, лингвистов и социологических служб посвящены исследованиям проблемы формирования лингвокультурной компетенции в процессе преподавания русского языка. Научная литература содержит в себе немалое количество выдающихся достижений, которые касаются воспитания и обучения новым языковым единицам и навыкам при двуязычии или межкультурной коммуникации. В 90-х годах XX века были опубликованы исторические исследования, которые имели практическое отношение к лингвокультурологическому подходу в обучении русскому языку. Научное сообщество издает множество институциональной литературы, в частности книг, учебников, журналов и учебных пособий по этой теме, рассматривает основные проблемы мирового образования и предлагает перспективные пути их решения. Также имеется большое количество кандидатских и докторских и кандидатских диссертаций на данную тему.
Целью данной работы является создание методических рекомендаций по внедрению в учебный процесс специального комплекса упражнений, содержащих лингвокультурологические единицы, для развития умения говорения школьников средней ступени обучения сквозь призму формирования их лингвокультурологической компетенции .
Гипотеза исследования предполагает, что эффективным процесс обучения говорению школьников станет ,если в учебный процесс внедрить лингвокультурологическую компоненту, что повысит их культурную осведомленность, повысит их интерес и сподвигнет к более активной разговорной деятельности на уроках ИЯ.
Объект исследования: процесс обучения говорению школьников на уроках РКИ.
Предмет исследования: развитие умения говорения на русском языке в контексте лингвокультурологического аспекта.
Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть лингвокультурологический подход в обучении РКИ;
2. рассмотреть текст как феномен культуры, а также
проанализировать восприятие культурной информации;
3. разработать специальный комплекс коммуникативных упражнений с опорой на тексты культурологической направленности;
4. создать методические рекомендации по внедрению комплекса упражнений в реальный учебный процесс в школе.
В работе использовались следующие методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, анализ документации и нормативных документов.
Эмпирические: изучение и обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент.
Методологическими основами исследования послужили труды:
— Методика обучения русскому языку: В.Н. Телия, Ю.С. Степанова, А.Д. Арутюновойа, А. Кузнецова, В. В. Шаклеина, Б.Ю. Степанов.
— Лингвокультурология и лингвокультурологический подход к обучению русскому языку: Н.Д. Артемова, Л.И. Ларина, Е.А. Левинская, Т.А. Авдыева и др.
— Теоретические принципы педагогической психологии и педагогики: И.А. Зимней, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и др.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе рассмотрены общетеоретические вопросы обучения говорению на уроках русского языка как иностранного в целом. Также рассмотрен лингвокультурологический аспект, который неразрывно связан с понятиями «язык», «культура», «межкультурная коммуникация». Именно эти понятия закладываются в качестве основ в преподавание РКИ, поскольку без этих понятий невозможно формирование полноценных знаний русского языка, транслирующую самую богатую и разнообразную культуру.
Практическая значимость данного исследования заключается в создании методических рекомендаций по внедрению в учебный процесс специального коммуникативного комплекса упражнений, содержащих лингво-культурологические единицы, способствующему процессу активации умения говорения школьников старшей ступени на уроках русского языка как иностранного.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении можно сказать, что лингвокультурология играет важную роль в изучении взаимосвязи языка и культуры. Она предлагает уникальный подход к изучению языковых явлений, связывая их с культурными и социальными аспектами. Это позволяет нам лучше понять, как национальный характер отражается в языке, и как язык может служить средством для передачи и понимания культуры.
Тексты, будучи ключевым элементом культурных процессов, служат важным инструментом для обмена информацией и понимания мира. Они представляют собой область бинарной оппозиции в культуре и играют центральную роль в понимании и интерпретации культурных явлений.
Эффективное изучение иностранного языка, в частности русского, требует хорошо структурированной системы упражнений, которая учитывает различные аспекты, включая родной язык учащихся, их культурное происхождение, темп обучения и цели изучения языка. Это помогает учащимся успешно применять свои знания на практике.
В целом, работа с текстами культурологической направленности посредством создания комплекса коммуникативных упражнений представляют собой важные инструменты для понимания взаимосвязи между языком и культурой, а также способствуют эффективному обучению иностранным языкам.
В общем, лингвокультурологический аспект неразрывно связан с понятиями «язык», «культура», «межкультурная коммуникация». Именно эти понятия закладываются в качестве основ в преподавание РКИ, поскольку без этих понятий невозможно формирование полноценных знаний русского языка, транслирующую самую богатую и разнообразную культуру. О тесной взаимосвязи языка и культуры сказано очень много; кроме того, существует достаточно много исследований в этой области.



1. Альмухаметов Р. В., Закирьянов К. З., Саяхова Л. Г. Программа по русскому языку для среднего (полного) общего образования с родным (нерусским) языком обучения Республики Башкортостан. - Уфа: Китап, 2011. - 144с.
2. Арутюнова Н. Д. Человек и «фигура»(анализ понятий) //Филологический сборник (к 100-летию со дня рождения академика ВВ Виноградова). М. - 1995. - С. 170.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М,
Советская энциклопедия, 1966.
5. Баженова Е. И. Использование аутентичных видеоматериалов в качестве лингво-культурологического средства формирования «вторичной языковой личности» учащихся на уроках английского языка //Современные тенденции и технологии развития потенциала регионов. - 2022. - С. 32-37.
6. Бенвенист Э., Степанов Ю. С., Караулов Ю. Н. Общая лингвистика. - Едиториал УРСС, 2002. - С. 436-436.
7. Боженкова Р. К., Боженкова Н. А., Шаклеин В. М. Русский язык и культура речи. - 2011.
8. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996.
9. Вендина Т. М. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. - М.: Высш. шк. - 2002.
10. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - М., 2005. - 1038с.
11. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. - М., 1959.
12. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
13. Воробьев В.В. Культурологическая парадигма русского языка. - М., 1994.
14. Воробьев В.В. Лингвокультурология:Монография. — М.:
РУДН, - 2008.
15. Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур:
М.:Ладомир, 2006.
16. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Directmedia, 2014.
17. Горбаневский М. В., Караулов Ю. Н., Шаклеин В. М. Не говори шершавым языком //М.: Просвещение. - 1999.
18. Горовая В. И. Исследование влияния игровой учебной деятельности на формирование межкультурной компетенции студентов вуза (на материале иностранного языка) //литература. - Т. 168. - С. 176.
19. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. - 397с.
20. Давлетбаева Р. Г. Коммуникативно-культурологический подход к формированию билингвальной личности младшего школьника: монография. - Уфа, 2013.
21. Давлетбаева Р. Г. Лингвокультурологический словарь для школьников. Диалог языков и культур /Под ред. проф. Л. Г. Саяховой. - Уфа: Китап, 2003. - 160с.
22. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
23. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Роль
лингвокультурологического подхода в методике преподавания русского языка как родного, как иностранного и как неродного //Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2012. - №. 4. - С. 23-28.
24. Евтюгина А. А., Лискова М. В. Методика проведения комплексного лингвокультурологического урока при обучении русскому языку как иностранному //Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. - 2020. - №. 9. - С. 66-77.
25. Закирьянов К.3. Обучение русской речи в 4-8 классах башкирской школы (работа над связным текстом)/ Пособие для учителей. —Уфа: Баш. кн. изд-во, 1985. с. 12- 16.
26. Залюбовина Л. В. Лингводидактический потенциал культуронимов на материале политического медиадискурса США //Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №. 26. - С. 1099-1113.
27. Зимняя И. А. Ключевые компетенции-новая парадигма результата образования //Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №. 2. - С. 7-14.
28. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность - М., 2002.
29. Козлова Н. Ю. Устойчивые сравнения в
лингвокультурологическом аспекте (на материале учебников русского языка как иностранного) //Современные проблемы образования в поликультурном регионе (Шестые Лозинские чтения). - 2015. - С. 230¬233.
30. Комлев Н. Г. Компоненты содержательной структуры слова. Изд. 3-е, стереотипное. M.: КомКнига, 2006. — 192 с. (Лингвистическое наследие XX века.)
31. Копжасарова У. И., Султанова З. Е., Толеужан А. Т. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся старших классов на занятиях иностранного языка с применением виртуальной учебной среды //Фундаментальные и прикладные науки сегодня. - 2020. - С. 53-59.
32. Костомаров В. Г. Культура речи и стиль. М., 1960.
33. Кузнецова Т. И. и др. Профессиональный диалект или специальный язык: проблемы обучения иноязычной профессиональной разговорной речи //Филология и культура. - 2016. - №. 1 (43). - С. 277¬283.
34. Ларина Л. И. " Не прячь, мама, сарафан в белую горошку..."(диалектные формы имен в курских частушках) //Лингвофольклористика. - 2016. - №. 23. - С. 54-61.
35. Ларина Л. И., Малыхина Т. М., Праведников С. П. Еще раз о региональной самобытности былинной лексики //Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2018. - №. 1. - С. 58-65.
36. Левушкина О. Н. О культурологических, культуроведческих и лингвокультурологических понятиях в методике обучения русскому языку //Преподаватель XXI век. - 2012. - Т. 1. - №. 3. - С. 152-160.
37. Мамонтов А.С. Отражение особенностей национальной культуры в семантике номинативных единиц. В сб.: Текст и культура: общие и частные проблемы. - М.: Институт языкознания, 1985.
38. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. - Мн: ТетраСистема, 2005.
39. Маслова В.А. Лингвокультурология.- М., 2004.
40. Методика создания и использования средств обучения русскому языку. Под ред. Н. М. Шанского и К. 3. Закиръянова.- М.: Просвещение, 1988. - с.78.
41. Муллагалиева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык как родной: Учебное пособие для учителей и учащихся общеобразовательных школ.- Уфа, 2003.
42. Петрова И. М. Специфика образовательной среды в магистратуре (лингво-культурологический аспект) //ББК 60 П27. - 2016. - С. 102.
43. Подвигина Л. Н. Личные имена в зеркале сравнения (лингвокультурологический аспект) //Повышение качества образования, современные инновации в науке и произодстве. - 2017. - С. 242-246.
44. Прохорова В. Н. и др. Русский язык //Энциклопедия/Под ред. ФП Филина. М.: Советская энциклопедия. - 1979.
45. Сашина А. С. Развитие лингвокультурологической компетенции посредством использования аутентичных текстов //Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе. - 2018. - С. 77-81.
46. Саяхова Л. Г. Языковая картина мира и проблема систематизации лексики в современной словарной форме //Российский гуманитарный журнал. - 2013. - Т. 2. - №. 4. - С. 368-374.
47. Синёв А. Д., Животов А. А. Лигво-культурологический аспект
обучения иностранным языкам в контексте волонтерства //Актуальные вопросы организации волонтерской деятельности в рамках подготовки к крупным международным мероприятиям: лингвопереводческий,
психологопедагогический, организационно-управленческий и социальный аспекты. - 2021. - С. 69-73.
48. Телия В. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. - Litres, 2022.
49. Тер-Минасова С. Г. и др. Язык и межкультурная коммуникация. - Слово, 2008.
50. Трегубенкова М. В. Развитие иноязычной компетентности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки //Автореферат дис... канд. пед. наук. Магнитогорск. - 2005.
51. Урве А. Формирование лингвосоциокультурной компетенции эстонских старших школьников на материале русских пословиц : дис. - Псковский государственный университет, 2016.
52. Хён Н. Х., Храброва О. С. Использование инфографики на занятиях по лингвокультурологии: Из опыта работы в корейской аудитории //Мир русского слова. - 2021. - №. 4. - С. 93-100.
53. Шаклеин В. М., Рыжова Н. В. Современные методики преподавания русского языка нерусским: Учебное пособие. - 2008.
54. Шаповалов М. В., Шаповалова И. А. Ценностно-смысловое пространство текста в аспекте лингво-культурологического анализа художественного произведения //Социально-гуманитарные знания. - 2012. - №. 9. - С. 324-333.
55. Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ //Психологическая наука и образование. - 1996. - Т. 1. - №. 1. - С. 42-45.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ