СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Список использованных сокращений 6
Введение 7
1 Малый бизнес в Российской Федерации: понятие и вклад в экономику страны 9
1.1 Понятие и критерии отнесения к малому бизнесу в российской экономике 9
1.2 Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему страны от субъектов
малого бизнеса 17
1.3 Анализ вклада малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны 26
2 Особенности налогообложения малого бизнеса 31
2.1 Упрощенная система налогообложения 31
2.2 Единый налог на вмененный доход 35
2.3 Патентная система налогообложения 41
2.4 Налогообложение малого бизнеса за рубежом 44
3 Модернизация налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации 49
3.1 Проблемы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации 49
3.2 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса в
Российской Федерации 52
Заключение 58
Список использованных источников и литературы
Введение 7
1 Малый бизнес в Российской Федерации: понятие и вклад в экономику страны 9
1.1 Понятие и критерии отнесения к малому бизнесу в российской экономике 9
1.2 Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему страны от субъектов
малого бизнеса 17
1.3 Анализ вклада малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны 26
2 Особенности налогообложения малого бизнеса 31
2.1 Упрощенная система налогообложения 31
2.2 Единый налог на вмененный доход 35
2.3 Патентная система налогообложения 41
2.4 Налогообложение малого бизнеса за рубежом 44
3 Модернизация налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации 49
3.1 Проблемы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации 49
3.2 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса в
Российской Федерации 52
Заключение 58
Список использованных источников и литературы
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью выработки новых подходов к совершенствованию налогообложения малого бизнеса.
В системе экономических и социальных отношений государства малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. Развитие сферы малого бизнеса выгодно для государственной экономики, так как с его помощью производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения, легко меняется сфера деятельности и возможность обеспечить различными потребностями граждан страны. А так же малое предпринимательство является налогоплательщиком, соответственно налоги и сборы увеличивают возможности бюджета государства, чем выше доход предприятий - тем выше поступление в местный и федеральный бюджет.
Фискальная политика государства играет основополагающую роль в создании благоприятных условий для развития предпринимательства. Регулирование налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на развитие бизнеса.
Целью данной работы является разработка предложений по совершенствованию налогообложения малого бизнеса в РФ.
Задачи:
1. Изучить сущность малого предпринимательства и критерии отнесения субъекта к малому бизнесу в российской экономике;
2. Проанализировать налоговые поступления от специальных налоговых режимов в бюджетную систему Российской Федерации;
3. Выполнить анализ вклада малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны;
4. Рассмотреть специальные режимы налогообложения:
• Упрощенная система налогообложения;
• Единый налог на вмененный доход;
• Патентная система налогообложения.
5. Выявить направления дальнейшего совершенствования налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации.
Объект исследования - малый бизнес в РФ.
Предмет исследования - особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ.
Методы исследования: анализ нормативных документов и литературы, графический метод, сравнительно-аналитический метод, статистический анализ, описание. Благодаря использованию данных методов, написание работы получилось более емким и насыщенным.
Работа основана на изучении кодексов, федеральных законов, постановлений, а также научной литературы, учебников по данной теме и статей.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В системе экономических и социальных отношений государства малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. Развитие сферы малого бизнеса выгодно для государственной экономики, так как с его помощью производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения, легко меняется сфера деятельности и возможность обеспечить различными потребностями граждан страны. А так же малое предпринимательство является налогоплательщиком, соответственно налоги и сборы увеличивают возможности бюджета государства, чем выше доход предприятий - тем выше поступление в местный и федеральный бюджет.
Фискальная политика государства играет основополагающую роль в создании благоприятных условий для развития предпринимательства. Регулирование налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на развитие бизнеса.
Целью данной работы является разработка предложений по совершенствованию налогообложения малого бизнеса в РФ.
Задачи:
1. Изучить сущность малого предпринимательства и критерии отнесения субъекта к малому бизнесу в российской экономике;
2. Проанализировать налоговые поступления от специальных налоговых режимов в бюджетную систему Российской Федерации;
3. Выполнить анализ вклада малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны;
4. Рассмотреть специальные режимы налогообложения:
• Упрощенная система налогообложения;
• Единый налог на вмененный доход;
• Патентная система налогообложения.
5. Выявить направления дальнейшего совершенствования налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации.
Объект исследования - малый бизнес в РФ.
Предмет исследования - особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ.
Методы исследования: анализ нормативных документов и литературы, графический метод, сравнительно-аналитический метод, статистический анализ, описание. Благодаря использованию данных методов, написание работы получилось более емким и насыщенным.
Работа основана на изучении кодексов, федеральных законов, постановлений, а также научной литературы, учебников по данной теме и статей.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в нынешней экономике Российской Федерации. Систему налогообложения субъектов предпринимательской деятельности образуют общий и специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы являются по своей сути стимулирующим механизмом развития малого предпринимательства в стране в рамках фискальной политики государства.
Поступления от специальных налоговых режимов не занимают большой доли в общем объеме доходов бюджета государства, хотя со временем она увеличивается. В структуре поступлений от специальных налоговых режимов наибольшую долю занимает упрощенная система налогообложения, но темпы прироста по УСН не такие высокие как у патентной системы. Поступления по ПСН отличаются стабильным ростом. С каждым годом сумма налога, поступившая в бюджет РФ увеличивается, у ЕНВД наблюдается значительный спад. Значит, с введением патента началась перестройка структуры объемов поступлений налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы и можно прогнозировать дальнейшие изменения.
Для того, чтобы налоговое бремя было посильным для малых предприятий, чтобы количество их росло, и они стремились вести свой бизнес в легальной, а не теневой экономике, необходима стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов. Существующие системы налогообложения нуждаются в совершенствовании и реформировании с целью сохранения и оказания позитивного влияния на сектор малого предпринимательства. Хотя мы говорим об увеличении количественных показателей развития, мы видим, что качественные характеристики не всегда имеют такие же позитивные показатели.
Меры, которые можно предложить для совершенствования специальных режимов налогообложения:
1. В целях развития упрощенной системы налогообложения можно предложить
разрешить предприятиям открывать филиалы или представительства в ограниченном количестве, тем самым способствуя расширению бизнеса, что может создать дополнительную прибыль организации, а значит дополнительные доходы в бюджет. Также данная мера может привести к созданию дополнительных рабочих мест, росту доли малых организаций в ВВП страны.
2. Для решения проблемы перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения в связи с увеличением размера порогового ограничения могла бы стать отмена обязанности налогоплательщика осуществлять пересчет налогов в общем режиме при превышении им один раз критериев применения специальных налоговых режимов. Такая возможность должна быть предоставлена налогоплательщику, если он сам обнаружил такое нарушение, своевременно оповестил налоговый орган и самостоятельно, оперативно устранил это нарушение. Действенным механизмом был бы пересчет налога по принципам, аналогичным общепринятой системе налогообложения, а не полный переход на общепринятую систему. Ограничением для дальнейших злоупотреблений могло бы стать лишение возможности применения специальных режимов налогообложения, в случае неоднократного превышения установленных НК РФ пределов.
3. Пересмотреть базовую доходность по субъектам малого предпринимательства, осуществляющих оказание автотранспортных услуг и осуществляющих розничную торговлю дорогостоящими товарами (ювелирными изделиями, автозапчастями, натуральными мехами и кожей, а также верхней одеждой, изготовленной из них). Например, торгующие дорогостоящей продукцией оказались в более выгодной ситуации по сравнению с налогоплательщиками, торгующими товарами повседневного спроса. Размер, уплачиваемого ЕНВД для этих категорий практически одинаков. Пересмотр сумм базовой доходности является необходимым. Особенно важно продифференцировать базовую доходность по бытовым услугам. Можно разбить эту группу на более мелкие подгруппы, чтобы более реально отражать картину налогоплательщика. Кроме того, можно последовать примеру развитых стран. К примеру, в Европе, если бизнес существует менее трёх лет, то ему положено платить налог гораздо ниже, чем обычный. Ведь власти понимают, что сначала надо встать на ноги, а уж потом нормально функционировать и приносить прибыль своей стране в виде налогов.
4. При применении УСН, в случае выбора в качестве объекта налогообложения разницы между доходами и расходами, установить ставку минимального налога в размере 3% от суммы полученного дохода за налоговый период, поскольку действующая в настоящее время ставка минимального налога в размере 1% является чрезвычайно либеральной, что позволяет налогоплательщикам намеренно завышать сумму произведенных расходов, составляющих свыше 90% к объему полученных доходов, с целью минимизации налоговых обязательств.
5. Стимулирование деятельности научных и инновационных предприятий посредством ввода для них специального режима налогообложения. Предлагаемый специальный режим налогообложения предусматривает освобождение инновационных организаций от уплаты:
• налога на прибыль;
• платежей во внебюджетные фонды;
В расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес занимают расходы на оплату труда.
• налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе на территорию России);
Инновационная продукция обладает большой добавленной стоимостью, и в совокупных объемах налоговых платежей этих организаций большую долю занимает НДС.
• налога на имущество организаций.
Право перехода на специальный режим является добровольным
Важнейшей задачей государства в настоящее время является создание эффективной системы налогообложения субъектов малого бизнеса, адекватной российским условиям и создающей стимулы для развития малого предпринимательства.
Поступления от специальных налоговых режимов не занимают большой доли в общем объеме доходов бюджета государства, хотя со временем она увеличивается. В структуре поступлений от специальных налоговых режимов наибольшую долю занимает упрощенная система налогообложения, но темпы прироста по УСН не такие высокие как у патентной системы. Поступления по ПСН отличаются стабильным ростом. С каждым годом сумма налога, поступившая в бюджет РФ увеличивается, у ЕНВД наблюдается значительный спад. Значит, с введением патента началась перестройка структуры объемов поступлений налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы и можно прогнозировать дальнейшие изменения.
Для того, чтобы налоговое бремя было посильным для малых предприятий, чтобы количество их росло, и они стремились вести свой бизнес в легальной, а не теневой экономике, необходима стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов. Существующие системы налогообложения нуждаются в совершенствовании и реформировании с целью сохранения и оказания позитивного влияния на сектор малого предпринимательства. Хотя мы говорим об увеличении количественных показателей развития, мы видим, что качественные характеристики не всегда имеют такие же позитивные показатели.
Меры, которые можно предложить для совершенствования специальных режимов налогообложения:
1. В целях развития упрощенной системы налогообложения можно предложить
разрешить предприятиям открывать филиалы или представительства в ограниченном количестве, тем самым способствуя расширению бизнеса, что может создать дополнительную прибыль организации, а значит дополнительные доходы в бюджет. Также данная мера может привести к созданию дополнительных рабочих мест, росту доли малых организаций в ВВП страны.
2. Для решения проблемы перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения в связи с увеличением размера порогового ограничения могла бы стать отмена обязанности налогоплательщика осуществлять пересчет налогов в общем режиме при превышении им один раз критериев применения специальных налоговых режимов. Такая возможность должна быть предоставлена налогоплательщику, если он сам обнаружил такое нарушение, своевременно оповестил налоговый орган и самостоятельно, оперативно устранил это нарушение. Действенным механизмом был бы пересчет налога по принципам, аналогичным общепринятой системе налогообложения, а не полный переход на общепринятую систему. Ограничением для дальнейших злоупотреблений могло бы стать лишение возможности применения специальных режимов налогообложения, в случае неоднократного превышения установленных НК РФ пределов.
3. Пересмотреть базовую доходность по субъектам малого предпринимательства, осуществляющих оказание автотранспортных услуг и осуществляющих розничную торговлю дорогостоящими товарами (ювелирными изделиями, автозапчастями, натуральными мехами и кожей, а также верхней одеждой, изготовленной из них). Например, торгующие дорогостоящей продукцией оказались в более выгодной ситуации по сравнению с налогоплательщиками, торгующими товарами повседневного спроса. Размер, уплачиваемого ЕНВД для этих категорий практически одинаков. Пересмотр сумм базовой доходности является необходимым. Особенно важно продифференцировать базовую доходность по бытовым услугам. Можно разбить эту группу на более мелкие подгруппы, чтобы более реально отражать картину налогоплательщика. Кроме того, можно последовать примеру развитых стран. К примеру, в Европе, если бизнес существует менее трёх лет, то ему положено платить налог гораздо ниже, чем обычный. Ведь власти понимают, что сначала надо встать на ноги, а уж потом нормально функционировать и приносить прибыль своей стране в виде налогов.
4. При применении УСН, в случае выбора в качестве объекта налогообложения разницы между доходами и расходами, установить ставку минимального налога в размере 3% от суммы полученного дохода за налоговый период, поскольку действующая в настоящее время ставка минимального налога в размере 1% является чрезвычайно либеральной, что позволяет налогоплательщикам намеренно завышать сумму произведенных расходов, составляющих свыше 90% к объему полученных доходов, с целью минимизации налоговых обязательств.
5. Стимулирование деятельности научных и инновационных предприятий посредством ввода для них специального режима налогообложения. Предлагаемый специальный режим налогообложения предусматривает освобождение инновационных организаций от уплаты:
• налога на прибыль;
• платежей во внебюджетные фонды;
В расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес занимают расходы на оплату труда.
• налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе на территорию России);
Инновационная продукция обладает большой добавленной стоимостью, и в совокупных объемах налоговых платежей этих организаций большую долю занимает НДС.
• налога на имущество организаций.
Право перехода на специальный режим является добровольным
Важнейшей задачей государства в настоящее время является создание эффективной системы налогообложения субъектов малого бизнеса, адекватной российским условиям и создающей стимулы для развития малого предпринимательства.
Подобные работы
- ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО
БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2024 - Налоговое регулирование развития малого бизнеса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
(НА ПРИМЕРЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018





