ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДАРЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИТК .... 5
1.1 Анализ учебно-методической и научной литературы по проблеме исследования 5
1.2 Математические основы решения уравнений и неравенств функционально-графическим методом 9
1.3 Характеристика графического метода решения уравнений и неравенств с использованием ИТК 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИТК 27
2.1 Методические особенности обучения решению уравнений и неравенств с использованием ИТК 27
2.2 Приемы решения уравнений неравенств графическим методом 31
2.3 Контролирующий тест на тему «Решение уравнения и неравенств графическим методом» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В 47
В настоящее время в Российской Федерации безостановочно происходят глобальные изменения в различных сферах деятельности. Безусловно, в сфере образования так же появляются нововведения. Они рассчитаны на то, чтобы улучшить усвоение основной школьной программы обучающимися, развить их интерес к какой-либо сфере деятельности.
Одним из таких нововведений является внедрение различных информационных технологий в школьное образование. Огромное разнообразие этих технологий дает учителю преимущество в объяснении материала, выявлении интереса у учащихся к определенным школьным предметам.
Рассматривая и анализируя темы школьной программы, можно сделать вывод, что одной из основных тем в изучении математики является темы, относящиеся к решению уравнений и неравенств, поскольку они занимают значительное место в школьной программе.
Умение решать уравнения и неравенства различного рода и сложности показывает высокий уровень умения решать математические задачи. Графический метод решения уравнений и неравенств - один из способов решения данных заданий. Он является одним из основных тем старшей школы. Эта тема входит в основной курс алгебры и начал анализа в 10-11 классах. В профильных классах графический метод изучают более углубленно и подробно.
Таким образом, использование ИТК в обучении детей графическому методу решения уравнений и неравенств, безусловно, является одной и актуальных тем в школьном образовании.
Проблема исследования: обучение графическому методу решению уравнений и неравенств с использованием ИТ.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в изучении теоретической базы графического метода решения уравнений и неравенств, использование информационных технологий для обучения графическому методу.
Объект исследования: графический метод решения уравнений и неравенств.
Предмет исследования: обучение школьников графическому методу решения уравнений и неравенств с использованием информационных технологий.
Для достижения цели исследования нужно решить следующие задачи:
1. Проанализировать учебно-методическую и научную литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть характеристики графического метода решения уравнений и неравенств с использованием ИТК.
3. Аргументировать и рассмотреть методические особенности обучения решению уравнений и неравенств графическим методом.
4. Разработать контролирующий тест на тему: «Решение уравнений и неравенств графическим методом».
Теоретическая значимость. В выпускной квалификационной работе был проведен анализ учебно-методической и научной литературы, рассмотреть и изучить характеристику и математические основы решения уравнений и неравенств графическим методом с использованием ИТК.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы учителями математики в разработках своих индивидуальных программ, таких как эффективные курсы и др.
Работа состоит из введения, первой главы, состоящей из трех параграфов, второй главы, состоящей из трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что современное школьное образование в старших классах дает возможность обучающимся самостоятельно выбрать направление подготовки в различных областях наук. Это все основы и принципы дифференцированного обучения. Таким образом, старшеклассники сами выбирают интересующий их профиль, одним из которых является математический.
В ходе изучения проблематики обучения графическому методу решения уравнений и неравенств с использованием ИТК в рамках теоретического исследования был произведен анализ научной и школьной литературы по проблеме исследования, был охарактеризован функционально-графический метод решения уравнений и неравенств с использованием ИТК, рассмотрены математические основы графического метода.
В рамках практической части выпускной квалификационной работы, можно отметить, что поделанная работа была разделена на три части.
В первом параграфе были рассмотрены и аргументированы методические особенности обучения решению уравнений и неравенств с использованием ИТК, проанализирован и сформирован перечень типовых заданий по проблеме исследования.
Во втором параграфе были представлены приемы решения уравнений и неравенств графическим методом, приведены развернутые примеры решенных уравнений с помощью обобщенных приемов.
Третий параграф посвящен разработке контролирующего теста по теме исследования, прибегая к использованию программы Hot Potatoes.
Подводя общий итог, можно отметить, что поставленные перед началом работы задачи были успешно выполнены, а именно:
1. Проанализирована учебно-методическая и научная литература по проблеме исследования.
2. Рассмотрены характеристики графического метода решения уравнений и неравенств с использованием ИТК.
3. Аргументированы и рассмотрены методические особенности обучения решению уравнений и неравенств графическим методом.
4. Разработан контролирующий тест на тему: «Решение уравнений и неравенств графическим методом».
Посредством решения данных задач, была достигнута цель, поставленная перед началом исследования, а именно изучена теоретическая база графического метода решения уравнений и неравенств, применены информационные технологии для обучения графическому методу.
Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями математики для внедрения в практики школ, а так же студентами-практикантами для подготовки проведения занятий в рамках дополнительных занятий или элективных курсов.
1. Колмогоров, А.Н. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений [текст] / А.Н.Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю.П. Дудницын. - Москва: Просвещение, 2018. - 324 с.
2. Никольский, С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений [текст] / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин. - Москва: Просвещение, 2017. - 464 с.
3. Алимов, Ш. А. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов средней школы [текст] / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю.В. Сидоров. - Москва: Просвещение, 2012. - 464 с.
4. Мордкович, А.Г. Математика 11 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений (базовый уровень) [текст] / А.Г. Мордкович, И.М. Смирнова. - Москва: Мнемозина, 2013. - 416 с.
5. Муравин, Г. К. Алгебра и начала анализа. 11 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений [текст] / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. - Москва: Дрофа, 2013. - 253 с.
6. Капкаева, Л. С. Алгебраический и геометрический методы в школьном курсе математики как способы познавательной деятельности учащихся [текст] / Л. С. Капкаева. - Гуманитарные науки и образование. - 2012. - 18-22 с.
7. Мещерякова, С. И. Нестандартные методы решения уравнений и других задач в углубленном курсе математики [текст] / С.И. Мещерякова. - Саранск, 1997. - 182 с.
8. Садыкова, Л. К. Свойства функций при решении нестандартных уравнений и неравенств: методическая разработка по курсам элементарной математики и методики преподавания математики [текст] / Л.К. Садыкова, Н.С. Новичкова. - Самара: Изд-во СГПУ, 2005. - 90 с.
9. Эрдниев, П.М. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц: книга для учителя [текст] / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. — Москва: АО «Столетие», 2012. - 320 с.
10. Шарыгин, И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: учебное пособие для 10 класса средней школы [текст] / И.Ф. Шарыгин. — Москва: Просвещение, 2010. - 252 с.
11. Чучаев, И.И. Нестандартные (функциональные) приемы решения уравнений: учебное пособие [текст] / И.И. Чучаев. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - 168с.
12. Горнштейн, П.П. Задачи с параметрами [текст] / П.П. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - Москва: Илекса, 2003. — 336 с.
13. Шарыгин, И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: учебное пособие для средней школы [текст] / И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев. - Москва: Просвещение, 2010. — 384 с.
14. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Учебное пособие для слушателей ФПК,. директоров общеобразовательных школ и в качестве учебного пособия по спецкурсу для студентов пед.институтов: Сборник [текст] / М.Н. Скаткин. - Москва: Просвещение, 2011. - 319 с.
15. Капкаева, JI.C. Интеграция алгебраического и геометрического методов в среднем математическом образовании: Монография [текст] / Л.С. Капкаева. - Саранск, 2004. - 287 с....(25)