ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ (1917-1925 ГГ.) 11
1.1 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МОБИЛИЗАЦИОННОГО ТИПА РАЗВИТИЯ 12
1.2 КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В СТРАНЕ В УСЛОВИЯХ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЛАСТИ СОВЕТОВ (1917-1925 ГГ.) 18
ГЛАВА 2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ У ВЛАСТИ И.
В. СТАЛИНА (1925-1953 ГГ.) 38
2.1 СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД НАИБОЛЬШЕГО УСИЛЕНИЯ ВЛАСТИ И. В. СТАЛИНА (1925-1941 ГГ.) 40
2.2 СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.) 56
2.3 ПОСЛЕВОЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В СССР (1945-1953 ГГ.) 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
История нашей страны во многих отношениях имеет свои особенности, которые связаны с тем, что на протяжении веков Россия прошла долгий путь в своем развитии от традиционного до современного развитого общества. На каждом этапе происходили качественные изменения не только в общественно-политическом строе страны, но и в ее культурном развитии.
Невозможно не согласиться с тем, что культура играет важную роль в жизни человека и общества. Эта роль состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Можно утверждать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей.
Советская культура этого периода (1917-1953 гг.) утвердила себя, как важнейшая часть мировой культуры, значимость достижений которой сопоставима с великими творениями художественной литературы, музыкального и изобразительного искусства. Многие созданные в то время произведения до сих пор любимы публикой и пользуются большой популярностью как в нашей стране, так и во всем мире.
Понять, насколько сильно изменилась культурная жизнь в стране со сменой политического руководства в 1917 году, и как она менялась по мере укрепления новой власти, можно только последовательно изучив все этапы, пройденные советской культурой за этот период. Какова была политика партии в отношении культуры? И что служило причиной её трансформации во времени? Дать ответ на эти и многие другие вопросы можно только после последовательного изучения всех явлений и действий в духовной сфере того времени, с применением всех исследовательских методов и конструктивных идей, которые выработаны мировой наукой и практикой.
Сложные и многогранные процессы и явления в культурной жизни Советской страны требуют теоретического обобщения и глубокого осмысления. В современных условиях открылась возможность более глубоко и всесторонне раскрыть сущность советской культуры, особенности ее развития, диалектику процесса расцвета и сближения национальных культур, возрастание роли советской культуры в сфере духовной жизни общества, ее успехи как внутри страны, так и за рубежом, а также перспективы дальнейшего развития.
Объектом исследования в бакалаврской работе является советская культура в первой половине XX века. В связи с этим, в качестве конкретного предмета исследования была выбрана специфика, особенные черты становления, развития и трансформации советской культуры в 1917-1953 гг.
Хронологические рамки исследовательской работы охватывают период с 1917 по 1953 год. Её нижняя граница связана с возникновением после Октябрьской революции 1917 года нового политического строя и его постепенным установлением в нашей стране. Верхняя граница - 1953 год - связана со смертью руководителя страны И. В. Сталина и завершением важного периода в развитии СССР.
Основной целью автора бакалаврской работы явилось намерение показать процесс развития советской культуры в первой половине XX века.
Задачи исследования:
1) Выявить характерные черты мобилизационного типа развития и проанализировать, каким образом они находят проявление в культурной сфере общественной жизни страны;
2) Показать, как развивалась культурная жизнь в стране в условиях укрепления власти Советов (1917-1925 гг.);
3) Проанализировать, каким образом изменилась советская культура в годы наибольшего усиления власти И. В. Сталина (1925-1941 гг.);
4) Рассмотреть наиболее яркие черты развития советской культуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);
5) Выяснить, какие изменения произошли в развитии культуры в послевоенный период (1945-1953 гг.).
Источниковую базу бакалаврской работы составляют разнообразные по видам и степени информативности источники. Условно их можно разделить на несколько групп.
Значительную группу источников составляют директивы, резолюции, декреты и постановления советской власти, широко представленные в сети Интернет. Все эти документы углубляют понимание политики правительства в отношении отдельных составляющих культурной жизни в стране. Например, суть политики правительства в деле народного образования, ликвидации неграмотности и школьного обучения можно увидеть по таким документам, как Декрет ВЦИК «О единой трудовой школе РСФСР» , Декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»1, Постановление ВЦИК, СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети» , Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальных и средних школах» . Мероприятия, предпринимаемые властью в области политико-просветительной работы среди населения города и деревни, можно увидеть в следующих документах: Резолюция «О работе среди молодежи» , Резолюция «О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне» . Такие документы, как Декрет «О печати» , Декрет «О государственном издательстве» , Постановление ЦК ВКП(б) «О мерах по улучшению городских газет» , дают представление о намеченном векторе развития печатного и издательского дела в стране. А политика правительства в отношении советской литературы и искусства находит свое отражение в следующих документах: Постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по их улучшению» , Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» , Постановление ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы»11.
Здесь же следует упомянуть программные документы РСДРП1 и РКП(б) , в которых можно увидеть направление и задачи дальнейшего развития страны во всех областях общественной жизни, в том числе и в духовной сфере. Эти программные документы дополняют отчеты с партийных съездов, на примере которых видно воплощение идей партии в конкретные меры, которые должны привести, например, к з увеличению тиража газет и налаживанию распространения их среди населения или к повышению культурного уровня советской деревни .
Следующая группа включает в себя источники личного происхождения, среди которых необходимо упомянуть сборник воспоминаний великого советского композитора Д. Д. Шостаковича . В нем нашли отражение важные события в культурной жизни страны того времени с точки зрения отдельного взятого человека, очевидца и участника этих событий. Нельзя оставить без внимания и воспоминания В. В. Маяковского , активного участника творческой жизни страны названного периода, создателя многих известных произведений.
Особое внимание следует уделить произведениям В. И. Ленина, которые также были использованы при написании работы. В его сочинениях во многом содержатся те положения, которые впоследствии легли в основу политики и практической деятельности партии и правительства в первый период социалистической революции в СССР. Мысли Ленина по поводу введения всеобщего начального обучения в стране были изложены в его статье «Материалы по пересмотру партийной программы» , а его взгляд на текущее состояние и перспективы дальнейшего развития науки и техники в стране - в «Наброске плана научно-технических работ» . Новое прочтение этих и других ленинских трудов по проблемам культурного строительства в нашей стране, которые можно найти в его Полном собрании сочинений , позволяет сформировать собственное мнение о теоретической и практической деятельности Ленина в области культуры, о культурных преобразованиях в нашей стране после октябрьских событий 1917 года.
В бакалаврской работе широко использовались источники, опубликованные во всемирной сети Интернет: помимо уже названных законодательных актов здесь можно назвать отчет с Первого всесоюзного съезда советских писателей, который прошел в 1934 году1 и протокол внеочередного расширенного заседания президиума Академии наук СССР от 23 июня 1941 года . В них можно почерпнуть сведения о работе организаций, напрямую связанных с осуществлением культурной и научной деятельности в стране, о наиболее видных деятелях культуры, науки и искусства, а также о тех задачах, в соответствии с которыми велась вся культурная деятельность в СССР. Все эти источники помогли расширить наши представления о культурной жизни в стране в целом, и в каждом отдельно взятом направлении в частности.
Проблема становления и развития советской культуры находится в центре внимания многих отечественных исследователей, она освещалась в ряде индивидуальных и коллективных работ. В первую очередь, необходимо упомянуть работы тех исследователей, которые занимались изучением вопроса мобилизационного типа развития, характерного для нашей страны в названный период. Историк и политолог А. А. Галкин в своей статье «Общественный прогресс и мобилизационная модель развития» представил экономическую сторону такой модели развития общества, а также выделил ее основные позитивные и негативные черты. С. Н. Ушакова занималась изучением феномена социальной мобилизации, ее особенных черт, а также эффективности методов. В центре внимания Д. В. Гончарова находится политическая сторона мобилизационной модели развития, а именно система управления и успехи в ее функционировании. Достаточно емкое представление о мобилизационном типе развития российской цивилизации дают работы Н. М. Морозова и А. Г. Фонотова1. В этих работах дано обстоятельное описание сущности, целей, методов и результатов жизнедеятельности такой модели общественного развития, что позволяет сопоставить эти данные с результатами работы других исследователей и составить целостное представление о том, как развивалась страна в указанный период времени.
Среди фундаментальных обобщающих работ о советской культуре следует упомянуть труды академика М. П. Кима , М. Т. Иовчука и Л. Н. Когана , Ю. С. Рябцева . В них представлен анализ тех этапов, которые советская культура прошла с момента смены политического руководства страны в 1917 году, дана характеристика развития отдельных сторон духовной жизни, а также важнейших итогов всего культурного строительства в СССР, анализируются актуальные проблемы дальнейшего развития советской культуры.
При написании работы большое внимание уделялось нескольким сборникам статей, написанных крупными советскими учеными - культурологами, работниками АН СССР, вузов страны и т.д. В первую очередь, это сборник «Советская культура. История и современность» . В нем рассматриваются различные аспекты становления и развития советской культуры как нового социального феномена: вопросы культурного наследия, взаимосвязь между произошедшей революцией и культурным строительством, место духовной культуры в советском образе жизни, значение советского опыта преобразований в культуре и др. Наряду с теоретическими статьями в сборнике помещен ряд конкретно-исторических и историографических работ.
Во-вторых, нельзя не упомянуть еще один сборник - «Советская культура. 70 лет развития» . В этом содержательном труде всесторонне рассматриваются актуальные теоретические, конкретно-исторические, историографические и источниковедческие проблемы духовного развития советского общества в период от Октябрьской социалистической революции до 1987 года. Изменения, которые произошли в культурной жизни страны с началом Великой Отечественной войны подробно описаны в сборнике статей «Советская культура в годы Великой Отечественной войны» .
Множество работ отечественных исследователей посвящены не только процессу развития духовной культуры в целом, но и отдельным сторонам духовной культуры - народному образованию, печати, кино, радио и телевидению, театру, изобразительному и музыкальному искусству и т.д. В работах К. Т. Галкина и Н. А. Константинова «Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР»1, Д. Ю. Элькиной «На культурном фронте. Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности» детально изучено положение дел в сфере народного образования, распространения грамоты среди населения страны. Работа М. С. Бастраковой дает материал о развитии науки в указанный период времени, сборник документов и материалов, составленный Л. С. Климановой - о печати, радиовещании и телевидении, а совместная работа А. Грошева, С. Гинзбурга и Н. Лебедева - о состоянии советского кино.
Немало статей о различных сторонах духовной культуры СССР можно найти в сети Интернет, и они также были широко использованы при написании бакалаврской работы. Примером могут служить статьи о распространении научных знаний , о советском кинематографе и развитии звукового кино , о театральном искусстве в стране , о распространении музыкального творчества и многие другие. При изучении данного материала были сделаны выводы о неоднозначности развития советской культуры в 1917¬1925 гг.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении обоснованы объект, предмет, хронологические рамки, задачи и поставлена цель изучения советской культуры в первой половине XX века, показана актуальность изучения темы, а также дан анализ основных источников и литературы, использованных при написании работы.
В первой главе «Советская культура на начальном этапе развития (1917-1925 гг.)» проанализированы основные черты развития культурной жизни в стране в первые годы после установления советской власти. В первом параграфе этой главы проведен анализ мобилизационной модели развития общества и определены ее характерные черты. Во втором параграфе дан обзор развитию советской культуры в 1917-1925 гг., выявлены основные направления культурной политики и ее результаты на данном этапе.
Вторая глава «Советская культура в период нахождения у власти И. В. Сталина (1925-1953 гг.)» характеризует изменения, произошедшие в духовной сфере советского общества. В первом параграфе анализируется, каким образом изменилась культурная жизнь в стране в годы наибольшего усиления власти И. В. Сталина (1925-1941 гг.). Второй параграф отражает наиболее яркие черты развития советской культуры в годы Великой Отечественной войны. В третьем параграфе анализируется, какие изменения произошли в развитии культуры в послевоенный период (1945-1953 гг.).
В заключении констатируются основные итоги исследовательской работы, и оценивается весь указанный период развития советской культуры.
После победы Октябрьской революции для нашей страны начался совершенно новый этап в развитии, и правительство сразу же перешло к осуществлению широких преобразований в области культуры. Можно сказать, что культура выступает как своеобразный и наиболее яркий, зримый, поддающийся непосредственному анализу и измерению индикатор образа жизни. По степени развития культуры мы нередко судим о тех или иных сторонах жизни в данном обществе.
Начатые под руководством В. И. Ленина культурные преобразования уже в первые послереволюционные годы принесли много нового в духовную жизнь общества. А. В. Луначарский, подводя итоги развития советской культуры за семь лет после Октября, подчеркивал, что эти годы «...богаты огромными достижениями не только в области чисто политической и социальной, но и в области культурной»1. Во всех концах советской России, отмечал Анатолий Васильевич, развернулась «широчайшая культурная работа, направленная на просвещение народных масс, повышение их духовного уровня, сознательности, привлечение трудящихся к активному участию в культурном строительстве» .
После установления новой власти в стране были созданы единые государственные органы управления искусством, образованием, наукой, государство провело широкую национализацию учреждений культуры и художественных ценностей: театров, музеев, императорских дворцов и дворянских усадеб, частных коллекций и т.д. В 1920-е гг. политика партии в области художественной культуры допускала значительную свободу для различных видов творчества. Это позволило одновременно существовать таким разным художественным объединениям, как Пролеткульт, ЛЕФ, АХРР, ОСТ, ОМХ, «4 искусства» и многим другим.
В этот период отечественная культура, опираясь и на наследие «серебряного века», смогла добиться новых выдающихся успехов. По инициативе В. И. Ленина был разработан план монументальной пропаганды, к осуществлению которого были привлечены многие видные мастера скульптуры. Основным художественным направлением в советской архитектуре того времени стал конструктивизм. Имена таких мастеров, как К. С. Мельников, братья Веснины, А. В. Щусев, были хорошо знакомы и узнаваемы не только в СССР, но и за рубежом. В то же время больших успехов добился советский кинематограф. Режиссер С. М. Эйзенштейн снял фильм, внесший значительный вклад в фонд мирового кино - «Броненосец «Потемкин»». В эти же годы в области театрального искусства плодотворно работал В. Э. Мейерхольд.
После 1925 года в культурной жизни страны произошли заметные изменения. Культурная политика изменилась, был усилен партийно-государственный контроль над многими сторонами духовной жизни. Многие художественные объединения были распущены, а им на смену пришли единые творческие союзы - писателей, художников, композиторов, архитекторов. В 1934 году начал свою работу Первый всесоюзный съезд советских писателей, где основным творческим методом изображения действительности был объявлен социалистический реализм. Этот метод предписывал художникам содержание произведений искусства и творческие принципы. В литературе значительно возросло значение исторического романа.
Не вызывают сомнения и значительные успехи в развитии образования, науки, искусства в стране. В этот период в СССР было введено всеобщее обязательное образование (начальное, а потом и семилетнее). Коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, первые стройки отражались и переживались в общественном сознании очень эмоционально. Перед художниками появилась массовая аудитория слушателей, зрителей, читателей. Театры, художественные музеи, концертные залы посещались огромным количеством людей. Широкое развитие получила киносеть, большими тиражами издавались книги, открывались библиотеки. Как мы видим, советское общество достигло больших успехов в своем культурном росте.
Но вскоре серьезный ущерб советской культуре был нанесен начавшейся Великой Отечественной войной, во время которой были разграблены или уничтожены многие культурные ценности. Вместе с тем, в годы войны появилось немало произведений искусства, посвященных героической борьбе советского народа за свою страну. Война, вызвавшая огромный патриотический подъем русского народа, с особой силой отразилась в поэзии и песне. Лирика А. Твардовского, Б. Пастернака, А. Ахматовой, К. Симонова, песня В. Лебедева-Кумача «Священная война» прочно вошли в историю художественной культуры этого периода. И, хотя культурному богатству СССР был нанесен заметный ущерб, советская культура продолжала развиваться и поддерживать людей в нелегкое время.
В послевоенное время культурная жизнь в стране продолжала активно развиваться. Многие созданные в то время произведения до сих пор любимы публикой и пользуются большой популярностью. В целом, советская культура этого периода утвердила себя, как важнейшая часть мировой культуры, значимость достижений которой сопоставима с великими творениями художественной литературы, музыкального и изобразительного искусства.
В заключение следует подчеркнуть, что культурные достижения СССР в период после Октябрьской революции и до смерти И. В. Сталина являются неотъемлемой частью нашей отечественной истории, и их вклад в развитие страны на данном этапе остается несомненным.
1. XII съезд РКП(б) 17-25 апреля 1923 г. Стенографический отчет [Электронный ресурс] // М., 1923. - URL: http://www.hrono.ru/libris/stalin/5-2.html (дата обращения: 30.03.2017).
2. XIII съезд РКП(б) 23-31 мая 1924 г. Организационный отчет ЦК [Электронный ресурс] // URL: http://www.hrono.ru/libris/stalin/6-2.html (дата обращения: 31.03.2017).
3. Д. Д. Шостакович о времени и о себе. 1926-1975 : сборник / сост. М. Яковлев. - М. : Сов. композитор, 1980. - 374 с.
4. Декларация прав народов России [Электронный ресурс] // Декреты Советской власти. T.I. - М. : Гос. изд-во полит, литературы, 1957. - С. 39 - 41. - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/peoples.htm (дата обращения: 17.03.2017).
5. Декрет «О печати» [Электронный ресурс] // Декреты Советской власти. T.I.
- М. : Гос. изд-во полит. литературы, 1957. - URL:
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/press.htm (дата обращения: 26.03.2017).
6. Декрет ВЦИК Советов «О единой трудовой школе РСФСР» (Положение) [Электронный ресурс] // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917 — 1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1942. - С. 1026 - 1030. - URL: http://istmat.info/node/31601 (дата обращения: 19.03.2017).
7. Декрет «О государственном издательстве» [Электронный ресурс] // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1942. - С. 221 - 222. URL: http://istmat.info/node/28307 (дата обращения: 26.03.2017).
8. Декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» [Электронный ресурс] // URL: http://www.rusarchives.ru/projects/statehood/08-41-dekret- bezgramotnost-1918.shtml (дата обращения: 17.03.2017).
9. Декрет СНК «О мобилизации грамотных и организации пропаганды советского строя» [Электронный ресурс] // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917 — 1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1942. С. 1324- 1325. - URL: http://istmat.info/node/31995 (дата обращения: 26.03.2017).
10. Декрет СНК «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» [Электронный ресурс] // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917— 1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1942. С. 1008 - 1009. - URL: http://istmat.info/node/31571 (дата обращения: 27.03.2017).
11. Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»
[Электронный ресурс] // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ). - 1917. - №18. - ст. 263. - URL:
http://constitution.garant.ru/history/actl600-1918/5325/ (дата обращения: 19.03.2017).
12. Декрет СНК об объединении театрального дела [Электронный ресурс] //
URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-massovyh-prazdnestvah/dekret-soveta-narodnyh-
komissarov-ob-obedinenii-teatralnogo-dela (дата обращения: 27.03.2017).
13. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании : сборник документов за 1917 - 1947 гг. - М., Л. : Издательство Акад. пед. наук РСФСР, 1947. - Вып. 2. - 302 с.
14. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании : сборник документов за 1917-1947 гг. / сост. Н. И. Болдырев. - М., Л. : Изд- во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. - Вып. 1. - С. 98.
15. Из протокола внеочередного расширенного заседания президиума Академии наук СССР от 23 июня 1941 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.lebedev.ru/ru/site-media/media- video/video/30.html?start=12 (дата обращения: 26.04.2017)...110