Введение 5
ГЛАВА I. «Поворот к Азии» США: цели, причины. Двусторонние отношения
США со странами АТР 10
1.1 Администрация президента Б. Обамы: взаимоотношения со странами
АТР 11
1.2 Администрация президента Дональда Трампа: взаимоотношения со
странами АТР 21
1.2.1 Отношения США с Китаем в период 2016-2020 гг 22
ГЛАВА II. Отношения США с Японией в период 2008-2020 гг.
Транстихоакеанское партнёрство 29
2.1 Американско-японские отношения в период 2008-2016 гг 29
2.1.1 Транстихоокенское партнерство в период администрации Б. Обамы:
цели 35
2.2 Американо-японские отношения в период 2016-2020 гг 36
2.2.1 Транстихоокеанское партнерство при администрации Дональда
Трампа 36
ГЛАВА III. США и Индия в период 2008-2020 гг 45
3.1 Отношения США с Индией в 2008-2016 гг.: стратегическое партнерство 45
3.2 Американо-индийские отношения в период администрации Дональда
Трампа 51
Заключение 59
Библиографический список 62
Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) - понятие широкое. Как подсказывает название региона, она охватывает страны по обе стороны Тихого океана. Однозначного определения рамок этого региона не существует, так как географически понятие Азиатско -тихоокеанского региона охватывает территории, слишком большие для того, чтобы их совокупность назвать регионом в традиционном понимании этого термина. Скорее, речь идет об уровне супер-региона, объединяющего несколько регионов по обе стороны Тихого океана. Так в широком смысле АТР может включать в себя Северо-Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Австралию и Океанию, Дальний Восток России, Северную Америку (прежде всего США), тихоокеанские страны Латинской Америки и иногда Южную Азию (в первую очередь Индия). Важнейшим интеграционным объединением региона является Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).
Последняя треть прошлого столетия в политике известна тем, что центр мировой деловой активности плавно переместился в АТР. Вместе с Японией внушительных успехов в экономике достигли Австралия, Китайская Народная Республика, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, Тайвань и др.
В осенний период 2011 года, когда администрация американского президента сделала определенные заявления, осуществила действия, связанные с возрастанием значения США в АТР, было провозглашено о том, что для Штатов регион имеет первостепенное значение. Внешняя политика администрации Буша характеризовалась тесной связью с ближневосточными делами. Этим объяснялось то, что внешнеполитические приоритеты переместились в Восточную и Юго-Восточную Азию. В частности, в то время речь шла о противодействии терроризму в Афганистане и Ираке. В связи с этим, Республиканская партия ослабела вследствие общественного отголоска в государстве.
Период особых экономических успехов государств, экспортирующих нефть, наблюдался в течение первого 10-летия 21 столетия . Невиданными темпами экономического развития характеризовался ряд стран. Речь идет о Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах. С партнерами из Ближнего Востока Штаты стремились теснее взаимодействовать. Это обосновывалось совпадением с общим военным направлением, противодействующим террору. Присутствие Штатов на Ближнем Востоке было необходимым. Этому способствовало наличие местных автократических режимов, характеризующихся
непредсказуемостью. Также это было связано с тоталитарными
террористическими сектами.
Актуальность работы:
Азиатско-тихоокеанский регион имеет огромное значение для Соединенных Штатов Америки. Хотелось бы сказать, что это все началось после холодной войны, а именно после перехода на «многополярный мир». Для того, чтобы оставаться лидером и поддерживать баланс в АТР, Америка поддерживает торговлю с данным одним из динамично развивающихся регионов, заключая договоры со странами Азиатско-тихоокеанского региона. В XXI веке политика Штатов стала более многосторонней, используя соглашения, таким образом подстраиваясь под новые правила, диктуемые многополярным миром. Политика Соединенных Штатов по отношению к странам региона во многом представляют положительные стороны, например, распространение демократии и прав человека, предотвращение ОМП, также торговые отношения (свобода доступа к морям, к местным рынкам). Но также, присутствуют и отрицательные, например, отношения США с Китаем не такие плохие, но имеются расхождения. Данные страны борются за баланс сил в Азиатско-тихоокеанском регионе, так как Америка поддерживает возможных союзников Китая (Индия, Япония).
Объектом исследования являются отношения США со странами АТР при администрации Обамы и Трампа.
Предметом исследования являются последствия «поворота к Азии» для последующей внешней политики США.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса политики США в АТР в 2008-2020 гг.
К задачам данной работы относятся описание сущность «поворота к Азии», его причины, отношения США со странами АТР; изучение отношения США с Японией в период 2008-2020 гг.; транстихоокеанское партнерство; рассмотрение взаимоотношения США и Индии в период 2008¬2020 гг.
В методологическом плане в работе использовались исторический метод, сравнительно-исторический метод. Исторический метод помог проследить взаимоотношения США со странами АТР (Китай, Япония, Индия). Сравнительно-исторический подход позволил поэтапно описать изменение в отношениях США и стран АТР, опираясь на изменения факторов, вызовов и угроз, а также увидеть и описать различия и сходства президентов Соединенных Штатов Америки по вопросу транстихоокенаского партнерства.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2008 года по 2020 год. Обусловлены такие хронологические рамки необходимостью комплексного рассмотрения подхода двух администраций страны (администрации Б. Обамы 2008-2016 гг. и администрации Д. Трампа 2016¬2020 гг.).
Обзор использованных источников и литературы
Хотелось бы отметить, что данная тема не полноценно освещена в отечественной литературе, поэтому в основном использовались зарубежные источники и литература.
Источники можно разделить на две группы.
К первой группе относятся Стратегия национальная безопасности США 2010 года и 2017 года.
Ко второй группе относятся заявления официальных лиц и представителей правительств СМИ и тд. Таковы являлись Барак Обама (44-й президент США) , , Дональд Трамп (45-й президент США) , Премьер- министр Вэнь Цзябао и тд, а также интернет-сайты Policy Forum , NewsWeek , New Yorker и тд.
Для первой главы данной работы в основном использовалась отечественная литература. Хотелось бы назвать в первую очередь Н. И. Бубновой «Долгие раздумья» о политике Барака Обамы: о книге Дерека Шолле «Долгая игра», Лукина А. Л. «Между Вашингтоном и Пекином: что ждет азиатско-тихоокеанские альянсы США?» и работу Лексютиной Я. В. «Актуальные проблемы американо-китайских отношений», которые содержат полезную информацию о политики президентов в данном регионе по отношению к Китаю.
Для второй главы использовалась, как и отечественная, так и зарубежная литература. В основном хотелось бы выделить Добринскую О.А. «Внешняя политика Б. Обамы: новая страница японо-американских отношений» , в работе которой были найдены все нюансы отношений США и Японии при администрации Б. Обамы, а также работу автора Демчук Ф. Г. «Трамп и Япония: новый тихоокеанский поворот? Итоги политики Д. Трампа в Японии» , который подробно описал взаимоотношения администрации Трампа с Японией, что было полезно для написания данной работы. Также, стоит отметить работу американского политика Джона Болтона и его мемуары «The Room Where It Happened» , в которой находятся полезные высказывания о политики Д. Трампа в Японии.
Для третьей и заключительный главы хотелось бы выделить такие работы, как «Личность президента как фактор формирования внешнеполитической повестки дня США: некоторые итоги президентства Б. Обамы» Касаткина П. И. , и «Индо-Тихоокеанское геостратегическое пространство во внешнеполитическом дискурсе Индии и США» Старкина С. В. , которые подробно описали проблемы и между взаимоотношениями Индия, США, а также Китая.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
«Поворот» политики США к Азиатско-Тихоокеанскому региону воспринимался в качестве долгосрочного стратегического тренда в американской внешнеполитической сфере. Данный поворот был обусловлен как приоритетными возможностями и угрозами, существующими для США, так и необходимостью остановить фокус внимание на определенном регионе, ведь ресурсов для присутствия во всех регионах недостаточно.
Нацеленность США на данный регион выступает в качестве побочного эффекта, который обусловлен процессом минимизации стратегии глобального присутствия, которая доминировала ранее. Одновременно с этим стоит учитывать, что сокращается численность и география американского военного присутствия в других странах, а также уменьшаются обязательства США по поддержанию безопасности в отдельных регионах. Например, в статье под названием «Тихоокеанский век Америки», которую написала Клинтон Х., отмечается, что чрезмерную концентрацию сил США на территории Ближневосточного региона стоит прекратить. Естественно, «арабская весна», которая началась после этого, во многом скорректировала данные планы, однако на стратегическом уровне они не изменились.
Нацеленность на АТР также тесно и гармонично связана с общей тенденцией видоизменения оборонной и внешней политики Вашингтона. В тексте «Стратегического руководства по оборонной политике» от 2012 г. говорится о том, что именно территория АТР - это приоритетное и наиболее значимое направление региональной политики. При этом основным оппонентом, на потенциал которого следует обращать пристальное внимание в военной, политической и стратегической сфере, выступает уже не РФ, а КНР. Развитие азиатского региона (в первую очередь - Китая), а также связанные с этим вопросы нацбезопасности, называются в документе вторым главным вызовом после международного терроризма. На первых страницах Руководства отмечается, что следует видоизменить баланс глобального присутствия военных сил Америки в сторону АТР. Одновременно с этим главным вызовом считается военное и политическое усиление Пекина.
Весьма занимательным был «Поворот к Азии» от администрации Обамы. Данный процесс был нацелен на обновление внешней политики для того, чтобы она была актуальной. Это также подтверждает и то, что ЕС больше не является приоритетной геополитической целью присутствия США. Следовательно, смешение внимание Вашингтона, которое началось в 90-е года, перенеслось на Восток, продолжилось в 2010-х годах в Азии. Европа вслед за США стала уделять внимание Азии, но в отличие от Америки - в экономической сфере. Так подчеркивалась разница военных и политических интересов союзников по НАТО в Азиатском регионе. Например, у США есть дипломатические и военные обязательства перед союзниками, которые следует выполнять, учитывая стремительное развитие КНР, тогда как у ЕС таковых нет.
Нацеленность на АТР, стремительное развитие Транстихоокеанского партнерства существенно повлияло на развитие партнерства по НАТО, которое начало формироваться в 2013 г. Трансатлантическое партнерство теперь было проще лоббировать в Америке, поскольку экономические, политические факторы приводили к усилению экономических связей с Европой.
Возможное создание зон со свободной торговлей между двумя крупнейшими торговыми партнерами КНР, также должно было подтолкнуть Пекин к формированию созданию таких зон на территории своего региона. Стоит отметить, что подобным проектом стала Азиатско-тихоокеанскую зона свободной торговли, которую начали активно развивать еще в 2014 г.
Если обращаться ко времени президентства Трампа, то следует отметить, что для него наиболее значимой сферой была борьбе с терроризмом, причем не только как вопрос нацбезопасности, но и в качестве опоры на свою базу поддержки, а также как средоточие своей внешней политики. Таким образом, государствам АТР предоставляется фактическая возможность выстроить доверительные и взаимовыгодные отношения с Америкой.
За последние два десятилетия американские программы либо рассматривали региональную безопасность через призму событий после 11 сентября, с прицелом на Афганистан, либо преследовали цели, связанные с экономическим развитием. Обеспечение безопасности государственной границы, борьба с массовым распространением оружия или ядерных материалов, а также военная подготовка - все это общие темы, как и специальные программы развития, которые крайне важны для правительств принимающих государств. Региональный экспорт нефти и газа также был в центре внимания правительства США, хотя участие Вашингтона в основном ограничивалось продвижением диверсификации экспортных маршрутов.
1. Братерский М. В., Роуз К.Б., Щербинина Ю.В., Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Сб. научных трудов. — М., 2014. — № 1. — С. 78.
2. Болдырев В. Е., Политика США в АТР при Д. Трампе: системные условия и возможные перспективы. С - 1.
3. Бубнова Н. И., "Долгие раздумья" о политике Барака Обамы: о книге Дерека Шолле "Долгая игра" // Мировая экономика и международные отношения. — 2018. — Т. 62, № 3. — С. 119-125.
4. Волошина А. В., Китай в "тихоокеанском повороте" США // Проблемы Дальнего Востока. — 2019. — № 2. — С. 43-50.
5. Демчук Ф. Г., Трамп и Япония: новый тихоокеанский поворот? Итоги политики Д. Трампа в Японии. — 2021. — № 1. — С. 70-83.
6. Добринская О.А., Внешняя политика Б. Обамы: новая страница японо - американских отношений. — М., 2010. — С. 22.
7. Зуев А. Д., Трансатлантическая солидарность США-ЕС и России // Международная экономика. — 2019. — № 5. — С. 69-80.
8. Канаев Е. А., АСЕАН - КНР: Новая парадигма отношений в сфере безопасности // Проблемы национальной безопасности во внешней политике Китая. - М., —2016. - С. 107-121.
9. Касаткин П. И., Личность президента как фактор формирования
внешнеполитической повестки дня США: некоторые итоги
президентства Б. Обамы // Полис: Политические исследования. — 2017. — № 1. — С. 125-135.
10. Караганов С., От поворота на Восток к Большой Евразии // Международная жизнь. — 2017. — № 5. — С. 6-18.
11. Костюнина Г. АТЭС: Институциональная структура, направления деятельности и достижения. — М., 2019. — № 10. — С. 33-46.
12. Локшин Г.М., АСЕАН+3 и курс на Восточно -Азиатское сообщество // АСЕАН в начале XXI века: Актуальные проблемы и перспективы. — М.: Форум, 2016. — С. 267—287.
13. Лукин А. Л., Между Вашингтоном и Пекином: что ждет азиатско- тихоокеанские альянсы США? // Мировая экономика и международные отношения. — 2017. — № 4. — С. 5-15.
14. Лексютина Я. В., Актуальные проблемы американо-китайских
отношений — Санкт-Петербург: СПбГУ — 2011. С. 54 - 108.
15. Мирзаян Г., Пробуждение силы. — 2017. — № 4. — С. 13-17...59